Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОГОЛЮБОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОГОЛЮБОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГИ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL EDUCATION / MULTISTRUCTURE ECONOMY / GOVERNANCE MODEL / BUDGET / INTER-BUDGET RELATIONS / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веденеева Е.А., Шаханов В.В.

в статье рассматриваются проблемы местного самоуправления, как в целом, так и на примере муниципального образования Боголюбовское сельское поселение, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веденеева Е.А., Шаханов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING LOCAL SELF-GOVERNMENT ON THE EXAMPLE OF THE ADMINISTRATION OF THE MUNICIPALITY "BOGOLYUBOV RURAL SETTLEMENT"

the article considers the problems of local self-government both in general, and on the example of the municipality Bogolyubovsky rural settlement, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОГОЛЮБОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"»

УДК352.075

Веденеева Е.А. студент магистратуры факультет управления научный руководитель: Шаханов В.В., к.ю.н, доцент кафедры теории и истории государства и права

Владимирский филиал РАНХиГС Россия, г. Владимир

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БОГОЛЮБОВСКОЕ

СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»

Аннотация - в статье рассматриваются проблемы местного самоуправления, как в целом, так и на примере муниципального образования Боголюбовское сельское поселение, а также пути их решения.

Ключевые слова - местное самоуправление, муниципальное образование, многоукладная экономика, модель управления, бюджет, межбюджетные отношения, налоги.

Vedeneeva E.A. postgraduate student of the Management Faculty academic supervisor: Shakhanov V. V., Candidate of Legal Sciences Associate Professor of the Department of Theory and History

of the State and Law Vladimir Branch of RANEPA Russia, Vladimir

PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING LOCAL SELF-GOVERNMENT ON THE EXAMPLE OF THE ADMINISTRATION OF THE MUNICIPALITY «BOGOLYUBOV RURAL SETTLEMENT»

Annotation - the article considers the problems of local self-government both in general, and on the example of the municipality Bogolyubovsky rural settlement, as well as ways to solve them.

Key words - local self-government, municipal education, multi-structure economy, governance model, budget, inter-budget relations, taxes.

Для того чтобы применить правильную концепцию в системе местного самоуправления, необходимо выявить основные проблемы существующие на данной территории, сразу отбросим в сторону региональные особенности и относящиеся к ним природно-климатические условия. Здесь нет ничего не обычного, так как Владимирская область, к которой принадлежит поселок Боголюбово, находится в зоне благоприятных климатических условий, и все же проблемы есть.

В рамках единого дня голосования, который проводился 09 сентября 2019 года, был проведен социальный опрос жителей поселка. Исходя из результатов данного исследования можно обозначить первую проблему-вопрос: Как органы местного самоуправления влияют на развитие экономики и территорий?

К Владимирской области, как к региону, теоретически применим термин многоукладной экономики, данный вывод является следствием наличия огромного количества аграрных площадей, благоприятных условий способствующих для развития сельского хозяйства. Суть проблемы в недостаточном развитии органов местного самоуправления в данной области, полном отсутствии грамотных специалистов в секторе сельского хозяйства.

Рассмотрим факторы, формирующие условия для ведения правильной аграрной политики:

1. Создание благоприятной среды (для ее создания важно заручится политической, административной, информационной, инновационной, а главное финансовой поддержкой)

2. Подготовительные работы (подготовка кадров, политика обеспечения доступа к рынкам сбыта, защита прав собственности)

3. Основные работы (расширение рынка сбыта, развитие аграрной науки)

4. Строительство новых объектов

5. Обеспечение стабильности в работе

При проведении анализа, можно увидеть, что данные факторы -условия не соблюдаются. Органы местного самоуправления не выполняют свои функции в полном объеме.

Решение масштабных и жизненно важных для современного российского общества задач во многом зависит от эффективности функционирования государственных и муниципальных органов как связующего звена между социумом и государством.1 Подготовка грамотных кадров является одним из главных факторов повышения эффективности муниципального управления. Ведь отсутствие обучения профессиональным компетенциям в данной области приводит к воспитанию управленцев низкого качества и как следствие к развалу института власти.

Особо важную роль профессиональный кадровый состав имеет в системе муниципального управления.2 Формирование карового состава для муниципального управления в первую очередь нацелено, на эффективное развитие муниципального образования.

И здесь снова появляется проблема в проблеме. Руководители структурных подразделений органов МСУ не стремятся использовать

1 Запольнова Л.А. Муниципальная служба как инструмент повышенной эффективности муниципального управления // Ученые записки. - 2019. - №1(29). - С.20.

2 Запольнова Л.А. Механизмы организационного обеспечения муниципального управления // Ученые записки. - 2019. - №2(30). - С.8.

кадровый потенциал с учетом полученных в ходе обучения знаний и профессиональных компетенций, а сами муниципальные служащие не желают или не считают нужным доводить до коллег полученные в ходе обучения знания.3 Почему же это происходит? Во-первых, нет вакантных должностей, во-вторых нет карьерного роста на муниципальных должностях, нет стремления к развитию.

