Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: взгляд молодых'

Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: взгляд молодых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: взгляд молодых»

КОНФЕРЕНЦИИ

Ю. В. Гушул

ОТ ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ К ТРЕТЬЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ?

Вторая всероссийская научная конференция «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств» состоялась 21 октября 2012 г. Идея проведения один раз в два года конференций названной тематики возникла в апреле 2010 г. Поводом послужило создание в академии Научно-образовательного центра «Информационное общество» (http://www.noc.chgaki.ru) по инициативе и под руководством главного научного сотрудника Института проблем информатики РАН профессора К. К. Колина.

Положительный результат первой конференции (октябрь 2010 г.) позволил обозначить претензии вуза на роль всероссийского центра проведения исследований по проблемам информационного общества. В ряду множества научных мероприятий, в центре внимания которых проблема интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную среду, специфика академического форума задавалась тематическим направлением «Воздействие ИКТ на качество образования в сфере культуры».

Исходное предметное поле было конкретизировано аспектами интерпретации: 1) человек и ИКТ как объект культурологического, философского изучения; 2) ИКТ как фактор развития культуры и искусства в современном обществе; 3) тенденции изменений в понятийном аппарате культуры на современном этапе развития информационного общества; 4) задачи профессионального образования на современном этапе комплексной модернизации российского общества;

5) отечественный и зарубежный опыт использования электронных ресурсов в образовательном процессе;

6) образовательный процесс и формирование профессиональных компетенций в области ИКТ. Эти и вытекающие из них более частные вопросы рассматривались в приложении к сфере культуры и искусства.

Конференция 2012 г. вновь вышла за рамки всероссийской; в ней, кроме российских специалистов из Владивостока, Иркутска, Омска, Кемерово, Тюмени, Перми, Самары. Казани, Москвы и других городов, Республики Башкортостан, принимали участие исследователи и педагоги из Германии и Казахстана. Конференция, объединив более 160 участников, проходила в традиционных форматах пленарного заседания, секционных заседаний, дискуссионного круглого стола и видеомоста Челябинск - Омск (29 октября) по проблемам гуманизма в информационном обществе, обсуждение

которых научным сообществом предложено профессором из Санкт-Петербурга А. В. Соколовым, а также библиотечных выставок-просмотров отраслевой литературы и проблемно ориентированных обзоров, экскурсий, презентаций, рабочих встреч, межличностного общения.

На пленарном заседании были обсуждены новейшие результаты разнообразных теоретических и прикладных исследований гуманитарных проблем информационного общества, формирования и использования информационных ресурсов и информационных технологий. Перспективные инновационные направления исследований озвучены в докладах К. К. Колина «Новые гуманитарные направления развития комплекса наук об информации» (Москва, ИПИ РАН), А. Б. Антопольского «Организация процесса информатизации сферы культуры региона» (Москва, Институт научной информации и мониторинга РАО), О. Н. Шлыковой «Влияние информационно-коммуникационных технологий на социокультурную среду региона» (Москва, МГУКИ), С. В. Бу-цыка «Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода» (Челябинск, ЧГАКИ). Доклады задали вектор научным исследованиям на ближайший год.

Докладчики секций - философско-культурологической, психолого-педагогической и организационно-технологической - представили широкий спектр исследований в самых различных областях знания: от философии до библиотечных архитектуры и дизайна; от технических проблем информатизации до информационных культурологии и антропологии; от частных педагогических задач семинара до определения вектора развития культуры в XXI в. и ее носителя «культурного политика». В поле зрения оказались вопросы аватар-технологий, влияния социальных сетей на психологию и мироощущение их участников, оценки характера и направлений изменения информационно-образовательной среды вуза под воздействием ИКТ, ИКТ-компетенции в образовательных стандартах третьего поколения, технологические возможности вузов и др.

К началу работы конференции издан сборник1. Наличие статей авторов, работающих в гуманитарном и в техническом направлениях, подчеркнуло важность единения усилий в изучении поставленных

1 Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств: тез. докл. II Всерос. науч. конф. (Челябинск, 23 окт. 2012 г.) / М-во культуры РФ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Науч.-образоват центр «Информ. о-во»; сост.: А. В. Штолер, Ю. В. Гушул. Челябинск, 2012. 253 с.

