УДК 338.49 ГАМИДУЛЛАЕВ БУКАР НАГМЕТУЛЛАЕВИЧ
д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный
технически университет»Заслуженный машиностроитель РФ,
e-mail: [email protected]
АБДУЛЛАЕВА ТАМАРА КУРБАНОВНА
д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
е-mail: [email protected]
ГУСЕЙНОВ АБДУРАХМАН ГАДЖИЕВИЧ
к.э.н., заведующий кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА В РД
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование проблем и состояния развития экономики и менеджмента Республики Дагестан с целью поиска наиболее эффективных путей их роста. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления, а также материалы и программы регионального и федерального правительства. Результаты. Выявлены основные проблемы, и проведенный анализ большинства потенциальных источников республиканского бюджета позволил сформировать предложения и разработать модель важнейших направлений и других источников, позволяющую значительно увеличить доходную часть бюджета РД. Представлены также три блока предложений по эффективному развитию предприятий РД и ряд предложений по управлению. Представленный подход и комплекс представленных предложений как результат позволит значительно увеличить доходную часть бюджета республики и повысить эффективность всей системы управления. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться различными ведомствами, органами управления экономического блока правительства и другими ведомствами с целью пополнения доходной части бюджета республики и обеспечения эффективного управления социально-экономической системой. А также они могут быть использованы при разработке экономических правительственных программ стратегического развития субъекта. Выводы. Без сомнений, представленный подход и совокупность предлагаемых выше предложений позволит значительно улучшить социально-экономическое состояние республики и обеспечить достойное его дальнейшее развитие и эффективное управление. Ключевые слова: проблемы, развитие, доход, бюджет, эффективное управление, система.
GAMIDULLAEVBUKAR NAGMETULLAEVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of "Management" of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University" Distinguished Mechanical Engineer of the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
ABDULLAEVA TAMARA KURBANOVNA
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of "Management" of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",
e-mail: [email protected]
GUSEINOVABDURAKHMAN GADJIEVICH
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of "Management" of FSBEI of HE "Dagestan State University",
e-mail: [email protected]
PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching problems and the state of development of the economy and management of the Republic of Dagestan in order to find the most effective ways of their growth. The method or methodology of completing the study.
The study is based on the general scientific methodology that presumes using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are major works of domestic and foreign scientists on the issues of economics and management, as well as materials and programs of the regional and federal Government. The results. We have found the main problems, and the analysis performed of most of potential sources of the budget of the Republic allowed to formulate suggestions and develop a model of the most important areas of focus and other sources allowing to significantly expand the income part of the budget of the Republic of Dagestan. We have also shown three blocks of suggestions on an effective development of enterprises of the Republic of Dagestan, and a number of suggestions on management. The approach we have shown and the complex of suggestions made, as a result, will allow to significantly increase the income side of the budget of the Republic and improve the effectiveness of the whole system of management. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by different departments of the administrative authorities of the economic block of the government and other departments in order to replenish the income side of the budget of the Republic and ensure providing effective management of the social-economic system. They can also be used when developing economic governmental programs of strategic development of the entity. The conclusions. Without doubt, the approach suggested, and the aggregate of the suggestions made above will allow to significantly improve the social-economic state of the Republic, and to provide for its worthy further development and effective management.
Keywords: Problems, development, income, a budget, effective management, a system.
Проведенное исследование дает нам основание возможности увеличить доходы в бюджет РД, конечно, при реализации предлагаемых ниже модели потенциальных источников и механизмов ее обеспечения, преимущественно связанных с программой «Обеления экономики».
Скажем сразу, что состояние экономики РД, несмотря на многие основные показатели, характеризующие положительную динамику развития за последние годы, если исходить из реального потенциала республики, желает много лучшего. Конечно, это лучше, чем было, но хуже, чем надо.
Состояние экономики РД
Состояние экономики РД на 2016-2017 гг. мы будем рассматривать в 3 аспектах. Во-первых, положение дел в промышленном производстве как основной составляющей налогооблагаемой базы, а во-вторых, выявление потенциальных источников дохода республиканского бюджета и, в-третьих, проблемы и решения управления.
