9.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ВХОЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ»
Пенкина Валентина Александровна, аспирант кафедры национальной безопасности
Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Аннотация: В данной статье исследованы подходы к реализации интеграционной стратегии муниципальных образований России по вхождению в глобальное информационное пространство на основе использования технологии «Электронный муниципалитет». На основе актуальных сведений открытых источников проанализированы проблемы, основные подходы, имеющиеся результаты и перспективы построения единого электронного пространства муниципалитета.
Ключевые слова: муниципальное образование, глобальное информационное пространство, информационное общество, интеграционная стратегия.
THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE STRATEGY MUNICIPALITIES ENTERING RUSSIA INTO THE GLOBAL INFORMATION SPACE ON THE BASIS OF TECHNOLOGY «ELECTRONIC
MUNICIPALITY»
Penkina Valentina Alexandrovna, graduate student of National Security
Study place: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: In this article the approaches to the implementation of the integration strategy municipalities Russia to join the global information space through the use of technology, «Electronic municipality». On the basis of current information, open source analysis of problems, the main approaches available results and the prospects of building a unified electronic environment of the municipality.
Keywords: municipality, the global information space, information society, integration strategy.
В современных условиях создание информационного общества является одним из приоритетов инновационного и социально-экономического развития Российской Федерации. Революционные изменения в передаче информации в глобальном масштабе и развитие современных информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению образа жизни людей, подходов к получению образования и организации трудовой деятельности, а также взаимодействию между гражданским обществом и государственными органами.
Сегодня в России поставлен ряд амбициозных задач, которые должны быть решены к 2020 году:
- Российская Федерация должна войти число 20 ведущих стран мира в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу (в 2011 году Россия была в числе 70 ведущих стран мира);
- в число 10 ведущих стран мира по индексу развития информационных технологий (в 2011 году Россия входила в число 50 ведущих стран мира);
- в число 20 ведущих стран мира по индексу развития электронного правительства (в 2011 году Россия входила в числе 60 ведущих стран мира) [1].
На сегодняшний день решение указанных задач решается на основе реализации различных государственных проектов, например, «Электронное правительство», позволяющего гражданам и юридическим лицам получать государственные услуги дистанционно
с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
В нынешней ситуации становиться необходимым, чтобы муниципальное образование могло иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного взаимодействия для наиболее эффективной реализации задач и решения вопросов управления территорией. Одним из важнейших факторов осуществления успешной модернизации муниципальных образований является их активное и ускоренное интегрирование в мировое глобальное информационное общество на основе следования современным постоянно развивающимся информационным стандартам.
Еще в начале 2000-х годов на уровне отдельных регионов в России начали говорить о возможности реализации проекта «Электронный муниципалитет», позволяющего перевести муниципальное управление на новое качество. При этом термин «электронный муниципалитет» подразумевал создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг [2].
На сегодняшний день рядом муниципальных образований - прежде всего, крупных - реализована интеграционная стратегия по вхождению в глобальное информационное пространство и осуществлены проекты создания электронного муниципалитета.
Социально-политические науки
4'2015
Например, «Электронный муниципалитет города Тюмени» [5] позволяет в дистанционном режиме на основе электронного документооборота получить различные муниципальные услуги, составить обращение в администрацию города Тюмени, получить доступ к электронному школьному дневнику ребенка, записаться на прием к врачу в местную поликлинику, осуществить поиск работы, устроить ребенка в спортивную секцию, подписаться на рассылку информации об отключениях воды, тепла, электричества в многоквартирных домах и получить разнообразную справочную информацию в различных областях деятельности муниципалитета. Важным выглядит то, что пользователь портала может оценить качество предоставляемых услуг и просмотреть ответы на свои обращения.
Однако, не смотря на значительные успехи в области перевода государственных услуг в электронное информационное пространство на федеральном и региональном уровнях, аналогичная задача реализации интеграционная стратегия по вхождению в глобальное информационное пространство на муниципальном уровне решается крайне сложно. Во многом это можно объяснить следующими причинами:
- перевод муниципальных услуг в электронную форму проводится за счет муниципального финансирования, которое ограниченно и не везде позволяет решать задачи реализации крупномасштабных проектов;
- подобные проекты имеют большую затратность и сложность привлечения дополнительного финансирования, в том числе за счет различных бюджетных источников (в отличии от реализации федеральных и региональных проектов);
- существуют нехватка собственных профессиональных кадров - специалистов, способных решить сложные задачи программного построения электронного муниципалитета и недостаточность собственных средств муниципалитетов для привлечения сторонних высококлассных и высокооплачиваемых специалистов.
