62
В МИРЕ КНИГ
В.Д. Дзидзоев, Ф.Б. Мсоева «Проблемы и перспективы совершенствования национальной политики и российского федерализма (политико-правовой анализ)»
Владикавказ, 2014. 296 с.
ЕЖ
В 2014 году во Владикавказе вышла в свет книга доктора исторических наук, профессора В.Д. Дзидзоева и кандидата политических наук, доцента Ф.Б. Мсое-вой «Проблемы и перспективы совершенствования национальной политики и российского федерализма (политико-правовой анализ)». Данная проблема представляет большой интерес для тех, кто интересуется проблемами становления и совершенствования федеративного типа государственного устройства. Тема актуальная, но недостаточно изученная.
Рецензируемое исследование состоит из введения, пяти глав, заключения и примечаний.
Во введении авторы обозначили основные проблемы, подвергли анализу историографию и степень разработанности рассматриваемой темы, обозначили цели и задачи исследования.
В первой главе сосредоточились на рассмотрении методологии анализа национальной политики и федеративных отношений. Особое внимание уделяется исследованию особенностей федеративного государства, проведен глубокий научный анализ основных моделей федерализма. Авторы приходят к выводу, что Российская Федерация - специфическая страна, и специфика ее проявляется в «матрешечном» принципе построения федерации, когда один субъект Федерации (например, автономный округ) входит в состав другого, по Конституции Российской Федерации равноправного с ним субъекта Федерации. И с этим следует считаться. Авторы справедливо замечают, что полиэтничность Российского государства уникальна. Особенность его заключается не только в наличии более 170 наций, но и в различиях уровней их социально-экономического и культурного развития. В таких условиях нужно искать разумный компромисс в целях сохранения единства государства.
В. Д. ДЗИДЗОЕВ Ф. Б. МСОЕВА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)
Ы
В данной главе на высоком профессиональном уровне рассматриваются исторические аспекты российского федерализма, национальный и территориальный подходы в формировании отечественного федеративного государства. Авторы обоснованно указывают на то, что национально-территориальный и территориальный подходы - это общие принципы и изолированно друг от друга не могут существовать.
В работе важное значение придается Федеративному договору 1992 г. Авторы отмечают: «Федеративный договор - это государственной важности документ, который был оформлен на федеральном уровне, как компромисс различных политических сил федерального центра и регионов, хотя он не решил даже формально некоторые вопросы организации государства на принципах федерализма». Только Конституция Российской Федерации 1993 года в определенной степени, по мнению авторов, стала основой для дальнейшего развития федеративных отношений, закрепила новую модель федеративного устройства.
Во второй главе «Становление новых федеративных отношений в России и социально-политическое развитие Северного Кавказа» рассматриваются вопросы, касающиеся проблем Северного Кавказа, связанных с национальной и федеративной политикой. Особое место отводится некоторым аспектам масштабного чеченского кризиса. Авторами проведен глубокий научный, объективный анализ предпосылок, причин, хода и последствий губительной российско-чеченской войны 1994-1996 гг. Эта война ни к чему позитивному не привела. Не только на Северном Кавказе, но и в Российской Федерации не было в 90-е годы ХХ века более важной проблемы, чем разрешение чеченского кризиса. В главе исследуются также некоторые аспекты активи-
ТОМ 14
В МИРЕ КНИГ
63
зации деятельности исламских организаций на Северном Кавказе, их влияние на общественно-политическую обстановку в регионе. Авторы всесторонне анализируют деятельность этих организаций на примере Дагестана, который был и остается колыбелью ислама на территории Российской Федерации.
Объективно и аргументированно авторы отмечают, что республики Северного Кавказа от прошлого унаследовали большие проблемы в экономической и социальной сферах, а также в межнациональных отношениях, и самой опасной и серьезной из них было отсутствие продуманной национальной и федеративной политики. В этой связи ученые предлагают особое внимание уделить необходимости устойчивого экономического развития Северного Кавказа. Задача трудная, но ее необходимо решить, так как от этого зависит судьба российской государственности на Северном Кавказе.
В третьей главе «Декларации о государственном суверенитете в республиках Северного Кавказа и проблемы этнополитики и федерализма в 90-е г. ХХ в.» анализируется социально-экономическая ситуация, сложившаяся в результате объявления «парада суверенитетов» после распада СССР. Тогда руководители республик Северного Кавказа решили, что они способны самостоятельно решать любые вопросы политической и экономической жизни. Это было чревато последствиями, так как возникла угроза для безопасности всей России. Исследователи на высоком профессиональном уровне анализируют внутренние и внешние вызовы национальной безопасности Российской Федерации. Они отмечают, что в 90-е годы ХХ века Российская Федерация, в силу многих объективных причин и субъективных обстоятельств, долгое время находилась в затяжном государственном кризисе. Федеральный центр испытывал огромные трудности не только в экономическом развитии, но и в других сферах общественной жизни. Он с трудом выдержал мощные удары агрессивного сепаратизма, терроризма и экстремизма.