Аспект-1. Если исходить со слов тогдашних ответственных руководителей РД, мы находимся на подъеме и преодолели кризис. Действительно, если мы проанализируем абсолютные показатели ВРП республики, то обнаружим, что за последнее пятилетие этот показатель прирос более чем в два раза - 374,7 млрд руб. в 2012 г. до прогнозируемых 761 млрд руб. по результатам 2017 г. Но ситуация в удельных показателях выглядит жалкой: объем ВРП Дагестана в 2016 г. на душу населения был около 220 тыс. руб. или меньше в 2,5 раза, чем в среднем по России. Другими словами, проблема дагестанской экономики (как и всех республик СКФО) - системное отставание от социально-экономических показателей России, которое так и не удалось решить.
В 2016 г. социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан характеризуется, как и
в прошлые годы, ростом темпов большинства определяющих экономических показателей развития. В частности, прирост темпов составил:
- промышленного производства - 36,3%;
- продукции сельского хозяйства - 4,7%;
- инвестиций в основной капитал - 0,8%;
- выполненных работ по строительству - 4,0%;
- объема платных услуг населению - 1,6%;
- реальных располагаемых денежных доходов - 3,5%;
- налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан -17,5%;
- оборота розничной торговли - 1,9%.
За 8 месяцев 2017 г. социально-экономическая ситуация в Дагестане свидетельствует также о положительной динамике темпов основных экономических показателей. Прирост темпов составил:
- промышленного производства - 40,3% (рост - 4,0% от 2016 г.)
- продукции сельского хозяйства - 2,8% (снижение -1,9% от 2016 г.);
- выполненных работ по строительству - 3,5% (снижение - 0,5% от 2016 г.)
- оборота розничной торговли - 1,1% (снижение - 0,8% от 2016 г.)
- реальных располагаемых денежных доходов - 2,6% (снижение - 0,9% от 2016 г.);
- налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан -100,5% (снижение -17% от 2016 г.);
- инвестиций в основной капитал - 0,8%;
- объема платных услуг населению - 2,9% (рост - 1,3% от 2016 г.).
Как видим, кроме роста промышленного производства, достигнутого за счет предприятий ОПК, по всем остальным показателям имеется падение объемов производства, за исключением услуг.
По итогам 8 месяцев наиболее высокие показатели роста промышленного производства наблюдаются именно по предприятиям машиностроительного комплекса и преимущественно за счет государственного оборонного заказа, который по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос более чем в 2 раза:
- ОАО «Концерн КЭМЗ» в 2,2 раза;
- АО «Завод Дагдизель» в 8,7 раза;
- АО «Завод им. Гаджиева» в 1,5 раза.
Как видим, практически весь прирост промышленного производства достигнут именно за счет успешной деятельности предприятий машиностроения оборонно-промышленного комплекса. Но, как нам известно, к оборонно-промышленному комплексу в РД относятся 11 предприятий различных отраслей: авиационное машиностроение, производство средств связи, радиотехническая, электротехническая промышленность и др. Отрасль насчитывает более 30 действующих предприятий, но успешно работающих очень мало.
Если говорить об итогах 8 месяцев текущего года, объем производства импортозамещающей продукции в Дагестане составил 2,8 млрд руб. Обеспечили его опять же названные выше крупные оборонные предприятия.
Основные проблемы отраслей производства РД
Для большинства предприятий практически всех отраслей характерны следующее проблемы:
- высокая степень изношенности основных фондов;
- недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов;
- недостаток квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- отсутствие интереса у государства участвовать в развитии частных компаний без ее участия в уставном капитале.
Предложения по развитию предприятий РД (3 блока предложений)
Блок 1. Для эффективного функционирования предприятий в сложившихся условиях необходимо провести целенаправленную промышленную политику, направленную на реализацию конкурентных преимуществ нашего региона.
Приоритетными направлениями такой политики могут быть следующие:
- технологическая модернизация предприятий;
- разработка и внедрение новых конкурентоспособных изделий и технологий на основе НИОКР;
- создание индустриальных парков и технопарков;
- обеспечение кадрами необходимой компетенции и квалификации с системной переподготовкой и др.
