Агротехнологии и образование
УДК 378
В. А. Инышева
Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ
В тексте настоящей работы поднимается вопрос цифровизации образования в аграрных вузах. Автор исследования говорит о цифровизации агропромышленного комплекса (АПК), аргументируя это тем, что цифровые технологии все чаще внедряются в сельскохозяйственную отрасль в связи с ростом информационного прогресса. Автор говорит о том, что сегодня специалисты в области АПК должны уметь работать с цифровыми технологиями. Это касается как молодых специалистов, так и опытных сотрудников АПК. В связи с этим автор говорит о неизбежности цифровизации образования в сфере АПК. При этом автор призывает соблюдать баланс между цифровизацией и работой человека, не заменяя, а дополняя одно другим.
Ключевые слова: цифровизация; цифровизация сельского хозяйства; циф-ровизация АПК; аграрное образование; аграрный вуз; высшее образование
Валерия Андреевна Инышева — преподаватель кафедры землеустройства Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail:[email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES
The text of this paper raises the issue of digitalization of education in agricultural universities. The author of the study speaks about the digitalization of the agro-
industrial complex (AIC), arguing that digital technologies are increasingly being introduced into the agricultural sector in connection with the growth of information progress. The author says that today specialists in the field of agriculture should be able to work with digital technologies. This applies to both young professionals and experienced employees of the agro-industrial complex. In this regard, the author speaks about the inevitability of digitalization of education in the field of agriculture. At the same time, the author calls for a balance between digitalization and human work, not replacing, but complementing one another.
Keywords: digitalization; digitalization of agriculture; agricultural education; agricultural university; higher education
Valeriya Inysheva — lecturer of the Department of Land Management, Ural State Agrarian University, 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libkhneta str., 42. E-mail:[email protected]
Для цитирования:
Инышева В. А. Проблемы и перспективы цифровизации образования в аграрных вузах // Аграрное образование и наука. 2024. № 3.
Агропромышленный комплекс (далее в тексте — АПК) за последние десятилетия активно проходит процесс цифровизации. Цифровые технологии все больше внедряются в сельскохозяйственную отрасль. В связи с этим для специалистов АПК важно суметь переквалифицироваться в соответствии с нарастающим информационным прогрессом [Карпухин, Хомякова, 2022]. Если рассматривать с философской точки зрения, то мы задаемся вопросом: можно ли полностью данный сектор автоматизировать и тем самым обмануть саму природу?
«Стремительное развитие технологических процессов — желание обмануть природу». Так можно сформулировать проблему цифровизации агропромышленного комплекса. Но несмотря на данные размышления, специалистам сельского хозяйства приходится подстраиваться под современные тенденции цифрового общества. В аграрных вузах стоит вопрос о внедре-
нии цифровых технологий для обучения будущих кадров, для того, чтобы будущие специалисты смогли быть адаптированы к работе на производстве [Варнина, 2023; Максудова, Цветков, 2010]. Но возможно ли полностью оцифровать образование? На наш взгляд в сельском хозяйства огромное значение несет в себе такой фактор как: «передача опыта», именно опытным путем, путем исследований совершаются открытия и кому как не человеку передавать свой опыт. Каждый живой организм по-своему уникален и здесь требуется индивидуальный подход. Поэтому полностью компьютезировать образование в АПК невозможно.
Но несмотря на все проблемные точки образовательной системы аграрных вузов, данная система является самой крупный и значимой и помимо перечисленных недостатков имеет ряд своих преимуществ, которые облег-чати помогут в цифровизации образования [Рябчикова, 2020].
Во-первых, это наличие во многих аграрных университетах опытных полигонов, учебных хозяйств, базовых кафедр и т. д., которые используется вкачестве прохождения учебных практик, где формируются и оттачиваются профессиональные компетенции, навыки и умения обучающихся.
Во-вторых, аграрное образование имеет специфических уклад в плане обучения, схожую с медицинскими университетами, где необходимо единично обучать человека работать с живой средой, таким образом потоковое образование здесь затруднено.
Цифровизация в АПК и внедрение искусственного интеллекта, машинного обучения могут существенно облегчить задачу специалистам, но не заменить их. Ведущее решение должно оставаться за человеком. На сегодняшний день искусственный интеллект стремительно развивается и применяется практически во всех областях, в сельском хозяйстве также активно применяют для мониторинга посевов, мониторинга за состоянием земель в целом, для почвенных исследований и для создания обширных баз данных, но искусственный интеллект не может всецело заменить человека. Человек должен быть на верхушке информационного прогресса.
