Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации политики справедливого энергетического перехода в ЮАР'

Проблемы и перспективы реализации политики справедливого энергетического перехода в ЮАР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / климатическая политика / зеленый переход / углеродная нейтральность / South Africa / climate policy / green transition / carbon neutrality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатов Александр Александрович

ЮАР является одной из ведущих экономик Африки и, одновременно, одним из ключевых мировых эмитентов парниковых газов. Являясь активным участником международных соглашений и форматов взаимодействия по вопросам климатической политики, ЮАР ставит амбициозную цель достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Климатическая политика актуальна для ЮАР в силу наличия системных уязвимостей национальной экономики перед лицом ожидаемых изменений. В рамках настоящей статьи анализируются проблемы и перспективы реализации ЮАР поставленной цели достижения «углеродной нейтральности», а также ресурсов, располагаемых руководством ЮАР, необходимых для решения поставленных задач. Автор приходит к выводу о недостаточности располагаемых ЮАР ресурсов для реализации заявленных приоритетов. ЮАР остается зависимой от загрязняющего атмосферу ископаемого энергетического сырья – угля, в изобилии встречающегося на территории страны. Климатическое финансирование, предоставляемое в рамках международных соглашений, не полностью покрывает оценочные потребности страны и в долгосрочной перспективе способно усугубить международное положение ЮАР вследствие роста внешнего долга. Руководство ЮАР принимает во внимание необходимость принятия мер в сфере климатической политики, однако это нельзя считать определяющим фактором долгосрочного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South Africa’s Just Energy Transition: Issues and Prospects

South Africa is the one of leading African economies and the one of the major global greenhouse gas emitters. Actively participating in international climate and energy frameworks, South Africa sets an ambitious goal of achieving net zero emissions by 2050. The climate agenda is a sphere of crucial importance for South Africa due to explicit systemic vulnerabilities of the national economy in the face of expected changes. This article analyzes problems and prospects in achieving South Africa’s climate policy goals, as well as the availability of resources necessary to achieve these goals. The analysis finds that South Africa does not possess the resources to achieve its climate goals. South Africa remains dependent on polluting fossil fuels, especially coal, due to enormous available natural deposits. Climate financing covers only a portion of necessary financial placing. In the long run, established international agreements may aggravate the country’s international debt problem. South Africa’s leaders recognize the necessity of climate-related policy measures, but such measures cannot be characterized as the main drivers of the country's development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации политики справедливого энергетического перехода в ЮАР»

Online First

Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 4. С. Научная статья УДК 330.342.22

doi:10.17323/1996-7845-2023 -04-05

Проблемы и перспективы реализации политики справедливого энергетического перехода в ЮАР1

А.А. Игнатов

Игнатов Александр Александрович - аспирант МГИМО, н.с. Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); Российская Федерация, 119034, Москва, Пречистенская наб., 11, оф. 403; ignatov-aa@ranepa.ru

Аннотация

ЮАР является одной из ведущих экономик Африки и, одновременно, одним из ключевых мировых эмитентов парниковых газов. Являясь активным участником международных соглашений и форматов взаимодействия по вопросам климатической политики, ЮАР ставит амбициозную цель достижения углеродной нейтральности к 2050 году Климатическая политика актуальна для ЮАР в силу наличия системных уязвимостей национальной экономики перед лицом ожидаемых изменений. В рамках настоящей статьи анализируются проблемы и перспективы реализации ЮАР поставленной цели достижения «углеродной нейтральности», а также ресурсов, располагаемых руководством ЮАР, необходимых для решения поставленных задач.

Автор приходит к выводу о недостаточности располагаемых ЮАР ресурсов для реализации заявленных приоритетов. ЮАР остается зависимой от загрязняющего атмосферу ископаемого энергетического сырья - угля, в изобилии встречающегося на территории страны. Климатическое финансирование, предоставляемое в рамках международных соглашений, не полностью покрывает оценочные потребности страны и в долгосрочной перспективе способно усугубить международное положение ЮАР вследствие роста внешнего долга. Руководство ЮАР принимает во внимание необходимость принятия мер в сфере климатической политики, однако это нельзя считать определяющим фактором долгосрочного развития страны.

Ключевые слова: ЮАР; климатическая политика; зеленый переход; углеродная нейтральность

Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

1 Статья поступила в редакцию 29.09.2023.

Для цитирования: Игнатов А.А. Проблемы и перспективы реализации политики справедливого энергетического перехода в ЮАР. 2023. Т. 18. № 4. С. (на русском и английском языках). doi:10.17323/1996- 7845-2023-04-05

Введение

ЮАР входит в число крупнейших и наиболее развитых экономик Африки с показателем ВВП 405 млрд долл. США (38-е место в мире; около 0.6% мирового ВВП) [World Bank, 2022], а также относится к «двадцатке» основных стран - мировых эмитентов парниковых газов. В 2022 году объем выбросов ЮАР газов-загрязнителей в атмосферу составил 411 млн. метрических тонн (около 0.99% мировых выбросов) [EC, 2023]. Этот показатель практически непрерывно возрастал с 2000 г. вплоть до пандемии коронавируса в 2020 - 2021 гг.; к 2017 г. показатель возрос на 17% по сравнению с базовым периодом (2000 г.) [Paul, 2021].