Блок 2. Как известно, в рамках 9 основных приоритетных направлений развития промышленности и торговли РФ в республике Минпромом РД разработаны предложения по 4 приоритетным проектам, предусмотренным к реализации в 2017-2018 гг. преимущественно в машиностроительных отраслях:
- Проект-1. Развитие высококонкурентной авиационной промышленности;
- Проект-2. Развитие радиоэлектронной промышленности в РД;
- Проект-3. Развитие судостроения в РД;
- Проект-4. Расширение производства импортозамещающей продукции в гражданских отраслях промышленности в РД.
Полагаю, подход Минпрома РД правильный, если действительно удастся реализовать все эти направления.
Блок 3. Для обеспечения реализации первых 2 блоков необходимо:
а) Выработать четкую систему взаимодействия всех элементов, участвующих в системе управления, в целях достижения определенных задач.
б) Разработать адекватные механизмы обеспечения реализации представленных предложений.
Аспект-2. Модель потенциальных источников дохода в бюджет РД и некоторые механизмы ее обеспечения
Известно, что всегда при принятии бюджета Республики Дагестан имеют место большие споры по дополнительным источникам дохода бюджета. Однако сказать, каков реальный доходный потенциал РД, никто пока не может, а также насколько задействован имеющийся потенциал и т. д. А тот ежегодный рост в республике главных экономических показателей в пределах 5-6%, который рапортуется как большое достижение и горделиво сравнивается с экономическими показателями СКФО или по России, представляется нам, по крайней мере, недостаточно обоснованным. И не хотим признать, что мы отстаем в своем развитии намного, чем в целом по России.
Нам представляется, что использование того реально имеющегося у нас потенциала нашего региона должно обеспечить, по предварительным расчетам, рост показателей не на 5-6% ежегодно как было, а во много раз выше.
Напомним о том, что в структуре ВРП республики удельный вес налогов является самым низким среди субъектов РФ. Как и прошлые годы, так и на ближайщие годы, согласно прогнозам социально-экономического развития (СЭР) республики, удельный вес налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РД в объеме ВРП составляет около 7%, а по субъектам СКФО в среднем более 12%.
Известно, что в РД потенциал теневой экономики составляет 50-60% по оценке наших экспертов. Очевидно, что с таким резервом без сомнений следует эффективно работать. Полагаем, что по самым скромным оценкам за год удастся вывести из тени до 20% бизнеса, это будет составлять не один млрд руб.
Как видим, в республике имеется хороший и реальный потенциал, который из-за плохой системы в работе, а также инструментов и реальных достаточных механизмов ее эффективного обеспечения используется очень плохо.
Предложения по источникам дохода в бюджет РД
Проведенный нами глубокий анализ большинства потенциальных источников республиканского бюджета дает основания сделать вывод, что реализация предлагаемых нами предложений по задействованию представленных в модели важнейших направлений (их 5) и других источников позволит значительно увеличить доходную часть бюджета РД (см. рис.):
Проведенное исследование дает нам основание возможности увеличить доходы в бюджет РД, конечно, при реализации предлагаемых ниже модели потенциальных источников и механизмов ее обеспечения, преимущественно связанных с программой «Обеления экономики».
оо ю
1.4. Туристско-рекреанионное ра ¡витые.
Освоения прибрежной зоны каспийского моря,
1.5. Песчаные карьеры. Дохооы от упоряоочения работы действующих и вовлечения бездействующих
1.6.3ем*.льный ресурс
Доходы от наадейс твованных !€Ч*1Ь и ><р<ргкти*но.-о
исчо1ыования действующих
1. ".Водоресурс.
Доходы от вовкченм малых гидроэлектростан ций и др.
2.4.Внешне ¡коном
ическая
деятельность.
Дохооный потенциил от геостратегическое о расположения респубзики
З.З.Реали шипя имущества.
Распрооажа не эффективного гос имущества
(Продолжение >
4.3.Прибыль. Контроль прибыльности предприятий, особенно алкогольной продукции (сокрытие прибши)
4.4.Потенции!
доходов от обеления экономики и прочих источников
5.4 Другие ресурсы.
