Экономический и инвестиционный потенциал стран БРИ КС
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Студеникина Людмила Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического управления ТЭК факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected].
Драганюк Дарья Олеговна
аспирант рГу нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected].
Разработан и проведен анализ экономического сотрудничества стран БРИКС в области торговли и инвестициях. Выявлены особенности данной интеграционной группировки. Выделены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития. В работе подчеркнута актуальность и перспективы участия России и российских компаний в рамках БРИКС. Ключевые слова: БРИКС, экономическая политика, проблемы интеграции, инвестиционное сотрудничество, новая финансовая система
Понятие БРИКС возникло в ноябре 2001 г. в докладе инвестиционного банка «Goldman Sachs», иллюстрирующему прогноз состояния мировой экономики в середине XXI века. Автором термина является американский экономист Дж. О'Нил. Этим термином он озаглавил Китай, Россию, Бразилию и Индию, как группировку быстро-развивающихся стран с огромным потенциалом для инвестирования и развития.
БРИКС (BRICS) - группа из пяти динамичных развивающихся экономик современного мира: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. Странам принадлежат 26% территории земли, 43% населения, около 15% мирового ВВП (рисунок 1).
Каждая из стран объединения богата по следующим категориям: Россия - минеральные ресурсы, Бразилия - сельскохозяйственная продукция (производстве сахара, сои, железной руды, биотоплива, этилового спирта и электроэнергии из отходов сахарного тростника), Китай - мощная производственная база, Индия - дешевые интеллектуальные ресурсы, ЮАР - природные ресурсы. Деятельность БРИКС базируется на принятых на ежегодных саммитах планов работы. Форматы взаимодействия стран-участниц осуществляется на разных уровнях и в различных сферах. Штаб-квартира Нового Банка Развития - единственного института БРИКС находится в Шанхае.
Все страны БРИКС характеризуются перспективной развивающиеся экономикой с большими темпами роста ВВП (рисунок 2), экспортно-ориентированные стратегии стран предоставили высокие и устойчивые места в международной торговле и взаимо-доплнюлняющими структурами экономик.
Если обозначить социокультурные характеристики, то БРИКС охватывает страны с различными культурно-цивилизационными, религиозными, историческими и этническими особенностями. Таким образом, БРИКС представляет собой уникальная модель полицентрического мира [2]. Если рассмотреть географическое расположение, то страны БРИКС являются представителями фактически всех континентов, иллюстрируя интересы всего развивающегося мира. Помимо этого, они все находятся вне границ «золотого миллиарда», и развивают интеграционные процессы в местах, без влияния США. Еще одной геополитической особенностью является то, что каждая из стран БРИКС является лидером или центром в своем регионе. Бразилия - самая крупная и экономически-развитая страна в Южной Америке, ЮАР - на Африканском континенте, не считая несколько северных стран, Россия - в Евразии, Китай и Индия два азиатских локомотива, причем Китай в восточной Азии, а Индия - в южной. При том, что каждая из стран при этом является еще участником многих региональных интеграционных объединений в своих регионах, и там тоже являются донорами.
Если отдельно выделить структурно-функциональные особенности БРИКС, то необходимо подчеркнуть несколько моментов. Сама по себе группировка олицетворяет создание новой экономической системы взаимоотношений, базирующихся на равноправном доступе стран к рынкам сбыта и источникам финансирования, а также комбинировании механизмов рыночной экономики и государственного планирования. Данная цель связана с кризисом уже существующей системы, который состоит в сильном увеличении долларовой эмиссии, спекулировании финансового капитала, ущемляющего реальное производство. По мнению участников объединения, именно формирование поливалентной финансовой системы должно быть в основе экономических связей во всем мире. Принципом взаимодействия стран в группе является соблюдение и взаимоуважение суверенитетов и культурной идентичности стран. Формат принятия решений на данном этапе действий - диалог. Такой формат имеет как свои преимущества в виде свободы действий участниц, так и недостатки в связи с отсутствием институционального объединения. Главным звеном в определении значимости данного объединения является экономический потенциал и сила влияния данных стран.
В последних двух графиках за первичный, вторичный и третичный сектор берутся следующее:
■ Первичный: сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство;
Рисунок 1. Динамика ВВП стран БРИКС, млн. долл. США, 2000-2017 гг. Источник: [4].