В этой ситуации решением указанных проблем выступает создание специальных программных продуктов, позволяющих максимально быстро и с приемлемыми затратами построить электронное информационное пространство любого муниципального образования, независимо от его масштабов и территориальной удаленности от крупных региональных центров. Главными условиями реализации проекта в этом случае выступают только наличие широкополосного доступа в Интернет и уровень распространения информационно-коммуникационных устройств среди населения.
Необходимо отметить, что сегодня в России несколькими отечественными компаниями разработаны пакетные (коробчатые) программные продукты, позволяющие реализовать стратегию создания электронного муниципалитета.
Так, компанией ИВК - ведущим российским производителем компьютерной техники, системообразующего программного обеспечения и средств защиты информации в июле 2014 года было объявлено о завершении разработки отраслевого решения «ИВК Портал. Электронный муниципалитет», которое позволяет создать готовую защищенную инфраструктуру обмена, хранения и отображения информации для предоставления населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Данная разработка ИВК рассчитана на заказчиков уровня муниципального образования и предоставляет им полный набор современных ИТ-инструментов для информационной поддержки граждан, оказания им услуг и формирования целостной информационной среды для продуктивного взаимодействия граждан и органов местного само-
управления [3].
Корпорацией «ПАРУС» предложена своя версия «Электронного муниципалитета», обеспечивающая администрацию муниципального образования актуальной комплексной информацией для своевременного и качественного решения вопросов местного значения и предоставления муниципальных услуг [4].
Использование системы позволяет организовать работу всех подразделений органа местного самоуправления в едином информационном пространстве и значительно повысить их эффективность работы в рамках реализации основных полномочий, включая формирование и исполнение бюджета, администрирование местных налогов и сборов, управление муниципальным имуществом, муниципальный жилищный контроль. Система обеспечивает не только обмен данными в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, но и получение информации из федеральных источников, необходимой для повышения эффективности деятельности самих органов местного самоуправления.
На основе программы «Электронный муниципалитет» ООО «НПЦ «Космос-2» (г. Ростов-на-Дону) уже существуют решения, реализованные на базе конкретных муниципалитетов. Так, данный продукт используется на сегодняшний день в Администрациях и отдельных подразделениях муниципалитетов городов Ростова-на-Дону и Армавира, а также МФЦ г. Анапы и г. Ростова-на-Дону [1].
Данная программа представляет собой информационно-справочную систему для решения задач в органах государственной и муниципальной власти, оказывающих услуги населению и предназначена для повышения качества и доступности муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, и способствует упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления услуг; расширению возможностей самообслуживания, повышению технологической осведомленности и квалификации граждан и сокращению очередей.
Программа взаимодействует с большим количеством других автоматизированных систем и обеспечивает выполнение следующих функций:
- просмотр и администрирование информации;
- осуществляет запись на прием, заполнение и отправку бланков документов;
- ведет статистику посещений;
- создает опросы;
- создает карточки обращений;
- позволяет узнать состояние прохождения своего обращения, заявки и исполнения поручений.
В свою очередь ООО «Девелопмент груп» (с 2014 года - резидент Научно-технологического парка Новосибирского Академгородка) предлагает решать проблему построения электронного муниципалитета на основе использования «облачных технологий». Компанией реализуется проект «Е-сйу» для сотрудников муниципальных учреждений, специалистов местных органов самоуправления и жителей городов, призванный:
- решить вопросы автоматизации процесса управления муниципальным образованием;
- обеспечить прозрачность управления и реальность принятия решений,
- держать граждан в курсе происходящих событий и учитывать мнение общественности [6].
Е-сйу основан на технологиях SaaS (программное обеспечение как услуга) и представляет собой набор «облачных» сервисов, разработанных с учетом бизнес-процессов в муниципалитетах. Е-сйу позволяет:
- обеспечить гарантированную сохранность и защиту персональных данных пользователей;
- организовать простое решение задач предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организовать систему межведомственного электронного взаимодействия на уровне муниципального образования;
- не тратить силы и средства на приобретение дорогостоящих аппаратно-программных комплексов;
- создать привлекательные рабочие места для молодежи;
- повысить качество жизни для граждан муниципалитета.