Руководство страны долгое время подвергалось критике за недостаточно активную политику в области климата. Администрация Президента Джейкоба Зумы (2009 - 2018) заявляла о своей поддержке «экстраординарных действий» в области климата [Gerber, 2017], а в 2011 году принимала в Дурбане 17-ю климатическую конференцию ООН [United Nations Climate Change, 2011]; при этом разработка и ввод в действие инструментов климатической политики постоянно сталкивались с противодействием бюрократии и откладывались на годы вперед [Climate Action Tracker, n.d.a]. Сменившая в 2018 г. прежний кабинет администрация Сирила Рамапосы практически сразу заявила о своей приверженности политике энергетического перехода, представив для публичного обсуждения проект Интегрированного плана использования ресурсов [Government of ZA, 2018a]. По меньшей мере 45% респондентов в ЮАР считают, что климатические изменения представляют серьезную угрозу для страны, что объясняет по меньшей мере формальное соответствие заявлений действий правящих политических сил глобальной климатической повестке [Stokes, Wike, Carle, 2015].

Представленная в 2015 г. [UNFCCC, 2022] первая версия ОНУВ была обновлена в 2021 г [Government of ZA, 2021b]. -ЮАР поставила цель достижения углеродной нейтральности к 2050 г. Для этого на этапе до 2030 г. планируется снижение объема выбросов до показателя в 398 - 510 МТ CO2e за период с 2021 по 2025 гг. и до 350-420 МТ CO2e в год в срок с 2026 по 2030 гг. По сравнению с первой версией определяемого на национальном уровне плана, верхняя граница целевого показателя объема выбросов на период до 2025 г. была снижена на 17%, до 2030 г. - на 32%. Существенно сократился спред между нижней и верхней границей целевого показателя уровня выбросов: на период до 2025 г. - с 216 МТ CO2e до 112 МТ CO2e и до 70 МТ CO2e к 2030 г. К 2030 г. ЮАР планирует достичь показателя финансирования климатических проектов в объеме не менее 8 млрд долл. США в год.

Помимо переговорных форматов ООН по вопросам климата, ЮАР также представляет свои интересы в рассматриваемой области в рамках BASIC (Бразилия, ЮАР, Китай, Индия) и Африканской группы.

В контексте заявляемой ЮАР приверженности достижению климатических целей и заявленного набора амбициозных целей, следует учитывать выраженную зависимость ЮАР от потребления угля в качестве энергетического сырья. Вкупе с экономическими трудностями и значительными оценочными объемами необходимых для осуществления

«зеленого» перехода финансовых вложений, оценка реальности достижения ЮАР поставленной цели представляет исследовательский интерес.

Целью настоящей статьи является оценка реализуемости поставленных руководством ЮАР целей в контексте энергетического перехода с учетом располагаемых страной финансовых и технологических возможностей. Статья также отвечает на вопросы о том, какую роль в достижении климатических целей ЮАР играют международные соглашения и партнерства, а также о том, насколько полностью система стратегических документов и нормативно-правовая база ЮАР соотносится с объективными трудностями, связанными с энергетическим переходом. В статье приведены результаты анализа состояния энергетического сектора ЮАР, достижений и перспектив развития водородного топлива, а также технологий захоронения углерода в ЮАР.

Вызовы для достижения целей климатической нейтральности и справедливого энергетического перехода в ЮАР

При сравнительно небольшом (в глобальном измерении) размере экономики, ЮАР в течение многих лет удерживает позицию в числе стран-основных эмитентов парниковых газов. Большой объем выбросов диоксида углерода в ЮАР объясняется зависимостью экономики страны от угля. ЮАР обладает 8-ми в мире запасами угля по объему разведанных месторождений - более 35,053 млн. тонн (2016 г.), а по объемам добычи и потребления данного типа сырья занимает 7-е место. По меньшей мере 80% вырабатываемой в стране энергии получены путем сжигания угля. За счет значительных запасов уголь остается наиболее доступным и дешевым энергетическим сырьем в стране. Кроме того, уголь является третьим по значимости экспортируемым товаром ЮАР, уступая только платине и золоту. Крупнейший в стране оператор угольных электростанций Escom предоставляет работу более 40 тыс. человек, обслуживающих объекты совокупной мощностью более 40 гигаватт. Серьезную проблему представляет физический износ и устаревание энергетических агрегатов, что приводит к массовым отключениям электричества - по количеству гигаватт часов отключения в 2022 г. случаи веерных отключений вышли на отметку более 10 тыс., что почти в 4 раза превышает показатель 2021 г. и почти в 100 раз -2018 г. [СшШш, 2023] К 2030 г. Escom планирует вывести из эксплуатации всего 12 гигаватт мощностей, работающих на угле; к 2050 г. планируются к выводу из эксплуатации примерно 87% энергетических мощностей, загрязняющих атмосферу.

Ключевым эмитентом парниковых газов в экономике ЮАР является энергетический сектор, на долю которого приходится порядка 55% выбросов. Промышленное производство и транспорт в совокупности производят около У совокупных выбросов, строительство и сельское хозяйство ответственны за 5% и 2% соответственно.

Источник: составлено автором, на основании [Climate Transparency, 2021]

Как уже упоминалось ранее, доминирующим типом сырья в энергетическом балансе ЮАР является добываемый на местных месторождениях уголь (80.1%). Вклад возобновляемых источников энергии, включая гидроэлектростанции, по итогам 2022 г. составляет около 13.7% (6.2 гигаватт мощности). Оставшиеся 6.3% распределяются между дизельным топливом (1.6%) и ядерной энергией (4.6%), получаемой на единственной в стране АЭС Куберг.

Согласно статистике, в 2022 г. впервые за долгое время доля солнечной энергии снизилась, а не выросла по сравнению с предшествующим периодом несмотря на ввод в эксплуатацию солнечных электростанций мощностью 75 мегаватт. По итогам 2022 г. добавленная мощность угольных электростанций составила 720 мегаватт, 419 мегаватт были добавлены в сегменте ветровой энергогенерации [Pierce, Le Roux, 2023].

Основные источники энергии в ЮАР, 2022 г.

