Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы социального образования в российских регионах'

Проблемы и перспективы социального образования в российских регионах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1739
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cоциальная работа / теория социальной работы / высшее профессиональное образование / гражданское общество / social work / the theory of social work / the higher vocational training / civil society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чмыхало Александр Юрьевич

Констатируется деградация системы подготовки социальных работников в отечественной системе высшего образования. Полагается, что данный процесс вызван социокультурными причинами, связанными с противоречием между условиями формирования теории социальной работы и ее становления в качестве профессии на Западе (в частности, в США) и условиями ее развития в современной России. Делается вывод о том, что только развитие индивидуализма в условиях формирования механизмов, присущих гражданскому обществу, способно активизировать интерес к социальной работе и как к профессии, и как к одной из специальностей высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чмыхало Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Degradation of social workers training system in domestic system of higher education has been stated. This process is supposed to be caused by sociocultural reasons connected with contradiction between the conditions of forming the social work theory and its establishment as occupation in the West (particularly, in the USA) and conditions of its development in modern Russia. The conclusion is drawn that only the development of individualism in conditions of forming mechanisms, intrinsic to civil society, is capable of activating interest to social work as occupation and as one of specialties of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы социального образования в российских регионах»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / М-во образования и науки РФ, Департамент международного сотрудничества в образовании и науке и др.; [авт.-сост.: А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги]. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 254 с.

2. Русский язык в новых независимых государствах / под ред. Е.Б. Яценко, Е.В. Козиевской, К.А. Гаврилова. - М.: Наследие Евразии, 2008. - 176 с.

3. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 698 с.

4. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях: одобрена Президентом Рос. Федерации В.В. Путиным от 18 октября 2002 г. Приказ Федерального агентства по образованию от

29 июня 2007 г. № 1168 «О приеме на обучение иностранных граждан и соотечественников за рубежом в 2007 г», утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 1 июля 2006 г. № 944-р. Список документов справочной правовой информации «КонсультантПлюс». 2009. ИЯЬ: www.consultant.ru (дата обращения: 07.08.2009).

5. Кочофа Г. Речь Президента Ассоциации иностранных студентов // Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина. 2009. ИЯЬ: http://www.gubkin.ru/departa-ments/international_activity/foreign_students_association/fo-тш^р (дата обращения: 12.03.2009).

6. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 2009. ИЯЬ: http://rs.gov.ru/ (дата обращения: 08.06.2009).

Поступила 06.04.2010г.

УДК 316

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

А.Ю. Чмыхало

Томский политехнический университет E-mail: sanichtom@inbox.ru

Констатируется деградация системы подготовки социальных работников в отечественной системе высшего образования. Полагается, что данный процесс вызван социокультурными причинами, связанными с противоречием между условиями формирования теории социальной работы и ее становления в качестве профессии на Западе (в частности, в США) и условиями ее развития в современной России. Делается вывод о том, что только развитие индивидуализма в условиях формирования механизмов, присущих гражданскому обществу, способно активизировать интерес к социальной работе и как к профессии, и как к одной из специальностей высшего профессионального образования.

Ключевые слова:

Социальная работа, теория социальной работы, высшее профессиональное образование, гражданское общество. Key words:

Social work, the theory of social work, the higher vocational training, civil society.

Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «социальная работа», как известно, осуществляется в России относительно непродолжительное время - с начала 1990-х гг. Первоначально она началась в вузах европейской части России, а к концу 1990-х гг. подготовка специалистов стала осуществляться и в вузах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Томском политехническом университете открытие специальности «социальная работа» состоялось в 1997 г. Благодаря наличию у вуза достаточно развитой сети филиалов и представительств подготовка студентов по специальности «социальная работа» стала осуществляться не только непосредственно в стенах вуза в самом Томске (на очном, очно-заочном и заочном отделениях), но и в филиалах и представительствах, функционирующих в других городах Западной Сибири - Новокузнецке, Абакане, Междуре-ченске, Тайге, Зеленогорске, Саяногорске, Белово, Анжеро-Судженске и других. В первые, после от-