—Бразилия —Россия —Индия —Китай —ЮАР
—Бразилия —Россия —Индия —Китай —ЮАР
Рисунок 2. Динамика роста ВВП стран БРИКС, в % к предыдущему году, 2000 год = 100, 2000-2017 гг. Источник: [8].
(%) 100,0
90.0 80.0 70,0 60.0 50.0 40.0 30.0 20.0 10 0 0.0
67.7
27 Л
шш
59.2
36.4
52.7
26.3
42.9
46.9
Ь|ш мм II и
России
Индии
Третичным Вюричный
Китай Исрнмчнмй
67.4
21.3
ЮАР
Рисунок 3. Доля ВВП по разныым секторам, 2006 г., в Источник: [11].
(%) 100.0 90.0 80.0
70.0 62.9
________71Я
60.0
50.0
40.0
30.0 ____
20.0 ________32.4
10.0 0.0
21.2
53.7
26.«
51.6
39.8
Бразилия
Россия
Т|№
I нчнын
Индия В I иричмым
Китай Перннчным
6К.6
21.1
ЮАР
Рисунок 4. Доля ВВП по разным секторам, 2017 г., в Источник: [11].
• Вторичный: горнодобывающая промышленность, производство электроэнергии, газа и воды, строительство;
• Третичный: другие отрасли народного хозяйства.
Как видно из всего вышеперечисленного, первичные данные каждой из стран разняться. При том, что, в общем, они являются крупными странами, самыми крупными в своих регионах, остальные показатели у них варьируют. Локомотивом всей группировки по всем показателям, исключая территорию является Китай. Особенно виден контраст на графике ВВП. Если в 2000г. ВВП всех стран фактически были на одном уровне, и именно тогда их объединили в группу перспективных быстроразвивающихся стран, то к 2016 картина резко поменялась. Если Бразилия, Россия и Индия фактически постоянно идут на равных, то темпы роста ЮАР еще в 2004 стал отставать от общей тенденции. Китай же увеличил свой ВВП за 16 лет в 6 раз, и на сегодняшний день является второй экономикой мира. Такая дифференциация в показателях имеет как свои положительные, так и свои отрицательные стороны. Положительной стороной является то, что есть сильный участник, способный влиять на внутригрупповые взаимодействия финансами, опытом и инвестированием в общие проекты. Минусом -слишком большая разница в экономическом развитии. Более слабые стороны не смогут внедрять общие решения в связи с отсталостью. По показателям индекса потребительских цен, наихудшая ситуация у России, потом у Индии с Бразилией, у Африки и у Китая. Так как этот индекс отражает изменение стоимости жизни в стране, фиксируя изменения покупательной силы национальной валюты, такие показатели у России можно отнести к влиянию экономических санкций, а также последствия кризиса рубля. Если рассмотреть последних два рисунка, можно заметить и изменения в структуре ВВП у каждой из стран (рисунок 3).
Причем у всех доля третичного сектора стала намного больше, а доля вторичного сектора у России (с 36.4% до 32.4%) и Китая (с 46.9% до 39.8%) значительно снизилась(рисунок 4), что говорит о реструктуризации экономик. Если рассматривать показатель бедности, то наиболее ущемленной в этом плане является ЮАР, потом Индия, Россия и Бразилия с Китаем. Причем у ЮАР этот показатель в 2,5 раза больше чем у Индии и в 5 раз больше чем у Китая с Бразилией. Все это говорит о сложной социальной и
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
экономической ситуации в ЮАР, и еще слабее показатели смотрятся на контрасте с лидером группы - Китаем. Как уже было сказано раньше, религии стран также различны, что отражается на неформальных институтах и традициях народов.
Таким образом, все вышесказанное демонстрирует, что БРИКС, как экономическое объединение, имеет ряд внутренних проблем, связанных с асимметрией и перекосом по экономическим показателям, где Китай ушел в отрыв, а ЮАР отстает, и очень сильно. И если на данный момент эти страны преследуют стратегически-глобальные цели как создание альтернативы МВФ и своего рода противодействие США, построение новой международной экономической системы, то если в будущем, интеграция будет углубляться, возникнут проблемы в связи с разницей по основным показателям.
Ситуация в сфере инвестиционного сотрудничества
Роль прямых иностранных инвестиций в экономической интеграции стран очень велика. Они являются источником финансирования капитала, а также инструментом передачи знаний, технологий, способствуют экономическому развитию в стране поступления капитала, создают новые рабочие места, новые методики рекламы и управленческие навыки, что способствует формированию конкурентного рынка. Помимо этого, являясь меж-странновым капиталообменом, ППИ стимулируют производительность экономик стран.