Атомная

Дизель 2%

Уголь 80%

Источник: составлено автором, на основании [ITA, 2023]

Большой удельный вес угля и электростанций, работающих на сжигаемом топливе, объясняет тот факт, что при сравнительно небольшом размере экономики2 ЮАР входит в число стран-ключевых загрязнителей.

Промышленность ЮАР крайне уязвима перед лицом ожидаемых трансформаций энергетического сектора. Промышленное производство в стране характеризуется как энергоемкое, превышающее по данному показателю средний мировой уровень примерно на 40% (7 мегаджоулей против 5 мегаджоулей среднемирового показателя). Показатель ЮАР также является наибольшим среди всех членов «Группы двадцати» [Climate Transparency, 2022 ].

Климатические изменения уже оказывают влияние на местную экосистему и хозяйство. Прежде всего, это выражается в растущем количестве засух и перебоях с подачей воды в отдельных регионах. В будущем наблюдаемые изменения могут создать дополнительную нагрузку на систему здравоохранения, инфраструктуру и экстренные службы. В случае городских сообществ проблему представляет ожидаемый рост количества очень жарких дней -температура в такие дни может составить более 35 градусов Цельсия. В большинстве регионов страны в период с 2021 по 2050 гг. количество таких дней может увеличиться в диапазоне от 40 до 60 в год. К концу века среднее количество очень жарких дней может возрасти до 80 [Engelbrecht, 2019].

Особую опасность в случае ЮАР представляет воздействие климатических изменений на сельское хозяйство. Производство сельскохозяйственной продукции в значительной степени зависит от выпадения дождей поскольку в большинстве регионов страны отсутствуют постоянные поверхностные водоемы. Изменение климата влияет на географию выпадения дождей и их интенсивность, в результате чего в группу риска попадают уязвимые сообщества, проживающие в засушливых и полузасушливых регионах. По статистике только 14% территории страны могут быть отнесены к полноценно орошаемым, при этом только 1/5 из них обладает сельскохозяйственным потенциалом [Government of

2 В сравнении с другими странами-эмитентами парниковых газов

ZA, 2018d]. Значительная часть населения ЮАР (более 55% по оценке Всемирного банка [World Bank, 2020]) проживает за чертой бедности и, следовательно, обладает низким потенциалом адаптации к наблюдаемым и ожидаемым климатическим изменениям. Нередко в попытке предотвратить угрозу голода небольшие сельскохозяйственные сообщества, а также сообщества с низким уровнем доходов в ЮАР прибегают к экстенсивным методам ведения сельского хозяйства, подрывающим устойчивость местных экосистем и приводящим в краткосрочной перспективе к утрате плодородного слоя почвы.

Сельское хозяйство является источником выбросов метана (49%), вторым по значимости -свалки отходов (40%). В 2021 г. ЮАР не присоединилась к числу стран-подписантов Глобального обязательства по метану (Global Methane Pledge) на конференции в Глазго, которое заключается в ограничении к 2030 г. объема выбросов метана на 30% по сравнению с уровнем 2020 г. [GMI, n.d.]

Основные источники выбросов метана в ЮАР,

2019 г.

■ С/х ■ Отходы ■ Энергетика

Источник: составлено автором, на основании [Climate Transparency, 2021]

Существуют оценки, согласно которым климатические изменения могут иметь и позитивную сторону для сельского хозяйства ЮАР. Например, считается, то повышение средней температуры может привести к росту урожайности тропических сельскохозяйственных культур, к которым относится сахарный тростник - рост урожайности при снижении качества сырья, выраженного в количестве содержащейся сахарозы, может составить 11-14% [Jones et al. 2018]. В качестве меры противодействия снижению качества сырья в этом случае рассматривается применение сельскохозяйственных химикатов, вызывающих «второе созревание», что может потенциально привести к росту издержек местных фермеров, многие из которых и в текущей ситуации сталкиваются с трудностями, обусловленными недоступностью ирригационной инфраструктуры в ряде регионов.

Лесное хозяйство ЮАР сравнительно меньше уязвимо перед лицом климатических изменений. Согласно статистике Всемирного банка, в 2020 г. площадь, занятая лесами в ЮАР составила 14.1, что означает снижение на 0.9% по сравнению с 1990 г. (15%) [The World Bank, n.d.]. 59% потерь площади лесов в период с 2013 по 2022 гг. произошло в результате расширения площади плантаций.

Рынок коммерческой древесины в Южной Африке на 49% занят соснами и на 40% эвкалиптом; по текущим оценкам, климатические изменения не затронут производство

эвкалипта в течение нескольких предстоящих десятилетий. Существуют некоторые опасения относительно производства сосны в прибрежных провинции Восточный Кейп, провинции Мпумаланга и провинции Лимпопо, территория которых станет менее пригодной для выращивания этого типа древесины в течение ближайших 40 лет.

Наряду с сельским хозяйством, в контексте продовольственной безопасности выделяется оценочное воздействие климатических изменений на рыболовецкую отрасль экономики ЮАР. Вылов рыбы и потребление других морских биологических ресурсов имеет огромное значение для продовольственной устойчивости страны. К существенным рискам относится подъем уровня моря, изменение водосброса рек и рост частотности морских штормов. Считается, что изменение частотности выпадения дождей может негативно сказаться на нересте определенных ценных породах рыб и снизить продуктивность отрасли в целом [Augustyn et al. 2017].

С учетом всех вызовов объявленная в сентябре 2020 г. руководством страны цель достижения углеродной нейтральности к 2050 г. [Lo, 2020] представляется очень амбициозной. Однако в стране сформированы институциональные и нормативные основы для реализации соответствующей политики. Идет дискуссию о принятии Закона о климатической политике. Работают апробированные инструменты и есть потенциал для достижения поставленных целей.

