Научная статья на тему '"Урал. Православие. Культура": юбилей регионального научно-исследовательского проекта'

"Урал. Православие. Культура": юбилей регионального научно-исследовательского проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Урал. Православие. Культура": юбилей регионального научно-исследовательского проекта»

ной грамотой Областного управления культуры (1978), медалью «Ветеран труда» (1998), Почетной грамотой Главного управления культуры и искусств Челябинской области (1998), указом президента Российской Федерации ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы» (2005).

Несколько лет назад в Музее редкой книги академии по инициативе ректора В. Я. Рушанина прошла выставка графики А. М. Чеботарева «А я еду за туманом ...» (2009), что было большой неожиданностью даже для его ближайших коллег по факультету. Представленные работы охватывали период с 1960 по 1984 г

Еще одно многолетнее увлечение Анатолия Михайловича - уральский камень, первое знакомство с которым произошло в 1958 г. в знаменитом Ильменском заповеднике. И только с середины 1980-х гг. эта внезапно вспыхнувшая любовь переросла в семейное занятие: в свободное от работы

время вся семья Чеботаревых увлеченно создавала каменные картины, ювелирные украшения, и всегда наш, уральский, камень в них был главным героем! Свою любовь к камню Анатолий Михайлович старается передать студентам факультета, при котором создана камнерезная мастерская.

За последние годы на факультете Анатолий Михайлович смог создать и бережно удерживает преподавательский коллектив - людей, заинтересованных в общем деле. И самое приятное, наверное, для юбиляра то, что в этом коллективе уже не первый год работают его бывшие студенты, выпускники родного факультета!

Коллеги поздравляют Анатолия Михайловича, желают здоровья, новых творческих и научных достижений! У Вас еще столько смелых идей, которые нужно воплотить в жизнь! А если не Вы, то кто же?

_____НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Н. Г. Апухтина, И. Н. Морозова

«УРАЛ. ПРАВОСЛАВИЕ. КУЛЬТУРА»:

ЮБИЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Философско-культурологический опыт изучения коммуникации религиозной и секулярных сфер является актуальным в современной культурной ситуации в России. Теоретически, как отмечают отечественные исследователи данной проблемы, «...светский и религиозный принципы организации смыслосимволического универсума культуры не являются абсолютно взаимоисключающими»2. Возможности взаимодействия светской и религиозной культур на уровне взаимодополнения и параллельного развития возрастают3; особое значение приобретает тема диалога всех субъектов культурного сообщества, вне

„4

зависимости от мировоззренческих предпочтений .

В контексте идеи диалога культурная и социальная секуляризация понимается «. как двоякий образовательный процесс, заставляющий как просветительские традиции, так и традции религиозных учений осмыслить пределы каждого из этих воззрений»5. Исключение религиозного языка из присутствия в общественном мнении, по Хабермасу, ставит под сомнение демократичность процесса

2 Котельников Г. А., Лебедев С. Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социс. 2004. №5. С. 129.

3 См. там же.

4 Feijter I. The Art of Dialogue. Religion, Communicication and Global Media Culture Berlin: LIT VERLAG, 2007.

5 Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации: о разуме и религии. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2006. С. 43.

принятия решений. Религия в обществе выполняет аксиологическую и социально-интегративную функции. Формирование «диалоговых зон» на основе взаимопонимания и трансформации сознания участников общественного дискурса оказывается условием для достижения согласия и гражданской солидарности.

На площадке Челябинской государственной академии культуры реализуется конкретный вариант такого рода социально-культурного, исследовательского диалога. Юбилей научно-практического, социокультурного проекта представляет возможность для обобщения итогов, достигнутых результатов, определения перспектив для дальнейшего развития. Ежегодная конференция, приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры (24 мая), сопровождаемая масштабной культурнообразовательной программой, на протяжении 10 лет остается уникальным явлением по своей значимости в научном, культурно-образовательном пространстве Уральского региона.

