Научная статья на тему 'Проблемы и принципы развития автоматизации процессов жизненного цикла изделия'

Проблемы и принципы развития автоматизации процессов жизненного цикла изделия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ / LIFE CYCLE OF PRODUCT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бикчентаев А.А.

Выявлены и описаны проблемы, остающиеся нерешенными, в связи с ограниченностью сложившихся подходов и приемов проведения автоматизации бизнес-процессов предприятия. Указано, что деятельность в этой области должна базироваться на принципах, учитывающих современный уровень развития информационных технологий и потенциал их использования. Их формулировка и обоснование были даны на основании данных работ по информационной поддержке процессов жизненного цикла изделия, c учетом опыта автоматизации в ОАО «ИСС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PRINCIPLES OF AUTOMATIZATION DEVELOPMENT OF PRODUCT LIFE CYCLE PROCESSES

The actual problems, which are left unsolved due to the reason of limitation of the traditional approach of automation of enterprise business processes, are exposed and described. The activities in this area have to be based on principals that consider the current developing level of information technologies and the potential of their application. The formulation and substantiation of these principals are given considering work concerning CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) and experience of automation at the JSC ”ISS”.

Текст научной работы на тему «Проблемы и принципы развития автоматизации процессов жизненного цикла изделия»

Программные редктва и информационные технологии

3. Официальный сайт Ростелекома [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostelecom.ru/ (дата обращения: 16.09.2013).

References

1. Tendencii goda - 2013. Oblachnie servisy: ot teorii k praktike. The trends of the year 2013. Cloud

services: from theory to practice. Available at: http://www.osp.ru/lan/2013/01/13033551/.

2. Leonid Chernyak, Oblaka I pravitel'stva, Clouds and government. Available at: http://www.osp.ru/nets/2011/03/13008369/.

3. Official site of "Rostelecom". Available at: http://www.rostelecom.ru/.

© Ee3T>»3HKOBa H. A., KyKap^B B. B., 3012

УДК 658.5.011.56

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ

А. А. Бикчентаев

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52

Выявлены и описаны проблемы, остающиеся нерешенными, в связи с ограниченностью сложившихся подходов и приемов проведения автоматизации бизнес-процессов предприятия. Указано, что деятельность в этой области должна базироваться на принципах, учитывающих современный уровень развития информационных технологий и потенциал их использования. Их формулировка и обоснование были даны на основании данных работ по информационной поддержке процессов жизненного цикла изделия, c учетом опыта автоматизации в ОАО «ИСС».

Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процесс, жизненный цикл изделия.

THE PROBLEMS AND PRINCIPLES OF AUTOMATIZATION DEVELOPMENT OF PRODUCT LIFE CYCLE PROCESSES

A. A. Bikchentayev

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia

The actual problems, which are left unsolved due to the reason of limitation of the traditional approach of automation of enterprise business processes, are exposed and described. The activities in this area have to be based on principals that consider the current developing level of information technologies and the potential of their application. The formulation and substantiation of these principals are given considering work concerning CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) and experience of automation at the JSC "ISS".

Keywords: automation, life cycle of product, business process.

С начала деятельности по автоматизации в ОАО «ИСС», как и на многих других предприятиях, была проделана огромная работа, в ходе которой были выработаны определенные приемы и подходы к внедрению информационных технологий. Но несмотря на их проработанность и эффективность при решении многих задач, существуют и все четче осознаются проблемы, которые указывают на ограниченность их применения.

Часть этих проблем связана с процессами и задачами, автоматизация которых требует доступа к данным, образующимся в других процессах или при решении других задач. Однако есть причины, по которым это требование обеспечить не удается. Первая из них состоит в том, что в части процессов формирова-

ние электронных баз данных и их многократное использование не дает выигрыша во времени, а возможно, и наоборот. Вторая же причина в том, что даже если в процессе выходные данные остаются доступны в электронном виде, то их поддержка в актуальном и корректном состоянии не осуществляется, потому что сам процесс ориентирован на выпуск и поддержку документов, которые не являются сами по себе источниками электронных данных.

Другая часть проблем, о которых идет речь, относится к внедрению сложных автоматизированных систем (далее - АС или система), разрабатываемых сторонними фирмами.

