DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.069 Семёнов Е.А.1, Григоревский Д.В.2, Чибилёв А.А. (мл.)3
1 Кандидат географических наук, 2младший научный сотрудник, 3кандидат экономических наук Институт степи Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург
Статья подготовлена в рамках темы «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды» (№ ГР АААА-А17-117012610022-5) при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области в рамках
научного проекта № 17-12-56005 «Интегральная оценка современного социально-экономического положения регионов трансграничного бассейна реки Урал на основе ГИС-анализа в связи с созданием Таможенного и
Евразийского экономического союзов» по региональному конкурсу «Урал: история, экономика, культура» 2017 -
Оренбургская область».
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ СТЕПНОЙ
ЗОНЫ НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В современных реалиях одновременно с беспрецедентной глобализацией товарных и финансовых рынков, рынков услуг и трудовых ресурсов, нарастает процесс углубления и интенсификации международной экономической интеграции между отдельными государствами, обуславливающий формирование внутриконтинентальных интеграционных группировок. Таким образом, пространственная фактура мировой экономики все в большей степени приобретает структуру крупных архипелагов наиболее тесно экономически интегрированных стран.
В статье рассматриваются проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества регионов степной зоны на примере Оренбургской области, даётся оценка современным интеграционным процессам на территории Оренбургско-Казахстанского трансграничного региона. Авторами анализируются приоритетные направления по использованию природно-ресурсного и социально-экономического потенциала Оренбургской области в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, Оренбургская область, Казахстан, Оренбургско-Казахстанский трансграничный регион, интеграционные связи, Евразийский экономический союз, регионы трансграничного бассейна реки Урал.
Semenov E.A.1, Grigorievsky D.V.2, Chibilev A.A. (junior)3
1PhD in Geography, 2Young researcher of the laboratory of economic geography, 3PhD in Economics Institute of the Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Orenburg
The article is prepared within the framework of the topic "Steppes of Russia: Landscape and Ecological Foundations of
Sustainable Development, the Rationale for Nature Management under the Conditions of Natural and Anthropogenic Environmental Changes" (No. GRA AAAA-A17-117012610022-5) with the financial support of the Russian State Humanities Fund and the Administration of the Orenburg region within the framework of the scientific project No. 17-12-56005 "Integral Assessment of the Current Socio-economic Situation in the Regions of the Cross-boundary Basin of the Ural River on the Basis of GIS Analysis in Connection with the Creation of the Customs and Eurasian Economic Union" at the regional competition
"Ural: History, Economy, Culture, 2017 - Orenburg region."
PROBLEMS AND PROSPECTS OF CROSS-BORDER COOPERATION OF THE REGIONS OF THE STEPPE
ZONE ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION
Abstract
Along with unprecedented globalization of commodity and financial markets which take place in the modern world, markets for services and labor, the process of deepening and intensifying international economic integration between individual states is also growing which causes the formation of intra-continental integration groups. Thus, spatial texture of the world economy increasingly acquires the structure of large archipelagoes of the most closely integrated countries.
The article examines the problems and perspectives of cross-border cooperation of the steppe zone regions using the example of the Orenburg region, assesses modern integration processes in the territory of the Orenburg-Kazakhstan cross-border region. The authors analyze priority areas for the use of the natural resource and socio-economic potential of the Orenburg region within the framework of the EAEU.
Keywords: cross-border cooperation, the Orenburg Region, Kazakhstan, the Orenburg-Kazakhstan cross-border region, integration ties, the Eurasian Economic Union, the regions of the cross-border basin of the Ural River.
К приграничным регионам Российской Федерации (определенные части административных границ таких регионов являются государственными границами страны) относятся 38 субъектов, что составляет 4,4 млн. кв. км площади России (25% территории страны), в которых проживает около 44% её населения (табл. 1).