172

на конференции проблем, показало заинтересованность профессионального сообщества, в первую очередь Уральского и Сибирского регионов, в решении проблем информатизации сферы культуры и искусств.

Весомыми в сборнике видятся разделы «Формирование творческой образовательной среды в сфере культуры и искусств на основе применения интерактивных ИКТ» и «Информационно-коммуникационные технологии: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств», освещающие опыт работы конкретных вузов культуры и искусств по использованию ИКТ в учебном, административном, научном процессах. Авторы предлагают к обсуждению собственные методики подготовки программного обеспечения, учебных пособий, проведения учебных занятий, организации практической деятельности. Надеемся, на предложения по обсуждению поставленных на конференции вопросов последуют конструктивные отклики заинтересованных в решении общих проблем специалистов.

Важнейшими для будущих исследований видятся проблемы, обсуждаемые в разделах сборника «Философско-культурологическое осмысление информационного общества и информатизации» и «Психоло-го-педагогические аспекты информатизации». Еще предстоит ответить на вопросы: к чему технологическая реальность, к которой так активно ныне стремятся, может привести? так ли нам нужны телефоны «еще тоньше», ноутбуки «еще легче»; электронных книг и презентаций на занятиях «еще больше», а настоящего общения с преподавателем - «всё меньше»? И если все же нужны то, что ИКТ могут дать для эволюции внутреннего мира и самобытности самого человека, но не только для облегчения обыденных дел?! Главный вопрос, на который предстоит ответить и настоящей конференции, и самим людям: как сохранить цивилизацию, как сохранить человека духовного, человека гуманного по мере развития виртуозно и незаметно подчиняющих себе ИКТ?

На секциях участники конференции выработали рекомендации, которые были озвучены на итоговом заседании:

- предложить Министерству культуры РФ создать координационный совет по проблемам информатизации вузов культуры и искусств;

- организовать подготовку издания межвузовского дайджеста «Информатизация культуры»;

- рассмотреть возможность создания под эгидой Министерства культуры РФ отраслевой электронно-библиотечной системы «Культура и искусство»;

- опубликовать материалы круглого стола «Информатизация гуманитарного образования: готовность к будущему» в «Вестнике Челябинской государственной академии культуры и искусств» и в форме электронной публикации на сайте НОЦ «Информационное общество»;

- развернуть на страницах «Вестника Челябинской государственной академии культуры и искусств» дискуссию о методике преподавания с использованием цифровых образовательных материалов с привлечением профильных специалистов по разным отраслям образования;

- провести междисциплинарное обсуждение темы «Информационная культура и культура чтения: проблема взаимодействия» в рамках Международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрестке» (май 2013 г.).

В заключение были высказаны пожелания относительно целесообразности продолжения исследований в обозначенной в названии конференции области, кооперации и координации этой работы на международном уровне, необходимости издания сборников материалов конференции в целях активного обсуждения ее наработок, а также относительно новых форм проведения будущих научных мероприятий.

А. В. Штолер

МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА

1-2 ноября 2012 г в академии проходил XI Международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века». Для молодых исследователей данное событие предоставляет возможность не только объективации результатов научного поиска (публикация, доклад), но в первую очередь получить вдумчивую оценку со стороны коллег по «цеху» («живая коммуникация», дискуссии, поиск новых идей, «своеобразная точка роста»).

В рамках пленарного заседания всех участников поприветствовал ректор академии доктор исторических наук, профессор В. Я. Рушанин. Моло-

дые ученые получили приветственный адрес от губернатора Челябинской области М. В. Юревича и председателя Законодательного собрания Челябинской области В. В. Мякуша.

Уникальный в своем роде комплекс конференций, мастер-классов и проектов в пятый раз подтвердил полное право называться единственным научнотворческим форумом в России. Причиной тому является особая специфика - тандем академической науки и творчества: доклады на пленарном заседании и многочисленных сессиях сочетались с художественными выступлениями аспирантов исполнительского, хорео-

173

графического и музыкально-педагогического факультетов, выставками, общением в режиме удаленного доступа, творческими показами и спектаклем.

