Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС (в расширенном составе)'

Проблемы и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС (в расширенном составе) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
Новации / реорганизация / национальная экономика / многополярность / международное сотрудничество / межгосударственное неформальное объединение / Innovations / reorganization / national economy / multipolarity / international cooperation / interstate informal association

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ян И, Ямалова Э.Н.

БРИКС представляет собой межгосударственное объединение на принципах многополярности принятия решений и ответственности. В статье рассматривается проблематика расширения состава БРИКС и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС в новом составе. Объект исследования – межгосударственное неформальное объединение стран БРИКС. Предмет исследования – взаимодействие между Китаем и странами БРИКС, как системное состояние. Цель исследования – теоретический анализ проблемы и перспектив сотрудничества между Китаем и странами БРИКС в расширенном составе. Сделан вывод, что с целью нейтрализации потенциальных конкурентных вызовов, включение стран-участниц БРИКС, направляемых Китаем в цепочку поставок, может помочь защитить интересы Китая, кроме того, такой подход способствует предотвращению попыток замещения Китая в текущем раунде реорганизации производственных и логистических цепочек. Различные экономические меры, предпринятые в 2023 году Китаем для укрепления национальной экономики, сосредоточены на стимулировании экономического роста, расширении внутреннего спроса, повышении гибкости цепочек поставок, привлечении иностранных инвестиций и сокращении безработицы подтверждают готовность и способность Китая к привлечению новых стран-партнёров в экономическое пространство межгосударственного неформального объединения стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects for cooperation between Сhina and the BRICS countries (in expanded format)

BRICS is an interstate association based on the principles of multipolar decision-making and responsibility. The article discusses the problems of expanding the composition of the BRICS and the prospects for cooperation between China and the BRICS countries in the new composition. The object of the study is the interstate informal association of the BRICS countries. The subject of the study is the interaction between China and the BRICS countries as a systemic condition. The purpose of the study is a theoretical analysis of the problem and prospects for cooperation between China and the BRICS countries in an expanded format. It is concluded that in order to neutralize potential competitive challenges, the inclusion of BRICS member countries led by China in the supply chain can help protect China’s interests, in addition, this approach helps prevent attempts to replace China in the current round of reorganization of production and logistics chains. The various economic measures undertaken by China in 2023 to strengthen the national economy, focusing on stimulating economic growth, expanding domestic demand, increasing supply chain flexibility, attracting foreign investment and reducing unemployment, confirm China’s willingness and ability to attract new partner countries into the interstate economic space informal unification of countries.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС (в расширенном составе)»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-5-126-177-183

Проблемы и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС (в расширенном составе)

Ян И, Ямалова Э.Н.

БРИКС представляет собой межгосударственное объединение на принципах многополярности принятия решений и ответственности. В статье рассматривается проблематика расширения состава БРИКС и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС в новом составе. Объект исследования - межгосударственное неформальное объединение стран БРИКС. Предмет исследования - взаимодействие между Китаем и странами БРИКС, как системное состояние. Цель исследования - теоретический анализ проблемы и перспектив сотрудничества между Китаем и странами БРИКС в расширенном составе. Сделан вывод, что с целью нейтрализации потенциальных конкурентных вызовов, включение стран-участниц БРИКС, направляемых Китаем в цепочку поставок, может помочь защитить интересы Китая, кроме того, такой подход способствует предотвращению попыток замещения Китая в текущем раунде реорганизации производственных и логистических цепочек. Различные экономические меры, предпринятые в 2023 году Китаем для укрепления национальной экономики, сосредоточены на стимулировании экономического роста, расширении внутреннего спроса, повышении гибкости цепочек поставок, привлечении иностранных инвестиций и сокращении безработицы подтверждают готовность и способность Китая к привлечению новых стран-партнёров в экономическое пространство межгосударственного неформального объединения стран.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Ян И, Ямалова Э.Н. Проблемы и перспективы сотрудничества между Китаем и странами БРИКС (в расширенном составе) // Дискуссия. - 2024. - Вып. 126. - С. 177-183.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Новации, реорганизация, национальная экономика, многополярность, международное сотрудничество, межгосударственное неформальное объединение.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-5-126-177-183

Problems and prospects for cooperation between ^ina and the BRICS countries (in expanded format)

Yang Yi, Yamalova E.N.