Таблица 1 - Протяжённость сухопутных границ и численность населения приграничных регионов Российской _Федерации [1], [2], [3], [4]_
Приграничные регионы Кол-во Протяженность границы Численность населения
км % млн. чел. %
Субъекты РФ 38 22 125 100,0 63,8 43,7
Регионы степной зоны РФ 14 7 730 35,0 37,3 25,4
Субъекты РФ, граничащие с Республикой Казахстан 12 7 513 33,9 24,4 16,7
Регионы степной зоны РФ, граничащие с Республикой Казахстан 9 6 292 28,4 21,7 14,8
Оренбургская Область 1 1 876 8,5 2,0 1,4
Географическое расширение и тотальное проникновение глобализации, актуализация геополитических и интеграционных приоритетов России на центрально-азиатском и восточноазиатском направлениях, усиление экономической мощи Китая и его новая внешнеторговая стратегия, связанная с ренессансом Великого шелкового пути, развитие и углубление интеграционных процессов в формате Евразийского Экономического Союза, существенно расширяют преимущества приграничного положения Оренбургской области.
Феномен трансграничного положения после распада СССР и функциональной трансформации административных границ (условных) в государственные рубежи, для приграничных регионов России стал играть особую роль и по -новому отражать ее пространственно-временную специфику. Глубина международной интеграции, степень развития социально-культурных и внешнеэкономических связей, для приграничных регионов определяется функцией государственной границы, в системе, складывающихся в современном геополитическом контексте, межрегиональных и межгосударственных отношений.
Наиболее актуальными характеристиками границы являются функции контактности и барьерности. Контактность - особое функциональное свойство границы, которое предполагает наиболее благоприятный режим взаимодействия с сопредельными территориями (регионами) для развития взаимовыгодных экономических, социально-культурных, гуманитарных и других связей [5]. Функция барьерности границы фиксирует наличие препятствий для трансграничных потоков, по А.Дж. Тойнби так называемое «напряжение границы» [6]. Такими барьерами могут быть природные, политические, экономические, коммуникационные, институциональные (административно-правовые) и этнокультурные.
По мнению Колосова В.А. в современных геополитических исследованиях актуализировалась новая парадигма, в рамках которой происходит функциональная трансформация государственных границ, с все более заметным переходом от барьерной функции к контактной. В связи с этим, меняются и функции приграничных территорий, которые из депрессивных зон способны превратиться в локомотивы экономического роста [7]. Таким образом, при условии повышения «прозрачности» границ, приграничные территорий могут стать трансграничными.
Бакланов П.Я. понимает трансграничье как сложно-структурный феномен, природно-хозяйственный район, социально-экономические характеристики которого отражают тесную взаимосвязь с приграничной территорией (природно-хозяйственным районом) соседней страны. При этом приграничные территории обеих государств являются составными частями межгосударственной трансграничной территории, границы которой определяются рубежами соответствующих природно-хозяйственных районов обеих стран [8]. Герасименко Т.И. формулирует трансграничный регион (ТГР) как особый вид приграничных регионов по обе стороны границы, представляющий собой территорию, обладающую определенной комплексной и системообразующей общностью и сходством природных, геополитических, цивилизационных, социальных, экономических, этнокультурных и ментальных характеристик [9].
Обобщая теоретические исследования в области трансграничных территорий можно выделить основные свойства Оренбургско-Казахстанского трансграничного региона:
- внушительное преобладание контактной функции границы над барьерной функцией;
- наличие тесных связей и высокий уровень трансграничного взаимодействия и сотрудничества в экономической и социально-культурной сфере деятельности;
- наличие максимально возможного количества коммуникационных зон в трансграничном пространстве порубежных государств.
В настоящее время разрабатывается немало совместных проектов развития трансграничных территорий. Чаще всего это проекты в рамках экономического сотрудничества, углубляющие трансграничную интеграцию, способствующие сближению территорий соседних стран.
