Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы взаимодействия вуза и работодателей в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования'

Проблемы и перспективы взаимодействия вуза и работодателей в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1512
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО / НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ / РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ / COMPETENCE ORIENTATION OF VOCATIONAL TRAINING ON THE BASIS OF FSES OF HE / THE DIRECTIONS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND EMPLOYERS ON DEVELOPMENT / REALIZATION AND AN ASSESSMENT OF QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATIVE FORMS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AND EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют развития системы взаимодействия вузов и работодателей в процессе разработки, реализации и оценки качества освоения основных образовательных программ. В статье дается оценка современного состояния сотрудничества ВятГГУ и работодателей, определяется совокупность инновационных форм взаимодействия, которая позволит обеспечить качество профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of interaction of higher education institution and employers in the conditions of realization of Federal state educational standards of higher education

Federal state educational standards demand development of system of interaction of higher educational institutions and employers in the course of development, realization and an assessment of quality of mastering of the basic educational programs. In article the assessment of a current state of cooperation of VSHU and employers is given, set of innovative forms of interaction which will allow to provide quality of professional education is defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы взаимодействия вуза и работодателей в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.374

Е. А. Ходырева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют развития системы взаимодействия вузов и работодателей в процессе разработки, реализации и оценки качества освоения основных образовательных программ. В статье дается оценка современного состояния сотрудничества ВятГГУ и работодателей, определяется совокупность инновационных форм взаимодействия, которая позволит обеспечить качество профессионального образования.

Federal state educational standards demand development of system of interaction of higher educational institutions and employers in the course of development, realization and an assessment of quality of mastering of the basic educational programs. In article the assessment of a current state of cooperation of VSHU and employers is given, set of innovative forms of interaction which will allow to provide quality of professional education is defined.

Ключевые слова: компетентностная ориентация профессиональной подготовки на основе ФГОС ВПО, направления взаимодействия вуза и работодателей по разработке, реализации и оценке качества профессионального образования; инновационные формы взаимодействия вуза и работодателей.

Keywords: competence orientation of vocational training on the basis of FSES of HE, the directions of interaction of higher education institution and employers on development, realization and an assessment of quality of professional education, innovative forms of interaction of higher educational institution and employers.

Модернизация системы профессионального образования вызвала необходимость формирования поля активного взаимодействия различных заинтересованных в развитии образования сторон: федеральных и региональных властей, вузов, студентов, работодателей, представителей общественности, бизнеса, профессиональных сообществ.

© Ходырева Е. А., 2012

В современных условиях профессиональное образование не может развиваться как замкнутая система. Образовательное учреждение встает перед необходимостью иметь четкий заказ от потребителей образовательных услуг по количеству (целевой заказ) и качеству профессионального образования выпускников, то есть реализация целей профессионального образования делает необходимым не просто поддержание сложившихся контактов вуза и работодателей, но и их развитие. Взаимодействие с работодателями является сложным процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в социально-экономической сфере региона. К сожалению, сложившаяся система подготовки специалистов не в полной мере удовлетворяет запросам работодателей и лишь частично соответствует быстро меняющимся требованиям времени. Среди проблем, осложняющих взаимодействие вузов и работодателей, можно назвать следующие [1]:

- противоречия между развитием рынка труда специалистов и возможностями удовлетворения этих запросов в системе высшего профессионального образования;

- несоответствия между динамикой роста требований рынка труда к уровню профессиональной компетентности специалиста и отсутствием согласованности этих требований к выпускникам учебных заведений;

- проблемы возрастания требований к профессионально значимым личностным качествам специалиста и традиционным формам профессиональной ориентации и профотбора молодежи в системе профессионального образования, которые приводят к недостаточной мотивации будущего специалиста;

- противоречия между необходимостью осуществления непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и отсутствием учебно-научно-методического обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариативные профессионально-образовательные программы, индивидуализировать содержание и процесс профессионального образования;

- неразработанность необходимой нормативно-правовой базы взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования;

- несформированность механизмов постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда.

По мнению аналитиков, бизнес готов инвестировать средства в образовательный сектор, но при этом желает иметь гарантии - как от государства, так и непосредственно от вузов на получение специалиста с заданными компетенциями.

