УДК 376.4:372.212.1
Проблемы и противоречия в разработке методики адаптивной физической культуры средствами футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных
образовательных учреждений Губский П.В. *
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-1482-1478, [email protected]*
Аннотация: В работе отмечается, что I.E. Robiyansah, M. Mudjito, M. Murtadlo (2020), R.J.F. Janssen, S. de Groot, L.H.V. Van der Woude et al. (2023), E. Stieler, M.T. De Mello, I.L.B. Lobo et al. (2023), З.М. Кузнецовой, Е.А. Кузнецовой (2021), Д.А. Калмыковым, Г.И. Дерябиной (2017) синтезированы, уточнены и сформулированы базовые адаптивные позиции искомого контекста направления. Тем не менее исследования по данной проблематике не исчерпываются имеющимися данными. Постоянно осуществляется поиск новых средств, а также модернизируются психофизические методики, в том числе с задействованием средств футбола. Целью работы являлось аналитическое исследование положений о состоянии проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений, определение факторов-противоречий и перспектив полноценной их реализации. Материалы и методы исследования. Основными базами исследований были выбраны: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) компенсирующего вида «Журавлик № 25» и МБДОУ «Умка» г. Тамбова. Методы научного изыскания включали: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседу, теоретический анализ и обобщение, контент-анализ, синтез. Результаты. Установлено, что содержание ключевого учебника под общей ред. проф. С.П. Евсеева выражение «состояние» в разных оттенках проявления и вложенного смысла отмечается в 13 видах толкований: психофизическое состояние; депрессивно-маниакальное состояние; психофизиологическое состояние; состояние функций; биологическое состояние; функциональное состояние; состояние здоровья; состояние переутомления; состояние центральной и периферической нервной системы; общее физическое состояние; состояние сохраненных функций; собственное состояние; психическое состояние. Заключение. C детьми с отклонениями в состоянии здоровья занятия с мячом с активностью всей группы являются своего рода триггером-стимулом для наращивания двигательной активности; тем самым -благоприятного улучшения состояния. Научная новизна: выявлено, что теория адаптивной физической культуры отражает научную незавершенность структуры понятийного аппарата и конкретных трактовок методологии терминов, что является весомой проблемой полноценной реализации оздоровления ребенка. Практическая значимость: результаты исследований вызывают необходимость насыщения МБДОУ минимум тремя площадками 15*15 м для занятий элементами футбола.
Ключевые слова: дети 4-5 лет, дошкольное образовательное учреждение, адаптивная физическая культура, элементы футбола, методика, проблемы и противоречия.
Для цитирования: Губский П.В.* Проблемы и противоречия в разработке методики адаптивной физической культуры средствами футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 242-246.
Problems and contradictions in the development of the adaptive physical education methodology by means of football with children of 4-5 years old in
preschool educational institutions
Pavel V. Gubskiy*
Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-1482-1478, [email protected]*
Abstract: It is noted that I. E. Robiyansah, M. Mudjito, M. Murtadlo (2020), R.J.F. Janssen, S. de Groot, L.H.V. Van der Woude et al. (2023), E. Stieler, M. T. De Mello, I. L. B. Lobo et al. (2023), Z. M. Kuznetsova, E. A. Kuznetsova (2021), D. A. Kalmykov, G. I. Deryabina (2017) synthesized, clarified and formulated the basic adaptive positions of the desired context of the direction. Nevertheless, research on this issue is not limited to the available data. The search for new means is constantly being carried out, as well as psychophysical methods are being modernized, including the use of football tools. Purpose the work was an analytical study of the provisions on the state of health-improving and adaptive physical education problem by means of football elements with children of 4-5 years old in the conditions of preschool educational institutions, the determination of contradiction factors and prospects for their full implementation. Materials and research methods. The main research bases were: the municipal budget preschool educational institution (MBDOU) of the compensatory type "Zhuravlik No 25" and the MBPEI "Umka" in Tambov. Methods of scientific research included: pedagogical observation, interviewing, conversation, theoretical analysis and generalization, content analysis, synthesis. Results. It has been established that the content of the key textbook under the general editorship of Prof. S.P. Evseev the expression "state" in different shades of manifestation and embedded meaning is noted in 13 types of interpretations: psychophysical state; depressive-manic state; psychophysiological state; the state of functions; biological state; functional state; health; state of fatigue; the state of the central and peripheral nervous system; general physical condition; the state of saved functions; eigenstate; mental state. Conclusion. With health disorders children, ball classes with the activity of the whole group are a kind of trigger-stimulus for increasing motor activity; a favorable improvement of the condition. Scientific novelty: It is revealed that the theory of adaptive physical education reflects the scientific incompleteness of the conceptual apparatus structure and specific interpretations of the terms methodology, which is a significant problem of the full implementation of the child's health improvement. Practical significance: the results of the research necessitate saturation of MBDOU for football elements with at least three 15^15 m grounds.