Кроме репрезентативных признаков типичных для порубежных регионов, Оренбуржье отличается имманентными характеристиками своего приграничного положения. Протяженность границы, усиление азиатского геополитического вектора страны, функционирование Таможенного и Евразийского Экономического Союза определяют диспозицию Оренбургской области как важного приграничного региона.
Для Оренбургской области нами выделены факторы повышающие (рис. 1а) и понижающие (рис. 1б) эффективность социально-экономического трансграничного взаимодействия и приграничного сотрудничества.
Оренбургская область характеризуется наличием крепких интеграционных связей с соседними областями Казахстана, отношения с которыми развиваются на основе международных соглашений о сотрудничестве в торгово -экономической, гуманитарной, правоохранительной, научно-технической сферах.
На развитие интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Казахстан значительное влияние оказывает взаимодействие между казахстанскими субъектами бассейна реки Урал и Оренбургской областью. На
территории Оренбургско-Казахстанского трансграничного региона, общей площадью около 695 тыс. кв. км, проживает более 4 млн. человек (табл. 2).
А Отсутствие в трансграничной зоне естественных природных рубежей, препятствующих увеличению трансграничных контактов и экономической и социально-культурной интеграции (представлены незначительными по протяженности водными пространствами рек Урал и Илек)
А Комплементарная межэтническая практика, сложившаяся за столетия совместного сосуществования в рамках общего цивилизационного пространства и единого государства, сходство ценностных установок, что является стержневым элементом содержательных точек пересечения_
А Федерализация и децентрализация, обуславливающий перенос тяжести рычагов управления на региональный уровень, где должны быть сосредоточены реальные управленческие и финансовые ресурсы, еще в большей степени актуализирующие использование преимуществ приграничного положения региона
А Образование ЕАЭС. Используя эффекты трансграничного положения, Оренбургская область из периферийной территории РФ может превратиться в динамичную зону социально-экономического и этнокультурного взаимодействия с приграничными регионами Казахстана; расширение контактных функций границ и, соответственно, уменьшения барьерных
Асимметричность параметров экономического развития, социально-экономическая структура, схожий уровень модернизации трансграничных регионов способствует ускорению интеграционных процессов Оренбургской области и Казахстана
А Наличие самой протяженной по сравнению с другими субьектами РФ, государственной границы, соответственно с самой обширной контактной зоной сопредельного государства
А Прохождение через Оренбургскую область российского участка МТК «Западная Европа - Западный Китай значительно улучшит транспортно-географическое положение региона, существенно повысит его транзитный потенциал, будет способствовать организации инфраструктурных и сервисных объектов, транзитных терминалов, мультимодальных комплексов и логистических центров
а)
V Делимитация единого этнокультурного пространства после распада СССР. На месте межреспубликанских условных границ советского времени появились реальные государственные границы. Разделёнными оказались этносы, границы прошли между населёнными пунктами, имевшими сложившиеся традиционные связи.
V Этнокультурная трансформация трансграничного пространства. В структуре межэтнической целостности населения по обе стороны границы происходит заметная качественная трансформация, и нарастают существенные различия. Важным обстоятельством является и изменение этнического состава населения.
