УДК 33
Тесакова А.А.
студент факультета международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ БРИКС
Аннотация: данная статья посвящена изучению перспектив развития экономического сотрудничества в объединении БРИКС. В статье рассмотрены новые вызовы и вероятные пути развития стран в рамках БРИКС. Состав БРИКС в 2024 году увеличился после присоединения новых 5 стран.
Ключевые слова: БРИКС, экономическое сотрудничество, ВВП, Бразилия, Индия, Россия, Китай, Южная Африка.
Торгово-экономическое сотрудничество государств — членов межгосударственного объединения БРИКС (от англ. BRICS — Brazil, Russia, India, China, South Africa), представляющего собой, по сути, платформу практической реализации сотрудничества между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР согласно одобренной ими Стратегии экономического партнерства до 2025 г., предусматривает диверсификацию инвестиционного сотрудничества, расширение доступа на фондовые рынки стран — членов БРИКС, содействие торговому сотрудничеству.
Целями активного торгового сотрудничества государств — членов БРИКС являются обеспечение сбалансированного и инклюзивного экономического роста и увеличение конкурентоспособности экономик входящих в БРИКС стран, доля которых в объеме мировой торговли товарами составляет 17,3%, мировой торговли услугами — 12,7%, мирового валового внутреннего продукта (далее — ВВП) — 21%.
В настоящее время получают развитие торгово-экономические связи и расширяется использование национальных валют государств — членов БРИКС, что обусловлено их применением за пределами стран носителей в результате совершенствования торгово-экономических сотрудничества государств-партнеров в сферах оказания финансовых услуг, туризма, торговли и т.д. Причем отдельные национальные валюты стран БРИКС могут использоваться за рубежом, влияя на развитие торговли в приграничных районах третьих и соседних стран: Вьетнама, Монголии. Расширение использования национальных валют в международных экономических расчетах стран — участниц мирохозяйственных связей во многом вызвано развитием торгового сотрудничества, которое играет важную роль в обеспечении взаимодействия сторон, сферами которого являются деревообработка, сельское хозяйство, производство и использование нефтепродуктов, машины и оборудование, энергетика, производство строительных материалов. Благоприятные перспективы для использования национальных валют открываются в сферах экспортно-импортных операций, развития инфраструктуры, транспорта, медицины, защиты окружающей среды и т.д. По нашему мнению, перспективы использования национальных валют в наибольшей степени зависят от уровня торгово-экономического сотрудничества, т.е. от условий экономического сотрудничества сторон и политической воли. В этой связи важную роль играют развитие механизма частно-государственного партнерства, создание совместных предприятий с участием субъектов хозяйствования государств — членов БРИКС. Расширение торговых связей благодаря государственной поддержке промышленных и торговых центров может способствовать осуществлению инвестиционных проектов, активизации деятельности малых и средних предприятий, совместных производств. Основой взаимодействия государств — членов БРИКС служат их правовая база и достигнутая в 2007 г. договоренность между центральными банками стран-партнеров о расширении использования национальных валют, в том числе в сфере услуг. В настоящее время функционирует инфраструктура центральных банков государств-членов,
фондовых рынков, банков развития. Важно отметить положительную динамику взаимодействия Нового банка развития БРИКС (New Development Bank BRICS) — международной финансовой организации, созданной в 2014-2015 гг., — с участниками торгово-экономических отношений.
С 2024 года в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) вступили еще пять стран — Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), официально приняв приглашения.
Рисунок 1. Страны входящие в состав БРИКС.
В настоящее время на долю пяти стран БРИКС приходится 31,5% мирового ВВП и более 40% глобального населения.
Рисунок 2. Страны участницы на 2023 год.
Крупнейшая по размеру экономики страна, которая присоединяется к БРИКС, — это Саудовская Аравия. Ее долларовый ВВП в текущих ценах по итогам 2022 года оценивается МВФ в $1,1 трлн — ровно половина от аналогичного показателя для России. По численности населения лидер среди вступающих в блок стран — Эфиопия. Ее население по итогам 2022 года оценено Всемирным банком в 123 млн человек. Но ВВП Эфиопии на душу населения — самый маленький среди присоединяющихся стран: лишь чуть более $1 тыс. — в 30 раз меньше, чем у Саудовской Аравии, и в 52 раза меньше, чем у ОАЭ.
Экспортный гигант среди шести стран — Эмираты. Товарный экспорт ОАЭ в 2022 году составил почти $600 млрд (это больше, чем у России за тот же год). 84% эмиратского экспорта пришлось на нефть и газ. Тем не менее Минэкономики ОАЭ отметило определенные успехи в диверсификации национального экспорта, подчеркнув, что ненефтегазовый экспорт (это золото, алюминий, железо, ювелирные украшения и т.д.) в 2022 году установил рекорд, составив около $99 млрд, или 16,4% совокупного экспорта.