Институциональные и нормативные основы климатической политики ЮАР

За последние 15-20 лет в ЮАР были разработаны и приняты множество общенациональных стратегий и отраслевых планов действий, связанных с реализацией климатических целей. В этом контексте уместно отметить регулярно обновляемые Планы действий в области промышленной политики [Government of ZA, 2018с]; Белую книгу Национальной политики по преодолению последствий изменения климата [Government of ZA, 2011a]; Национальную стратегию энергоэффективности [Government of ZA, 2016]; Стратегию развития «зеленого» транспорта до 2050 г. [Government of ZA, 2017a]; Интегрированный план использования ресурсов [Government of ZA, 2019a]. Развитие на условиях адаптации к изменениям климата фигурирует в числе долгосрочных приоритетов Плана национального развития до 2030 г. [Government of ZA, 2012].

Стратегия низкоуглеродного развития ЮАР до 2050 г. [Government of ZA, 2020b] представляет собой наиболее детализированный и масштабный обзор политики ЮАР по достижению углеродной нейтральности. Документ содержательно объединяет все упомянутые ранее отраслевые планы и национальные стратегии. Стратегия направлена на координацию действий в интересах сокращения к 2050 году уровня выбросов до диапазона 212-428 МтС02экв./год или в относительном выражении на 21-59% ниже уровня 2010 г. Для достижения цели снижения выбросов Стратегия предполагает широкое внедрение сертификатов энергоэффективности практически во всех секторах экономики, включая жилую и коммерческую недвижимость и транспорт; ввод около 30 тыс. МВт совокупной мощности возобновляемой и альтернативной энергетики (солнечные, гидро, ветряные и др. виды электростанций) в интересах замещения угля в качестве источника энергии; внедрение обязательной системы отчетности для всех предприятий, чья деятельность приводит к выбросам в объеме более 0.1 МТ CO2e в год или объем потребляемой электроэнергии соответствует данному минимуму и ряд других шагов.

В контексте поднятой исследовательской проблемы необходимо более подробно рассмотреть проект Закона об изменении климата, представленный для обсуждения в парламенте в начале 2022 г. [Parliament of ZA, 2022]

Закон направлен на «обеспечение разработки эффективных мер реагирования на изменение климата и в долгосрочной перспективе справедливого перехода к низкоуглеродной и устойчивой к климатическим изменениям экономике и обществу для Южной Африки в соответствии с Целями устойчивого развития, а также разрешения всех возникающих сопутствующих вопросов».

Согласно положениям законопроекта, при Президенте ЮАР должна быть сформирована специальная комиссия по вопросам изменения климата, устанавливаются специальные указания относительно действий на уровне провинций и муниципальных образований, вводятся штрафы за нарушение сроков представления отраслевой статистики.

На момент подготовки настоящей статьи законопроект находится на стадии рассмотрения Национальной Ассамблеей. В случае положительного решения законопроект поступит на утверждение представителями девяти провинций, а затем - на подпись Президенту. С учетом того, что законопроект был положительно принят в ходе публичного обсуждения на уровне провинций (53% участников слушаний поддержали законопроект, 9% выступили против, 38% не определились с позицией до момента предоставления дополнительных комментариев / внесения предложенных поправок) [Parliament of ZA, 2023], вполне вероятно, что законопроект будет принят и вступит в силу в 2024 - 2025 гг.

Действующие инструменты и потенциальные возможности реализации целей климатической политики ЮАР

В 2017 г. в ЮАР была введена в действие система отчетности выбросов парниковых газов. С принятием специального постановления [Government of ZA, 2017b] представители целевых отраслей стали обязаны предоставлять компетентным органам данные об объемах парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу в результате их экономической деятельности. К таким отраслям отнесены топливно-энергетический комплекс; металлургия и машиностроение; горнодобывающая промышленность; легкая промышленность (производство изделий из ткани и кожи); отдельные отрасли транспорта; химическая промышленность; производство электронных изделий; переработка отдельных категорий отходов. Соответствующие сведения предоставляются по итогам каждого календарного года в срок до 31 марта следующего за ним года.

Создание системы отчетности подготовило введение углеродного налога, закон о котором действует с 1 июня 2019 г. [Government of ZA, 2019b]

Закон создает правовую базу для сбора специальной выплаты для предприятий, чей объем выбросов парниковых газов превышает минимальное необлагаемое налогом значение.

Закон предполагает два этапа введения - первый: с 1 июня 2019 г. до 31 декабря 2022 г.; второй: с 2023 по 2030 гг. Предусмотрена система налоговых вычетов для компаний, планомерно сокращающих выбросы.

Для большинства категорий эмитентов установлен минимальный необлагаемый налогом уровень выбросов парниковых газов, эквивалентный объему, выбрасываемому в процессе выработки 10 МВт электричества. В отдельных случаях устанавливаются более конкретные показатели, привязанные к количеству выпускаемой продукции, например для производителей строительных материалов (кирпича) установлен минимальный

необлагаемый уровень в 4 млн произведенных единиц продукции. Примечательно, что все отрасли животноводства, включая разведение крупного рогатого скота, полностью освобождены от уплаты налога на выбросы парниковых газов; основную нагрузку несут предприятия, производящие топливную продукцию.

Изначально «стоимость» 1 тонны CO2e выбросов сверх установленного необлагаемого минимума была определена в 120 рэнд / т. (около 6.5 долл. США) Ставка налога увеличивается на 2% ежегодно до конца 2022 года; по итогам первого этапа введения налога (2019 - 2022 гг.) ставка налога составила 144 рэнд / т. (около 7.87 долл. США). При применении всех предлагаемых скидок эффективная ставка может быть снижена до 6 рэнд (0,33 долл. США). Ожидается, что к 2030 г. ставка налога (без применения всех возможных вычетов) составит порядка 462 рэнд / т. [Deloitte, 2023] (около 25,2 долл. США).