Вернемся опять к аграрной политике, так как рассматриваем ее на примере М/О Боголюбовское сельское поселение

Государство делает все, для того чтобы агробизнес в нашей стране развивался, это касается прежде всего подготовки кадров на базе центра занятости. Федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса в сельскохозяйственной сфере, гранты, кредиты с пониженной процентной ставкой и многое другое, но есть один большой минус - это сложности в сбыте готовой продукции.

Здесь особо важную роль играют условия хозяйствования, именно они указывают на уровень развития местного самоуправления. Если рассмотреть цепочку причин и связей, это будет выглядеть так: государственное управление - местное самоуправление со своей многоукладной экономикой - формирование сильных условий хозяйствования, основанных на укреплении экономической базы сельского поселения, также с привлечением населения - формирование нового гражданского общества с развитой экономикой в нужном русле - развитие сельских территорий.

И вот на этом этапе возникает вопрос: « Чем же так важна роль местного самоуправления?» и ответ лежит на поверхности - местное самоуправления является фундаментом для всей нашей страны, и именно от местного самоуправления зависит будущее России, и именно поэтому местное самоуправление должно проходить качественно, и максимально открыто.

Проведенный опрос населения на территории М/О Боголюбовское сельское поселение дает нам право утверждать, что организацию местного управления, связывают только с решением социальных проблем, но это не так вопросы местного значения касаются не только населения, но и связаны напрямую с экономикой страны в целом.

Проведем оценку состояния местного самоуправления на примере М/О Боголюбовское сельское поселение.

Что такое местное самоуправление? Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации. Самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы

3 Щурилов А.В. Необходимость профессионального развития муниципальных служащих // Ученые записки. - 2019. - №2(30). - С.52.

местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов

" 4

населения с учетом исторических и иных местных традиции.4

Чтобы осуществлять власть, народ должен иметь финансовые возможности, но как показывает опыт, доход местного бюджета ничтожно мал.

Из чего же состоит местный бюджет:

1 .Налоговые доходы от местных налогов - земельный налог и налог на имущество физических лиц (в бюджет зачисляется, как правило, 100% налога)

2.Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов - налог на доходы физических лиц (10 %) и единый сельскохозяйственный налог (30%)

3.Доходы от собственной хозяйственной деятельности

Рассмотрим на примере доходную часть бюджета М/О Боголюбовское

сельское поселение на 2018 год.

1. Налог на доходы физических лиц - 2960,00 тыс. рублей

2. Единый сельскохозяйственный налог - 250,00 тыс. рублей

3. Налог на имущество физических лиц, земельный налог с организаций и физических лиц - 18500,00 тыс. рублей

4. Государственная пошлина - 48,00 тыс. рублей

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 2939,30 тыс. рублей

6. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (выручка ДК, доходы поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества поселений) -724,30 тыс. рублей.

7. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов -1518,40 тыс. рублей.

8. Административные платежи - 30.00 тыс. рублей

9. Штрафы, санкции, возмещение ущерба - 38,00 тыс. рублей.

Итого налоговых и неналоговых доходов - 27008,00 тыс. рублей.

Это касается доходов местного бюджета, которые он зарабатывает своими силами. Но на осуществление грамотного управления, далее наблюдается экономический рост, повышение конкурентоспособности поселения и наступает устойчивое развитие муниципального образования, этих собственных, финансовых ресурсов мало

Чтобы обеспечить муниципальное образование финансовой самостоятельностью, по общепризнанным нормативам согласно ст. 12 Конституции РФ доля доходов должна составлять порядка 75 %, а на самом деле показатели ниже в десятки раз, и опять на помощь приходит

4 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

государство, и начинает вливать в муниципальное образование финансовые ресурсы по статьям:

1. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: дотации, субсидии, субвенции, прочие межбюджетные трансферты передаваемые бюджетам сельских поселений - 12188,30 тыс. рублей

Для того чтобы увидеть полноценную картину финансового состояния муниципального образования рассмотрим статьи расходов:

1. Непрограммные расходы иных муниципальных органов исполнительной власти (расходы по оплате труда для работников муниципальных органов) - 1758,1 тыс. рублей

2. Резервный фонд администрации (на случай ЧС) - 20,0 тыс. рублей

3. Прочие общегосударственные расходы (закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд) - 1463,5 тыс. рублей

4. Национальная оборона - 243,2 тыс. рублей

5. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность -1,4 тыс. рублей

6. Защита населения и территории от ЧС природного и техногенного характера - 7,9 тыс. рублей

7. Национальная экономика (водное хозяйство) - 273,7 тыс. рублей

8. Жилищно-коммунальное хозяйство - 8261,6 тыс. рублей

9. Культура и кинематография (строительство ДК в пос. Боголюбово работнику ДК) - 12846,5 тыс. рублей

10. Социальная политика - 121,2 тыс. рублей

Итого расходная часть бюджета М/О Боголюбовское сельское поселение равна -24997,1 тыс. рублей.