BRICS is an interstate association based on the principles of multipolar decisionmaking and responsibility. The article discusses the problems of expanding the composition of the BRICS and the prospects for cooperation between China and the BRICS countries in the new composition. The object of the study is the interstate informal association of the BRICS countries. The subject of the study is the interaction between China and the BRICS countries as a systemic condition. The purpose of the study is a theoretical analysis of the problem and prospects for cooperation between China and the BRICS countries in an expanded format. It is concluded that in order to neutralize potential competitive challenges, the inclusion of BRICS member countries led by China in the supply chain can help protect China's interests, in addition, this approach helps prevent attempts to replace China in the current round of reorganization of production and logistics chains. The various economic measures undertaken by China in 2023 to strengthen the national economy, focusing on stimulating economic growth, expanding domestic demand, increasing supply chain flexibility, attracting foreign investment and reducing unemployment, confirm China's willingness and ability to attract new partner countries into the interstate economic space informal unification of countries.

FOR CITATION APA

Yang Yi, Yamalova E.N. Problems and prospects for cooperation between China and the BRICS countries (in expanded format). Diskussiya [Discussion], 126, 177-183.

KEYWORDS

Innovations, reorganization, national economy, multipolar-ity, international cooperation, interstate informal association.

ВВЕДЕНИЕ

Расширение членства в организации БРИКС оказало воздействие на концепцию «большого сотрудничества БРИКС»: «Помимо развития двустороннего формата межгосударственного сотрудничества, взаимодействие по экономическим вопросам как между Россией и Китаем, так и между другими странами Евразийского континента, все в большей степени осуществляется в многостороннем формате, на площадках международных объединений» [1, с. 183], масштабируя интерес как со стороны политического, так и академического сообщества стран-участниц. Ретроспективный опыт демонстрирует тот факт, что резкий рост

интереса к БРИКС обычно возникает в период саммитов лидеров и имеет временный характер, тем не менее 2023 год отличается тем, что интерес к БРИКС начал формироваться заранее, что связано с углублением сотрудничества в рамках группы-стран, совпадающем с также сложным геополитическим контекстом, в центре которого находится Россия, председательствующая в БРИКС.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Международное сообщество в составе различных стран осуществляет мониторинг того, как БРИКС используется в качестве новационной платформы для достижения экономических и геополитических успехов. Также обращает на

себя внимание возможная геополитическая направленность расширения группы БРИКС в контексте ее отношений с Западом и опасений от возобновления двусторонних геополитических взаимоотношений: «Национальные интересы и реализация сотрудничества в другими государствами-членами БРИКС в сфере экономики определяет основу значения России в ее составе. Однако, основной задачей присутствия РФ в БРИКС, как раньше, так и на современном этапе, является деятельность

в сфере внешней политики, а именно противодействие господствующего положения Соединённых Штатов и Запада на ортодоксальных территориях российского влияния, в целях защиты национальной безопасности и независимости, где БРИКС в свою очередь является устойчивой площадкой для её реализации, как в экономике, так и в мировой политике» [2, с. 161]. В настоящее время БРИКС выступает ведущим социально-экономическим сообществом стран - таблица 1.

Таблица 1

Сравнение экономических и социальных показателей стран БРИКС

Показатели Год Количество

Население(млн. чел.)

Бразилия 2022 214,8

Россия 146,7

Индия 1379,7

Китай 1412,2

ЮАР 60,6

Мужчин (проценты)

Бразилия 2022 48,9

Россия 46,5

Индия 51,4

Китай 51,1

ЮАР 48,9

Женщин (проценты)

Бразилия 2022 51,1

Россия 53,5

Индия 48,6

Китай 48,9

ЮАР 51,1

Плотность населения (человек на кв. км)

Бразилия 2022 25,2

Россия 8,6

Индия 419,7

Китай 147,1

ЮАР 49,6

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек)

Бразилия 2022 13,6

Россия 8,9

Индия 19,7

Китай 6,8

ЮАР 19,5

Уровень смертности (на 1000 человек)

Бразилия 2022 6,7

Россия 12,9

Индия 6,0

Китай 7,4

ЮАР 10,9

Уровень младенческой смертности (на 1000 рожденных)

Бразилия 2022 10,9

Россия 2022 4,4

Индия 2020 28,0

Окончание табл. 1

Китай 2021 5,0

ЮАР 2022 24,3

Доля рабочей силы в населении 15 лет и старше (%)