Новые условия, в которых работают сегодня вузы, связаны с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов. Идеология новых стандартов выражается в терминах компетентностного подхода. В ФГОС ВПО по каждому уровню и направлению подготовки в зависимости от видов профессиональной деятельности, которые предстоит осуществлять выпускнику, определены результаты образования, выраженные в общекультурных и профессиональных компетенциях. Компетенции рассматриваются как готовность и способность обучающегося решать различного рода профессиональные задачи, применять имеющиеся знания и умения в конкретной профессиональной ситуации [2]. Для достижения данных результатов профессиональное образование должно стать более практико-ориентированным. В основу его положен принцип «обучение через делание», при реализации которого компетенции формируются у студентов в ходе выполнения ими реальных практических задач в учебное и внеучебное время.

Значимость развития взаимодействия вуза и работодателей определяется тем обстоятельством, что вуз, самостоятельно разрабатывая вузовские основные образовательные программы по каждому направлению и уровню подготовки (бакалавриат и магистратура) на основе примерных основных образовательных программ, имеет высокую степень самостоятельности при проектировании как содержания, так и технологий его освоения. Однако необходимо иметь в виду, что в ФГОС ВПО прописывает ряд процедурных условий, обеспечивающих качество образования, одно из которых - участие работодателей в образовательном процессе. Данное требование конкретизировано в Федеральном законе от 01.12.2007 № 307-Ф3 [3], который определяет, что «объединения работодателей должны участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования,

государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». В соответствии с данным нормативным актом работодатели должны привлекаться к участию во всех этапах проектирования и реализации основных образовательных программ. Цикл взаимодействия задает его логику: профессиональные стандарты - образовательные стандарты - основные образовательные программы, ориентированные на формирование компетенций - оценка приобретенных компетенций.

В качестве основных направлений взаимодействия вуза и работодателей можно выделить следующие:

1. Совместная деятельность по разработке вузовских основных образовательных программ,

которая позволит общими усилиями конкретизировать требования к уровню сформированно-сти общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и разработать учебные планы с учетом требований регионального рынка труда и возможностей вуза. Несомненно, что работодатель, который занимается подбором и расстановкой кадров, как никто другой хорошо представляет, какой сотрудник необходим для реализации тех или иных профессиональных функций. При разработке вузовских основных образовательных программ необходимо совместное проведение функционального анализа через описание трудовой деятельности, ее функций и результатов, что позволяет оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, куда попадут выпускники вуза. Функциональный анализ начинается с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников. После выявления функций, т. е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется функциональная карта, которая является основой разработки компе-тентностной модели выпускника и соответствующих программ обучения. При этом перспективным является осуществление корректировки заложенных в ФГОС и примерных основных образовательных программах общекультурных и профессиональных компетенций с учетом требований регионального рынка труда, определение профиля вузовской ООП в зависимости от вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных умений бакалавров или магистров [4].

Следовательно, при проектировании вузовской ООП взаимодействие с работодателями предполагает согласование с ними следующих вопросов:

- определение социального заказа и требований работодателей к выпускникам предполагаемого профиля подготовки;

- формулировка цели (миссии) программы и результатов обучения по ней: какой конкретный «продукт» предполагается получить по окончании обучения; к каким видам деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник, какие профессиональные действия и на каком уровне он будет способен совершать;

- формулировка компетенций (общекультурных и профессиональных), которые должны быть сформированы у студента в процессе обучения (в том числе профильных, отражающих региональную специфику и дополняющих ФГОС);

- соотнесение формируемых в процессе подготовки компетенций с необходимым набором изучаемых дисциплин и практик и разработка матрицы соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

Действительно, в течение 2010/2011 учебного года, когда факультетами ВятГГУ осуществлялась разработка ООП, вуз путем анкетирования и экспертных опросов осуществлял формирование перечня компетенций, которыми, по мнению работодателей, должны обладать выпускники конкретных специальностей и направлений подготовки. При этом следует отметить, что в разработке компетентностной модели выпускника по всем вузовским ООП принимали участие работодатели, дававшие свои рекомендации по перечню общекультурных и профессионльных компетенций. От работодателей получено 186 писем поддержки. 384 работодателя участвовали в составлении перечней общекультурных и профессиональных компетенций выпускников по основным образовательным программам, реализуемым в вузе. Однако существует методологическая проблема, связанная с разработкой профессиональных стандартов и «состыковкой» их с соответствующими образовательными стандартами и программами. На сегодняшний день лишь 10% направлений подготовки, реализуемых в вузах Российской Федерации, имеют соответствующие профессиональные стандарты. Кроме того, исходя из глобализации и интернационализации экономики, назрела необходимость в разработке «национальной квалификационной рамки», соответствующей европейской системе квалификаций, что обеспечит мобильность выпускников на международном рынке труда. Решение данных проблем и задает вектор взаимодействия вузов и работодателей в указанном направлении.