Результаты предоставлены за девять месяцев, и поэтому мы не можем наблюдать всю целостность картины, но уже можно сказать, что новый закон не только не работает, но и способствует ухудшению состоянию социальной сферы. Местная власть не обладает необходимой самостоятельностью бюджета. Исходя из наших доводов, убедительно свидетельствующих о том, что в России нет института местного самоуправления, следовательно, пока общественно-экономические отношения не будут изменены в необходимом направлении, сельские территории России не будут развиваться, и развитие сельских поселений будут на низком уровне

Что же препятствует развитию местного самоуправления?

Россия является демократичной страной, и руководство понимает, что местное самоуправление играет очень важную роль. Три принятые в канун президентских выборов закона о местном самоуправлении на самом деле ни чего не поменяли в системе. Рассмотрев модель, которая была взята за основу ФЗ № 131, можно увидеть ошибочность идеологии заложенной в ее основу: не надо делить бюджет, а нужно его преумножать! Данная модель не эффективна, так как не содержит потенциала развития.

Не смотря на то, что для развития сельских территорий было осуществлено немало программ, мероприятий на разных уровнях, развитие местного самоуправления остается одной из главных и не решенных проблем. Даже если сознательные управленцы на селе и пытаются вытянуть свои территории, то чиновники федерального уровня, желая не потерять свою власть, и не растратить ресурсы собственноручно тормозят развитие местного самоуправления. Сейчас в самом разгаре кризиса местные управленцы несут убытки, хотя механизмы преодоления кризиса, инструменты антикризисного развития сельских поселений известны, но не применяются по определенным причинам указанным выше.

Какие же перспективы развития местного самоуправления нас ждут?

Путей развития местного самоуправление великое множество, и все они в основном основываются на пополнении местного бюджета. Как известно, местный бюджет можно пополнить только за счет налогов, вернее, за счет их увеличения. И вот тут мы можем нарушить саму модель, заложенную в систему местного самоуправления, нацеленную на гармонизацию интересов в системе отношений: население - государство -бизнес, поэтому необходимо решать актуальные проблемы не только на местном уровне, а в первую очередь на уровне федерации. Рассмотрим некоторые пути развития и совершенствования местного самоуправления:

1. Совпадение интересов всех уровней власти. Модель власти, применяемая в России в настоящее время, разделяет интересы управленцев различных уровней власти. Так как львиную долю бюджетов составляют налоги, то естественно чем выше уровень власти, тем за ним закреплены более надежные источники налоговых поступлений. Здесь принцип демократизации межбюджетных отношений не используется и в первую очередь страдает местное самоуправление. Образно говоря, каждая ветвь власти будь, то органы федерального, регионального или местного значения заинтересованы в своем процветании. Чтобы повысить эффективность межбюджетных отношений и привести в данном случае муниципальное образование к устойчивому развитию нужно объединить налоговые интересы всех уровней власти, так чтобы каждая ветвь была заинтересована друг в друге, чиновники высших уровней были заинтересованы в успехе чиновников более низких уровней власти и наоборот.

2. Демократия в межбюджетных отношениях. В доходы местных бюджетов формируются за счет собственных источников, и доля их составляет 75%, доля из бюджета РФ составляет 20%

3. Совершенствование налоговой системы. Так как экономика не должна стоять на месте, а должна постоянно развиваться, и в налоговую систему нужно вносить преобразования, например предложение о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, это когда люди с высокими доходами платят в бюджет весомые налоги, а средние слои и малообеспеченные платят меньше, либо совсем освобождаются от них. Основной принцип данного предложения - справедливость. Также основной проблемой является не компетентность налоговых работников, ну и

проведение усиленных работ по взиманию задолженности по налогам и сборам.

4. Систематизация функций местной власти. Упрощение структуры органов местного самоуправления.

5. Одноуровневое местное самоуправление. Двухуровневое местное самоуправление было введено Ф3-131, власть сосредоточена в районе и она малодоступна для сел. Район уже плохо просматривает все то, что делается в селах, поэтому данная система неприменима.

Использованные источники:

1. Барциц И.Н. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. - М.: Издательство РАГС, 2008.

2. Потапова Е. П. Проблемы государственной и муниципальной службы: «лакуны» инкапсулированной экономики и резервы совершенствования / Е. П. Потапова // Ученые записки. - 2018. - № 4 (28). - С. 47-50.

3. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д. Ю. креативные решения в стратегическом развитии региона // Регион: государственное и муниципальное управление. -2015. - № 1 (01).

4. Лапыгин Ю. Н., Тулинова Д. В. Методы раработки стратегий муниципальных образований // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 1. - с. 92 - 104. - ISSN 1726 - 1139.

5. Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2016.208 с.

6. Запольнова Л.А. Муниципальная служба как инструмент повышенной эффективности муниципального управления // Ученые записки. - 2019. -№1(29). - С.20.

7. Запольнова Л.А. Механизмы организационного обеспечения муниципального управления // Ученые записки. - 2019. - №2(30). - С.8.

8. Щурилов А.В. Необходимость профессионального развития муниципальных служащих // Ученые записки. - 2019. - №2(30). - С.52.

9. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.

10. Администрация муниципального образования Боголюбовское[Сайт].ШЬ: http: //mobo golubovo. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.