Бразилия 2022 62,9

Россия 62,3

Индия 55,2

Китай 52,0

ЮАР 53,5

ВВП (текущие цены/миллиард долла ров США)

Бразилия 2022 1920

Россия 2275

Индия 3389

Китай 17993

ЮАР 405

Индекс потребительских цен (% изменения по сравнению с предыдущими годами)

Бразилия 2022 5,8

Россия 13,8

Индия 6,7

Китай 2,0

ЮАР 6,9

Промышленное производство (предыдущий год = 100) (%)

Бразилия 2022 99,3

Россия 100,6

Индия 105,1

Китай 103,6

ЮАР 92,6

Производство зерновых (млн тонн)

Бразилия 2022 108

Россия 158

Индия 303

Китай 633

ЮАР 18

Стоимость импорта товаров и коммерческих услуг (млн. долл. США)

Бразилия 2022 379783

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 2021 379946

Индия 2022 714042

Китай 2022 3139498

ЮАР 2022 127707

Источник: составлено автором по данным: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brics2023.gov.za/wp-content/ ирЬас^/2024/01/Вк!С5-2023-]5Р_Рта1_ШеЬ2.рсЦ:.

Особый интерес вызывает вопрос прогресса в разработке платежной системы группы БРИКС - создание такой системы получает поддержку и вызывает интерес со стороны третьих стран. Цели усовершенствования платежных инструментов под руководством Целевой группы по платежам БРИКС направлены на обеспечение безопасности и доступности платежных операций: «Национальные платежные системы (НПС) со своими карточными продуктами созданы и развиваются почти во всех странах БРИКС, равно как и в ЕАЭС. Собственная НПС есть в Китае, где доминирует China UnionPay

(CUP), в Индии работает RuPay, в России - НСПК «Мир», а в Бразилии - Elo. Подготовительная работа по созданию национального процессингового центра идет в ЮАР» [ з, с. 128]. Россия, столкнувшаяся с ограничениями в рамках западной платежной системы, принимает активное участие в проработке новой платежной системы для группы БРИКС. Ведущие финансовые и политические деятели страны обсуждают такие вопросы, как интеграция в международные финансовые системы и совершенствование методов расчетов. Прогнозируется, что создание и развитие новой платежной системы

станет приоритетом для группы БРИКС и получит активную поддержку со стороны России и Китая в дальнейшем.

Другим важным аспектом рассмотрения является вопрос о возможном новом этапе расширения организации БРИКС, так после принятия новых членов в состав БРИКС, общее число стран, выражающих заинтересованность в присоединении к этой группе, составляет 34 страны, что указывает на постоянный интерес со стороны многих государств к вступлению в ряды БРИКС. Отказ нового правительства Аргентины от вхождения в БРИКС не ослабил амбиции других стран, желающих присоединиться к данной группе стран. Широкий круг стран, проявляющих интерес к вступлению в БРИКС, представляет собой довольно уникальное явление в контексте истории многосторонних международных механизмов взаимодействия стран. Относительно процесса принятия новых стран в БРИКС, вопрос о возможном членстве будет активно исследован по отношению к критериям, предъявляемым к странам-кандидатам. Таким образом, 2024 год непременно будет характеризоваться новой волной расширения организации БРИКС, в рамках которой некоторые страны, не соответствующие критериям для полного членства, будут включены в число стран-партнеров БРИКС. Основным вопросом станет вступление в эту группу некоторых средних и крупных нефтяных держав, включая Венесуэлу, и приоритетом на этот год станет также активное продвижение процесса расширения организации БРИКС.

Следует обратить внимание на возможные попытки Соединенных Штатов и стран Запада подорвать экономическое и социальное благополучие БРИКС. За время существования данного сообщества стран, в течение 18 лет, отношение Запада к ней менялось от нейтрального до геополитических опасений. На сегодняшний день стратегия Запада по отношению к БРИКС заключается скорее в использовании рейтингов, проведении разделительной политики и применении силы, когда это считается необходимым, для того чтобы препятствовать росту данной группы, а в год президентства Южной Африки Запад оказывал давление на некоторые страны Глобального Юга, чтобы они воздерживались от вступления в БРИКС, а также активно поддерживал обвинения против России, предъявленные Международным уголовным судом, в попытке помешать участию России в саммите БРИКС. На фоне политических событий и в период предвыборной кампании в США, ожидается, что БРИКС

столкнется с некоторыми трудностями, которые будут направлены на удержание Китая и России от использования БРИКС как платформы для достижения дипломатических успехов, что может препятствовать эволюции БРИКС в соответствии с российскими целями и, следовательно, привести к изменениям в международной системе власти, что может исключить доминирование Запада из нового международного порядка.