V Сжатие экономического и социального пространства, низкая плотность населения и высокая дисперсность расселения населения в приграничных районах
V Низкая плотность транспортной сети и высокая её изношенность, слабость инфраструктуры коллмуникационных путей в приграничных районах
V Сравнительно не высокий инвестиционный, научно-технический и технологический потенциал Казахстана и сопредельных с ним государств
V Чрезмерная «прозрачность» границы способствует транзиту нелегальных товаров, нелегальных мигрантов, стимулирует рост теневой экономики, создает условия для нарастания трансграничной преступности, расширяет асоциальную и криминальную среду, ухудшает социальную и экономическую обстановку
V Недостаточное влияние институциональных факторов, направленных на усиление контактной функции границы, как на федеральном, так и на региональном уровне в определенной степени сдерживает межэтническое трансграничное взаимодействие и развитие внешнеэкономических связей_
Низкий уровень информационного обеспечения трансграничного пространства, культурного и __ , ^^^^ научно-образовательного взаимодействия б) ~
Рис. 1 - Факторы, а) повышающие и б) понижающие эффективность социально-экономического трансграничного
взаимодействия и приграничного сотрудничества
Таблица 2 - Основные показатели социально-экономического развития Оренбургской области и регионов
Республики Казахстан в пределах бассейна р. Урал
Показатель Оренбургская область Актюбинская область Западно-Казахстанская Атырауская область
область
Площадь территории, тыс. км 123,7 300,6 151,3 118,6
Численность населения, тыс.чел 1995 835 637 594
Плотность населения, чел/км2 16,1 2,8 4,2 5,0
Доля городского населения, % 59,9 62,4 49,8 47,6
Доля сельского населения, % 40,1 376 50,2 52,4
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 1022,3 420,0 318,8 296,5
ВРП, 2014 г., млрд. руб.* 731,3 462,6 490,6 1124,8
Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб.* 726,8 223,2 286,5 757,4
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.* 106,1 36,4 23,4 12,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.* 168,8 77,0 80,5 323,5
Объем розничной торговли, млрд. руб.* 278,4 90,6 43,0 36,9
Посевные площади зерновых и зернобобовых культур, тыс. га 2739,9 313,4 260,1 0,5
Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га 10,2 5,6 6,6 7,6
Поголовье КРС, тыс. голов 596,6 384,9 470,5 150,5
Плотность автомобильных дорог общего
пользования с твердым покрытием, км 167,0 18,1 30,6 18,7
путей на 1000 км2 территории
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, тыс. т 490,0 134,3 110,7 55,1
Приграничные районы обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, использование которого позволяет развивать торгово-экономические отношения. Основную долю товарооборота составляет торговля минеральными ресурсами и продуктами их переработки. Импорт из республики Казахстан в Оренбургскую область в основном состоит из продукции топливно-энергетического комплекса, цементного сырья, черных металлов, хромовой руды, кварцита, продуктов неорганической химии. Оренбуржье в свою очередь поставляет в Казахстан сырую нефть, нефтепродукты, цемент, удобрения, асбест (табл. 3) [10].
Таблица 3 - Предприятия Оренбургской области - основные торговые партнеры республики Казахстан
Наименование предприятия Импорт из Казахстана Экспорт в Казахстан
ООО «Сервисно - промышленная компания» газовый конденсат услуги по переработке газа
ООО «Газпром добыча Оренбург» природный газ гелий, одорант
ОАО «Орскнефтеоргсинтез» нефтепродукты (бензины, топлива дизельные, мазут, битум и пр.)
ОАО «Оренбургнефть» нефть сырая
ЗАО «Преображенскнефть» нефть сырая
ОАО «Уральская сталь» прокат черных металлов и изделия из него, коксохимическая продукция
ПАО «Комбинат Южуралникель» услуги по проведению опытно-промышленных испытаний никелевой руды
ООО «Медногорский медно-серный комбинат» кварцит серная кислота
АО «Новотроицкий завод хромовых металлические изделия хромовые соединения
соединений»
ООО «Новохром» хромотель (хромовый дубитель)
АО «Новотроицкий цементный завод» клинкер товарный; оборудование цемент
ООО «Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания» известняк флюсовый
ЗАО «Завод синтетического спирта» спирт изопропиловый
Основу импорта минеральных ресурсов из республики Казахстан составляют природный газ и газоконденсат, добываемые на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении в Западно -Казахстанской области. Открытое в 1979 году месторождение изначально осваивалось производственным объединением «Оренбурггазпром» Министерства газовой промышленности СССР, впоследствии Министерство было преобразовано в Российское акционерное общество «Газпром». После получения независимости правительство Казахстана отказалось от сотрудничества с РАО «Газпром» и приступило к поиску иностранных партнеров для освоения месторождения. В результате был сформирован консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», в состав которого в настоящее время входят «Эни СпА», «Шелл», корпорация «Шеврон», «ЛУКОЙЛ», «КазМунайГаз» [11]. Углеводороды с Карачаганакского месторождения на Оренбургский газоперерабатывающий завод транспортируются по системе «Карачаганак - Оренбург», состоящей из пяти трубопроводов, протяженностью 140 км.
