СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / М-во образования и науки РФ, Департамент международного сотрудничества в образовании и науке и др.; [авт.-сост.: А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги]. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 254 с.
2. Русский язык в новых независимых государствах / под ред. Е.Б. Яценко, Е.В. Козиевской, К.А. Гаврилова. - М.: Наследие Евразии, 2008. - 176 с.
3. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 698 с.
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях: одобрена Президентом Рос. Федерации В.В. Путиным от 18 октября 2002 г. Приказ Федерального агентства по образованию от
29 июня 2007 г. № 1168 «О приеме на обучение иностранных граждан и соотечественников за рубежом в 2007 г», утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 1 июля 2006 г. № 944-р. Список документов справочной правовой информации «КонсультантПлюс». 2009. ИЯЬ: www.consultant.ru (дата обращения: 07.08.2009).
5. Кочофа Г. Речь Президента Ассоциации иностранных студентов // Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина. 2009. ИЯЬ: http://www.gubkin.ru/departa-ments/international_activity/foreign_students_association/fo-тш^р (дата обращения: 12.03.2009).
6. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 2009. ИЯЬ: http://rs.gov.ru/ (дата обращения: 08.06.2009).
Поступила 06.04.2010г.
УДК 316
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
А.Ю. Чмыхало
Томский политехнический университет E-mail: sanichtom@inbox.ru
Констатируется деградация системы подготовки социальных работников в отечественной системе высшего образования. Полагается, что данный процесс вызван социокультурными причинами, связанными с противоречием между условиями формирования теории социальной работы и ее становления в качестве профессии на Западе (в частности, в США) и условиями ее развития в современной России. Делается вывод о том, что только развитие индивидуализма в условиях формирования механизмов, присущих гражданскому обществу, способно активизировать интерес к социальной работе и как к профессии, и как к одной из специальностей высшего профессионального образования.
Ключевые слова:
Социальная работа, теория социальной работы, высшее профессиональное образование, гражданское общество. Key words:
Social work, the theory of social work, the higher vocational training, civil society.
Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «социальная работа», как известно, осуществляется в России относительно непродолжительное время - с начала 1990-х гг. Первоначально она началась в вузах европейской части России, а к концу 1990-х гг. подготовка специалистов стала осуществляться и в вузах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Томском политехническом университете открытие специальности «социальная работа» состоялось в 1997 г. Благодаря наличию у вуза достаточно развитой сети филиалов и представительств подготовка студентов по специальности «социальная работа» стала осуществляться не только непосредственно в стенах вуза в самом Томске (на очном, очно-заочном и заочном отделениях), но и в филиалах и представительствах, функционирующих в других городах Западной Сибири - Новокузнецке, Абакане, Междуре-ченске, Тайге, Зеленогорске, Саяногорске, Белово, Анжеро-Судженске и других. В первые, после от-
крытия специальности, годы она пользовалась достаточно высоким спросом со стороны абитуриентов, желающих получить высшее образование. Значительную долю студентов (особенно на заочном и очно-заочном отделениях) составляли лица, чья профессиональная деятельность так или иначе была связана с оказанием социальной помощи населению - это действующие работники территориальных отделений Пенсионного фонда РФ, служб занятости населения, комплексных центров социального обслуживания населения, социальных отделов органов местного самоуправления, социальных подразделений государственных и частных предприятий и организаций. По мере удовлетворения потребности в высшем образовании (а в ряде случаев весьма конкретной потребности исключительно в дипломе о высшем образовании) со стороны этой категории населения, спрос на получение образования по специальности (и направлению) «социальная работа» стал снижаться ката-
строфическими темпами. В настоящий момент можно констатировать, что специальность (и направление) «социальная работа» является одной из наименее востребованных не только среди тех специальностей, по которым ведется подготовка в Томском политехническом университете, но и среди абитуриентов Западно-Сибирского региона в целом. В итоге несколько лет назад в Томском политехническом университете фактически был прекращен набор студентов на очную и очно-заочную формы обучения по специальности «социальная работа», очень незначительно число желающих обучаться по заочной форме.
Чем вызвано такое, на наш взгляд, весьма резкое изменение ситуации - от высокой востребованности до фактического прекращения подготовки по данной специальности?
В качестве ответа на данный вопрос можно указать на множество различных обстоятельств, обусловливающих снижение спроса со стороны абитуриентов на те или иные специальности в отечественных высших учебных заведениях. Здесь можно отметить причины экономического, политического, демографического и иного порядка, однако на наш взгляд они являются второстепенными. Основной причиной резкого снижения спроса на получение высшего образования по специальности «социальная работа» является отсутствие социокультурных оснований для развития социальной работы в нашем отечестве.
Для обоснования своей позиции немного обратимся к истории становления социальной работы как теории и профессионального вида деятельности.
Как известно, оформление социальной работы в особого рода профессиональную деятельность произошло впервые в США усилиями М. Ричмонд, Д. Адамс, С. Паттена и др. [1]. Они же имели отношение и к теоретическому осмыслению основ социальной работы, ориентированной на внимание к индивидуальной работе с клиентом. Специфика складывания и функционирования американского общества, его ценностные императивы наложили свой несомненный отпечаток на содержание идей М.Э. Ричмонд.
Напомним, что формирование американского общества происходило в условиях мощного воздействия со стороны представителей протестантских течений и сект. Это обстоятельство обусловило господство протестантской этики в американском обществе, в которой одним из доминирующих принципов стал принцип личной ответственности человека перед Богом за свои земные поступки, за результаты своей жизни в целом.
