Елена Витальевна Строгецкая
кандидат политических наук, заведующая кафедрой социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического
университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Проблемы и перспективы современной социологии знания
21—22 января 2016 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») прошла ежегодная Международная научная конференция «Информация. Коммуникация. Общество» на тему «Знание в информационную эпоху». Конференцию открыл проректор по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» М. Ю. Шестопалов: «В свете событий, происходящих сегодня в мире, гуманитарная составляющая приобретает все большее значение. уверен, что рекомендации, выработанные участниками нашей конференции, поспособствуют правильному развитию общества». С приветственным словом выступил декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Н. Г. Скворцов, который отметил, что в настоящее время особую значимость приобретает консолидация ученых разных научных направлений. залогом их плодотворного сотрудничества является развитие открытых для диалога интеллектуальных площадок, чем является настоящая конференция.
на пленарном заседании первого дня были представлены доклады проф. В. П. Милецкого (СПбГУ), проф. П. П. Дерюгина (СПбГУ), доц. А. А. Шумкова (СПбГЭТУ), доц. Е. А. Смирновой и др. В них излагались содержательные материалы собственных исследований, были показаны современные поиски о месте знания в эпоху информатизации. В связи с этим особое внимание уделялось месту и роли социогуманитарного знания и перспективам его развития.
Далее работа велась в рамках секций, посвященных следующим проблемам анализа знания: «Эволюция знания: от текста к базам данных», «Историческое знание в информационную эпоху», «Коммуникации в эпоху онлайн», «Когнитивная лингвистика и проблема знания», «Информационные технологии и русский литературный язык».
22 января 2016 года в рамках «ИКО-2016» состоялось одно из важнейших профессиональных событий петербургской социологии — Международная научная конференция — Восьмые Санкт-Петербургские социологические чтения. Традицию проведения таких чтений начали, как известно, Социологическое общество им. М. М. Ковалевского и факультет социологии СПбГУ в 2009 году. Конференции ежегодно проводятся в разных вузах города. Тема научного форума этого года — «Социология знания» — объединила усилия обществоведов не только Петербурга, но и других городов России и зарубежья. В обсуждении актуальных проблем современной социологии знания приняло участие свыше ста ученых.
Пленарное заседание Чтений открыла декан Гуманитарного факультета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Н. К. Гигаури: «В нашем вузе всегда уделялось большое внимание гуманитарной подготовке студентов технических специальностей. Для предста-
sociology of science and technology. 2016. Volume 7. No. 2
191
вителей СПбГЭТУ и гостей нашего вуза вопросы, обсуждаемые на конференции, являются интересными и актуальными. В течение нескольких лет мы взаимодействуем с учеными из СПбГУ. В этом году мы объединились с факультетом социологии, благодаря чему на базе ЛЭТИ проходит ежегодная Международная научная конференция — Восьмые Санкт-Петербургские социологические чтения. Надеюсь, что в будущем взаимодействие вуза с нашими коллегами будет укрепляться».
на пленарном заседании российские и зарубежные ученые обсудили состояние и перспективы развития собственно социологической науки. Были представлены следующие содержательные доклады.
В. Я. Фетисов (СПбГУ) в докладе «Социология: эволюция от дескриптивности к социальным функциям» подчеркнул, что анализ социологии указывает на ее кризис, который проявляется в атомизации содержания и, следовательно, в господстве социологического номинализма и методологического индивидуализма, в разрыве теоретического и эмпирических уровней исследований. Как результат — низкая критическая и прогностическая способность социологии, слабая ее востребованность со стороны общества, что вызывает озабоченность многих ученых. Повышение степени научности социологии, идущее от раскрытия ее предмета и проходящее через все ее звенья, сказывается на эффективности выполнения ею своих социальных функций.
В докладе В. И. Дудиной (СПбГУ) на тему «Социологическое знание в эпоху "больших данных"» рассматривались изменения в структуре и функциях социологического знания, происходящие в связи с развитием технологий сбора и анализа больших объемов данных. докладчиком были выделены основные характеристики этих изменений. Во-первых, появление возможности анализировать большие объемы данных по определенной теме и использовать все имеющиеся данные по исследуемой проблеме, а не только лишь их часть (выборку), что позволяет выявлять значимые взаимосвязи даже в отсутствие каких бы то ни было гипотез и предположений. Во-вторых, возрастание как скорости прироста данных, так и необходимости их высокоскоростной обработки и оперативного получения результатов, отслеживания изменений в режиме реального времени. В-третьих, рост разнообразия и неструктурированности данных, что заставляет разрабатывать методы работы со слабоструктурированными данными.
Проф. В. Черны (CULS, Прага) рассказал об опыте внедрения Болонской системы в чешских вузах, в том числе в Чешском университете естественных наук в Праге.
Теоретические средства познания в современном неопозитивизме были рассмотрены в выступлении проф. П. И. Смирнова (СПбГУ). В частности, докладчик указал, что конкретизация изложенной им позиции осуществлена в деятельност-но-ценностном подходе, разрабатываемом в Санкт-Петербургском университете. Содержащиеся в нем теоретические средства позволяют создать исходные теоретические модели основных объединений людей, описать эволюцию общества в логически непротиворечивой форме, а также сформировать понятие общественного здоровья и др.
После пленарного заседания работали секции.