Помимо очевидных преимуществ трансграничного сотрудничества в сфере торговли минеральными ресурсами, существует ряд проблем, связанных с освоением природно-ресурсного потенциала. Одна из важнейших заключается в трансграничном использовании водных ресурсов. Неудовлетворительное состояние бассейна реки Урал вызвано зарегулированием стока верхнего течения; вырубкой пойменных и водораздельных лесов; антропогенным воздействием; хозяйственной деятельностью предприятий газопромышленного комплекса, добычи и переработки нефтепродуктов, черной и цветной металлургии [12], [13]. Вышеперечисленное служит причиной деградации пойменной растительности, снижению уровня воды в реке, заиливанию русла, сокращению биоразнообразия. Причем негативное влияние на состояние воды в р. Урал оказывают обе стороны. С Российской стороны это влияние обусловлено наличием Ириклинской ГЭС, промышленным водоотведением для нужд предприятий черной и цветной металлургии. В Казахстане негативное влияние на состояние воды в р. Урал связано с загрязнением крупного левого притока р. Илек тяжелыми металлами, такими как бор и хром, источником которых являются бесхозные объекты, оставшиеся после бывшего Актюбинского химзавода им. Кирова.
Существующий уровень Оренбургско-Казахстанских отношений и интеграционные процессы в рамках ЕАЭС создают предпосылки для дальнейшего сотрудничества в экономической, экологической, правовой, гуманитарной и пр. сферах. Одним из стимулов развития служит Международный транспортный коридор «Западная Европа -Западный Китай», строительство которого уже закончено Китайской и Казахстанской сторонами. Наличие скоростной магистрали стимулирует увеличение как грузо-, так и пассажирооборота. В связи с чем, планируется развитие придорожной инфраструктуры, и близлежащих объектов туризма и рекреации [14].
Очень важно в развитии взаимоотношений всего Центрально-Азиатского региона и Российской Федерации иметь надежные точки соприкосновения, транспортные коридоры. На наш взгляд эту роль со значительным успехом может сыграть Оренбургская область. Хотя однозначной точки зрения в современной географической науке по проблематике нет. В своих работах Ю.Н. Гладкий и Д.Н. Замятин рассматривают возможность использования других регионов Российской Федерации, например Астраханской и Омской областей, в качестве ключевых для сотрудничества с Центральной Азией, строительства современных транспортных коммуникаций. [15], [16] Главный аргумент состоит в том, что Омская область ближе всего расположена к столице Казахстана - Астане, с которой у нее налажены тесные экономические связи. А через Астраханскую область проходит кратчайший путь из Европейской части России в регион Центральной Азии, и по некоторым данным через Астрахань планируется в ближайшее время строительство современной транспортной магистрали из Европы, через Россию и Центральную Азию в Китай.
На наш взгляд, у этих регионов есть и отрицательные качества для того, чтобы стать «воротами» в Центральную Азию. Омск довольно сильно удален от Европейской России, через него очень сложно провести выгодные транспортные магистрали из Европы в Азию. Астраханская область не имеет исторического опыта сотрудничества с Центрально-Азиатским регионом, а также находится на окраине оптимальных транспортных путей из Европы через Российскую Федерации и Центральную Азию в Китай. Таким образом, Оренбургская область выглядит исторически и политически обоснованным вариантом для концентрирования внешнеполитической деятельности России в Центральной Азии. Оренбург имеет огромный положительный опыт добрососедских политико-экономических связей с регионом, совместные энергетические и другие бизнес проекты, наработан большой положительный опыт в трансграничном этнокультурном сотрудничестве.