Keywords: children 4-5 years old, preschool educational institution, adaptive physical education, elements of football, methodology, problems and contradictions.
For citation: Pavel V. Gubskiy*. Problems and contradictions in the development of the adaptive physical education methodology by means of football with children of 4-5 years old in preschool educational institutions. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 242-246.
Введение
Задействование инструментария общей и адаптивной физической культуры (АФК) для улучшения психофизического состояния детей рассматривалось А. А. Гореловым, О. Г. Румбой [1], З. М. Кузнецовой, Е. А. Кузнецовой, С. А. Кузнецовым, Е. Ф. Максимовой [2], М. А. Петровой, О. Н. Ереминой, Е. В. Коваль, Е. В. Пискловой [3], Е. Н. Комиссаровой, П. В. Родичкиным, Е. Н. Шкут, П. В. Пупковым [4], Е. С. Богомоловой, А. С. Киселевой, С. Н. Ковальчук [5], А. С. Субботиной, Е. Г. Коноплевой [6] и мн. др. исследователями. I. E. Robiyansah, M. Mudjito, M. Murtadlo [7], R.J.F. Janssen, S. de Groot, L.H.V. Van der Woude et al. [8], E. Stieler, M. T. De Mello, I. L. B. Lobo et al. [9], З. М. Кузнецовой, Е. А. Кузнецовой [10],
Д. А. Калмыковым, Г. И. Дерябиной [11] синтезированы, уточнены и сформулированы базовые позиции АФК искомого контекста направления.
Тем не менее исследования по данной проблематике не исчерпываются имеющимися данными [12]. Постоянно осуществляется поиск новых средств, а также модернизируются и конкретизируются психофизические методики, в том числе с задействованием средств футбола. Вместе с тем, в исследованиях недостаточно акцентируется внимание на выявление наиболее информативных средств, нормативов и их рациональное соотнесение в процессе макроцикла дошкольного учреждения. Недостаточно сформулированы педагогические условия полноценной реализации методик АФК средствами эмоционально-насыщенных упражнений с детьми 4-5 лет и корригирования их психофизического состояния. Перечисленные авторы частично резюмировали ряд данных заключений, как бы попутно, по ходу решения других целей и задач своих исследований. Именно данному аспекту посвящена научная задача нашего исследования.
Целью работы является аналитическое исследование положений о состоянии проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений, определение факторов-противоречий и перспектив полноценной их реализации.
Материалы и методы
Основными базами исследований были выбраны: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) компенсирующего вида «Журавлик № 25» и МБДОУ «Умка» г. Тамбова, Россия. Методы научного изыскания включали: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседу, теоретический анализ и обобщение, контент-анализ, синтез.
Результаты и обсуждение
При уточнении корректного применения трактовок дефиниций, отражающих термин «состояние», «кондиции» и различных их транскрипций, а также уяснения и конкретизации места понятия «психофизическое состояние» в развернутой структуре научных знаний нами детально изучено содержание ключевого учебника по АФК под общей ред. проф. С.П. Евсеева [13]. Так, выражение «состояние» в разных оттенках проявления и вложенного смысла отмечается в 13 видах толкований: психофизическое состояние (с. 37); депрессивно-маниакальное состояние (с. 383); психофизиологическое состояние (с. 64; с. 170); состояние функций (с. 367); биологическое состояние (с. 169); функциональное состояние (с. 210; с. 344; с. 349; с. 376; с. 377); состояние здоровья (>10 раз упоминания); состояние переутомления (>10
раз упоминания); состояние центральной и периферической нервной системы (с. 319; с. 344); общее физическое состояние (с. 182); состояние сохраненных функций (с. 236; с. 319; с. 341); собственное состояние (с. 203); психическое состояние (с. 206; с. 236; с. 330; с. 344). Дефиниция «кондиции» отмечается С.П. Евсеевым [13] 3 раза (с. 136; с. 197; с. 327) в контексте трактовки «физических кондиций».
