Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы сертификации продукции в лесной промышленности'

Проблемы и перспективы сертификации продукции в лесной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазурова Е. Н., Маскалева Т. А., Волкова Ю. А.

Problems of forest certification are studied. Problems and prospects of product certification in forest industry are expounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы сертификации продукции в лесной промышленности»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Мазурова Е.Н., Маскалева Т.А. Волкова Ю.А.

(ЛфСибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

Problems offorest certification are studied. Problems and prospects ofproduct certification in forest industry are expounded.

Идея сертификации лесопользования в последнее десятилетие интенсивно продвигается гражданским обществом. Это стало следствием неудачных попыток правительств и неправительственных организаций усовершенствовать методы управления лесным хозяйством или приняться за эффективное решение проблемы обезлесения, а также отсутствием контроля за источниками сырья со стороны лесной промышленности.

Сертификация лесов - это диктуемый рынком механизм, основанный на добровольном участии, который дает потребителю возможность распознать продукцию лесной промышленности, произведенную при соблюдении высоких стандартов охраны окружающей среды. Опираясь, скорее на качество лесопользования, чем на качество произведенной продукции, этот инструмент способствует дальнейшему развитию уже сложившейся тенденции определять нормы выработки и стандарты технологического процесса с точки зрения, как социальных критериев, так и показателей состояния окружающей среды.

Актуальность предложенной темы состоит в том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции, которое невозможно без сертификации продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В настоящее время все новые и новые миллионы гектаров леса вовлекаются в процесс сертификации, хотя данная концепция все еще горячо обсуждается во многих государствах. Страны -производители и торговые объединения склоняются к тому, чтобы считать ее препятствующей росту производства, в то время как страны-потребители обращают внимание на потенциальную пользу этого механизма, в том числе и для охраны окружающей среды. Несмотря на то, что пока влияние сертификации незначительно отражается на местном уровне управления лесными ресурсами и структуре рынка, ее вклад в рационализацию лесопользования очевиден. Появление этого инструмента дало заинтересованным кругам возможность шире взглянуть на проблемы ведения лесного хозяйства.

Необходимость сертификации обусловлена тем, что бизнес становится все более «экологичным», многими странами ратифицировано Киотское соглашение, в соответствии с которым лес признан основным очистителем

воздуха, поэтому с каждым годом требования по эксплуатации лесов будут ужесточаться.

Кроме того, сертификация леса поможет бороться с незаконной вырубкой леса, так как не сертифицированное, то есть нелегальное сырье, будет сложнее сбыть. Пока же о размахе нелегальной вырубки лесов можно судить и по тому, что на некоторых рынках кубометр леса стоит дешевле, чем его себестоимость.

Помимо всего этого существует еще ряд проблем. Одна из них выражается в том, что у «лесного» международного сообщества существует не один, а несколько типов сертификации, и между ними идет активное противоборство. В связи встает еще одна проблема - подготовка профессиональных кадров.

Все эти проблемы необходимо решать, так как в настоящее время сертификация занимает важное место.

На сегодняшний день по площади сертифицированных лесов Россия входит в тройку стран-лидеров. Наша страна уступает лишь Канаде и Швеции.

Столь высокие темпы лесной сертификации во многом обусловлены заинтересованностью крупных лесопромышленных компаний в продвижении своей продукции на экологически чувствительные рынки Европы. И сегодня восемь из десяти крупнейших лесопромышленных компаний страны, производящие свыше трети всей продукции лесного комплекса, сертифицировали систему лесоуправления или находятся в процессе сертификации. Безусловным лидером здесь является корпорация «Илим Палп», на долю которой приходится свыше 40% всех сертифицированных российских лесов. Кроме того, в котласской группе предприятий корпорации - ООО «ИлимСеверЛес» - в процессе сертификации находится еще свыше 1 млн га лесов.