Принцип личной ответственности лежит и в основе американской идеологии, в основе тех идей, которые определяли и определяют ценностные установки и содержание жизни каждого американца - идеи свободы, равенства возможностей, стремления к счастью.
Уже этот незначительный экскурс в историю американской этической мысли и идеологии создает условия для вполне однозначного объяснения истоков формирования медицинской направленности теории социальной работы в трудах М.Э. Ричмонд. Оно состоит в том, что, поскольку каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу перед Богом, то, безусловно, не в силах постороннего человека или даже всего общества как-либо существенным образом изменить человеческую жизнь. Именно поэтому невозможно, например, обычной милостыней оказать преобразующее воздействие на поведение человека, его жизненную стратегию. Помощь может осуществляться только в отношении тех, кто оказался не властен над обстоятельствами, определившими складывание кризисной ситуации, в которой оказался человек. Это может быть только такая внешняя причина, которой человек не управляет. Она же не должна быть связана и с божественным замыслом относительно человека. Характеристиками такой внешней стихии, несущей разрушительные последствия, обладает болезнь. Отсюда проистекает совершенно определенный понятийный и содержательный характер теории М.Э. Ричмонд, получившей название «медицинская модель» индивидуальной социальной работы [2].
Представленной характеристики условий формирования теории социальной работы вполне достаточно, чтобы подчеркнуть некоторые особенности социальной работы, как профессионального вида деятельности. Они состоят в том, что:
1) социальная работа изначально была сориентирована на решение проблем конкретного индивидуума, а не коллективов;
2) в социальной работе весьма важным является формирование или возрождение и поддержание у клиента сознания личной ответственности за свою судьбу, что определило резко негативное отношение к любому проявлению иждивенчества;
3) медицинская модель социальной работы в конечном итоге предусматривала «выздоровление» клиента и прекращение помощи при достижении состояния, когда клиент уже может помочь себе сам.
Анализируя возможности соблюдения выделенных принципов социальной работы в ситуации, которая сложилась в области оказания социальной помощи в современной России, можно констатировать абсолютное противоречие и невозможность для социальной работы развиваться в том виде, в котором она сформировалась в США в начале ХХ в.
Российские органы государственной власти и управления абсолютно не готовы к осуществлению индивидуальной работы с нуждающимися в помощи категориями населения. Причем это обстоятельство можно отметить не только в отношении решения индивидуальных проблем людей, но и тех
проблем, которые само же государство возводит в разряд общегосударственных. Например, указанная ситуация сложилась в области решения демографической проблемы, по поводу которой уже было принято достаточно много законов, постановлений, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Однако они не повлияли существенным образом на сложившуюся в области демографии ситуацию. Это же характерно и для состояния работы с инвалидами, пенсионерами, малолетними преступниками, неполными семьями и иными категориями клиентов органов социального обеспечения.
Основная причина несостоятельности отечественных органов социальной работы состоит именно в том, что они не способны реализовать указанные принципы в своей непосредственной деятельности с клиентами. Отечественные органы социального обеспечения исходят из совершенно иных социокультурных установок, которые обусловливают неумение и нежелание не только специализированных организаций социальной работы, но и государства, самого общества обратить внимание на удовлетворение нужд и потребностей конкретной личности, на поощрение у него самостоятельности и инициативы. Государство и общество, наоборот, создают максимально комфортные условия для формирования совершенно иных качеств у членов российского общества - иждивенчества и инфантильности, причем не только у людей с ограниченными возможностями, но и у вполне физически здоровых.
Очевидно, что негативное отношение к социальной работе как специальности высшего профессионального образования сложилось в ситуации снижения оптимизма среди населения по поводу возможности и способности помочь себе самим, изменить свою жизнь к лучшему своими руками, без помощи со стороны государства. В связи с этим нельзя не отметить прямой связи между уровнем популярности идеи либерализма в российском обществе, количеством ее сторонников, с одной стороны, и уровнем популярности социальной работы как специальности высшего профес-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М.-Воронеж, 1997. - 192 с.
2. Фирсов М.В. История социальной работы. - М.: Академический проект, 2004. - 608 с.
сионального образования, с другой. И то и другое постепенно утрачивают популярность по мере приближения от начала 1990-х гг. к сегодняшним дням.
Студенты, абитуриенты и их родители с откровенностью отмечают, что профессия социального работника имеет перспективы только в том случае, если после окончания вуза они будут приняты на работу в органы государственной, либо муниципальной власти. При этом не менее откровенно говорится о необходимости иметь протекцию для поступления на работу в такие организации, на которую большинство реально не может надеяться. Утверждается вполне устойчивое представление о том, что образование в области социальной работы необходимо не столько для оказания квалифицированной помощи клиентам, сколько для соответствия должностным требованиям, предъявляемым к сотруднику данного органа власти.
В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что единственная на наш взгляд возможность выживания социальной работы как профессии и специальности высшего профессионального образования может быть связана с развитием элементов гражданского общества в современной России. Гражданское общество - это та организационная структура, основанная на ценностях личной независимости, обеспечении прав человека, охране собственности, которая создала предпосылки для формирования либерального общества на Западе [3. С. 159-161]. Именно оно может создать условия для обращения внимания общества на конкретные проблемы конкретных людей и сформировать механизмы их решения. Только в ситуации функционирования гражданского общества могут сложиться условия, при которых профессиональные качества социального работника могут быть востребованы для решения индивидуальных проблем личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Только тогда в российских регионах может открыться перспектива для дальнейшего развития высшего образования в области социальной работы.
Публикуется при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.».
3. Сидорина ТЮ. Два века социальной политики. - М.: Рос-
сийск. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 442 с.
Поступила 29.03.2010г.