Национальные экономики БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) выделяются более высокими темпами роста по сравнению с остальными странами, что дает возможность предполагать дальнейшее усиление экономической и политической мощи объединения. На страны БРИКС приходится больше 40% населения мира, 30% поверхности земли. Доля участия стран БРИКС в формировании мирового ВВП за период 2013-2022 гг. находится в пределах от 15,9% по 23,7%, в стоимостном выражении это составляет в среднем 15793 млрд долл. США. На протяжении рассматриваемого периода доля стран БРИКС в мировом ВВП стабильно увеличивалась до 2018 г. (в 2013 г. доля составила 15,9%, в 2018 г. - 21,9%) (рис. 1). С 2019 г. наблюдается сокращение объемов ВВП стран БРИКС и мира в стоимостном выражении. Данная динамика связана с падением мировых цен на нефть в 2018 г. и оттоком иностранного капитала из крупнейшей экономики стран БРИКС - Китая.
За анализируемый период ВВП стран БРИКС увеличился в 2 раза и составил 20284,7 млрд долл. США, а мировой ВВП на 41,6% (85693,3 млрд долл. США). Увеличение доли стран БРИКС в мировом ВВП обеспечил высокий темп роста ВВП, полученный в Китае (более 65% совокупного экономического потенциала БРИКС). Пик роста доли участия стран БРИКС в формировании мирового ВВП приходится на период 2022 г. - 23,7%. В общем объеме ВВП БРИКС доля Бразилии составляет 9,2%, России - 8,1%, Индии -13,6%, ЮАР - 1,82%. Китай занимает 2 место по ВВП в текущих ценах в мире, и первое среди стран БРИКС, на протяжении всего рассматриваемого периода. Динамика роста ВВП в Китае положительная (в 2022 г. объем ВВП - 13605,3 млрд долл. США, что практически на 29,8% больше, чем в 2018 г.
Вторую позицию среди стран БРИКС по объемам ВВП (2745,3 млрд долл. США) в 2022 г. занимает Индия (7 позиция в мире, на 3 позиции выше 2022 г. с 10-м местом в рейтинге).
На третьей позиции находится Бразилия, сократив значение показателя в 2022 г. на 23,9 %, по сравнению с 2014 г. (9 место в мире в 2022 г., 7 место в 2018 г.).
В России объем ВВП в 2022 г. составил 1629,2 млрд долл. США, что на 21,1 % меньше, чем в 2018 г. (11 место в мире в 2018 г. и 9-е - в 2014 г.). Данная динамика - следствие геополитических проблем, снижением цен на нефть и торговым эмбарго. Благодаря проведению активной государственной поддержки, уже в 2018 г. наблюдается положительный темп прироста.
В ЮАР объем ВВП в 2022 г. составил 368 млрд долл. США (занимает 34 место в рейтинге стран в 2018 и 2022 гг.). «В Южной Африке существенно снизились темпы производства электроэнергии, что вызвано низким уровнем инвестирования в энергетический сектор страны. Недостаточное электроснабжение ограничивает активность в производственном секторе, соответственно, замедляет общие темпы роста ВВП. Кроме того, предпосылками снижения темпов роста ВВП в Южной Африке служат политическая напряженность, низкое доверие со стороны бизнеса и низкий
курс национальной валюты». В 2022 г. наблюдается увеличение темпов роста до 24,4%, что в свою очередь связано с ростом делового доверия и привлечения инвестиций в страну.
Наибольшее значение за анализируемый период ВНД в Китае среди стран БРИКС (в 2022 г. - 13556,9 млрд долл. США). Объемы ВВП и ВНД в Китае практически совпадают, что указывает на то, что получаемые в стране доходы не вывозятся за ее пределы иностранными компаниями или гражданами. Следующей по величине экономикой объединения и седьмой экономикой мира является Индия.
В 2022 г. объем ВНД Индии составил 2751 млрд. долл. США, при этом ВВП и ВНД также совпадают. В Бразилии, России и ЮАР наблюдается сокращение объемов ВНД до 2020 г.
Положительная динамика увеличения ВНД отмечена в 2022 г., прирост составил 5-30% в каждой из стран. В целом, динамика объемов ВНД в странах БРИКС является положительной, прирост ВНД составляет более 20%. Но в разрезе стран ситуация противоположная. В Китае и Индии динамика ВНД положительная, в остальных странах БРИКС - нестабильная. При этом темпы роста в каждой стране БРИКС положительные, в 2022 г. составили более 120%, за исключением Бразилии (темп роста - 104,7%).
