УДК 316.77:352
РАДЧЕНКО С.В. Проблемы и перспективы связей
с общественностью органов муниципального управления в условиях информационного общества
В статье затрагиваются актуальные проблемы взаимодействия органов муниципального управления с общественностью. Проведенный анализ эмпирического материала характеризует природу и сущность такого социального института, как связи с общественностью, с позиции социологии и социологии управления.
Ключевые слова: связи с общественностью, органы муниципального управления, информационное общество, публичные коммуникации.
В современном российском обществе констатируются глобальность информационных процессов и революционный прорыв в сфере коммуникационных технологий. В то же время расширяются возможности построения конструктивного диалога власти и общества. В условиях информационного общества повышается роль и значение институтов, выступающих посредниками во взаимодействии органов муниципального управления и общественных структур, - связей с общественностью.
Международный опыт показывает, что информационные и коммуникационные технологии выводят многие страны мира на передовой уровень. 7 февраля 2008 года Президентом Российской Федерации была утверждена "Стратегия развития информационного общества в России"1, которая явилась основой для подготовки доктринальных и концептуальных документов, определяющих направления деятельности органов государственной власти и муниципального управления. В условиях формирования и развития информационного общества в Российской Федерации ещё более актуализируются проблемы взаимодействия органов муниципального управления с ключевыми группами общественности.
Вместе с тем, несмотря на провозглашение информационной открытости всех ветвей власти, есть очевидные трудности социологического изучения организационно-технологических форм связей с об-
щественностью органов муниципального управления:
- незначительная эмпирическая база относительно организации и функционирования подразделений по связям с общественностью органов муниципального управления современной России;
- высокая специфика каждого конкретного подразделения по связям с общественностью, определяемая спецификой деятельности органа муниципального управления;
- особенности, присущие представителям органов муниципального управления (муниципальным служащим), которые делают последних весьма обособленной частью общества;
- закрытость "бюрократического аппарата" осложняет получение необходимой информации, а также определяет специфический характер взаимодействия специалиста по связям с общественностью с муниципальными служащими.
Сегодня активно внедряется Закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации". В связи с этим весьма актуальной выступает проблема разработки новых направлений по взаимодействию органов муниципального управления с общественностью, прежде всего с гражданами.
82% муниципальных служащих г. Орла на вопрос, необходимо ли обратить вни-
мание на разработку новых направлений по взаимодействию с населением, ответили утвердительно. При этом 12% опрошенных считают, что разработка таких направлений может происходить, но она не столь обязательна и важна, можно вполне обойтись и существующими методами взаимодействия с населением. Только 1,5% респондентов ответили, что такие меры вообще не нужны2.
Интересным является тот факт, что 34% муниципальных служащих говорят о том, что работа органов муниципального управления города после внедрения Закона № 131 изменилась только формально, на практике же методы и формы деятельности местных администраций неизменны. 35% обследованных видят позитивные изменения после принятия закона, и только 8% чиновников утверждают, что изменений вообще не предвидится.
Оценка уровня доверия граждан органам муниципального управления по ответам самих муниципальных служащих представлена на рисунке 1:
Ц ■ _
9 з
й -Е
г
>■ 100 -ф
I »-
0
£ —
3 м -
1
I
к « -
I £
§ »- _ ■
■4 -
| 1-Р—1—_г—ИЯ
1 - высокий
2 - средний
3 - низкий
4 - полное недоверие
Рис 1. Оценка муниципальными служащими уровня доверия граждан органам муниципального управления
Анализ содержания материалов Интернет, касающихся функционирования подразделений по связям с общественностью органов муниципального управления, показал, что информация транслируется на официальных сайтах главным образом теми администрациями, которые не только открыто признают тенденции информа-
ционного общества, но и активно им следуют3.