В 2017 г. 43% мировых ПИИ приходилось на долю развивающихся стран. Страны БРИКС, являющиеся довольно важным игроком в данной области, уделяют внимание развитию аграрных рынков менее развитых стран [10]. Страны БРИКС обладают обширными территориями и многомилионным населением, вследствие чего они обладают большим весом в мировой экономике. К факторам, оказывающим положительное влияние на инвестиционную привлекательность рассматриваемых стран и отразившимся на макроэкономических характеристиках, можно отнести динамичное экономическое развитие, которое гарантирует возврат инвестиций,полное и своевременное обслуживание внешнего долга. Начиная с 2000 г., доля БРИКС в мировом показателе накопленных ПИИ увеличивалась и к 2017 г. выросла в 1,75 раз, с 5,41% до 9,5% [6]. По уровню ПИИ большинство стран БРИКС в 2015 г. вошли в первую двадцатку мирового рейтинга
Рисунок 5. Динамика оттока ПИИ в странах БРИКС, млн. долл. США, 2007-2016 гг. Источник: [11].
140000 120 ООО 100000 SO ООО СО ООО 40000 20000 о
2008 2009 % Бразилия
2010 2011 2012 ^Kiuafi » ИНДИЙ —<
Рисунок 6. Динамика притока ПИИ в странах БРИКС, млн. долл. США, 2007-2016 гг. Источник: [11].
(Китай расположился на первом месте, Россия - на четвертом, Бразилия - на седьмом, Индия, с небольшим отставанием, на пятнадцатом, и только Южная Африка не вошла в двадцатку, заняв 33 место [7]).
График оттока ПИИ демонстрирует тенденцию стремительного роста из стран БРИКС (рисунок 5). Китайские инвесторы заметно нарастили активность в покупке зарубежных активов, динамика увеличения оттока ПИИ с 20 млрд. долл. США в 2007 году до 150 млрд. долл. США в 2017 году. До 2005 г. экспорт капитала из Индии был небольшим по сравнению с другими странами БРИКС, но после либерализации индийским правительством этой сферы экономики, локальные компании тут же принялись увеличивать экспорт капитала, за период 2007 - 2017 гг. отток ПИИ из Индии вырос на 47 млрд. долл. США. С начала нового тысячелетия бразильские компании стали активно укреплять свои позиции и присутствие на рынках других государств. Так, в 2017 году отток ПИИ из Бразилии составил 27 млрд. долл. США. Наименьшие показатели по данной группе у ЮАР в процессах вывоза ПИИ. С 90-х гг. в ЮАР поэтапно проводилась политика либерализации экспорта прямых инвестиций из страны. В 2004 г. было принято решение полного отказа от лимитирования экспорта
инвестиций. С этого момента ЮАР постепенно стала закрепляться в качестве лидера экспорта капитала на африканском континенте [1].
Увеличение оттока российских инвестиций составил 43 млрд. долл. США за период 2007-2017 гг., Основными получателями российских инвестиций являются развитые рынки Европы и США [3]. Однако, в последние время вырисовываются изменения в географии интересов российских ТНК, в связи с желанием увеличения рынка присутствия в быстрораз-вивающихся странах, в том числе и БРИКС.
Анализируя график притока ПИИ в страны БРИКС, становится видна привлекательность стран данного объединения для внешних инвесторов (рисунок 6). Прослеживается тенденция роста фактически у всех стран. Резкое падение у России в 2013 связано с антироссийскими санкциями и политическим кризисом на Украине.
Стабильный рост показателей у Китая связан с такими факторами, как: широкий внутренний рынок и дешевая рабочая сила; высокий уровню показателей социально-экономической и политической стабильности; эффективная и активная национальная инвестиционная политика; гармонизация и либерализация юридической базы в сфере создания
Рисунок 7. Динамика притока ПИИ в Китай, млн. долл. США, 2007-2016 гг. Источник: [11].
Рисунок 8. Динамика оттока ПИИ из Китая, млн. долл. США, 2007-2015 гг. Источник: [11].
благоприятного режима для иностранных компаний [9] (рисунок 7).