На сегодняшний день в системе E-city функционируют порталы городов Омск, Куйбышев и Бийск [7].
Таким образом, в современных условиях понятие «электронный муниципалитет» предполагает создание на базе инфокоммуникационных технологий разнообразных социально ориентированных проектов, муниципальных социальных сетей, глубокое проникновение информационных технологий в социальную сферу. Фактически, речь идет о новых возможностях социальной интеграции муниципального сообщества.
Важность решения этой задачи определяется тем, что без электронизации муниципалитетов не может быть создано единого вертикально и горизонтально интегрированного информационного пространства региона и страны в целом. Участниками этого пространства станут граждане, власть, учреждения социальной сферы, образования и дошкольного воспитания, здравоохранения, ЖКХ, бизнес-структуры и др.
Именно электронизация муниципалитетов обеспечит новый уровень вовлеченности граждан в информационное общество, более того, в связанное с информационными технологиями производство новых форм общения, включая такие его формы, как отношения людей в процессе самоуправления и политическое общение. В системе местного самоуправления информационные технологии станут той базисной и инкрементной инновацией, которая позволит существенно расширить спектр форм и возможности непосредственного осуществления самоуправления населением.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.02.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2159.
2. Воротников А. Электронный муниципалитет - новое качество муниципального управления / А. Воротников // iBusiness. - 2002. - № 9-10.
3. ИВК создала типовое решение для органов местного самоуправления // PCWEEK [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/gover/news-company/detail.php?ID=164878.
4. Решение «ПАРУС - Электронный муниципалитет» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/solutions/gov/oms/umi.
5. Электронный муниципалитет города Тюмени [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uslugi.tyumen-city.ru.
6. DevelopmentOnTheEdge (DOTE) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dote.ru/o-kompanii_development_grup.
7. E-city [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-citycloud.ru.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Пенкиной В. А. по теме: «Проблемы и перспективы реализации стратегии вхождения муниципальных образований России в глобальное информационное пространство
на основе технологии «Электронный муниципалитет» Статья аспирантки кафедры национальной безопасности РАНХиГС В.А. Пенкиной посвящена теме, которая прямо и опосредованно связана с анализом теоретических и прикладных аспектов функционирования и развития информационного общества, и представляется в известной степени актуальной в плане надлежащего использования в деятельности штатных сотрудников российских муниципальных образований разнообразных информационных ресурсов на основе технологии «Электронный муниципалитет». На конкретных примерах действительности автор аргументирует позицию, что указанная технология не только позволяет должным образом формировать информационное пространство российского муниципального образования, независимо от его масштаба, территориально-географического положения, уровня социально-экономического развития, но и быть в курсе инноваций в соответствующей сфере общественных отношений, последовательно становиться необходимым элементом глобального информационного пространства. И с этим трудно не согласиться.
Между тем, акцентируя внимание на позитивных перспективах данного процесса, автор невольно упускает из виду то, что он (процесс) имеет и существенные проблемные моменты. Речь, в частности, идет об обеспечении информационной и даже национальной в целом безопасности России. Например, российскими чиновниками, в том числе муниципального уровня широко используются возможности целого ряда зарубежных информационно-телекоммуникационных сервисов, таких как Google, Yahoo, WhatsApp и пр., заявил в конце августа этого года Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев на выездном совещании во Владивостоке. Однако использование ими для решения служебных вопросов ресурсов, расположенных за рубежом, представляет серьезную угрозу национальной безопасности России. По его словам, в информационных системах российских органов публичной власти обнаружены программные средства иностранных технических разведок. Отсюда неудивительно, что сегодня специалисты фиксируют заметное увеличение числа хакерских атак на информационно-коммуникационные сети и информационные системы российских органов публичной власти. Полагаем, что автор знаком с указанной проблемой и, скорей всего, она (проблема) станет темой его будущих исследований.
Тем не менее, указанное замечание не влияет на высокую, положительную оценку качественно проведенного исследования В.А. Пенкиной. Статья написана на высоком теоретическом уровне. В ней представлено собственное видение автором ряда дискуссионных проблем обозначенной темы. Выводы автора в достаточной степени обоснованы, значимы для совершенствования информационно-коммуникационной деятельности отечественных муниципальных образований. В связи с этим рецензируемая статья может быть рекомендована к опубликованию в ведущих российских научных журналах по социально-политическим наукам.
Кандидат философских наук, доцент
С.В. Хмелевский