крытия специальности, годы она пользовалась достаточно высоким спросом со стороны абитуриентов, желающих получить высшее образование. Значительную долю студентов (особенно на заочном и очно-заочном отделениях) составляли лица, чья профессиональная деятельность так или иначе была связана с оказанием социальной помощи населению - это действующие работники территориальных отделений Пенсионного фонда РФ, служб занятости населения, комплексных центров социального обслуживания населения, социальных отделов органов местного самоуправления, социальных подразделений государственных и частных предприятий и организаций. По мере удовлетворения потребности в высшем образовании (а в ряде случаев весьма конкретной потребности исключительно в дипломе о высшем образовании) со стороны этой категории населения, спрос на получение образования по специальности (и направлению) «социальная работа» стал снижаться ката-

строфическими темпами. В настоящий момент можно констатировать, что специальность (и направление) «социальная работа» является одной из наименее востребованных не только среди тех специальностей, по которым ведется подготовка в Томском политехническом университете, но и среди абитуриентов Западно-Сибирского региона в целом. В итоге несколько лет назад в Томском политехническом университете фактически был прекращен набор студентов на очную и очно-заочную формы обучения по специальности «социальная работа», очень незначительно число желающих обучаться по заочной форме.

Чем вызвано такое, на наш взгляд, весьма резкое изменение ситуации - от высокой востребованности до фактического прекращения подготовки по данной специальности?

В качестве ответа на данный вопрос можно указать на множество различных обстоятельств, обусловливающих снижение спроса со стороны абитуриентов на те или иные специальности в отечественных высших учебных заведениях. Здесь можно отметить причины экономического, политического, демографического и иного порядка, однако на наш взгляд они являются второстепенными. Основной причиной резкого снижения спроса на получение высшего образования по специальности «социальная работа» является отсутствие социокультурных оснований для развития социальной работы в нашем отечестве.

Для обоснования своей позиции немного обратимся к истории становления социальной работы как теории и профессионального вида деятельности.

Как известно, оформление социальной работы в особого рода профессиональную деятельность произошло впервые в США усилиями М. Ричмонд, Д. Адамс, С. Паттена и др. [1]. Они же имели отношение и к теоретическому осмыслению основ социальной работы, ориентированной на внимание к индивидуальной работе с клиентом. Специфика складывания и функционирования американского общества, его ценностные императивы наложили свой несомненный отпечаток на содержание идей М.Э. Ричмонд.

Напомним, что формирование американского общества происходило в условиях мощного воздействия со стороны представителей протестантских течений и сект. Это обстоятельство обусловило господство протестантской этики в американском обществе, в которой одним из доминирующих принципов стал принцип личной ответственности человека перед Богом за свои земные поступки, за результаты своей жизни в целом.

Принцип личной ответственности лежит и в основе американской идеологии, в основе тех идей, которые определяли и определяют ценностные установки и содержание жизни каждого американца - идеи свободы, равенства возможностей, стремления к счастью.

Уже этот незначительный экскурс в историю американской этической мысли и идеологии создает условия для вполне однозначного объяснения истоков формирования медицинской направленности теории социальной работы в трудах М.Э. Ричмонд. Оно состоит в том, что, поскольку каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу перед Богом, то, безусловно, не в силах постороннего человека или даже всего общества как-либо существенным образом изменить человеческую жизнь. Именно поэтому невозможно, например, обычной милостыней оказать преобразующее воздействие на поведение человека, его жизненную стратегию. Помощь может осуществляться только в отношении тех, кто оказался не властен над обстоятельствами, определившими складывание кризисной ситуации, в которой оказался человек. Это может быть только такая внешняя причина, которой человек не управляет. Она же не должна быть связана и с божественным замыслом относительно человека. Характеристиками такой внешней стихии, несущей разрушительные последствия, обладает болезнь. Отсюда проистекает совершенно определенный понятийный и содержательный характер теории М.Э. Ричмонд, получившей название «медицинская модель» индивидуальной социальной работы [2].