Экономика Китая продемонстрировала признаки устойчивого восстановления после пандемии СОУГО-19, несмотря на негативные флуктуации, внешняя торговля и инвестиции продолжали расти, тем не менее экономика Китая остается уязвимой к проблемам в сфере недвижимости, изменению климата, усложнению глобальных финансовых условий и усиливающейся геополитической напряженности. Экономические показатели Китая за первое полугодие 2023 года свидетельствуют о стабильном восстановлении после пандемии СОУШ, так ВВП Китая показал значительный рост на уровне 5,5% в годовом измерении, достигнув общего объема в 8,3 триллиона долларов США. Во втором квартале 2023 года ВВП увеличился на 6,3% в годовом измерении, а располагаемый доход на душу населения составил 2739 долларов США в первом полугодии 2023 года, внешняя торговля выросла до 1,36 триллиона долларов США в первом квартале, с увеличением на почти 6% во втором квартале. Внешняя торговля Китая с другими странами БРИКС продолжала расти, увеличившись на 12,1%, а экспорт Китая в другие экономики БРИКС в основном сосредоточен на механической и электротехнической продукции, в то время как импорт составляет преимущественно энергетические, сельскохозяйственные и горнодобывающие товары. Подписание соглашений о свободной торговле, установление общих стандартов, оптимизация бизнес-процессов и снижение торговых барьеров способствуют увеличению объема торговли между странами БРИКС, при этом доминирующая позиция Китая в торговле внутри группы БРИКС остается эмпирическим фактом.

Торговля между Китаем и Индией достигла рекордного уровня в 2022 году, несмотря на напряженные политические отношения между странами, основные экспортные продукты Китая в Индию включают: компьютеры, смартфоны и полупроводники, в то время как Индия экспортирует железную руду, нефть и алюминий.

Прогнозируемая экономическая стабильность с ростом экономического сотрудничества между

Китаем и другими странами БРИКС может быть нарушена геополитическими конфликтами и вопросами безопасности и решение этих проблем может существенно способствовать динамичному развитию торговли, особенно при улучшении инфраструктурной связи.

Повышение числа членов в БРИКС может привести к возникновению новых проблем, связанных со снижением организационной эффективности, тем не менее потенциальные возможности могут превысить негативные аспекты. Расширение участия в БРИКС может быстро повысить экономическую мощь и международное влияние группы БРИКС, что поможет преодолеть вызовы, такие как экономический спад и ограничение сотрудничество между текущими членами. Такое расширение также облегчит согласование позиций новых членов с Китаем по глобальным и региональным вопросам, что позволит более эффективно продвигать интересы Китая через механизм БРИКС к группе стран в20 и более широкой системе глобального управления. В отличие от стран а, где все члены экономически развиты -экономическое положение Китая в рамках БРИКС значительно превосходит суммарное экономическое влияние других стран группы. Существует обоснованное опасение, что разногласия между развитыми и развивающимися странами, а также между странами группы в7 и БРИКС, могут привести к конфронтации между группой в7 и Китаем. Присоединение новых стран с развивающейся экономикой к БРИКС в определенной степени позволяет смягчить эту угрозу, а рост конкуренции между Китаем и США является внешним фактором, стимулирующим интерес Китая к расширению БРИКС. Также вызывает озабоченность проблема возможных последствий глобальной перестройки производственных цепочек, таких как переход к новым моделям промышленности вместо существующей модели «США + Запад + Китай», например, к модели «США + Запад + Индия» [4].