По итогам 2022 г. объем собранного налога составил 1.6 млрд рэнд [Ibid.] (около 83.5 млн долл. США); в 2021 г. - 1.3 млрд рэнд. [Steencamp, 2022] (около 68 млн долл. США). Ожидается, что объем налоговых поступлений от обложения выбросов парниковых газов существенно вырастет после 2026 г., когда большинство налоговых льгот постепенно начнут упразднять.

В качестве меры привлечения дополнительного климатического финансирования в 2012 г. ЮАР впервые выпустила в оборот «зеленые облигации». Объем бумаг в обороте составил порядка 1 млрд долл. США, после чего в период с 2014 по 2018 гг. их стоимость не превышала 100 млн. долл. США. «Всплеск» произошел в 2019 г., когда объем облигаций в обращении вырос практически до 800 млн. долл. США, после чего в 2020 - 2021 гг. снизился до 400 млн. долл. США [Boulle, 2021].

В случае ЮАР отмечается значительная диверсификация эмитентов «зеленых» облигаций. Заемщиками выступают как местные инвестиционные банковские учреждения, так и крупные города. Так, например, в 2018 г. Кейптаун выпустил в оборот бумаги стоимостью 1 млрд. рэнд (около 83 млн. долл. США) с целью финансирования проектов, направленных на решение проблемы недостаточного снабжения города водой [Environmental Finance, 2018; Global Infrastructure Hub, 2021].

Согласно имеющимся оценкам, основной проблемой развития рынка «зеленых» облигаций в ЮАР в контексте энергетического перехода является то, что ключевые эмитенты выбросов не применяют данный инструмент, что может рассматриваться как признак неготовности полноценно участвовать в реализации поставленных на национальном уровне климатических задач. Явление «зеленого камуфляжа» (greenwashing) вызывает у потенциальных инвесторов в «зеленые» облигации ЮАР обоснованные опасения -привлекаемое финансирование может в конечном итоге мало или совсем незначительно изменить общую ситуацию в стране, где возобновляемые и другие виды «зеленых» источников энергии по-прежнему серьезно проигрывают в конкуренции с углем.

Совсем недавно - в марте 2022 г. была представлена «зеленая» таксономия ЮАР, что открывает дорогу расширению финансирования в будущем [Government of ZA, 2022a].

Источник: составлено автором, на основании [Climate Bonds Initiative, 2021]

В 2011 г. была запущена Программа поддержки независимых поставщиков услуг возобновляемой энергетики в ЮАР (REI4P) [Government of ZA, 2011b]. По состоянию на 30 марта 2022 г., в рамках Программы Правительство ЮАР предоставило финансирование посредством государственных закупок на сумму 209,6 млрд рэнд (около 11,4 млрд долл. США), при этом общий объем выработанной электроэнергии из возобновляемых источников составил 74805 ГВт. Всего начиная с 2011 г. были поддержаны 92 проекта.

В рамках 5 раунда проведения конкурса (2022 - 2023 гг.) планируется, что выигравшие подрядчики обеспечат выработку не менее 2600 МВт электроэнергии из возобновляемых источников, при этом не менее 1600 МВт за счет ветряных электростанций и не менее 1000 МВт с использованием энергии солнца.

В рамках Программы компенсации выбросов двуокиси углерода в атмосферу [Government of ZA, 2022b] предприятия, деятельность которых связана с выбросами двуокиси углерода в атмосферу, могут получить налоговые льготы в случае, если те предоставят финансирование проектам, которые помогут ЮАР достичь заявленных целей климатической политики.

Представленные проект устанавливает требования, критерии выбора, оценки и утверждения национальных стандартов, которые будут применяться наравне с тремя основными международными стандартами сертификации сокращения выбросов углерода.3

3 Упоминаются Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism); Подтвержденный стандарт углерода (Verified Carbon Standard); а также Золотой стандарт (Gold Standard).

Проект позволит компаниям-эмитентам получать кредиты, которые могут быть использованы как для учета снижения выбросов самой компанией, так и проданы на специализированной торговой площадке. В целом представленная программа ориентируется на качественное развитие местного рынка углерода в соответствии с международными практиками.

Водород как источник энергии в ЮАР

В настоящее время водород как источник энергии мало представлен на рынке ЮАР и не фигурирует в аналитических работах, посвященных энергетическому балансу страны. Это явление следует рассматривать как следствие сложившегося доминирования угля в качестве доступного и дешевого источника энергии, вследствие чего без прямой государственной поддержки «зеленый» водород проигрывает в ценовой конкуренции.

Тем не менее, применение водорода в качестве источника топлива в случае ЮАР является перспективным решением. В одной из аналитических работ отмечается, что ЮАР обладает рядом важнейших преимуществ: 1) обширный опыт местных производителей синтетического жидкого топлива в практическом применении процесса Фишера-Тропша; 2) значительные собственные запасы необходимого минерального сырья, в частности платиновых руд, большая часть которых сейчас направляется на экспорт; 3) подходящая транспортная и производственная инфраструктура [Salma, Tsafos 2022].