Около трехсот аспирантов и соискателей, кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, Новосибирска, Кемерова, Тюмени, Рязани, Республики Хакасии, приняли участие в пяти конференциях, посвященных вопросам философии и культурологии, педагогики, истории, библиотековедения, музыкознания.

Традиционно форум открылся пленарным заседанием, общим вектором докладов которого стала проблематика методологии гуманитарного исследования. Так, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств И. С. Пилко обозначила специфику и продуктивность технологического подхода как комплексного компонента методологической базы современных прикладных исследований и разработок. Проблема адекватности оценки успеха в пространстве актуальной культуры раскрывалась в докладе Н. В. Нестеровой, кандидата культурологии, доцента кафедры культурологии и социологии академии. Доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ Р. С. Димухаметов обозначил целесообразность реализации концепции и механизма фасилитации в процессе социализации. Большую заинтересованность аудитории вызвал доклад «Когда возникает мотивация к инновациям?» С. З. Гончарова, заведующего кафедрой философии и культурологии РГППУ, доктора философских наук (г Екатеринбург).

Проблематику, заявленную пленерным заседанием, конкретизировали в рамках традиционных конференций, в составе которых работало 8 секций и 2 круглых стола. Творческим аккордом, завершившим пер-

вый день форума, стал спектакль-читка «Смешанные чувства». Это результат еще одного крупного научнотворческого вербатим-проекта академии «Театр.пеЬ).

Второй день форума интегрировал мероприятия, нацеленные на формирование исследовательских и профессиональных компетенций: научная риторика, традиционная культура народов Севера, продвижение научных инициатив, интерактивные методы и приемы в педагогике, развитие креативного мышления и творческих способностей, проектирование библиотечного пространства.

Своим опытом с участниками форума поделились ведущие педагоги и ученые академии, выпускники аспирантуры вуза: К. Б. Лаврова, Н. В. Су-ленёва, А. В. Маркова, Е. П. Емченко, В. К. Биче-оол (УралГУФК), Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, Г. Я. Гревцева. В рамках самостоятельных мастер-классов результаты научно-исследовательской работы представили соискатель кафедры педагогики и психологии О. Ю. Новак (г. Новосибирск), аспиранты кафедр социально-культурной деятельности Е. А. Михайлова, библиотечно-информационной

деятельности И. А. Коженкин (Рязань).

Итогом форума стало общее собрание, где обсуждались итоги и представлялись рекомендации, выступали организаторы и ведущие конференций с благодарностью и пожеланиями успехов в дальнейшей научно-творческой деятельности, вручались дипломы активным участникам и организаторам мероприятий.

XI Международный научно-творческий форум в очередной раз стал для всех событием, имеющим непреходящее значение, определяющим путь становления творческой личности молодых ученых в научной жизни, и послужит стимулом для дальнейшего развития в интересах будущего не только своего региона, но и всей страны.

Е. В. Семёнова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ:

ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ

С 10 по 14 декабря 2012 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств проводилась традиционная неделя экономики. Наряду с VII региональной студенческой научнопрактической конференцией состоялись мастер-классы, деловые игры, олимпиады, круглый стол. Все мероприятия носили научно-практический, образовательный характер, направленный на получение и развитие профессиональных компетенций в области экономики и управления.

13 декабря 2012 г. была проведена VII региональная научно-практическая студенческая конференция «Проблемы и перспективы социальноэкономического развития регионов». Свои доклады представили 75 авторов, среди них выпускники,

студенты и других вузов: ЮУрГУ, ЧФ РГТЭУ, Ур -СЭИ, ЮУИУиЭ.

Проректор по научно-исследовательской и инновационной работе кандидат педагогических наук, доцент А. В. Штолер открыл пленарное заседание, поздравил студентов - призеров международных и всероссийских олимпиад и конкурсов Молодежного союза экономистов и финансистов РФ. Доклады пленарного заседания затронули тему участия молодежи в развитии региона, осветили основные тенденции на рынке труда и вопросы создания малого предпринимательства; уделили внимание перспективам развития вузов в рыночной среде, а также туристско-рекреационному потенциалу Челябинской области.