При исследовании информации интернет-сайтов нами были выделены следующие системные единицы анализа: наличие подразделения по связям с общественностью и его место в структуре органа муниципального управления; название подразделения; наличие цели, задач, содержание программы деятельности; взаимодействие с целевыми аудиториями; отчеты о работе, планы.
Количественное отражение перечисленных системных единиц представлено в таблице 1:
Таблица 1
Структура информации по всей совокупности муниципальных образований
Муници- Наличие Наз- Наличие Прог- Отчеты, Место Стру-
пальное подраз- ва- цели, рамма планы в ктура
образо- деления ние задач, струк-
вание функций туре
76 32 32 14 6 1 27 23
100% 42% 42% 18% 8% 1% 36% 30%
Колонка "Муниципальное образование" показывает общее количество обследуемых администраций. Из таблицы следует, что лишь 42 % администраций из числа анализируемых имеют в своей структуре подразделения по связям с общественностью. Но в условиях информационного общества, главной чертой которого выступает информационная открытость, отсутствие доступа к необходимым сведениям - существенный недостаток в управленческой деятельности по связям с общественностью.
Цели, задачи и функции подразделения по связям с общественностью отмечены на 14 сайтах, программа имеется только у 8% подразделений, а отчет и план управленческой деятельности по связям с общественностью представлен лишь администрацией г. Астрахани. Можно утверждать, конечно, что многие задачи специалиста по связям с общественностью конфиденциальны. И здесь на первый план должен выходить метод отсеивания и сортировки информации. По нашему убеждению, не должно быть полностью закрытой информации, это противоречит не только
тенденциям развития информационного общества, но и социальной сущности самого муниципального управления.
Графа "Место в структуре" таблицы 1 показывает, какое место в общей структуре администрации занимает подразделение по связям с общественностью, графа "Структура" - организационное оформление этого подразделения.
Если обобщить изученную нами информацию, можно выделить 3 варианта обозначения подразделений по связям с общественностью в структуре органов муниципального управления:
> Департамент информационной политики и общественных связей;
> Управление по связям с общественностью, информационной политике, связям со СМИ;
> Отдел по связям с общественностью.
Следует отметить, что отдел по связям
с общественностью чаще всего входит в состав Департамента или Управления информационной политики.
Графически распределение вариантов обозначения подразделений по связям с общественностью органов муниципального управления обследованных сайтов представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Обобщенное распределение вариантов обозначений подразделений по связям с общественностью исследованных сайтов
Следует отдельно отметить организационную структуру администраций таких муниципальных образований, как Екатеринбург, Хабаровск, Тамбов и Ульяновск. В структуре органов муниципального управления этих городов нет единого подразделения, выполняющего управленческую деятельность по связям с общественностью. Однако есть отдельные структурные единицы, функции которых крайне близки к функциям связей с общественностью. Например, в структуре администрации г. Екатеринбурга имеются такие подразделения, как пресс-служба, отдел по работе с обращениями граждан, комитет по аналитической работе и связям со СМИ, комитет по внешним связям, комитет по связям с общественными организациями и молодежной политике. В структуре администрации г. Тамбова выделяем такие подразделения, как комитет по ин-
формационной политике, рекламе и внешнему оформлению города, информационное управление, управление по работе с обращениями граждан. В структуре администрации г. Ульяновска - отдел по работе с административными и правоохранительными органами, общественными организациями, отдел по обеспечению мероприятий главы города, отдел по связям со СМИ, отдел информационно-аналитического обеспечения, отдел по работе с обращениями граждан. В администрации г. Хабаровска есть такие структурные единицы, как пресс-служба и управление международных связей.
Наличие в структуре администрации отдельных подразделений, осуществляющих по сути связи с общественностью, с нашей точки зрения, нерационально. К примеру, возникает вопрос: не дублируются ли функции комитета по информа-
ционной политике и информационного управления Администрации г Тамбова?