Из анализа видно, что изобилие различных оттенков трактовок дефиниций АФК отражает научную незавершенность структуры понятийного аппарата и конкретных трактовок методологии терминов, что является весомой проблемой полноценной реализации оздоровления ребенка; в фармакологии наукоемкость препаратов измеряется тысячными грамма, а следовательно, приближенная к определению структура тезауруса в педагогике должна быть более интегрирована. Предполагая одну из функций и задач направленности АФК - «интеграцию», что отражено параграфом 3 главы 1 «Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе», параграфом 2 главы 12 «Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья», под термином «психофизическое состояние», на наш взгляд, обоснованно и с опорой на труды классиков АФК целесообразно понимать как «синтез психических функций; функционального состояния и физических кондиций» детей. Очевидно, что искомое психофизическое состояние детей 5-7 лет, которое необходимо корректировать, представляет некую многомерную, многоуровневую, полифункциональную, множественную структуру входящих параметров [14]. При упоминании о таковом контексте мы считаем резонным употреблять термин «мульти / от лат. шикиш - много)», не в плане ориентации на «дань моде», а в аспекте более краткого толкования понятия. Это не противоречит научной логике семантического применения терминов и выражений. Опыт реализации нами 30 мин занятий с преимущественным задействованием элементов футбола в режиме 2 тренировки в неделю на трёх площадках 15*15 м в МБДОУ «Журавлик № 25» в течение 2023 г. позволил установить положительный эмоциональный фон и интерес у детей, особенно на фоне массового привлечения участников процесса: в этом случае даже самые инертные и пассивные дети, наблюдая за объемной активностью сверстников, бессознательно сами включаются в процесс двигательной активности. При этом интегральный показатель «мультифизического состояния» по данным пульса, вегетативному показателю ритма у детей за год имел достоверно благоприятный прогресс значений (р < 0,05; ^ = 2,45).
Заключение
Таким образом, можно сформулировать следующее противоречие. С одной стороны, наукоёмкость обоснованных и верифицированных методических разработок и концептов на
сущность и содержание занятий инструктором с детьми дошкольного учреждения; с другой стороны, - прогресс модернизированных направлений контента построения тренировки с искомыми детьми и их объёмная реализация в литературных источниках свидетельствуют о недостаточности данных о конкретно-унифицированной трактовке терминов. Организация и проведение занятий с детьми 5-7 лет с элементами футбола в дошкольных учреждениях на трех площадках 15*15 м (две - игровые; одна - для лиц с плохим настроением и самочувствием), особенно двумя инструкторами противоположного пола, значительно повышает эмоциональный фон тренировки, восприятия детьми материала, достоверно годовой кумуляцией повышает их «мультифизическое состояние» (Р > 95%).
Список литературы
1. Горелов А.А., Румба О.Г. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; 6(100): 41-47.
2. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А., Кузнецов С.А., Максимова Е.Ф. Проект «Возможность»: Содействие социальной интеграции и гендерному равенству в формальном и неформальном образовательном контексте посредством применения традиционных видов спорта и игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 180-184.
3. Петрова М.А., Еремина О.Н., Коваль Е.В., Писклова Е.В. Комплексное развитие физических способностей у детей дошкольного возраста в процессе занятий подвижными играми. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 208-212.
4. Комиссарова Е.Н., Родичкин П.В., Шкут Е.Н., Пупков П.В. Применение профилактически-оздоровительных мероприятий у детей дошкольного возраста средствами физической культуры. Бизнес. Образование. Право. 2024; 1(66): 412-417. DOI 10.25683/VOLBI.2024.66.905.
5. Богомолова Е. С., Киселева А. С., Ковальчук С. Н. Методические подходы к оценке физического развития детей и подростков для установления вектора секулярного тренда на современном этапе. Медицина. 2018; 6-4(24): 69-90. DOI 10.29234/2308-9113-2018-6-4-69-90.
6. Субоотина А.С., Коноплева Е.Г. Влияние нейрогимнастики на развитие моторики у детей 6-7 лет с аутизмом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 233-235.
7. Robiyansah I. E. Mudjito M., Murtadlo M. The development of inclusive education management model: Practical guidelines for learning in inclusive school. Journal of Education and Learning (EduLearn). 2020; 14: 80-86.