Инициатива проведения Славянского научного собора принадлежит доктору философских наук, профессору Н. Г. Апухтиной (Челябинская государственная академия культуры и искусств) и доктору философских наук, профессору Л. А. Шкато-вой (Челябинский государственный университет); идея была поддержана ректором академии докто-

176

ром исторических наук, профессором В. Я. Руша-ниным. Целью научных конференций стала интеграция гуманитариев вузов г. Челябинска и области вокруг проблемы теории коммуникации, укрепления отечественной культуры и словесности. Наиболее значимой задачей представлялась связь современных достижений социально-гуманитарных наук с многогранной практикой воспитания молодежи, нуждавшейся в восстановлении многих позитивных наработок прошлого.

Первый Славянский научный собор состоялся в 2004 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств, общая тема «Святыни и ценности культуры Урала». Культура Урала рассматривалась как мир непреходящих ценностей, духовности и языковой уникальности. Ученые, аспиранты Челябинска и области, Екатеринбурга и области, Республики Башкортостан знакомили участников конференции с результатами изучения исторических страниц Урала и уральской культуры. Опыт проведения первого научного форума продемонстрировал востребованность заявленной проблематики - необходимость воплощения современного социально-гуманитарного знания в многогранной сфере воспитания и образования, ориентированной на осмысление традиционных и актуальных духовно-нравственных традиций и практик. Кроме того, I Славянский собор заложил и специфические черты данного научного мероприятия, формирующие его уникальность в социально-культурном пространстве региона. К ним относятся: интеграция гуманитариев вузов Челябинской области вокруг проблемы теории коммуникации, укрепления отечественной культуры и словесности; проведение в период празднования Дня славянской письменности и культуры; активное участие в мероприятии представителей всех конфессий, а также научной интеллигенции и общественности, молодежи (в том числе и ориентированных секулярно).

Свидетельством попадания научной проблематики Славянского собора, проводимого академией, в общенациональный исследовательский и социокультурный дискурс стало постоянное расширение географии его участников. Во II Славянском научном соборе (тема «Многоголосье культуры Урала») помимо исследователей из Челябинска, Екатеринбурга, Башкортостана приняли участие ученые из Удмуртии, в III («Урал в диалоге культур и эпох») - ведущие ученые России (Москва, Санкт-Петербург, Тула, Курган, Оренбург, Новосибирск и др.).

С 2006 г. Славянский научный собор проходит в новом формате: он приобрел общее сквозное тематическое направление «Урал. Православие. Культура»; впервые в Уральском регионе состоялась научно-богословская конференция

«Православная культура на Урале: контексты истории и современность». Проблематика форума ориентирована на раскрытие духовного наследия православной традиции в ее историческом и актуальном значении для культуры современной меняющейся России. Повестку научной дискуссии сформировали вопросы: православие в судьбах культуры России в целом и Урала в частности; исторические интерпретации, современные тенденции православной культуры.

Заявленная проблематика позволила академии привлечь к сотрудничеству ведущие научные институты, являющиеся признанными мировыми лидерами в изучении славянского православия. Так, почетными гостями IV Славянского собора стали коллеги из Софийского университета св. Климента Охридского, доктора филологических наук, профессора единственной в мире кафедры кирилло-мефодиевистики Искра Христова-Шомова и Панайот Карагьозов. Доклады на конференцию представили также ученые из Греции, Беларуси, существенно расширилась и география отечественных участников (Калининград, Волгоград, Тюмень, Владивосток). Состоявшееся уникальное научное и общественно-культурное событие было оценено фондом РГНФ (грант 06-03-85383г/у).

V Славянский научный собор (2007 г.) проведен в форме симпозиума с международным участием «Православие на Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры». В центре внимания научного форума обозначен ряд взаимосвязанных проблем: культурологическая интерпретация православия и духовных ценностей традционной культуры; историко-региональные аспекты православия на Урале, взаимодействие православия и отечественной философии, место и роль православия в современной культуре. К сложившейся географии участников Собора добавились ученые из Испании, а также различных регионов России (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Омск, Воронеж, Владимир, Кемерово, Курск и др.).

VI Славянский научный собор (2008 г.), прошедший в форме научно-практической конференции «Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традициях православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России», привлек к участию в том числе коллег из Сербии и российских городов - Белгорода, Орла, Ставрополя. Предметное поле обсуждаемых вопросов сформировали проблемы духовно-нравственных, патриотических оснований образования и воспитания; основ исторического образования и героико-патриотического воспитания; российской словесности как средства воспитания и образования; диалога свет-

177

ской и церковной традиций в отечественном образовании.