2. Совместное участие вуза и работодателей в формировании заказа на подготовку специалистов. Характеризуя данное направление, следует отметить, что последние четыре года прием в учреждения высшего профессионального образования осуществляется на основе контрольных цифр приема с учетом потребностей региона. Региональный заказ и контрольные цифры приема формируются на основе прогнозной потребности в кадрах и заявок предприятий и работодателей, с учетом демографической ситуации. Согласно Порядку приема в высшие учебные заведения, до 15% всех бюджетных мест по каждой основной образовательной программе отводится на целевой прием. Поэтому важным направлением взаимодействия является содействие в обеспечении целевой подготовки, когда вуз и работодатель вместе «ведут» студента от поступления до выпуска с последующим гарантированным трудоустройством. В 2011/2012 учебном году в ВятГГУ обучаются на основании целевой контрактной подготовки 189 студентов (в 2009/ 2010 учебном году - 97 студентов). Перспективным здесь является более тесное взаимодействие с профильными департаментами в части формирования заказа на подготовку специалистов в рамках контрольных цифр приема. Кроме того, важным направлением во взаимодействии с работодателями будет и обучение студентов за счет средств юридических лиц - предприятий, организаций и учреждений. Поэтому необходимо налаживание более тесного взаимодействия с отраслевыми объединениями работодателей, заинтересованными в приобретении тех или иных квалификаций членами сообщества. Совместно формируя заказ на подготовку специалистов, вуз и работодатели, с одной стороны, регулируют количественные, с другой - качественные характеристики будущих специалистов.

Следовательно, эффективная модель взаимодействия в данной сфере включает в себя:

- способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест;

- способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионального образования) к качеству профессиональной подготовки в региональной сети учреждений профессионального образования;

- форматы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам) и т. д.

3. Участие работодателей непосредственно в учебном процессе является не просто желательным, а необходимым условием в реализации любой вузовской ООП как бакалаврского, так и

магистерского уровня. В конкретных ФГОС определена доля работодателей в общем числе преподавателей по профессиональному циклу [5].

Требование привлечения к образовательному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений обусловливает наличие таких специалистов по программам бакалавриата и специалитета в количестве не менее 5% (большинство ФГОС) - 10% (ГМУ); по программам магистратуры - от 7 до 20% [6]. Следовательно, профильным факультетам необходимо обеспечивать включение специалистов из профильных отраслей. При этом предпочтение следует отдавать работодателям, имеющим значительный опыт работы, в том числе управленческий, профильное образование, а также, по возможности, ученое звание по профилю ООП.

По-прежнему неоценимо участие работодателей в предоставлении баз для производственной практики студентов и руководство их деятельностью.

Проблемы в данной сфере в том, что зачастую схемы традиционных вузовских практик не устраивают их по условиям и срокам, из-за чего практики превращаются в формальные мероприятия. Поэтому поиск гибких моделей прохождения практик, в том числе по заявкам предприятий; сквозных практик на одном предприятии туристской отрасли на основании индивидуальных программ с назначением руководителя-наставника от предприятия; а также прохождение стажировок в период обучения в вузе являются достаточно перспективными.

4. Взаимодействие вуза и работодателей по оценке качества реализации вузовских ООП и уровня подготовки выпускников является еще одним существенным направлением совместной деятельности. На стадии итоговой аттестации работодатели должны участвовать в процедуре оценки, в том числе в качестве членов экзаменационной комиссии, представляющих профессиональное сообщество. По результатам итоговой аттестации члены комиссии - работодатели могут вносить предложения по совершенствованию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, в том числе производственной практики.

Прием и работа с заявками от предприятий, организаций и учреждений на разработку студентами тем выпускных квалификационных работ и обеспечение внедрения их результатов в практическую деятельность организаций, предприятий, учреждений - также важное направление взаимодействия, предполагающее выявление проблемных областей деятельности предприятий, а также разработку механизмов совершенствования их деятельности.

Кроме того, в последнее время все большее внимание уделяется развитию механизмов общественно-профессиональной аккредитации вузов и образовательных программ, а также публичного оценивания учебных заведений, где ведущая роль принадлежит рейтингованию вузов и основных образовательных программ со стороны профессионального сообщества, в которых непосредственно участвуют работодатели.