Например, в Европе сегодня сертифицируется 20% производимой лесной продукции. По оценкам некоторых специалистов, через 5-10 лет весь мир будет потреблять только сертифицированную древесину. Это связано с тем, что многие нынешние покупатели на международных рынках заинтересованы в приобретении древесины, выработанной только с соблюдением экологических норм. Китай и Япония, на долю которых приходится значительная часть российской древесины, тоже включились в процесс добровольной лесной сертификации. И если Россия не присоединится к этому движению, то через несколько лет не сможет поставлять древесину на международный рынок.

Очевидно, Россия становится значимым глобальным игроком и начинает активно конкурировать на мировом рынке с другими лесными державами. В этом процессе Россия должна ориентироваться на применение самых высоких экологических и социальных стандартов сертификации, поскольку это позволит сохранить присутствие на мировом рынке древесины из медленно растущих бореальных лесов. Попытка конкуренции с дешевой древесиной из тропических плантаций (с годовым приростом до 100 куб. м/га в год), используя только ценовые факторы, неминуемо приведет к вытеснению российской продукции со всех рынков, что может привести к краху заготавливающей и перерабатывающей промышленности. В то же время лишь немногие из существующих в настоящее время тропических плантаций могут

быть сертифицированы по строгим международным правилам и конкурировать по этому показателю с аналогичной сертифицированной продукцией российских лесопромышленных компаний.

Сегодня можно говорить, что Лесной попечительский совет почти монополизировал рынок лесной сертификации в России, поскольку сейчас у нас развивается именно FSC-сертификация.

Как показывают исследования, именно FSC является наиболее востребованной на мировых рынках системой сертификации. В пределах территории деятельности экономической комиссии ООН по Европе оценочно 71% потребителей ориентируются на FSC и лишь 29% - на Панъевропейскую систему лесной сертификации (РЕБС).

Если рассматривать на внутреннем рынке спрос ББС-сертифицированной продукции, то можно отметить, что на российском рынке она не востребована.

По большому счету сегодня российским покупателям все равно, какую продукцию приобретать - отмеченную логотипом FSC или нет. Однако в перспективе именно наличие логотипа одной из общепризнанных систем сертификации должно стать конкурентным преимуществом производителя.

Пока же большинство россиян даже не знакомы с FSC-сертификацией. Поэтому целесообразно начать разъяснительно-рекламную кампанию, главной идеей которой должно стать мнение: «покупая FSC-продукцию - защищаешь леса России». Но до тех пор, пока на российских прилавках не появится продукция, маркированная логотипом FSC, проводить рекламные кампании бесполезно и бессмысленно. Поэтому сначала нужно обеспечить предложение сертифицированной продукции на внутреннем рынке и уже затем приступать к «раскрутке» бренда FSC.

Распространение добровольной лесной сертификации в лесном комплексе РФ напрямую влияет на сокращение объемов незаконного деревооборота. Для борьбы за прозрачность и экологическую ответственность на рынках лесной продукции необходима консолидация усилий всех заинтересованных структур.

Рынок сертифицированной продукции также страдает от нелегальной заготовки древесины: появилась проблема «контрафактных сертификатов», когда выявляются случаи несоответствия объема сертифицированной продукции, производимой согласно сертификату, с объемами продукции, выводимой на рынок. Здесь можно провести аналогию с лесорубочным билетом, с которым нередко недобросовестные лесопользователи несколько раз заготавливают древесину. Один из эффективных способов контроля -сравнение данных сертификатов лесоуправления с данными по объему и структуре, контролируемыми через цепочку поставок.

Таким образом, сертификация лесной продукции становится все более важным маркетинговым инструментом. Особенно для компаний, ориентированных на западный рынок, - а таких, в силу специфики отрасли, большинство. Необходимость проведения сертификации продукции и услуг обусловлена тем, что рынок необходимым условием конкурентоспособности продукции выдвигает ее качество, и как следствие ее сертификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.