При проведении последующих Славянских научных соборов (VII, 2009 г. - «Духовно-

нравственная культура России: православное наследие»; VIII, 2010 г. - «Духовно-нравственная культура России и Болгарии: православное наследие»; IX, 2011 г. - «Духовно-нравственная культура России: православное наследие») получают разработку традиционные и новые для форума проблемы (кирилло-мефодиевская традиция, духовнонравственное воспитание и образование в сфере культуры и искусства; историческое, духовнорелигиозное и языковое родство России и Болгарии). Расширяется и география участников (как международная: США, Германия, Украина, Казахстан, так и российская: Краснодар, Пенза, Улан-Уде, Саранск, Ханты-Мансийск).

За весь период работы Собора сложилась уникальная творческая атмосфера свободной, открытой дискуссии, форум превратился в подлинную лабораторию научного и социальнокультурного общения, поиска и открытия новых исследовательских направлений. Ежегодно в работе Собора участвуют 300 учителей школ, преподаватели вузов, специалисты управлений культуры, представители общественных движений, священство и миряне Челябинской митрополии, других митрополий и епархий РПЦ6. Всех «соборян» объединяет искреннее побуждение к поиску научнотворческого преобразования отечественной духовной культуры, обеспечению культурных процессов преемственности с уникальным духовным богатством России.

На пленарном заседании, встречах с преподавателями, студентами и аспирантами не раз выступали ведущие профессора и преподаватели Московской православной духовной академии, сложились прочные основания для дальнейшего творческого сотрудничества двух (светского и богословского) высших образовательных учреждений.

В разные годы в работе Славянского научного собора принимали участие: доктор филологических наук, профессор Зоя Тодоровна Барболова (Институт болгарского языка Болгарской АН); доктор филологических наук Маргарет Димитрова (Софийский университет св. Климента Охридско-го, Болгария); доктор исторических наук, заведующая средневековым отделом Региональноисторического музея Стела Милчева Дончева (г. Шумен, Болгария); доктор филологических наук, профессор Стевка Иванова Георгиева (Пловдив-ский университет им. Паисия Хилендарского, Болгария); профессор, архимандрит Павел Стефанов (Шуменский университет, Болгария); доктор фило-

6 В Х Славянском научном соборе участвовало 700 человек.

софских наук, профессор Цветана Петрова Георгиева (Государственный университет библиотековедения и информационных технологий, Болгария); доктор философских наук Нонка Богомилова (Институт философских исследований Болгарской академии наук); доктор филологических наук, профессор Ксения Кончаревич (Православный богословский университет, Сербия); доктор философии архимандрит Теодоропоулос Димитриос (Греция); доктор филологических наук, профессор Леся Леонидовна Звонская (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Украина); доктор филологических наук, доцент Ирина Павловна Зайцева (Луганский национальный педагогический университет им. Т. Шевченко, Украина); доктор философских наук, профессор Михаил Александрович Маслин (МГУ им. М. Ломоносова); доктора философских наук, профессора Борис Владимирович Емельянов и Даниил Валентинович Пивоваров (УрГУ, Екатеринбург); доктор исторических наук, профессор Эльвира Борисовна Ершова (НИУ ВШЭ, Москва); доктор физико-математических наук, профессор Игорь Авенирович Ланцев (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого); доктор технических наук, профессор, протоиерей отец Александр Половинкин (Царицынский университет прп. Сергия Радонежского, Волгоград); доктор культурологии, профессор Андрей Григорьевич Шустров (Ярославский университет им. П. Г. Демидова); доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Вячеславович Медушевский (Московская государственная консерватория); первый проректор Высших богословских курсов при МПДА игумен Киприан (Ященко); профессор МПДА архимандрит Платон (Игумнов) и мн. др.