В четвертой главе «Исторический опыт и перспективы формирования федеративных отношений нового типа в России» исследуются основные подходы к определению сущности и природы суверенитета и проблемы укрепления федеративного государства. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Проанализировав взгляды представителей общественно-политической мысли, как отечественных, так и зарубежных, В.Д.Дзидзоев и Ф.Б.Мсоева объективно пришли к выводу, что суверенитетом обладает Федерация в целом, и складывается он
из гармоничного сочетания суверенитета федерального центра и субъектов Федерации.
Исследуя пути укрепления единства Российской Федерации, авторы на первый план обоснованно выдвигают вопрос правовой основы, на которой должна строиться современная российская государственность. Здесь речь идет о такой форме государственного устройства, в которой предметы ведения и полномочия между федеральным центром и субъектами четко распределены.
Заслуга авторов рецензируемой монографии в том, что они всесторонне анализируют правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Они обоснованно считают, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации играет важную роль в развитии федеративного государства.
Убедительно и обоснованно авторы утверждают, что разработчики Основного закона Российской Федерации в 1993 г. не произвели оптимального размежевания компетенций по ряду объективных и субъективных причин. Это и В.В. Путин неоднократно отмечал в своих выступлениях.
Авторы проводят глубокий, объективный анализ договорной практики в разграничении предметов ведения и полномочий. Они аргументированно утверждают, что договорная практика в то время стала эффективным средством развития федеративных отношений. Она действительно давала возможность для регулирования конституционного конфликта между субъектами Федерации и федеральным центром.
Становление новой модели федерализма в Российской Федерации не может происходить без решения этнополитических проблем. Поэтому в исследовании этой проблеме отводится особое место. Авторы обоснованно считают, что одной из важнейших задач современного российского федерализма является формирование цивилизованного понимания содержания этнополитических принципов и интересов федерального центра и субъектов Федерации.
Пятая глава «Северный Кавказ как проблемный регион Российской Федерации» посвящается анализу межэтнических и этнополитических проблем в регионе. В ней исследуются проблемы национальной и федеративной политики Российской Федерации, проводимой на Северном Кавказе. Отмечается, что в 90-е годы ХХ века федеральный центр не оказывал должного внимания многочисленным и острым проблемам региона. Здесь, в этом регионе, считают авторы, федеральный центр проявлял себя слишком аморфно. В результате такой политики не была
ТОМ к
64
В МИРЕ КНИГ
учтена специфика региона, что способствовало обострению этнополитической ситуации, возникновению взрывоопасных очагов, конфликтов, угрожающих устоям и целостности российской государственности. Многие из этих проблем еще и сегодня до конца не разрешены.
Проделанный авторами глубокий научный анализ динамики политического процесса на Северном Кавказе позволяет отметить неравномерный потенциал государственной власти в политическом пространстве региона. Конечно, для нормализации обстановки на Северном Кавказе прилагаются определенные усилия, делается немало, но этого недостаточно. Авторы считают, что для решения проблем Северного Кавказа необходимо проводить такую национальную и федеративную политику, при которой бы создавались все условия для полноправного, социального и национально-культурного развития всех народов России. Сегодня, считают авторы, необходимо создать новые механизмы реализации национальной и федеративной политики Российской Федерации. Проведя объективный научный анализ состояния национальной и федеративной политики, авторы предлагают свои варианты решения проблем.
В целом фундаментальное исследование В.Д. Дзидзоева и Ф.Б. Мсоевой является боль-
шим вкладом в изучение тех проблем, которые существуют в этой сфере. Многие проблемы, которые были затронуты в исследовании ученых-исследователей, еще и сегодня продолжают оставаться актуальными.
К недостаткам проведенной работы можно отнести слабо прослеженную связь этнополитиче-ских процессов на Северном Кавказе с совершенствованием федерализма в регионе. Необходимо было, на наш взгляд, глубже изучить проблемы территориальной целостности Российской Федерации в 90-е годы ХХ века. Тем более, что авторы посвятили свое исследование отцу и сыну Кадыровым, которые вместе с российскими солдатами, офицерами и генералами остановили распад территориальной целостности Российской Федерации. В книге встречаются отдельные досадные ошибки грамматического и стилистического характера. Тем не менее мы получили фундаментальное исследование, которое существенно обогатит историографию современной национальной политики и российского федерализма.
A.И. Османов,
член-корреспондент РАН;
Е.С. Шавлохова, доктор исторических наук, профессор;
B.А. Матвеев, доктор исторических наук, профессор.
ТОМ 14