8. Janssen R.J.F., de Groot S., Van der Woude L.H.V. Toward a Standardized and Individualized Laboratory-Based Protocol for Wheelchair-Specific Exercise Capacity Testing in Wheelchair Athletes: A Scoping Review. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2023; 1-102 (3): 261-269.
9. Stieler E., De Mello M. T., Lobo I. L. B. Current Technologies and Practices to Assess External Training Load in Paralympic Sport: A Systematic Review. Journal of Sport Rehabilitation. 2023; 32(6): 635-644.
10. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.
11. Калмыков Д.А., Дерябина Г.И. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017; 16(3): 38-43.
12. Капралова А.М. Главатских Ю.А., Мошкина Н.А. Развитие координационных способностей детей 5-6 лет с детским церебральным параличом посредством использования координационной лестницы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 286-293.
13. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. 2003. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003352291?ysclid=m0224q34hi290587156.
14. Пугачев И.Ю. Авторская концепция «стоимости для организма» физической нагрузки человека. Бизнес. Образование. Право. 2023; 3(64): 432-438. DOI 10.25683/V0LBI.2023.64.724.
References
1. Gorelov A.A., Rumba O.G. Outdoor and sports games as an activity and a means of socialization of a growing person. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 6(100): 41-47 [In Russ.].
2. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova, Stanislav S. Kuznetsov, Elena F. Maksimova. The Opportunity Project: Promoting social integration and gender equality in formal and informal educational contexts through the use of traditional sports and games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 180-184 [In Russ., In Engl.].
3. Margarita A. Petrova, Olga N. Eremina, Elena V. Koval, Elena V. Pisklova. Comprehensive development of preschool children's physical abilities in the process of practicing outdoor games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 208-212 [In Russ., In Engl.].
4. Komissarova E.N., Rodichkin P.V., Shkut E.N., Pupkov P.V. The use of preventive and recreational measures in preschool children by means of physical culture. Buzness. Obrazovanie. Pravo. 2024; 1(66): 412-417. DOI 10.25683/VOLBI.2024.66.905 [In Russ.].
5. Bogomolova E. S., Kiseleva A. S., Kovalchuk S. N. Methodological approaches to assessing the physical development of children and adolescents to establish the vector of the secular trend at the present stage. Medicina. 2018; 6-4(24): 69-90. DOI 10.29234/2308-9113-2018-6-4-6990 [In Russ.].
6. Anastasiya S. Subbotina, Elena G. Konopleva. Influence of neurogymnastics on motor development in children 6-7 years old with autism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 233-235 [In Russ., In Engl.].
7. Robiyansah I. E. Mudjito M., Murtadlo M. The development of inclusive education management model: Practical guidelines for learning in inclusive school. Journal of Education and Learning (EduLearn). 2020; 14: 80-86.
8. Janssen R.J.F., de Groot S., Van der Woude L.H.V. Toward a Standardized and Individualized Laboratory-Based Protocol for Wheelchair-Specific Exercise Capacity Testing in Wheelchair Athletes: A Scoping Review. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2023; 1-102 (3): 261-269.
9. Stieler E., De Mello M. T., Lobo I. L. B. Current Technologies and Practices to Assess External Training Load in Paralympic Sport: A Systematic Review. Journal of Sport Rehabilitation. 2023; 32(6): 635-644.
10. Kuznetsova Z.M., Kuznetsova E.A. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-202116-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
11. Kalmykov D.A., Deryabina G.I. Test control of the development of coordination abilities of children with mental retardation. Psihologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. 2017; 16(3): 38-43 [In Russ.].
12. Aleksandra M. Kapralova, Yuliya A. Glavatskih, Natalya A. Moshkina. Development coordination abilities of children 5-6 years old with cerebral palsy with using the coordination ladder. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 286-293 [In Russ., In Engl.].
13. Teoriya I organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Uchebnik v 2 tomah. Tom 1. VVedenie v special'nost'. Istoriya I obchaya harakteristika adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture: Textbook. In 2 vols. 1. Introduction to the specialty. The history and general characteristics of adaptive physical culture]. 2003. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003352291?ysclid=m0224q34hi290587156 [In Russ.].
14. Pugachev I.Y. The author's concept of the "cost to the body" of human physical activity. Buzness. Obrazovanie. Pravo. 2023; 3(64): 432-438. DOI 10.25683/VOLBI.2023.64.724 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 19.08.2024
Губский Павел Викторович - аспирант, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: pavel-Xiibskivamail. ru