Эффективное
использование
географического
расположения,
прирооных и других
ресурсов
(преимущества района)
Механшмы обеспечения летали шцин
1. Разработать волевые и
существенные
органинщионно
ал мн н не |ра щ иные
меронрияшя. н механишы
реалюанни
(административный ресурс)
2.('тимулируюшие механншы. Принятие законодательных актов моральногон материального стимулирования «налоговые преференции)
З.Механи »мы обеспечения беюпасностн.
Принятие закон, акта обеспечивающий безопасность «выходцам» из тени
4Л1отнинрующие механншы. Принятие закон, акта, мотивирующего «выходцев»из тени, объединятся в структуры с участием государства.
■а
0
01 Ч И
5
4
5
м:
и' ^
о к о
> Н
5 Я 5 -5 Г*'
§1 Ъ я
§
Л
со
3
Рис. 1. Модель потенциальных источников дохода РД и некоторые механизмы ее обеспечения
Комментарии к предложениям по бюджету
Свое видение о доходной части бюджета (источниках) социально-экономического развития РД изложу кратко в тезисной форме.
Как известно, снижение расходов республиканского бюджета в основном вызвано ожидаемым уменьшением объемов трансфертов из федерального бюджета. В таких условиях сохранения зависимости от федерального бюджета нам необходима разработка таких механизмов (рычагов, стимулов, форм и методов воздействия) реализации системных и последовательных мер, которые были бы направлены на диверсификацию и развитие доходного потенциала республиканского бюджета.
Мы понимаем, что должны уходить от зависимости от федерального бюджета, но это не означает, что мы должны уходить от этого путем ухудшения социально-экономического развития республики. Такой подход противоречит всем законам экономического развития.
Не претендуя на бесспорность наших рассуждений, хочу подчеркнуть, что у нас имеется в республике достаточный доходный потенциал, который из-за отсутствия реальных механизмов обеспечения доходной части и других негативных факторов формирует бюджет без учета этих возможностей.
А теперь конкретно предлагаем при формировании доходной части бюджета (источники) учесть имеющийся потенциал «теневой экономики» республики, которая по разным оценкам в пределах 50-70%. Об этом говорили ранее и сегодня продолжают говорить многие ученые и эксперты. Но, к сожалению «воз и ныне там». Поэтому необходимо выявлять сегодня реальные, явные и лежащие на поверхности резервы республики.
Для этого предлагаем:
1.Разработать волевые и существенные организационно-административные мероприятия, и механизмы обеспечения с вовлечением в этот процесс соответствующих министерств и управлений (административный ресурс), которые могут внести свою лепту в доходную часть бюджета Дагестана. Полагаем, что делать это следует во взаимодействии и с усилением эффективных механизмов обеспечения реализации приоритетного проекта «Обеление экономики». Именно такой подход во взаимодействии позволит без особых финансовых и других затрат снизить «теневую экономику» по нашим оценкам до 20%, что позволит увеличить высокий приток средств в бюджет Дагестана.
2.Принять республиканские законодательные акты, предусматривающие различные как моральные, так и материальные стимулирующие инструменты в виде налоговых преференций предпринимателям, намеренным выйти («выходцам») из теневой экономики (отсрочка налоговых платежей на определенный срок, заниженные налоговые ставки и т. д.).
3.Принять республиканские законодательные акты юридического характера, обеспечивающие безопасность и комфортные условия «выходцам» из тени без последующих преследований.
4.Инициировать законодательные акты на федеральном уровне для расширения поля участия в госзакупках малого и среднего бизнеса, предусматривающие объявления лотов, по объему и номенклатуре доступные для них, снижение документооборота и другие меры, позволяющие активизировать желание участвовать в конкурсах и тендерах (это особенно актуально для СКФО ввиду концентрированной предпринимательской среды в этих регионах).
5.Принять законодательные акты, мотивирующие «выходцев» из тени объединяться в структуры по отраслевому принципу и, возможно, с участием государства и т. д.
Резюмируя все вышесказанное, предлагаем составить конкретный реестр ожидаемых потенциальных доходов в республиканский бюджет с одновременным вовлечением механизмов их обеспечения и ответственных конкретных лиц задействованных ведомств. Уверен, что внедрение такого подхода позволит обеспечить высокую доходную часть бюджета республики.