Роль технологического прогресса в упрощении жизни, но, к сожалению, со стремительной информационной эволюцией и само время стало идти гораздо быстрее, мы просто не успеваем замечать «реальный мир». Задача
человека, не провалиться окончательно в «виртуальную реальность». Человек — существо, способное созидать, чувствовать, открывать что-то новое, любить и сострадать. Наделение данными качествами искусственный интеллект мы рискуем поменяться с ним местами. Мы считаем, что будущее за цифровыми технологиями, а качественное образование в сельскохозяйственной отрасли — за цифровизацией, но важно сохранять баланс между искусственным и естественным интеллектом.
Проблема информационного прогресса с точки зрения философии и педагогики охватывает множество аспектов, начиная от природы информации и заканчивая этическими вопросами использования технологий [Философия науки: учебник для вузов, 2020]. Вот основные тезисы этой проблемы:
• Информационный прогресс изменяет структуру общества, делая знания и доступ к ним основным ресурсом. Это приводит к появлению новых форм социальной организации и взаимодействий.
• Возможность создания искусственного интеллекта, обладающего сознанием, вызывает вопросы о правах таких существ и границах между искусственным и естественным разумом.
Все изложенные в данном исследовании вопросы требуют постоянного внимания, обсуждения и контроля, поскольку развитие технологий продолжает менять наш мир и наше представление о нем, так будет продолжаться и дальше, прогресс не стоит на месте.
По нашему мнению, границы искусственного интеллекта не только технические, но и этические, социальные и философские. Его влияние на общество продолжает расти стремительными темпами, и вместе с ним увеличивается необходимость осмысленного подхода к его внедрению и использованию. Информационные технологии меняют способы взаимодействия между людьми, создавая новые формы общения и сближения, что является преимуществом в современном мире, при этом но являются источником проблем, связанные с рисками потери приватности и информационной безопасности. Проблема искусственного интеллекта, обладающего сознанием, ставит перед человеком вопросы о том, что такое сознание и каковы права таких существ. Насколько это безопасно для людей в целом и насколько мы сможем противостоять, если ИИ станет наравне с челове-
ком. Данные вопросы по сей день остаются открытыми для обсуждения. В условиях взаимодействия человека с информационными технологиями необходимо пересматривать существующие юридические, этические и социальные рамки, чтобы обеспечить адекватную защиту прав всех участников взаимодействия.
Будущее технологий зависит не только от их развития, но и от нашего подхода к их применению и интеграции в повседневную жизнь. Невозможно будет обвинять информационный прогресс в проблемах, которые придут вместе с его развитием, нам самим необходимо будет научиться «уживаться» со всеми этими новшествами и адаптировать их в повседневную жизнь. Это требует от нас большойответственности. Таким образом, философские проблемы информатики остаются не только актуальными, но и необходимыми для обсуждения вопросов существования будущего общества.
Список литературы
1. Варнина В. А. Проблемы и перспективы цифровизация образования в аграрных вузах // Аграрное образование и наука. 2023. № 1. С. 11.
2. Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. Перспективы цифровизации сельского хозяйства до 2030 года: правовой аспект // Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Казань, 2022. С. 422-427.
3. Максудова Л. Г., Цветков В. Я. Информационное моделирование как фундаментальный метод познания // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2010. № 1. С. 102-106.
4. Рябчикова Н. Н. Перспективы развития аграрного образования в России: сотрудничество в рамках кластерно-сетевого подхода // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 4. С. 529-540
5. Философия науки: учебник для вузов / под редакцией А. И. Липки-на. — 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020.
References
1. Varnina V. A. Problems and prospects of digitalization of education in agricultural universities // Agrarian education and science. 2023. No. 1. p. 11.
2. Karpukhin M. Yu., Khomyakova M. A. Prospects of digitalization of agriculture until 2030: a legal aspect // Digital technologies and law. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. In 6 volumes. Kazan, 2022. pp. 422-427.
3. Maksudova L. G., Tsvetkov V. Ya. Information modeling as a fundamental method of cognition // News of higher educational institutions. Geodesy and aerial photography. 2010. No. 1. pp. 102-106.
4. RyabchikovaN. N. Prospects for the development of agricultural education in Russia: cooperation within the framework of the cluster-network approach // Creative Economy. 2020. Vol. 14. No. 4. pp. 529-540
5. Philosophy of Science: textbook for universities / edited by A. I. Lipkin. — 2nd ed., reprint. and add. Moscow: YuraitPublishingHouse, 2020.