Нами были проанализированы 223 функции подразделений по связям с общественностью органов муниципального управления, обозначенные в материалах обследованных сайтов. В результате анализа содержания текстовых материалов использовалась классификация, включающая 4 типа функций: идеологические, информационные, аналитические, организационные.
Таблица 2 Распределение информации по функциональному признаку
Данные таблицы 2 показывают, что организационные функции преобладают в деятельности подразделений по связям с общественностью. Этому есть простое объяснение: реализация остальных функций требует от специалистов по связям с общественностью разработки методов организации. При этом идеологические функции обладают настолько узкой спецификой, что требуют и информационного, и аналитического, и организационного обеспечения.
Систематизация представленных функций по каждому типу позволяет сформулировать функции, реально существующие в управленческой деятельности по связям с общественностью органов муниципального управления.
1. Идеологические функции:
- разработка программы общественного развития города;
- анализ, учет и формирование объективного общественного мнения населения и других групп общественности города по важнейшим вопросам;
- анализ, учет и формирование положительного и объективного общественного мнения населения и других групп общественности города о деятельности главы города, органов и территориальных подразделений;
- формирование имиджа города, в том числе социально-культурного и международного;
- укрепление авторитета органов муниципального управления;
- реализация информационной политики города;
- создание условий для развития и укрепления институтов гражданского общества, развития общественных инициатив граждан, сплочения граждан для решения социально значимых проблем;
- формирование эмоционально-положительного отношения населения к муниципальному образованию, его истории.
2. Информационные функции:
2.1. Направленные на внутреннюю общественность:
- оперативное информирование главы города о позиции СМИ по поводу решений, принимаемых органами муниципального управления, о состоянии общественного мнения, об откликах на выступления и постановления;
- подготовка для главы города текстов выступлений, докладов, справок, аналитических материалов;
- налаживание информационных потоков внутри администрации города;
- полное информационно-аналитическое обеспечение деятельности главы и администрации города;
- информационное обеспечение полномочий главы города по представлению муниципального образования в отношении с органами муниципального управления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти, гражданами, организациями, предприятиями.
2.2. Направленные на население:
- разработка и реализация форм и методов информационной работы с населением;
- своевременное и объективное информирование населения о деятельности, встречах, поездках, выступлениях и т.д. главы города и администрации города;
- информирование граждан о градостроительных намерениях на территории города, изменении культурных и иных архитектурных объектов.
2.3. Направленные на широкую общественность (СМИ, инвесторы, общественные организации и т.д.):
Функции Идеологические Информационные Аналитические Организационные
Количество (%) 8,5 21,5 23,8 46,2
- информационное освещение деятельности главы муниципального образования, размещение в печатных, телевизионных, электронных и иных СМИ информационных материалов, муниципальных правовых актов;
- освещение деятельности администраций в области связей с общественностью;
- информационное обеспечение городских проектов;
- подготовка и размещение в СМИ материалов, пропагандирующих положительный имидж города;
- обеспечение интернет-представительства главы города;
- размещение текущей информации о деятельности администрации города на официальном сайте;
- информационная поддержка общественным, общественно-политическим объединениям, религиозным конфессиям, комитетам ТОС при проведении совместных мероприятий;
- подготовка ежедневной оперативной информации по различным направлениям деятельности администрации города СМИ;
- информационная поддержка проводимым на территории города выборам и референдумам;
- содействие развитию информационной инфраструктуры в городе;
- подготовка и контроль за выполнением полиграфических, аудио-, видео- и других информационно-рекламных проектов администрации города.