Аспект-3. Проблемы менеджмента в РД
К сожалению, многие менеджмент понимают в буквальном смысле как управление, и рассматривают как слова-синонимы даже руководители на высоком уровне. Очевидно, это совсем не так. Управление представляет собой более широкое понятие, нежели менеджмент. Если менеджмент преимущественно осуществляет воздействие на субъект (на человека), то
управление осуществляется как и субъектами, так и другими ресурсами (материальными, финансовыми) и т. д.
Мы об этом напоминаем из-за того, что многим руководителям высокого уровня в Дагестане свойственно заниматься при подборе кадров именно менеджментом (ручным управлением) без учета профессионализма и квалификационного уровня именно управленца, а не менеджера (это уровень низшего и среднего звена управления). А это, в свою очередь, свидетельствует об уровне руководителя, который принимает такие решения.
Такой подход управления Дагестаном привел к тому, что первых руководителей ведомств и управлений меняли так часто, что руководители не успевали вникнуть в свою систему управления в целях выработки стратегической системы управления объектом. Более того, разрушались и без того хрупкие системы ведомств, многие ведомства реструктуризировадись в году по два раза, без каких-либо научных обоснований, что не позволительно для крупных систем. Это свидетельствует о неумении формировать адекватную структуру управления Дагестаном и подбором соответствующей долгосрочной команды.
Правильно говорят китайцы, «Если вы хотите разрушить объект или систему, то подвергайте их к постоянному реформированию».
Предложения по управлению Разработать продуманную эффективную и соответствующую целям и задачам экономического развития республики структуру управления Правительством РД.
Подбор кадров управления ведомствами и крупными государственными системами осуществлять только по профессионально-квалификационному принципу.
Осуществлять периодическую ротацию кадров (через 3-5 лет), как по горизонтали, так и по вертикали управления, с повышением уровня руководителя (переподготовкой) используя опыт отечественной и зарубежной практики управления.
Осуществлять подготовку резерва кадров высокого уровня только по профессионально-квалификационному принципу.
Таким образом, представленный подход и совокупность предлагаемых выше предложений позволит значительно улучшить социально-экономическое состояние республики и обеспечить достойное ее дальнейшее развитие и эффективное управление.
Литература
1. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. » // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - URL : www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. ».
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL : www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана
4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов на основе конкурентоспособности : отраслевой аспект ; под ред. О.А. Борисовой. - М., 2016.
5. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Пет-росянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова ; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца / РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. - М. : Экономика, 2011.
6. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социально-экономико-экологической системы / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова, А. С. Дохолян // Апробация. 2015. № 5. С. 60-66.
7. Дохолян, С. В. Мотивационный менеджмент на предприятиях машиностроительного комплекса / С. В. Дохолян, К. Г. Асриянц. - Махачкала : Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2005.
8. Дохолян, С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально- экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 139-144.
9. Алехин, С. П., Степанов, А. А. и др. Актуальные проблемы и перспективы развития малых промышленных предприятий в инновационной экономике. - М. : Изд. дом «Центросоюз», 2010.
10. Бутузова, Л. Л. Роль промышленных кластеров в повышении эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий //Предпринимательство (журнал-книга). 2011. Май.
11. Бутузова, Л. Л. Стратегическое планирование в условиях интеграционных процессов // Межвузовская конференция «Муниципальный менеджмент в России : проблемы и перспективы». - Котельники : Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2009.
12. Золотарева, А. Ф. и др. Актуальные проблемы формирования и развития инновационной экономики РФ. - М. : Старая Басманная, 2010.
13. Степанов, А. А. и др. Методология разработки и организации деятельности инновационных систем.
- М. : ЦПОМ, 2006.
14. Выступление президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт Президента РФ]. - Дата обращения: 11.03.2016 г.
15. Артюхова, М.А. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны /М.А. Артюхов //Вопросы структуризации экономики. 2001. № 97. С. 34.
16. Ахмедуев, А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО России /А.Ш. Ахмедуев //Региональная экономика : теория и практика. 2015. № 934 (409). С. 14.
17. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2.
18. Устарханова, М. Р. Совершенствование механизма реализации целевых программ социально- экономического развития региона / М.Р. Устарханова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 5.
19. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утверждённый постановлением Правительства РФ 26.06.1995 N9 594 (6. с последующими изменениями).
20. Хасанов, Р. Х. Синергетический эффект кластера //Проблемы современной экономики. 2009. № 23. References:
1. UK President of the Russian Federation from January 16, 2017 No. 13 Fundamentals of state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025"// legal system Honsultants"[Electronic resource]. — URL : www.consultant.ru, free. The title from the screen.
2. Presidential decree No. 208 of 13 may 2017 on the economic security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030.
3. Federal law No. 172-FZ of 28.06.2014 (red. from 03.07.2016) About Strategic planning in Russian Federation"// Legal system '¿onsultant"[Electronic resource]. — URL : www.consultant.ru, free. The title from the screen
4. Sustainable socio-economic development of regions based on competitiveness : a sectoral dimension ; under the editorship of O. A. Borisova. — M., 2016.
5. Strategy of regional development in conditions of innovative economic transformations / V.Z. Petrosyants, S.V. Doholian, D. V. Petrosyants, A.A. Bashirova; under the society. ed. Doctor of economic sciences, prof. V.Z. Petrosyants /RAS; Dagestan. Scientific. Center; Institute of Soc.-Econ. research. — Moscow : The Economy, 2011.
6. Dokholyan, S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems / S. V. Dokholyan, A. M. Sadykov, A. S. Dokholyan // Testing. 2015. No. 5. P. 60-66.
7. Dokholyan, S. V. Motivation management at the enterprises of machine-building complex / S. V. Dokholyan, K. G. Asriyants. - Makhachkala : ISER DAS RAS 2005.
8. Dokholyan, S. V. Strategic approach to the development and implementation of regional socio-economic policy // Economics and entrepreneurship. 2013. No. 9. P. 139-144.
9. Alekhin, S. P., Stepanov A. A. et al. Actual problems and prospects of development of small industrial enterprises in the innovation economy. — M. : Publishing house "Tsentrosoyuz", 2010.
10. Butuzova, L. L. The role of industrial clusters in the increase of efficiency of innovative activity of the industrial enterprise/Entrepreneurship (log-book). 2011. May.
11. Butuzova L. L. Strategic planning in the context of integration processes / Interuniversity conference Municipal management in Russia: problems and prospects." — Kotelniki: International university of nature, society and man Dubna"2009.
12. Zolotareva, A.F., et al. Actual problems offormation and development of innovative economy of the RUSSIAN federation. — M. : Staraya Basmannaya, 2010.
13. Stepanov, A. A. et al. Development methodology and organization of innovative systems. — M. : ЦПОМ, 2006.
14.Appearance of the President RF of Dmitriy Medvedev on the ceremony of the presentation to the national reward in the region of the innovations of name Vladimir Zvorykina [Ofitsialnyy site of the President RF]. — URL : http://kremlin.ru/acts/news (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).
15. Artyukhova, M. A. Role of the specific-program methods of control in the present stage of the social and economic development of the country / M.A. Artyukhova // Questions of the structurization of the economy. 2001. No. 7. P. 34.
16. Akhmeduev A. Sh. Problems and the strategic priorities of the social and economic development of the subjects SKFO of Russia / A. Sh. Akhmeduev // The regional economy : theory and practice. 2015. No. 34 (409). P. 14.
17. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V. Forecast estimations and the scenic versions of regional development / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // The regional economy : theory and practice. 2011. No. 27. P. 2.
18. Ustarkhanova, M. R. Improvement of the mechanism of the implementation of the special-purpose programs of the social and economic development of region / M.R. Ustarkhanova // The regional problems of the conversion of the economy. 2010. N1. P. 5.
19. The order of development and implementation of federal special-purpose programs and intergovernmental special-purpose programs, in realization of which participates the Russian Federation, affirmed by the decision of government RF 26.06.1995 No. 594 (with the subsequent changes).
20. Hasanov, R. Kh. Synergetic effect of cluster // Problems of modern economy. 2009. No. 23.