174

Секционные заседания (маркетинг, менеджмент, мировая экономика, институциональная экономика, региональная экономика, отраслевая экономика) велись в активном режиме живого обсуждения вопросов: функционирование предприятий в условиях рыночной экономики на основе реализации маркетингового подхода; реклама и проблемы взаимодействия с некоммерческим сектором и обществом; личностное восприятие актуальных тем современного социального управления; глобальные проблемы, тенденции их развития и перспективы решения, вступление России в ВТО; тенденции и перспективы развития современного общества и их влияния на экономическую жизнь; влияние трудовой миграции на рынок труда,

развитие малого бизнеса, развитие человеческого капитала в связи с областной целевой программой «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области», занятость и безработица в Челябинской области; состояние рынка культурно-досуговых услуг; малое предпринимательство в сфере культуры, особенности формирования спроса, оценки эффективности культурной политики и др.

Среди основных целей проведения студенческой конференции было стимулирование интереса к дальнейшему исследованию избранных тем, обмен мнениями, идеями между студентами разных курсов, факультетов, вузов, что безусловно было достигнуто.

АНОНСЫ

ЛИКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

В Челябинской государственной академии культуры и искусств 26-27 февраля 2013 г. состоится международная конференция VI Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия», посвященные 85-летию известного уральского ученого, филолога, фольклориста Александра Ивановича Лазарева (1928-2001). Организаторами мероприятия выступают Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет.

Центральная тема предстоящих чтений - «Традиционная культура - фольклор - духовные константы нации», в рамках которой предполагается обсуждение следующих вопросов: историко-культурное наследие и современные цивилизационные процессы; культура и процессы глокализации (взаимодействие глобализации и локализации); традиционная культура и проблемы ценностных ориентиров современного общества; региональная специфика традиционной культуры как «культуры места»; этнос и этникос: пути хранения национальной идентичности; традиционная культура как культура «модерна»; традиция как устойчивая константа культуры; традиция и современная культура (место, статус, функции); место и роль высшего образования в сборе, хранении и трансляции объектов традиционной культуры; динамика национального и регионального фольклора; фольклоризм как жанрово-стилевая черта литературы, культуры и искусства; национальное самосознание в языке и литературе; «локальный текст» как категория культуры: история и современность; образы города, края, страны в литературе, публицистике и краеведении, проблема «культурных гнезд»; республиканские и региональные Дома дружбы народов и Национально-культур-

ные объединения как центры сохранения национальной идентичности и формирования национальной безопасности народов; этнографические и краеведческие музеи культуры и быта как пространство сохранения и трансляции традиционной культуры; этнография детства: приобщение детей к традиционной культуре как условие жизнедеятельности толерантного общества; традиция и празднично-обрядовая культура: формы взаимодействия; праздник как пространство полилога субкультурных образований.

В программу конференции включаются доклады по проблемам, составлявшим круг научных интересов профессора А. И. Лазарева: теория и методология фольклористики, типология литературного фольклоризма, своеобразие языка фольклора, фольклор в контексте современного образования и культуры, этические и эстетические ценности фольклора, образовательные возможности фольклора в школе и дошкольных учреждениях.

Структура конференции предусматривает проведение пленарного заседания, работу научных секций, круглых столов, один из которых - «Место фольклора и традиционных ценностей в сохранении национальных культур». В рамках чтений пройдут мастер-классы с участием ведущих специалистов Москвы, Петербурга, Киева, Минска, Тюмени и Челябинска в области театрально-игровой, песеннотанцевальной, инструментальной народной культуры и прикладного творчества, состоится второй этнофе-стиваль видеофильмов, открытый фестиваль фольклорно-этнографических коллективов.

По вопросам обращаться:

научный отдел ЧГАКИ: e-mail: science@chgaki.ru; тел. S(351)263-2S-45;

кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников: e-mail: lazarev2013@myrambler.ru, prazdnik-50@yandex.ru, тел. S(351)263-96-11.

Мб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.