Приоритеты страны в сфере развития водородной энергетики отражены в опубликованной в 2021 г. Дорожной карте для водородного общества ЮАР [Government of ZA, 2021a]. Опираясь на указанные выше преимущества, руководство ЮАР ставит целью развитие отрасли и укрепление собственной позиции на рынке «зеленого» водородного топлива. Планируется достичь объемов производства «зеленого» водорода в объеме 500 килотонн в год к 2030 г., что также позволит создавать от 20 до 30 тыс. новых рабочих мест ежегодно до 2040 г. По оценке National Business Initiative [2021] ЮАР может снизить стоимость «зеленого» водорода до 1.6 долл. США за килограмм к 2030 г., что существенно ниже стоимости «серого» водорода (grey hydrogen), получаемого в ЮАР из природного газа по цене приблизительно 300 рэнд (21.17 долл. США) за килограмм (февраль 2021 г.)4

Одним из ключевых элементов Дорожной карты является реализация инициативы «Платиновая долина» (Platinum Valley Initiative; PVI). Платина может существенно повысить эффективность водородного производства несмотря на высокую себестоимость -в долгосрочной перспективе стоимость получаемого водорода значительно снижается за счет повышения плотности тока в электролизере [Metallurgprom, 2020]. Руководство ЮАР рассматривает возможность увязки трех важных производственных и инфраструктурных узлов - шахт в провинции Лимпопо, промышленных объектов в Йоханнесбурге и порта в г. Дурбан в т.н. «водородный коридор», в рамках которого снабжение будет осуществляться грузовым транспортом, работающим на водородном топливе. Таким образом правительство намерено стимулировать рост спроса на водород.

Три других проекта в рамка Дорожной карты - проект COALCO2-X в провинции Мпумаланга, проект «зеленого» водородного кластера в провинции Северный Кейп, а также проект «Устойчивое авиационное топливо» должны способствовать росту производства «зеленого» водорода с использованием имеющихся мощностей. Так, проект COALCO2-X построен на получении водорода с использованием улавливаемых летучих газов,

4 Оценка компании Air Products South Africa .См. [Phillips, 2021]

выделяющихся при сжигании угля на тепловых электростанциях целевого региона, а проект водородного кластера в провинции Восточный Кейп предполагает создание производственных мощностей «с нуля» с опорой на логистические возможности порта Буги-Бэй (Boegoebaai). Проект «Устойчивое авиационное топливо» реализуется при поддержке компании Sasol и также предполагает создание новых производств для удовлетворения спроса на топливо со стороны местных авиаперевозчиков. В рамках этого проекта предполагается создание дополнительных мощностей для расширения экспортных поставок [Baker McKenzie, 2022].

Реализация заявленных инициатив требует значительных финансовых вливаний. В целом, согласно имеющейся оценке, ЮАР потребуется не менее 8.9 трлн рэнд (около 462 млрд долл. США) для финансирования всех необходимых климатических действий [Cassim et al., 2021]. Даже с учетом предпринятых шагов и предоставляемого финансирования, которые будут описаны далее, разрыв между оценочной потребностью и реальными располагаемыми ресурсами огромен.

К настоящему моменту Правительство ЮАР учредило специальный «зеленый» фонд с активами 800 млн рэнд (около 45 млн долл. США); было достигнуто соглашение между государственной Public Investment Corporation и Anglo American Platinum о привлечении 200 млн долл. США на развитие связанных с платиной проектов. В 2022 г. было заключено соглашение с Министерством экономического сотрудничества и развития Германии о выделении 12.5 млн евро на развитие технологий и производства «зеленого» водорода в ЮАР. Немецкий банк KfP от имени Правительства Германии заключил соглашение о предоставлении финансирования в размере 200 млн евро для целей развития производства водорода в ЮАР на условиях льготного финансирования [CSIR-Meridan Economics, 2021]. ЮАР может также получить дополнительное финансирование в рамках запущенной Великобританией программы UK-PACT, в рамках которой британское правительство намерено инвестировать 60 млн евро в развитие «зеленого» водорода. Определенные надежды связаны с перспективой роста спроса на «зеленый» водород, производимый в ЮАР, на зарубежных рынках, в частности в Японии [Patel, 2020].

Технологии улавливания и захоронения углерода - практика применения в ЮАР

Технологии улавливания и захоронения углерода (Carbon Capture and Storage; CCS) начали применяться в ЮАР сравнительно недавно и еще не получили широкого распространения несмотря на то, что проработка проектов в данной области началась еще в 2004 г., когда были предприняты первые шаги по оценке потенциала ЮАР для длительного хранения улавливаемого углерода. В 2009 г. руководство страны учредило специализированный Центр, занимающийся проблематикой применения в стране технологий улавливания и захоронения углерода. В 2010 г. был представлен Атлас геологических зон ЮАР, потенциально пригодных для целей CCS. В 2017 - 2020 гг. планировалось осуществить запуск пилотной CCS зоны мощностью до 100 тыс. тонн СО2 в год. В период после 2025 г. планировалось, что объем захоронения углерода в ЮАР плавно превысит отметку в 1 млн. тонн СО2 в год [Beck et al. 2013].

Первый CCS-полигон был заложен в 2021 г. близ города Леандра в провинции Мпумаланга на северо-западе страны. Данный регион характеризуется большой концентрацией угольных электростанций, включая крупнейшую в мире станцию, производящую жидкое топливо на основе угля, оператором которой является компания Sasol. Хранилище углерода расположено на глубине приблизительно 1 км; планируемый объем закачиваемого газа составит от 10 тыс. до 50 тыс. метрических тонн СО2 в год начиная с 2023 г. Имеющиеся

оценки говорят о совокупном потенциале хранилищ углерода на территории ЮАР в объеме до 150 гигатонн, представленных преимущественно оффшорными объектами [Roelf, 2021]. Строительство хранилища было профинансировано за счет гранта Всемирного банка на сумму 23 млн долл. США в соответствии с заключенным в 2018 г. соглашением [Government of ZA, 2018b].

Стремление ЮАР далее развивать CCS-технологии и инфраструктуру имеет двоякую трактовку. С одной стороны, это безусловно способствует достижению заявленных климатических целей и снижает количество попадающих в атмосферу опасных загрязнителей. С другой стороны, стратегия развития CCS в ЮАР может рассматриваться как инструмент, который местное руководство использует с целью замедления процесса отказа от угля как источника топлива, опираясь на изобилие доступного и дешевого сырья.

