Научная статья на тему 'Проблемы и пути решения социализации учащихся "группы риска"'

Проблемы и пути решения социализации учащихся "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
795
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хребтова Елена Владимировна

В статье анализируются факторы социального риска и профилактическая работа, направленная на предупреждение дезадаптационных проявлений подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути решения социализации учащихся "группы риска"»

References

1. Crystal D, 1995, 2003. "The Cambridge Encyclopedia of the English Language". Cambridge University Press.

2. Collins English Dictionary. CED, 1986, 2003. Harper Collins.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» Хребтова Е.В.

Хребтова Елена Владимировна - социальный педагог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Платоновская СОШ, с. Платоновка, Рассказовский район, Тамбовская область

Аннотация: в статье анализируются факторы социального риска и профилактическая работа, направленная на предупреждение дезадаптационных проявлений подростка.

Ключевые слова: дети «группы риска», факторы социального риска, технология работы социального педагога с неблагополучными семьями.

Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени прибывают как бы в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи с их семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жесткое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию ребенка.

В связи с этим обратимся к относительно узкому, но, тем не менее, очень актуальному понятию дети «группы риска», обозначение которого имеет ярко выраженный социальных характер. Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков: социально-экономические факторы; медико-социальные факторы; социально-демографические; социально-психологические факторы.

Все это говорит о том, что первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психосоциальной и социально-педагогической адаптации детей и подростков.

Большое влияние на развитие и становление личности оказывает его семья. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Семья «группы риска» - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Работа с детьми группы риска должна строиться по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда должна предполагать два направления -оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому решением данной проблемы необходимо заняться специалистам по социальной педагогике для оказания необходимой поддержки и помощи.

Следовательно, одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не буду т достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказании социальной помощи и поддержки детям группы риска. Оказание помощи детям разными учреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение дезадаптационных проявлений. Поэтому задача семьи и социального учреждения помочь ребенку, подростку преодолеть негативные проявления.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. М., 1993.

2. Беличева С.А. // Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006.

3. Алексеева Л.С., Бобкова П.В., Бурлака Г.Ю. и др. Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. // Справочное пособие по социальной работе /. М.: Юность, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.