Представленной характеристики условий формирования теории социальной работы вполне достаточно, чтобы подчеркнуть некоторые особенности социальной работы, как профессионального вида деятельности. Они состоят в том, что:

1) социальная работа изначально была сориентирована на решение проблем конкретного индивидуума, а не коллективов;

2) в социальной работе весьма важным является формирование или возрождение и поддержание у клиента сознания личной ответственности за свою судьбу, что определило резко негативное отношение к любому проявлению иждивенчества;

3) медицинская модель социальной работы в конечном итоге предусматривала «выздоровление» клиента и прекращение помощи при достижении состояния, когда клиент уже может помочь себе сам.

Анализируя возможности соблюдения выделенных принципов социальной работы в ситуации, которая сложилась в области оказания социальной помощи в современной России, можно констатировать абсолютное противоречие и невозможность для социальной работы развиваться в том виде, в котором она сформировалась в США в начале ХХ в.

Российские органы государственной власти и управления абсолютно не готовы к осуществлению индивидуальной работы с нуждающимися в помощи категориями населения. Причем это обстоятельство можно отметить не только в отношении решения индивидуальных проблем людей, но и тех

проблем, которые само же государство возводит в разряд общегосударственных. Например, указанная ситуация сложилась в области решения демографической проблемы, по поводу которой уже было принято достаточно много законов, постановлений, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Однако они не повлияли существенным образом на сложившуюся в области демографии ситуацию. Это же характерно и для состояния работы с инвалидами, пенсионерами, малолетними преступниками, неполными семьями и иными категориями клиентов органов социального обеспечения.

Основная причина несостоятельности отечественных органов социальной работы состоит именно в том, что они не способны реализовать указанные принципы в своей непосредственной деятельности с клиентами. Отечественные органы социального обеспечения исходят из совершенно иных социокультурных установок, которые обусловливают неумение и нежелание не только специализированных организаций социальной работы, но и государства, самого общества обратить внимание на удовлетворение нужд и потребностей конкретной личности, на поощрение у него самостоятельности и инициативы. Государство и общество, наоборот, создают максимально комфортные условия для формирования совершенно иных качеств у членов российского общества - иждивенчества и инфантильности, причем не только у людей с ограниченными возможностями, но и у вполне физически здоровых.

Очевидно, что негативное отношение к социальной работе как специальности высшего профессионального образования сложилось в ситуации снижения оптимизма среди населения по поводу возможности и способности помочь себе самим, изменить свою жизнь к лучшему своими руками, без помощи со стороны государства. В связи с этим нельзя не отметить прямой связи между уровнем популярности идеи либерализма в российском обществе, количеством ее сторонников, с одной стороны, и уровнем популярности социальной работы как специальности высшего профес-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). - М.-Воронеж, 1997. - 192 с.

2. Фирсов М.В. История социальной работы. - М.: Академический проект, 2004. - 608 с.

сионального образования, с другой. И то и другое постепенно утрачивают популярность по мере приближения от начала 1990-х гг. к сегодняшним дням.

Студенты, абитуриенты и их родители с откровенностью отмечают, что профессия социального работника имеет перспективы только в том случае, если после окончания вуза они будут приняты на работу в органы государственной, либо муниципальной власти. При этом не менее откровенно говорится о необходимости иметь протекцию для поступления на работу в такие организации, на которую большинство реально не может надеяться. Утверждается вполне устойчивое представление о том, что образование в области социальной работы необходимо не столько для оказания квалифицированной помощи клиентам, сколько для соответствия должностным требованиям, предъявляемым к сотруднику данного органа власти.

В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что единственная на наш взгляд возможность выживания социальной работы как профессии и специальности высшего профессионального образования может быть связана с развитием элементов гражданского общества в современной России. Гражданское общество - это та организационная структура, основанная на ценностях личной независимости, обеспечении прав человека, охране собственности, которая создала предпосылки для формирования либерального общества на Западе [3. С. 159-161]. Именно оно может создать условия для обращения внимания общества на конкретные проблемы конкретных людей и сформировать механизмы их решения. Только в ситуации функционирования гражданского общества могут сложиться условия, при которых профессиональные качества социального работника могут быть востребованы для решения индивидуальных проблем личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Только тогда в российских регионах может открыться перспектива для дальнейшего развития высшего образования в области социальной работы.

Публикуется при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.».

3. Сидорина ТЮ. Два века социальной политики. - М.: Рос-

сийск. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 442 с.

Поступила 29.03.2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.