на секции «Производство социологического знания в условиях информационной эпохи» внимание ученых привлекли доклады проф. О. И. Иванова (СПбГУ), доц. Е. Л. Самариной (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), доц. Л. И. Грошевой (Тюменское высшее
военно-инженерное командное училище), проф. Н. А. Михеевой (СПбГЭУ), доц. А. М. Пивоварова (СПбГУ), доц. С. В. Рассказова (СПбГУ).
В частности, О. И. Иванов сформулировал основные принципы методологической организации междисциплинарных исследований на основе различения потенциала междисциплинарного изучения объекта и реально достигаемого уровня междисциплинарности исследования. Е. Л. Самарина представила итоги социологического исследования, проведенного студентами СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на тему «Изучение репродуктивных и семейных стратегий современной российской молодежи». Интерес аудитории вызвали результаты авторского исследования Л. И. Грошевой о восприятии предпринимателями эффективности участия в социологических исследованиях. Н. А. Михеева сделала обзор конференций Алек-сантери института университета Хельсинки. Весьма содержательными были также выступления Е. А. Пашковского (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), А. М. Пивоварова (СПбГУ), С. В. Рассказова (СПбГУ).
А. М. Пивоваров представил коммуникативную модель креативного процесса, разработанную на основе системной модели креативности М. Чиксентмихайи. Докладчик обосновал необходимость социальной коммуникации для осуществления успешного творческого процесса. На основе ролевой структуры коллектива изобретателей, выявленной Л. Пономаревым и Ч. Гаджиевым, была предложена коммуникативная модель креативного процесса, основными компонентами которой являются постановка задачи, эмоциональная активация, генерирование идей, объективация идей и анализ идей.
С. В. Рассказов поделился опытом применения социологического знания в управлении персоналом. В докладе рассматривались кейсы, включающие построение модели результативности менеджера, расчет показателей и визуализацию социальных сетей работников, а также оценку влияния социальных факторов на их дисциплину.
На секции «Социология знания, науки и технологий: современные особенности, возможности и ограничения» научные дискуссии вызвали доклады доц. А. Н. Сошнева (СПбГУ), доц. Е. В. Строгецкой и И. Б. Бетигер (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), проф. Н. М. Твердынина (МГПУ), проф. Н. Н. Шевченко (БГТУ «Воен-мех»), доц. В. И. Бочкаревой (СПбГУ), Е. М. Захаровой (СПбГУ), доц. Е. А. Пашковского (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») и др.
Например, доклад А. Н. Сошнева был посвящен проблеме развития института образования в контексте противоречий процессов глобализации и регионализации. Глобализация образования предусматривает мобильность работника, а состояние отечественной экономики не предоставляет возможности для этого. отсюда и «утечка умов».
Доклад Е. В. Строгецкой и И. Б. Бетигер был посвящен проблеме поиска путей к институциональному самосовершенствованию университетов России. В качестве инструмента институционального самосовершенствования авторы назвали муль-тиинституциональную среду вуза. Таким средством она становится благодаря своей способности ответить на вызовы современного эпистемологического поворота. В докладе был приведены результаты эмпирического анализа восьми ведущих вузов России, проиллюстрировавшего практики структурной реализации мультиинсти-туциональной образовательной среды и формирования нелинейных образовательных траекторий.
sociology of science and technology. 2016. Volume 7. No. 2
193
Н. Н. Шевченко представила когнитивную социологию как «постэмпирист-скую» социальную эпистемологию, показала пути формирования и определила ее предмет. Ведущим принципом формирования неклассической теории познания докладчик обозначила социологизацию эпистемологии. Неклассическая эпистемология, ориентированная не на инспекцию ментальных репрезентантов, а на исследование механизмов аргументации, обладающих социальными характеристиками, формируется как методология когнитологических дисциплин, в том числе когнитивной социологии и когнитивной социологии науки, ориентированной на принципы экстерналистского социологизма. Перспектива создания социальной эпистемологии рассматривалась Шевченко не просто как одна из возможных версий теории познания, но как ее единственная перспектива.
В докладе Е. А. Пашковского речь шла об эмоциональном интеллекте как важнейшем факторе успешных социальных взаимодействий в постиндустриальном обществе. Был сделан акцент на социокультурном происхождении и функционировании эмоций. Подчеркивалась необходимость дополнительных усилий по развитию навыков (само)диагностики и (само)регулирования эмоциональных состояний.
Активная дискуссия состоялась на круглом столе «Изобразительная социология: ресурсы визуализации социологического знания» под руководством доц. Н. В. Казариновой (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). Участники круглого стола поделились опытом использования в исследованиях и учебных занятиях визуальных методов и пришли к выводу, что эти методы эффективны при репрезентации социальных проблем и информация доказательна при учебном процессе.
На Чтениях также работала секция молодых ученых. В ее заседании приняли участие студенты, магистранты, аспиранты вузов Санкт-Петербурга.
Выступивший на заключительном пленарном заседании почетный председатель социологического общества им. М. М. Ковалевского проф. А. О. Бороноев отметил вклад конференции в обсуждение актуальной темы и в консолидацию социологического сообщества и выразил надежду на продолжение проведения Санкт-Петербургских чтений, которые стали уже традицией встречи социологов для обсуждения социальных проблем и презентации научных коллективов, кафедр и их исследований.
Материалы конференции были опубликованы в сборнике трудов XIII Всероссийской научной конференции «Информация — Коммуникация — Общество (ИК0-2016)» (СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2016).