Список литературы / References
1. Границы России / Федеральная пограничная служба РФ. [Электронный ресурс] http://www.strana-oz.ru/2002/6/granicy-rossii (дата обращения 05.10.17)
2. Гуков А.М. Оренбуржье - форпост России. - Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал». - 2010. - 128 с.
3. Чибилёв А.А. (мл.) Интегральная оценка современного состояния и изменений природной среды степных регионов России на основе геоинформационного анализа и картографирования // Проблемы региональной экологии, 2014. - № 5. - С. 7-14.
4. Чибилёв А.А. (мл.) Административно-территориальная характеристика степной зоны РФ // Степи Северной Евразии / Материалы VII международного симпозиума - Оренбург: ИС УрО РАН, 2015. - С. 920-924.
5. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - М. - Волгоград: НОФМО, 2002. - 572 с.
6. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
7. Колосов, В.А. Теоретическая лимология: новые подходы// Международные процессы. 2003. № 3. С. 44-59.
8. Трансграничный регион: понятие, сущность, форма [текст]: монография / науч. ред.: д. чл. РАН, профессор П.Я. Бакланов; д-р полит. наук, профессор М.Ю. Шинковский. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 276 с.
9. Герасименко Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов: монография - С-Петербург. - 2005. - 235с.
10. Григоревский Д.В. SWOT-анализ природно-ресурсного потенциала Оренбургской области в контексте интеграционных процессов Евразийского экономического союза // Заметки ученого. Ростов-на-Дону: ООО "Приоритет", 2016. - №10. С. 16-24
11. Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. [Электронный ресурс] URL: http://www.kpo.kz/ (дата обращения 05.10.17)
12. Порох А.Н. Россия и Казахстан в решении трансграничных водных проблем // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2009. № 2 (16). С. 25-33
13. Чибилёв А.А. (мл.) Возобновляемые стратегические природные ресурсы устойчивого развития регионов степной зоны РФ // Успехи современного естествознания, 2016. - №3. - С. 214-219.
14. Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Туристско-рекреационный потенциал Оренбургской области в контексте развития стратегии "Нового Шёлкового пути" // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ООО "Компания ПОЛИГРАФИСТ", 2015. - №3(34). - С. 63-66.
15. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 659 с.
16. Замятин Д.Н. Моделирование геополитических ситуаций (На примере Центральной Азии во второй половине XIX века)//Политические исследования. -М., 1998.-№ 2.-С. 64-76
Список литературы на английском языке / References in English
1. Granicy Rossii / Federal'naja pogranichnaja sluzhba RF [Borders of Russia / Federal Border Service of the Russian Federation]. [Electronic resource] http://www.strana-oz.ru/2002/6/granicy-rossii (date of the application 05.10.17) [in Russian]
2. Gukov A.M. Orenburzh'e - forpost Rossii [Gukov A.M. Orenburzhye is an outpost of Russia]. Orenburg: OAO «IPK «Juzhnyj Ural» . - 2010. - 128 p. [in Russian]
3. Chibiljov A.A. (ml.) Integral'naja ocenka sovremennogo sostojanija i izmenenij prirodnoj sredy stepnyh regionov Rossii na osnove geoinformacionnogo analiza i kartografirovanija [Integral assessment of the current state and changes in the natural environment of the steppe regions of Russia on the basis of geoinformation analysis and mapping] // Problemy regional'noj jekologii [Problems of regional ecology], 2014. - № 5. - P. 7-14. [in Russian]
4. Chibiljov A.A. (ml.) Administrativno-territorial'naja harakteristika stepnoj zony RF [Administrative-territorial characteristics of the steppe zone of the Russian Federation] // Stepi Severnoj Evrazii / Materialy VII mezhdunarodnogo simpoziuma [Steppes of Northern Eurasia Proceedings of the VII International Symposium] - Orenburg: IS UrO RAN, 2015. -P. 920-924. [in Russian]
5. Bezopasnost' i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v pojase novyh granic Rossii [Security and international cooperation in the belt of Russia's new borders]. / edited by L.B. Vardomskogo i S.V. Golunova. - M. - Volgograd: NOFMO, 2002. - 572 p.