Во-первых, это проблемы, связанные с совмещением логики программного продукта с автоматизи-

Решетневскуе чтения. 2013

руемым процессом. Для того чтобы их обойти, требуется модификация программного продукта в соответствии с требованиями процесса (customization), составление методик и организация работы с ним пользователей и, возможно, внесение изменений в процесс. Такие изменения могут состоять из добавления ввода и сопровождения необходимых в работе АС данных, дополнительного контроля выполнения методик при работе с ней, изменения (оптимизации) схем согласования документов.

Во-вторых для эффективного внедрения АС бывает необходима интеграция с уже использующимися системами заказчика. В дальнейшем же может возникать необходимость изменения интеграции путем ее модификации и расширения с включением систем, которые появятся позже.

В-третьих проблемы могут быть связаны с дальнейшим развитием продукта. При этом у разных заказчиков могут быть различные позиции в этом вопросе. Поэтому разработчики программного продукта, учитывая мнения одних заказчиков, могут игнорировать мнения других.

Все это приводит к тому, что при внедрении системы стороннего разработчика часто не удается получить ожидаемого эффекта. В итоге может использоваться только часть функций системы, при этом часть пользователей может отказаться от ее использования, так как она неудобна или просто ее использование не дает преимуществ.

Для решения указанных проблем необходимо заменить старые приемы и подходы автоматизации новыми, учитывающими современный уровень развития информационных технологий и потенциал их использования. Анализ работ на соответствующую тему и опыта деятельности по автоматизации в ОАО «ИСС» позволяет сформулировать принципы, служащие ориентирами для достижения этой цели.

Понимание автоматизируемого процесса и его связи с другими процессами жизненного цикла изделия. Для создания практически любого программного продукта необходимы знания об автоматизируемом объекте. Эти знания формируются за счет информации, полученной от экспертов области и служат основой для разработки. Их качество, полнота и точность определяют, насколько разрабатываемый программный продукт будет эффективен.

Проблема получения и использования качественных знаний о сложных объектах автоматизации, таких как процессы жизненного цикла изделия и их взаимосвязи, является особо важной. Недостаток этих знаний и их проработки в процессе реализации системы может привести к ошибкам (в логике работы программы, в интеграции с другими системами, в определении типов и структуры данных), требующим значительных затрат на их устранение, и даже к основательной переработке, казалось бы, почти готового продукта.

Кроме того, работа со знаниями об автоматизируемых процессах должна вестись и после внедрения АС, так как они необходимы в дальнейшем при ее развитии в комплексе систем, автоматизирующих связанные процессы жизненного цикла изделия, и ее

модификации в случае изменений в процессе. Да и само изменение процесса может проводиться на базе этих знаний (реинжиниринг). Поэтому они должны поддерживаться в актуальном и корректном состоянии.

Ориентация на созидание интегрированной информационной среды ОАО «ИСС». Как указано в [1; 2], построение интегрированной информационной среды (ИИС) лежит в основе эффективной автоматизации предприятия.

Ориентация на работу в ИИС означает, что система автоматизирующая какой-либо процесс жизненного цикла изделия (ЖЦИ), должна быть интегрирована с другими АС предприятия. Эта интеграция должна позволять этой системе получать используемые при работе в ней данные и передавать при необходимости данные, образующиеся в результате ее работы, в другие автоматизированные системы.

Переход к поддержке электронных данных. Для того, чтобы система, автоматизирующая какой-либо процесс ЖЦИ, стала частью ИИС, необходимо, чтобы она была источником актуальных и корректных данных, образующихся в результате ее работы, в электронном виде. При этом существует множество процессов, частично или полностью ориентированных на выпуск бумажной документации. Так, например, при технологическом проектировании (ТП), выпускается технологическая документация в виде, регламентированном стандартами ЕСТД (Единая система технологической документации) и предприятия. Это создает трудности поддержки электронных данных ТП и требует применения специальных решений при автоматизации технологического проектирования. Такие решения были рассмотрены в [3].

Использование знаний о современных средствах автоматизации. Следует провести обзор средств автоматизации интересующего направления, представленных на рынке, и в ходе анализа выяснить, каковы их особенности и возможности их использования.

Использование ресурсов предприятия. Занимающиеся автоматизацией специалисты должны знать, какие АС, связанные с автоматизируемым объектом, используются на предприятии. Также важно понимать, каковы возможности предприятия в плане разработки новых программных продуктов и модификации существующих.