С целью нейтрализации потенциальных конкурентных вызовов, включение стран-участниц БРИКС, направляемых Китаем в цепочку поставок, может помочь защитить интересы Китая, кроме

того, такой подход способствует предотвращению попыток замещения Китая в текущем раунде реорганизации производственных и логистических цепочек. Модель «БРИКС + регион» предлагает дополнительные возможности для привлечения развивающихся экономик в структуру БРИКС с избеганием внутренних разногласий в развивающемся мире. В связи с этим Китай уделяет внимание механизму сотрудничества «БРИКС + Азия» - «БРИКС + АСЕАН» и «БРИКС + Бенгальский залив», что помогает усилить взаимодействие между БРИКС и странами Юго-Восточной Азии, а также продвинуть региональную экономическую интеграцию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расширение БРИКС, безусловно, способствует улучшению структуры глобального управления, но сталкивается с определенными структурными и практическими препятствиями. Стремление к экономическому доминированию может привести к снижению эффективности, а горизонтальное расширение и вертикальное углубление вызывают дебаты о его перспективной эффективности. Обеспечение расширения и поддержания сотрудничества в рамках БРИКС представляет собой сложную задачу, требующую комплексного подхода со стороны политических и академических кругов стран-участниц. Привлечение новых членов, таких как Индонезия и Турция, может увеличить привлекательность БРИКС, тем не менее пока Индонезия не выразила официального желания присоединиться, причины для этого понятны, она предпочитает играть уникальную роль в АСЕАН и избегает попадания под влияние других групп. Саудовская Аравия также испытывает опасения по поводу включения в БРИКС, что важно для позиционирования БРИКС, так как вопрос о включении новых членов, соответствующих его стандартам, остается открытым. БРИКС становится более значимым как многосторонний механизм, представляющий интересы Глобального Юга в контексте изменения промышленных и производственных цепочек. Он также играет важную роль в преобразовании международного порядка от однополярной модели к модели равенства и совместного управления.

Список литературы

1. Шилина М. Г. Российско-китайское партнерство как драйвер развития взаимосвязи между ШОС и БРИКС / М. Г. Шилина // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы IX международной научно-практической конференции, Благовещенск - Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20-28 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.В. Кузнецов. Том Выпуск 9. Часть 7. - Благовещенск - Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин: Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. - С. 162-167. - ЕйМ 11_У1Р1

2. Шумилов А. В. Геополитическая роль деятельности России и Китая в составе ШОС и БРИКС в формировании интегра-

ционного контура / А. В. Шумилов // PolitBook. - 2024. - № 1. - С. 155-165. - DOI 10.24412/2227-1538-2024-1-155-165. -EDN CVSBBC.

3. Прексин О. М. БРИКС, далее - везде? / О. М. Прексин, А. В. Казарцев // Финансы Башкортостана. - 2017. - № 3(074). -С. 27-31. - EDN ZEOYFR.

4. Shahbaz M. et al. Considering the effect of biomass energy consumption on economic growth: fresh evidence from BRICS region // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2016.

- Т. 60. - С. 1442-1450.

References

1. Shilina M. G. Russian-Chinese partnership as a driver of the development of the relationship between the SCO and BRICS / M. G. Shilina // Russia and China: History and Prospects of Cooperation: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, Blagoveshchensk - Heihe, Tianjin, Beijing, 20-28 May 2019 / Editor-in-Chief D.V. Kuznetsov. Volume Issue 9. Part 7. - Blagoveshchensk - Heihe, Tianjin, Beijing: Blagoveshchensk State Pedagogical University, 2019. - Pp. 162-167. - EDN ILYIPJ.

2. ShumilovA. V. Geopolitical role of Russia's and China's activities

in the SCO and BRICS in the formation of the integration contour / A. V. Shumilov // PolitBook. - 2024. - № 1. - Pp. 155-165.

- DOI 10.24412/2227-1538-2024-1-155-165. - EDN CVSBBC.

3. Preksin O. M. BRICS, further - everywhere? / O. M. Preksin, A. V. Kazartsev // Finance of Bashkortostan. - 2017. - № 3(074).

- Pp. 27-31. - EDN ZEOYFR.

4. Shahbaz M. et al. Considering the effect of biomass energy consumption on economic growth: fresh evidence from BRICS region // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2016.

- T. 60. - Pp. 1442-1450.

Информация об авторе

Ян И, студент бакалавриата по программе «Международные экономические отношения и внешнеэкономическая деятельность» Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Российская Федерация).

Ямалова Э.Н., доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и связей с общественностью, и.о. проректора по информационной работе Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).

Information about the author

Yang Yi, Bachelor's degree student in the program "International Economic Relations and Foreign Economic Activity" of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russian Federation).

Yamalova E.N., Doctor of Political Sciences, Head of the Department of Political Science and Public Relations, Acting Vice-Rector for Information Work of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).

© Ян И, Ямалова Э.Н., 2024. © Yang Yi, Yamalova E.N., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.