3. Аналитические функции:
- подготовка предложений и выработка рекомендаций по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в различных сферах;
- организация социологических опросов населения;
- обеспечение своевременного реагирования на критические выступления СМИ, различных организаций и объединений;
- координация работы по оперативному реагированию на жалобы и обращения граждан;
- разработка приоритетов в области общественной и информационной политики администрации города;
- формирование и постоянное обновление банка данных о сотрудниках администрации, о политических партиях и общественных объединениях, религиозных конфессиях, СМИ;
- сбор и анализ наиболее значимых материалов прессы, Интернета, телевидения и радио о главе города, деятельности администрации, городских событиях; ведение архива данных;
- подготовка проектов постановлений и распоряжений главы города по вопросам, входящим в компетенцию подразделения по связям с общественностью;
- разработка муниципальных социально значимых программ, общественной и информационной стратегии;
- разработка предложений по оптимизации работы городского хозяйства на основании предварительной работы с населением;
- аккумуляция требований различных организаций и объединений и разработка предложений по существующим проблемам для руководства администрации;
- анализ общественного мнения;
- проведение экспертных оценок;
- прогнозирование и мониторинг развития общественно-политической и социально-экономической обстановки в городе;
- разработка стратегической, тактической и инновационной модели взаимодействия муниципальной власти с различными группами общественности;
- оценка эффективности принимаемых решений в системе управления городом;
- анализ существующей практики муниципального управления в России и за рубежом, разработка предложений об использовании прогрессивного опыта других городов в деятельности администрации.
4. Организационные функции:
- организация учета обращений граждан, поступивших в администрацию города, контроль над их исполнением;
- организация личного приема граждан руководством администрации города;
- обеспечение участия населения в управлении городом;
- обеспечение взаимодействия администрации города со всеми группами общественности;
- обеспечение взаимодействия со структурными подразделениями по связям с общественностью предприятий, организаций, объединений города, других муниципальных образований, региональными и федеральными структурами;
- организация взаимодействия с научно-исследовательскими учреждениями и центрами по вопросу развития общественных связей, социологическими и политическими центрами, информационно-аналитическими службами по вопросам жизнедеятельности города, привлечение специалистов и экспертов;
- организация и проведение общественно значимых мероприятий, проектов, акций, научно-практических конференций, «круглых столов» и т.д.;
- координация работы структурных подразделений администрации города по осуществлению контактов с общественностью;
- применение коммуникативно-информационных технологий при осуществлении связей с общественностью;
- создание условий для функционирования рынка информационных услуг на территории города;
- организация и поддержание каналов обратной связи с населением, другими группами общественности;
- организация информационных потоков внутри администрации города;
- представление интересов администрации города в федеральных, региональных, городских и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;
- оказание методической и организационной помощи предприятиям, организациям, гражданам города в осуществлении международных и региональных связей;
- организация информационного обеспечения официальных визитов, рабочих поездок главы города, руководства.
Характерным признаком функций связей с общественностью обследованных сайтов является тенденция к развитию информационного общества. Связи с общественностью органов муниципального управления позволяют формировать позитивное и объективное общественное мнение посредством применения современных коммуникативно-информационных технологий.
1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 // Российская газета. - 2008. - 16 февраля.
2 Генеральную совокупность исследования составляли муниципальные служащие г. Орла, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе в мэрии г. Орла, в Администрациях Советского, Заводского, Железнодорожного и Северного районов г. Орла. Количество опрошенных респондентов - 233 человека. Метод отбора респондентов: смешанная выборка, механизм случайного отбора осуществлялся посредством маршрутного метода. При доверительной вероятности 95% ошибка выборки составляет не более 4,5 %. Анализ приводился с помощью программы SPSS for Windows 12.0 (декабрь 2007 года).
3 Барнаул, Благовещенск, Архангельск, Астрахань, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Биробиджан, Чита, Иваново, Иркутск, Нальчик, Калининград, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Великий Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орёл, Пенза, Пермь, Владивосток, Псков, Майкоп, Горно-Алтайск, Уфа, Улан-Удэ, Махачкала, Элиста, Петрозаводск, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Казань, Кызыл, Абакан, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ижевск, Ульяновск, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинск, Грозный, Чебоксары, Анадырь, Тура, Ноябрьск, Ярославль (информация на август 2008 года).