Если говорить об инвестициях стран в друг друга, то пока эти показатели, к сожалению, не очень высоки. Основными инвесторами в 2017г. в Бразилию стали такие страны как: Нидерланды, Люксембург, США, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Норвегия, а совокупный объем инвестиций стран БРИКС в Бразилию составил 2,83% от общего объема. В Китае, в 2017г основными инвесторами были: Гонконг, Виргинские острова, Сингапур, Южная Корея, Каймановы острова, США, Самоа, Тайвань, Германия, Мавритания, а общий объем инвестиций стран БРИКС составил 0,37%. В Индии, в 2016г основными инвесторами были: Маврикий, Сингапур, США, Великобритания, Нидерланды, Япония, Кипр, Германия, Франция, ОАЭ, общий объем инвестиций стран БРИКС составил 1%. Основными инвесторами в 2017г. в Россию стали такие страны как: Сингапур, Багамы, Бермуды, Франция, Швейцария, Австрия, Британские острова, Джерси, Великобритания, Швеция, общий объем инвестиций стран БРИКС составил 0,52%. В ЮАР, в 2017г основными инвесторами были: Великобритания, Нидерланды, США, Германия, Китай, Индия, Бразилия, Россия, где общий объем инвестиций стран БРИКС составил 3,2%. Таким образом, видно, что пока основными инвесторами в производство и эконо-
мику стран БРИКС являются развитые страны, а не сами участницы-объединения. С одной стороны, это хорошо, но с другой, если учесть, что БРИКС пытаются своего рода противопоставить развитым странам, вся их экономика завязана на «враждебном» капитале, и как с примером антироссийских санкций, по политическим обстоятельствам может сильно подпортить экономическую ситуацию внутри стран. Помимо этого, увеличение капитал оборота внутри объединения способствует скорейшей экономической интеграции.
Как один из лидеров по ПИИ, Китай играет наиболее важную роль на инвестиционных рынках стран БРИКС по отношению к другим странам-участницам (рисунок 8). Так, в Индии, в основном, Китай инвестирует в энергетический сектор, металлургию и горный промысел, телекоммуникацию и медицину. Помимо этого, компания XSL является ярким примером удавшегося совместного проекта по производству железных окатышей под коллективным финансированием китайских и индийских предпринимателей. Такие компании как Sany, Tebian Electric Apparatus, Huawei Technologies, Alibaba, Tencent, Foxconn, Fosun Pharma являются крупнейшими инвесторами индийских компаний [5].
В Бразилии Китай в основном инвестирует в области энергетики, добыче полезных ископаемых, металлургии, агро-
промышленном комплексе, телекоммуникационную сферу, автомобилестроение, производственное оборудование, банковский сектор и инфраструктуру. В основном, это китайские компании такие, как: CNOOC и CNPC, State Grid Corporation of China, Wuhan Iron and Steel, East China Mineral Exploration and Development Bureau, JAC Motors и Beiqi Foton Motors Co, Sany Heavy, COFCO, Huawei, Lenovo, China Construction Bank [5].
Китай является и крупным инвестором в Россию, в основном, в области энергетики, разработки полезных ископаемых, телекоммуникаций, лесного хозяйства, строительства и банковской сфер. Основными компаниями являются Китайская инвестиционная корпорация, Государственная электросетевая корпорация Китая, PowerChina, Sinopec.
Основные сферы инвестиций Китая в ЮАР это: металлообрабатывающая промышленность, горный промысел, банковская сфера, автомобильная индустрия и недвижимость. В ЮАР инвестируют такие китайские компании, как: Jinchuan Group и China-Africa Development Fund, Hebei Iron & Steel Group, China Investment Corporation, Zijin Mining, Minmetals, Jinchuan Iron and Steel, East Asia Metals and Sino Steel [5].
Таким образом, как видно из всего вышесказанного, страны БРИКС являются весьма привлекательными для ПИИ. Однако, при том, что проявляется положительная тенденция к их росту, все источники инвестирования являются сторонними игроками, а не членами объединения. Политические конфликты сильно сказываются на притоке ПИИ стран, фактически всех, кроме Китая. Увеличение взаимных инвестиций происходит, однако весьма медленно, и их доля от общего объема весьма мала. Созданный в 2015 г. НБР способствует привлечению взаимных инвестиций, а также расширяет выбор для развивающихся стран в получении кредита и поспособствует укреплению потока капитала среди стран-участниц. Создание и работа Пула резервных валют поспособствует России в условиях закрытых западных рынков в получении заимствований, обеспечит странам большую независимость от текущей международной финансовой ситуации и существующих проблем в международных финансовых институтах. Международная экономическая кооперация предоставляет определённые возможности, которые страны БРИКС могут использовать, чтобы добиться всеобъемлющего и
О À
BS
I
2 e
n
устойчивого роста. В частности, следует углубить торговые и экономические отношения как внутри объединения, так и за его пределами. Укрепление и наращивание инвестиционных и торговых связей способно привести к улучшениям сразу по нескольким направлениям:
■ создание синергии роста за счёт взаимодополняемости экономик стран, вследствие чего укрепятся их позиции на мировой арене;
■ разрешение внутренних социально-экономических проблем стран;
■ повышение уровня доверия между правительствами, в результате чего появятся дополнительные возможности для сотрудничества.