Если первоначально Славянский научный собор представлял собой относительно локальное мероприятие, то на данный момент сформировалась разнообразная исследовательская структура, в составе которой несколько направлений: историческое, философско-культурологическое, филологическое, психо-лого-педагогическое, библиографическое, музыкально-исполнительское, музыкально-педагогическое,

художественное, культурное наследие России (реставрация и восстановление). Каждый Собор предлагает также и духовно-образовательную, культурную программу. Это прекрасные концерты духовной музыки с участием известных коллективов города и региона, экскурсии, выставки литературы, художественного творчества, тематические заседания киноклуба Челябинской государственной академии культуры и искусств «Девятая муза», интеллектуальные состязания студенчества, мастер-классы по макетированию культовых сооружений, отечественной каллиграфии, молодежные театральные фестивали, детские праздники.

178

За 10 лет проведения Славянского научного собора издано 13 томов материалов общим объемом -210 п. л., около 700 публикаций исследователей, что свидетельствует о научной эффективности, социально-практической значимости идеи проекта, привлекательности его тематики, возможностях актуальных коммуникаций в региональной науке, способности Челябинской государственной академии культуры и искусств интегрировать мощные научные силы в области социально-гуманитарных наук.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 23 октября 2012 г. Челябинская государственная академия культуры и искусств при поддержке Министерства культуры РФ проводит II Всероссийскую научную конференцию «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств». Организаторами мероприятия выступают Научно-образовательный центр «Информационное общество» и кафедра информатики Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Основное тематическое направление научной конференции: воздействие информационно-ком-

муникационных технологий на качество образования в сфере культуры.

К обсуждению предлагаются также следующие вопросы: 1) человек и информационно-

коммуникационные технологии как объект культурологического, философского изучения; 2) информационно-коммуникационные технологии как фактор развития культуры и искусства в современном обществе; 3) тенденции изменений в понятийном аппарате отрасли/области на современном этапе развития информационного общества; 4) задачи профессионального образования на современном этапе комплексной модернизации российского общества; 5) отечественный и зарубежный опыт использования электронных ресурсов в образовательном процессе; 6) образовательный процесс и формирование профессиональных компетенций в области ИКТ. Состоится пленарное заседание, будут работать круглые столы и секции.

Более подробная информация на сайте НОЦ «Информационное общество» (http://noc.chgaki.ru).

По вопросам обращаться: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, научный отдел, каб. 201. Татьяна Юрьевна Катричева: тел./факс 8(351)263-28-45, е-шаД science3@chgaki.ru; Юлия Владимировна Гушул: тел. 8(951)4712580, е-шаД disser2007@yandex.ru.

Собор привлекателен одновременно для представителей самых разных возрастных, конфессиональных, социально-культурных категорий. Славянский научный собор - творческий, развивающийся проект, открытый для познания и освоения истоков отечественной духовности, исследования актуальных тенденций в поиске «буферных зон» творческого диалога религии и секулярной культуры.

КОНФЕРЕНЦИИ

МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА

1-2 ноября 2012 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств состоится XI Международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века». В мероприятии традиционно участвуют представители вузов Челябинска и области, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, Волгограда, Кемерово, Краснодара, а также ученые дальнего и ближнего зарубежья: США, Германии, Швейцарии, Италии, Мексики, Испании, Индии, Болгарии, Румынии, Беларуси, Украины, Казахстана, Молдавии, Узбекистана и др. Научному мероприятию придан самостоятельный характер, в его организации и проведении участвуют сами молодые ученые, аспиранты, соискатели.

Основные направления работы форума представлены следующими конференциями и секциями.

Дискурсы XXI в. в философии и культурологии: 1) философия в условиях современных цивилизационных стратегий и вызовов; 2) культурное многообразие современного человечества и интегративная функция культурологии.

Совершенствование подготовки специалистов социокультурной сферы: инновационные подходы и развитие профессиональной активности выпускника вуза: 1) инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов; 2) проектирование и моделирование подготовки специалистов; 3) социальнокультурная деятельность: перспективные направления исследований; 4) социально-культурные проблемы детства.

Историческая наука в системе современных исследований: 1) проблемы, поиски и открытия в исторической науке; 2) история морского флота в науке и культуре; 3) старообрядчество и право -славие в истории России.

Информационное общество: вызовы XXIв.: 1) гуманитарные проблемы информационного общества; 2) информационно-коммуникационные

технологии в сфере образования и культуры; 3) проблемы книжного и библиотечно-информационного дела глазами молодых ученых.

В программу включены мастер-классы, презентации книг, видеоконференции, выставки, концерты.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.