6. Tojnbi A.Dzh. Postizhenie istorii: Per. s angl [Comprehension of history: Trans. from eng.].- M.: Progress, 1991. -736 p. [in Russian]
7. Kolosov, V.A. Teoreticheskaja limologija: novye podhody [Theoretical Lymology: New Approaches] // Mezhdunarodnye processy [International Processes]. 2003. № 3. P. 44-59. [in Russian]
8. Transgranichnyj region: ponjatie, sushhnost', forma [tekst]: monografija [Transboundary region: concept, essence, form [text]: monograph] / nauch. red [scientific edition].: d. chl. RAN, professor P.Ja. Baklanov; d-r polit. nauk, professor M.Ju. Shinkovskij. - Vladivostok: Dal'nauka, 2010. - 276 p. [in Russian]
9. Gerasimenko T.I. Problemy jetnokul'turnogo razvitija transgranichnyh regionov: monografija [Problems of ethnocultural development of transboundary regions: monograph] - S-Peterburg. - 2005. - 235 p. [in Russian]
10. Grigorevskij D.V. SWOT-analiz prirodno-resursnogo potenciala Orenburgskoj oblasti v kontekste integracionnyh processov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza [SWOT-analysis of the natural-resource potential of the Orenburg region in the context of the integration processes of the Eurasian Economic Union] // Zametki uchenogo [Notes of the scientist]. Rostov-na-Donu: OOO "Prioritet", 2016. - №10. S. 16-24[in Russian]
11. Karachaganak Petrolium Operating B.V. [[Electronic resource] URL: http://www.kpo.kz/ (date of the application 05.10.17) [in Russian]
12. Poroh A.N. Rossija i Kazahstan v reshenii transgranichnyh vodnyh problem [Russia and Kazakhstan in the solution of transboundary water problems] // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 4, History. 2009. № 2 (16). P. 25-33[in Russian]
13. Chibiljov A.A. (ml.) Vozobnovljaemye strategicheskie prirodnye resursy ustojchivogo razvitija regionov stepnoj zony RF [Renewable strategic natural resources of sustainable development of the regions of the steppe zone of the Russian Federation] // Uspehi sovremennogo estestvoznanija [The successes of modern natural science] , 2016. - №3. - P. 214-219. [in Russian]
14. Grigorevskij D.V., Chibiljov A.A. (ml.) Turistsko-rekreacionnyj potencial Orenburgskoj oblasti v kontekste razvitija strategii "Novogo Shjolkovogo puti" [Tourist and recreational potential of the Orenburg region in the context of the development of the strategy of the "New Silk Road"]// Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. Ekaterinburg: OOO "Kompanija POLIGRAFIST", 2015. - №3(34). - P. 63-66. [in Russian]
15. Gladkij Ju.N., Chistobaev A.I. Osnovy regional'noj politiki: Uchebnik [Basics of Regional Policy: Textbook]. - SPb.: Izd-vo Mihajlova V.A., 1998. - 659 p. [in Russian]
16. Zamjatin D.N. Modelirovanie geopoliticheskih situacij (Na primere Central'noj Azii vo vtoroj polovine XIX veka) [Modeling of geopolitical situations (On the example of Central Asia in the second half of the XIX century)]. //Politicheskie issledovanija [Political studies]. -M., 1998.-№ 2.-P. 64-76 [in Russian]