Использование ресурсов предприятия может сделать процесс автоматизации менее затратным по деньгам и по времени.

Таким образом, знания об автоматизируемом процессе, имеющихся на рынке программных комплексах и возможностях использования ресурсов предприятия позволят спроектировать оптимальное по затратам и эффективности решение, ориентированное на работу в ИИС предприятия.

Библиографические ссылки

1. Судов Е. В., Левин А. И. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России [Электронный ресурс] / НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика». М., 2002. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL:

Программные рдства и информационные технологии

http://www.cals.ru/policy/material/concept_ipi.pdf (дата обращения: 02.04.2013).

2. Черепашков А. А., Носов Н. В. Компьютерные технологии, моделирование и автоматизированные системы в машиностроении : учебник для студ. высш. учеб. заведений. Волгоград : Издат. дом «Ин-Фолио», 2009. 640 с.

3. Бикчентаев А. А. Информационная поддержка данных технологических процессов в интегрированной информационной среде предприятия [Электронный ресурс] // Вестник СибГАУ. 2013. № 2(48). Систем. требования: программа распаковки zip-архива и Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.vestnik.sibsau.ru/images/stories/Statii/2013/V estnik.zip (дата обращения: 02.09.2013).

References

1. Sudov E. V., Levin A. I. Kontseptsiya razvitiya CALS-tekhnologiy v promyshlennosti Rossii (Conception

of development of CALS technologies in Russia). Research center of CALS technologies «Prikladnaya logistika». Moscow, 2002. Available at: http://www.cals.ru/policy/material/concept_ipi.pdf (accessed 02 April 2013).

2. Cherepashkov A. A., Nosov N. V. Komp'yuternye tekhnologii, modelirovanie i avtomatizirovannye sistemy v mashinostroenii (Computer technologies, design, modeling and computer-aided systems in mechanical engineering). Textbook for higher school students. Volgograd : Publishing House «In-Folio», 2009, 640 p.

3. Bikchentaev A. A. Informatsionnaya podderzhka dannykh tekhnologicheskikh protsessov v integrirovannoy informatsionnoy srede predpriyatiya (Support of data of technological processes in integrated information environment of enterprise) // Vestnik SibGAU. 2013. № 2(48). Available at: http://www.vestnik.sibsau.ru/images/stories/Statii/2013/V estnik.zip (accessed 02 September 2013).

© EHKHem-aeB A. A., 2013

УДК 681.3:519

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН НА ТОВАРЫ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ

К. В. Богданов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: 2519869@gmail.com

Описывается алгоритм сбора и подготовки информации о ценах на товары в интернет-магазинах для последующего анализа с целью определения направления движения цен на заданный товар. Методика адаптирует технический анализ, применяющийся на фондовых и валютных рынках, для работы с ценами на потребительские товары.

Ключевые слова: интернет-коммерция, технический анализ, прогнозирование.

THE METHOD OF PREDICTING PRICES OF GOODS IN ONLINE STORES

K. V. Bogdanov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: 2519869@gmail.com

An algorithm to collect and prepare information on the good prices in the shops for further analysis to determine the direction of the price of a given commodity is described. Methodology adapts technical analysis, which is used in the stock and currency markets for the consumer good prices.

Keywords: internet-business, technical analysis, prognosis.

Электронная коммерция сейчас переживает

период лавинообразного роста, особенно такая т

форма электронной коммерции, как интернет- в

магазины. Предлагая весьма широкий перечень по- м

требительских товаров по конкурентоспособной и

цене, интернет-магазин обычно гибко следует це- к

новому тренду. в

Следовательно, ценовая информация, получаемая л

от таких сайтов, может быть весьма полезна с точки р

зрения data minig [1; 2]. и

Задача прогнозирования цен на потребительские товары актуальна для различных типов пользователей: во-первых, это конечные покупатели, которые принимают решение о покупке того или иного товара; прогноз цены может повлиять не только на выбор момента покупки, но и на сам факт покупки товара как таковой; во-вторых, это владельцы магазинов (необязательно онлайн), которые планируют закупки и ассортимент товаров; в-третьих, маркетологи, формирующие аналитику изменения рынка тех или иных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.