Обобщим и выделим основные показатели экономического развития стран БРИКС в таблице 2 (2018 г. и 2022 г.). В 2018 г. по сравнению с 2018 г. по показателю «количество населения» и «производительность труда» во всех странах БРИКС наблюдается положительная динамика. Приток ПИИ характеризуется отрицательной динамикой в Бразилии, России и ЮАР. Причинами такой динамики в России являются «непредсказуемость рынка, административные барьеры и внутренняя политическая ситуация в стране». В Бразилии на приток прямых иностранных инвестиций значительное влияние оказала сильнейшая рецессия в 2019-2020 гг.
В ЮАР сокращение притока ПИИ в страну обусловлено напряженной политической ситуацией в стране и высоким уровнем преступности, что
отталкивает инвесторов Китай и Индия по притоку ПИИ имеют положительную динамику. Объемы притока ПИИ больше оттока на протяжении анализируемого периода сохраняется в Бразилии, Индии и Китае.
В России и ЮАР объемы притока ПИИ меньше оттока, но в 2022 г. в ЮАР наблюдается сокращение оттока ПИИ и, следовательно, приток прямых иностранных инвестиций превышает отток. Динамично развиваются экономики следующих стран: Индия, Китай и ЮАР.
В Китае все показатели имеют положительную динамику. Уровень инфляции незначительно увеличился.
В Индии практически все показатели имеют устойчивую положительную тенденцию, отрицательная динамика по уровню безработицы.
В ЮАР отрицательная динамика по ВВП на душу населения, уровню безработицы, притоку ПИИ. По остальным показателям в ЮАР динамика положительная. Нестабильная динамика по экономическим показателям в России и Бразилии.
В России положительная тенденция к увеличению численности населения и производительности труда. Значение показателей «уровень безработицы» и «инфляция» сократилось по отношению к 2018 г., что является положительным фактором для экономического развития России.
В Бразилии положительная динамика по показателям «количество населения», «производительность труда», «уровень инфляции» (в 2022 г. сократился до 3,7%).
Все остальные показатели в 2022 г. уступают 2018 г., нестабильная динамика обусловлена внутренними проблемами экономики страны, нестабильной ситуацией на сырьевых рынках, от которых есть зависимость. В совокупности и динамике практически по всем приведенным показателям в разрезе стран БРИКС отмечена положительная динамика к росту. Отрицательные тенденции отмечены в динамике объемов притока и оттока прямых иностранных инвестиций. Практически во всех странах БРИКС низкий объем ВВП на душу населения за исследуемый период. Несмотря на это, вместе
они образуют больше половины мирового ВВП на душу населения. Особенно на фоне динамики роста экономических показателей среди стран БРИКС выделяется Китай и Россия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдокушин, Е.Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике: монография / Е.Ф. Авдокушин, М.В. Жариков. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2024. — 480 с;
2. Десять лет БРИКС. Что дальше? доклад / М.В. Ларионова, А.А. Игнатов, И.М. Попова [и др.]. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 98 с. - (Научные доклады: экономика). - ISBN 978-5-850006-188-3;
3. Модернизация и демократизация в странах БРИКС: сравнительный анализ / под ред. И.М. Бусыгиной, И.Ю. Окунева — Москва: Аспект Пресс, 2015. — 352 с. - ISBN 978-5-7567-0777-9;
4. Развитие стран БРИКС в глобальном пространстве: монография / под ред. Л.Н. Борисоглебской, В.М. Четверикова, Лю Цзюань, Ян Чэнюй. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 224 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1133;
5. Страны БРИКС: сотрудничество и партнерство в условиях многополярного мира: коллективная монография / Л.Н. Красавина, В.В. Перская, Н.С. Ревенко, В.Ф. Шаров, под ред. Л.Н. Красавиной и Н.С. Ревенко. -Таллин: EurAsian Scientific Editions Ltd, Москва: ИНФРА-М, 2019. - 285 с;
6. Хейфец, Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций [Электронный ресурс]: Монография / Б. А. Хейфец. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 224 с
Tesakova A.A.
St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)
ECONOMIC DYNAMICS COOPERATION WITHIN BRICS
Abstract: this article is devoted to studying the prospects for the development of economic cooperation in the BRICS association. The article examines new challenges and probable paths for the development of countries within the BRICS framework. The composition of BRICS in 2024 has increased after the accession of 5 new countries.
Keywords: BRICS, economic cooperation, GDP, Brazil, India, Russia, China, South
Africa.