«Партнерство для справедливого энергетического перехода» (ЮАР, Франция, Германия, США, Великобритания, ЕС) (2021 /2023 — 2027)

2 ноября 2021 г. был запущен шестисторонний проект, призванный обеспечить поддержку финансирования программ энергетической трансформации ЮАР и декарбонизации одной из крупнейших экономик Африки. Первая стадия реализации совместного проекта предполагает привлечение 8.5 млрд долл. США в форме грантов, льготных кредитов (до 90% выделяемых сумм) и инвестиций. Предполагается привлечение средств частных инвесторов с задействованием инструментов распределения рисков. Реализация проекта должна привести к снижению выбросов на 1 - 1.5 гигатонны в течение следующих 20 лет. Основной задачей заявляется отказ ЮАР от использования угля в качестве источника энергии в соответствии с принципами устойчивости [EC, 2021].

На встрече стран-подписантов Парижского соглашения по климату в Шарм-эш-Шейхе (COP27) в ноябре 2022 г. был представлен План реализации многостороннего соглашения (JET-IP) [PCC, n.d.]. Согласно опубликованному Плану, объем привлекаемых средств должен был вырасти более чем в 10 раз и составить 98 млрд долл. США. Полученные средства будут направлены на реализацию запланированных мероприятий в области электроэнергетики, новых видов транспорта и внедрения решений на основе «зеленого» водорода [Kramer, 2022]. Срок реализации Партнерства составит 5 лет (2023 - 2027) [COP, 2021].

Для координации предпринимаемых шагов ЮАР учредила Рабочую группу по вопросам климатического финансирования при Президенте. Секретариат Партнерства планирует учредить еще пять рабочих групп: две кросс-секторальные рабочие группы (финансирование и общие вопросы реализации достигнутых соглашений), а также три специализированные рабочие группы (выработка энергии, «зеленый» водород, транспорт с низким уровнем выбросов) [Climate Action Tracker, n.d.b].

Несмотря на значительный объем средств, выделенных зарубежными партнерами, участие ЮАР в Партнерстве имеет и негативную сторону. Отказ от угля как основного источника энергии в данном контексте будет достигнут ценой существенного роста внешнего долга ЮАР в силу того, что выделяемые в рамках Партнерства средства предоставляются в формате займа, а не гранта на развитие, как это было, например, в соглашении между ЮАР и МБРР о финансировании первого в стране подземного хранилища улавливаемого углерода.

Наряду с этим, Президентская комиссия по климату на этапе обсуждения вопроса об участии страны в JET-IP также выявила множество проблем, связанных с имплементацией

положений соглашения на этапе общественного обсуждения. С обоснованной критикой выступили профессиональные объединения работников угледобывающей отрасли ЮАР, опасающиеся сокращения рабочих мест вследствие отказа от использования угля в качестве топлива и приватизации энергетической отрасли страны. Представители местных сообществ обратили внимание на недостаточное освещение в планах по имплементации соглашения о Партнерстве проблем развития человеческого потенциала, сохранения здоровья и преодоления энергетической бедности. Наконец, представители организаций гражданского общества высказали сомнения относительно необходимости приоритизации использования транспортных средств на новых видах топлива и «зеленого водорода» [PCC, 2023].

Ситуация с участием ЮАР в Партнерстве отражает ключевую проблему всего перечня заявленных приоритетов страны по достижению углеродной нейтральности - их реализация представляется невозможной или маловероятной без привлечения средств развитых государств, что ставит страну в зависимое и уязвимое положение. Понимание этого объясняет стремление руководства ЮАР сохранить часть собственного энергетического потенциала, завязанного на использовании местного угля. Отсюда и критика климатической политики ЮАР как «недостаточно амбициозной» и недостаточной для достижения углеродной нейтральности к 2050 году.5

Трансформация/изменение приоритетов или целей в контексте кризисов 2020-2023 гг.

На уровне целей государственной политики в области энергетического перехода в 2022 -2023 сколько-либо существенные изменения не были зафиксированы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенные послабления были приняты в рамках национального законодательства в отношении требований к объектам энергетической инфраструктуры, например в январе 2023 г. Правительство упростило требования в отношении степени локализации оборудования, необходимого для работы солнечных электростанций (30% по новым правилам против 100% ранее) [Naidoo, 2023]. Изменения связаны с участившимися случаями веерного отключения электроэнергии с целью предотвратить перегрузку инфраструктуры. Веерные отключения являются частью политики ключевого поставщика электроэнергии в стране - компании Escom, которая стремится снизить нагрузку на систему в целом. Текущий кризис в ЮАР напрямую не связан с ситуацией на мировом рынке энергетического сырья т.к. согласно экспертным оценкам [Proctor, 2023] подобные проблемы Escom испытывает с 2007 г. и волатильность цен на энергоносители в 2022 - 2023 гг. может рассматриваться только как усугубляющий, но не ключевой фактор.

Заключение

На современном этапе ЮАР испытывает серьезные трудности, связанные с реализацией стратегии «зеленого» энергетического перехода. Климатическая политика в случае ЮАР имеет критическое значение - ожидаемые изменения угрожают устойчивости сельского хозяйства и существованию небольших фермерских хозяйств, рыболовецкой отрасли, лесному хозяйству. При этом энергетический сектор страны достаточно сильно зависит от угля, используемого в качестве топлива и не в состоянии полностью отказаться от его потребления в обозримой перспективе. Планы выхода на «углеродный ноль» предполагают неполный отказ от угля в качестве источника топлива, а большинство объектов энергетической инфраструктуры, являющиеся ключевыми эмитентами парниковых газов,

5 См. например [Climate Transparency, 2022].