Выбор форм сотрудничества по всем направлениям взаимодействия определяется конкретными условиями. Максимальные выгоды в долгосрочной перспективе для всех заинтересованных сторон и наибольшую пользу для общества могут принести только системная многоаспектная работа вуза на основе совмещения стратегических интересов с партнерами.

Так, в процессе разработки основных образовательных программ перспективными могут быть следующие формы взаимодействия:

- совместное выявление потребностей в кадрах;

- совместное формулирование требований квалификационных характеристик и разработка на их основе профессиональных стандартов;

- сопряжение профессиональных стандартов и требований ФГОС ВПО;

- обеспечение взаимодействия с профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей по профилю реализуемых ООП.

Совместное участие вуза и работодателей в формировании заказа на подготовку специалистов предполагает следующие инновационные формы взаимодействия:

- трудоустройство выпускников на предприятия социальных партнеров;

- ведение мониторинга адаптации и развития карьеры выпускников на основании сведений работодателей;

- организация дополнительного профессионального обучения, повышения квалификации специалистов предприятий;

- формирование и систематическое обновление банка данных о предприятиях-партнерах;

- максимальное обеспечение регионального заказа заявками предприятий на подготовку кадров;

- заключение и реализация долгосрочных договоров с различными предприятиями и организациями на проведение целевых наборов абитуриентов, подбор специалистов из числа студентов и выпускников на вакантные должности, а также оказание информационно-консультационных услуг;

- организация и проведение ярмарок вакансий, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов с привлечением работодателей, центров занятости населения, кадровых агентств.

Налаживание взаимодействия вуза и работодателей по реализации вузовских основных образовательных программ обеспечивается через использование следующих форм:

- создание организационно-педагогических условий для профессионального образования;

- выявление проблемных областей деятельности предприятий и формирование тематик курсовых и дипломных работ в соответствии с выявленными проблемами;

- осуществление руководства дипломными проектами специалистами предприятий;

- организация и участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах;

- организация производственной практики студентов на базе предприятий, использование технологической базы работодателей. При этом студенты имеют возможность для прохождения учебной и производственной практик в соответствии с ежегодными заявками;

- открытая защита отчетов по практике студентов;

- реализация совместных инновационных проектов;

- привлечение работодателей к проведению мастер-классов;

- совместное участие в научно-практических конференциях, рефлексивных семинарах, круглых столах.

Перспективы взаимодействия вуза и работодателей по оценке качества реализации вузовских ООП и уровня подготовки выпускников связаны с применением следующих форм:

- формирование государственных аттестационных комиссий с привлечением работодателей;

- организация рецензирования методических пособий специалистами предприятий;

- сертификация профессиональных квалификаций;

- организация стажировок преподавателей специальных дисциплин;

- проведение предприятиями конкурсов на лучший дипломный проект для привлечения наиболее способных студентов и др.

В заключение следует отметить, что в центре диалога между вузовским сообществом и рынком труда находится выпускник. Именно его готовность и способность к эффективной профессиональной деятельности являются для работодателей (и общества в целом) основным критерием оценки качества обучения в конкретном учебном заведении и, как следствие, главной сферой ответственности самого вуза. На современном рынке труда выпускники должны обладать необходимым набором компетенций, которые позволят им

легко адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, быть гибкими в выборе карьерной траектории, успешно строить свою жизнь. Эта задача совпадает и с общей стратегией российской высшей школы, внедряющей в настоящее время образовательные стандарты нового поколения. Поэтому взаимодействие вуза с работодателями должно начинаться уже в рамках профориента-ционной работы, продолжаться в процессе реализации основных образовательных программ, научных изысканиях «преподаватель - студент -работодатель», логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

Данные изменения делают систему профессионального образования более открытой, ориентированной на социум, на потребности потенциальных потребителей наших выпускников. Профессиональное образование все более становится достоянием профессионального сообщества, которое активно включается не только в проектирование, но и в реализацию и экспертизу качества образовательных программ. Именно поэтому в основе интеграции деятельности ВятГГУ и работодателей - развитие социального партнерства, т. е. особого типа взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, региональными органами законодательной и исполнительной власти, региональными службами занятости, общественными организациями, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Примечания

1. Реутов Н. Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей в современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. URL: http://ores.su/index.php/2011-02-13-16-16-51/ 21--3-2011-/124-2011-07-29-14-13-15

2. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Технология разработки и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования в Вятском государственном гуманитарном университете: метод. рек. / сост. Н. А. Иванова, О. В. Казаринова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 47 с.

5. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

6. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.