УДК 338.2
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ PROBLEMS AND PROSPECTS INTRODUCTION OF PROPERTY TAX PROPERTY OF INDIVIDUALS
Лиманская Д.В.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Limanskaya D.V.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация:В статье рассмотрены проблемы, возникшие в связи с введением налога на недвижимое имущество физических лиц с 1 января 2015 года. Выявлены и проанализированы последствия для налогоплательщиков физических лиц и дана предварительная оценка перспектив укрепления доходной части бюджетов.
Ключевые слова: налог; налоговая политика; недвижимость; налоговые льготы; кадастровая стоимость.
Annotation: The problems arising in connection with the introduction of property tax of individuals with January 1, 2015. Identified and analyzed in the investigation for the taxpayers of individuals and preliminary assessment of the prospects for strengthening the revenue side of budgets.
Key words: tax; tax policy; real estate; tax benefits; cadastral value.
Государственная налоговая политика, соответствующая существующим экономическим, социальным, а также политическим условиям российской экономики призвана обеспечить эффективное использование налогов в решении социально- экономических проблем.
Одной из мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, явилось введение налога на недвижимое имущество для физических лиц[1]. Потому с 1 января 2015 года в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 32, название которой - «Налог на имущество физических лиц», которая, в свою очередь, заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Проводя мероприятия по принятию налога на недвижимое имущество физических лиц, пришлось столкнуться с рядом проблем:
1) ограниченность информации о состоянии цен на рынке недвижимости,
2) ограниченное количество специалистов, которые имеют опыт осуществления качественной оценки недвижимости,
3) слабое информационное наполнение Государственного кадастра недвижимости, о чем свидетельствуют комментарии государственных руководителей разного уровня,
4) большие объемы работ, не считая незарегистрированные объекты налогообложения,
5) проблемы, связанные с учетом в системе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
6) нежелание высокообеспеченных граждан регистрации вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость, а также допускать оценщиков на территорию, являющейся их собственностью,
7) отсутствие законодательной базы, которая бы позволила беспрепятственно осуществлять оценку любых объектов недвижимости, которые находятся в частной или долевой форме собственности.
Важной отличительной чертой налогов на имущество является то, что их взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика и определяется только характеристиками имущества.
С целью уменьшения социальной напряженности в обществе подобные налоги следует вводить поэтапно, так как возможно недовольство со стороны слоев населения с низкими доходами[2].
Следует отметить, что налог носит прогрессивный характер, и дорогостоящее имущество, которое принадлежит гражданам, обеспечит значительную долю налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.
На первом этапе предполагается в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки[8].
Одним из главных изменений, введенных 32 главой НК РФ, является переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной стоимости имущества и земли, а исходя из их кадастровой стоимости имущества. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки).[3] Инвентаризационная стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Потому, рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.
Налог на имущество — это местный налог, который регулируется Налоговым Кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и др.)[4]. Налоговые инспекции должны на местах осуществлять расчет сумм налога и направлять уведомления об уплате собственникам имущества.
Для введения в действие данного налога необходимо было проведение мероприятий, которые, в свою очередь, направлены на формирование кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также установление единой даты, в соответствии с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость - это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату проведения этой оценки.
Кадастровая стоимость имущества может изменяться в процессе достройки и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периода[5]. Потому, изменение возможно только на начало очередного налогового периода.
Процесс государственной кадастровой оценки проходит без участиясобственника. О результатах владелец недвижимости может узнать одним изследующих способов:
- при официальном опубликовании ее результатов (акта исполнительногооргана субъекта РФ, которым утверждены результаты оценки);
- на официальном сайте Росреестра (разделы "Справочная информация по объектам недвижимости on-line" и "Публичная кадастровая карта");
- обратившись с запросом с Росреестр.
Основания, исходя из которых можно оспорить кадастровую стоимость:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованныхпри определении стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночнойстоимости на дату, по состоянию на которую была установлена егокадастровая стоимость[6].
Гражданам предоставлен выбор - обжаловать результаты кадастровой оценки в специальной комиссии, созданной при Росреестре, или непосредственно в суде. С учетом того что кадастровая оценка носила массовый характер, проводилась спешно и основывалась прежде всего на не всегда корректных данных БТИ (Бюро Технической Инвентаризации), кадастровая стоимость недвижимости во многих случаях оказалась выше рыночной. Практика оспаривания кадастровой стоимости показывает, что более трети поданных заявлений удовлетворяются.
Перспективы введения налога на недвижимость физических лиц:
Итак, следует ожидать, что платежи вырастут постепенно -законодатели предусмотрели льготный пятилетний период. В первый год рост платежей должен составить не более 20%, потом 40%, 60 и так далее. С 2020 налог на имущество придется платить в полном объеме.
Введение налога позволяет решить проблему налогообложениядорогостоящего имущества. При введении налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить прогрессивную ставку налогообложения в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в диапазоне от 0,1% до 2%.
При этом максимальная ставка (без возможности ееснижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая ^дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости отколичества собственников, а также наличия льгот у собственников.
По оценке Минфина России, потенциальная максимально возможная сумма налога, которую могут получить муниципалитеты, может достигнуть 100 - 120 млрд. руб. Поступления от действующего налога на имущество, исчисляемого с инвентаризационной стоимости, скромнее в 5 -6 раз. По оценке ФНС России, в среднем налоговая нагрузка для не льготных категорий налогоплательщиков вырастет в два раза. Такой расчет приведен в пояснительной записке к законопроекту, внесенному Минфином России в Правительство РФ.
По предварительному расчету разработчиков законопроекта, средний расчет налога по России для не льготной категории физических лиц составит:
- для двухкомнатной квартиры площадью 55 кв. м - 1200 руб. в год;
- для трехкомнатной квартиры площадью 75 кв. м - 1800 руб. в год.[7]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реформирование налогообложения имущества позволит в значительной мере увеличить налоговые поступления в муниципальные бюджеты за счет повышения налоговой нагрузки на среднего налогоплательщика, а также за счет ограничения льгот; вследствие применения прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость, принятия мер, направленных на обложение налогом ранее неучтенных и неоцененных объектов.
Список литературы:
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года// Гарант [электронный ресурс]. Доступ: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292510/, свобдный. Язык русский. Заглавие с экрана.
2. Литвинова С. А., Ивасенкова О.В. Государственное регулирование рынка недвижимости в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1.
3. Литвинова С. А., Бородина Ю.И. Налог на недвижимость: новый механизм начисления//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014 г. №12.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации
5. Налог на имущество физических лиц // ФНС [электронный ресурс] Доступ: http://nalog.garant.ru/fns/nk/52/, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
6. О государственном кадастре недвижимости // Российская Газета [электронный ресурс] Доступ: http://www.rg.ru/2007/08/01/kadastr-doc.html/, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
7. Налог на недвижимость физических лиц // Экономика [электронный ресурс] Доступ: http://www.vestifinance.ru/articles/24275/, свободный. Язык русский. Заглавие с экрана.
8. Литвинова С.А., Лиманская Д.В. Значение земельного налога в части доходов бюджетов муниципалитетов: проблемы и пути повышения эффективности//Актуальные проблемы современности: наука и общество. № 1(6).2015.С.27-31.