Литература
1. Вергун А.Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах. // Экономика. - 2013. - № 2 (29). - С. 127-134.
2. Виноградов А.Н. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира. // Сравнительная политика. - 2014. - №1 (14). - С. 47-52.
3. Назарова В.В. Роль прямых иностранных инвестиций в международных финансах. // Власть и экономика. - 2014. - № 11. - С. 42-57.
4. Официальный сайт Всемирного банка. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.CD (Дата обращения: 16.04.2018).
5. Пильщиков Ю. С. Инвестиционные отношения стран БРИКС: состояние и перспективы. // Региональная экономика
и управление: электронный научный журнал. - 2017. - №2 (50).
6. Раджабова С.Ш. Инвестиционное сотрудничество стран БРИКС. URL: https:/ /www.scienceforum.ru/2017/2244/28361 (Дата обращения: 12.04.2018).
7. Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций. URL: http://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (Дата обращения: 12.04.2018).
8. Страны БРИКС: классификация регионов. // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. - июль 2018. - № 34. URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/17357.pdf (Дата обращения: 16.04.2018).
9. Фролова Т.В. Тенденции инвестиционной деятельности стран БРИКС // Научный альманах. - 2016. - № 5-1(19). - С. 331. •
10. Цогоева М.И., Цоков З.Б. Инвестиционный сектор стран БРИКС: тенденции развития и роль на рынке внешних прямых иностранных инвестиций // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 505509.
11. BRICS Joint Statistical Publication 2017. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017JSP-2017.pdf (Дата обращения: 16.04.2018).
Economic and investment potential of the BRICS
countries Studenikina L.A., Draganyuk D.O. Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M.Gubkin The analysis of economic cooperation between the BRICS countries has focused on different aspects on the integration group, such as trade, and investment. The main problems
and prospects for further development are highlighted. The article emphasizes the importance and prospects for the participation of Russia and Russian companies in the framework of the BRICS. Keywords: BRICS, economic policy, integration problems, institutional analysis, investment cooperation, new financial system References
1. Vergun A.N. BRICS countries in international
investment processes. // Economy. - 2013. -№ 2 (29). - p. 127-134.
2. Vinogradov A.N. The dialogue format of the
BRICS and its role in the formation of a multipolar world. // Comparative policy. - 2014. - №1 (14). - pp. 47-52.
3. Nazarova V.V. The role of foreign direct
investment in international finance. // Power and Economy. - 2014. - № 11. - p. 42-57.
4. The official site of the World Bank. URL: https:/
/data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD (Appeal Date: 04/16/2018).
5. Pilshchikov Yu.S. Investment relations of the
BRICS countries: state and prospects. // Regional Economics and Management: electronic scientific journal. - 2017. - №2 (50).
6. Radjabova S.Sh. Investment cooperation of the
BRICS countries. URL: https:// www.scienceforum.ru/2017/2244/28361 (Revised: 04.04.2018).
7. Rating of countries in the world in terms of
foreign direct investment. URL: http:// gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (appeal date: 04/12/ 2018).
8. BRICS countries: regional classification. // Bulletin
on current trends in the global economy. -July 2018. - No. 34. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/17357.pdf (Revised: 04/16/ 2018).
9. Frolova T.V. Tendencies of investment activity of
the BRICS countries // Scientific almanac. -
2016. - № 5-1 (19). - P. 331. •
10. Tsogoeva M.I., Tsokov Z.B. The investment sector of the BRICS countries: development trends and the role of foreign direct foreign investments in the market // Young Scholar. -2015. - №22. - p. 505-509.
11. BRICS Joint Statistical Publication 2017. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/JSP-
2017.pdf (Circulation date: 16.04.2018).