включая практически выработавшие свой эксплуатационный ресурс электростанции, будут продолжать работать еще длительное время6.

Предпринятые руководством ЮАР шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы «зеленой» энергетической политики, в частности введение налоговой ставки на выбросы и разработка собственной «зеленой» таксономии, опирающейся на международный опыт, идейно соответствуют поставленным целям энергетического перехода. Также в ЮАР обеспечена стратегическая основа для осуществления энергетического перехода, запущен пилотный проект в области захоронения углерода. Тем не менее, трудности, с которыми сталкивается страна, существенно превосходят располагаемые и аккумулируемые руководством ресурсы. Очевидно, что поставленные амбициозные цели, продиктованные, в том числе, влиянием зарубежных партнеров, не соответствуют реальным возможностям ЮАР.

Фундаментальной проблемой ЮАР является недостаток финансирования. При оценочной стоимости «зеленого» перехода для хозяйства страны более 400 млрд долл. США, выделяемые в рамках международных партнерств средства покрывают не более У этого объема, при этом эти средства предоставляются на условиях заимствования, усугубляя проблему международного долга и подрывая долгосрочную устойчивость экономики ЮАР. Внутренние ресурсы ЮАР, в том числе дополнительные налоги на основных эмитентов парниковых газов, обеспечивают недостаточный объем привлекаемых средств.

В совокупности эти факторы обуславливают ситуацию, в которой стратегия долгосрочного развития ЮАР учитывает, но не ставит «зеленый» переход во главу угла. Предпринимаемые и планируемые шаги в условиях недостатка финансирования имеют ограниченный характер и при наилучшем стечении обстоятельств способны только частично снизить объем выбросов и несколько «озеленить» экономику страны, что не равносильно полноценному энергетическому переходу. Выход из сложившейся ситуации возможен при условии кардинальной смены парадигмы участия развитых стран в финансировании энергетического перехода на условиях, не представляющих угрозу долгосрочным перспективам развития экономики страны-реципиента помощи.

6 Следует упомянуть, что на прошедшем в августе 2023 г. в Йоханнесбурге саммите БРИКС ЮАР и Китай пришли к соглашению, согласно которому Китай окажет помощь в продлении срока эксплуатации угольных электростанций под управлением Escom с целью решения проблемы веерных отключений электроэнергии. См. 2023].

Список источников (References)

Augustyn J., Cockcroft A., Kerwath S., Lamberth S., Githaiga-Mwicigi J., Pitcher G., Roberts M., vann den Lingen, C. Auerswald L. (2017) South Africa: Climate Change Impacts on Fisheries and Aquaculture: A Global Analysis (B. F. Phillips, M. Pérez-Ramírez (eds)). John Wiley & Sons Ltd. Available at: https://doi.org/10.1002/9781119154051.ch15

Baker McKenzie (2022) South Africa: Hydrogen Roadmap: A Crucial Step in the Energy Transition Journey. 8 June. Available at:

https://www.bakermckenzie.com/en/insight/publications/2022/06/south-africa-hydrogen-roadmap (accessed 28 September 2023).

Beck B., Surridge T., Hietkamp S. (2013) The South African Centre for Carbon Capture and Storage Delivering CCS in the Developing World. Energy Procedia, vol. 37, pp. 6502-07. Available at: https://doi.org/10.10167j.egypro.2013.06.580

Boulle B. (2021) Green Bonds in South Africa: How Green Bonds Can Support South Africa's Energy Transition. Climate Bonds Initiative. Available at: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbio_sa_energytrans_03d.pdf (accessed 28 September 2023).

Cassim A., Radmore J.-V., Dinham N., McCallum S., Falconer A., Meattle C. (2021) South African Climate Finance Landscape. Climate Policy Initiative, 28 January. Available at: https://www.climatepolicyinitiative.org/publication/south-african-climate-finance-landscape-2020/#:~:text=9%20trillion%20of%20financing%20needed,meeting%20social%20and%20envir onmental%20objectives (accessed 28 September 2023).

Civillini M. (2023) Rich Nations "Understanding" of South African Delay to Coal Plant Closures. Climate Home News, 22 May. Available at:

https://www.climatechangenews.com/2023/05/22/rich-nations-understanding-of-south-african-delay-to-coal-plant-closures/ (accessed 28 September 2023).

Climate Action Tracker (n.d.a) South Africa: Country Summary. Available at: https://climateactiontracker.org/countries/south-africa/ (accessed 28 September 2023).

Climate Action Tracker (n.d.b) South Africa: Policies & Action. Available at: https://climateactiontracker.org/countries/south-africa/policies-action/ (accessed 28 September 2023).

Climate Bonds Initiative (2021) Green Bonds in South Africa: How Green Bonds Can Support South Africa's Energy Transition Available at:

https://www.climatebonds.net/files/reports/cbio_sa_energytrans_03d.pdf (accessed 28 September 2023).

Climate Transparency (2021) South Africa Climate Transparency Report: Comparing G20 Climate Action Towards Net Zero. Available at: https://www.climate-transparency.org/wp-content/uploads/2021/10/CT2021SouthAfrica.pdf (accessed 28 September 2023).

Climate Transparency (2022) South Africa Climate Transparency Report: Comparing G20 Climate Action. Available at: https://www.climate-transparency.org/wp-content/uploads/2022/10/CT2022-South-Africa-Web.pdf (accessed 28 September 2023).

Council of Scientific and Industrial Research (CSIR)-Meridian Economics (2021) Request for Information (RFI): Project Opportunities for the Production, Consumption, Transport or Storage of Green Hydrogen and Derivatives in South Africa. Available at:

https://www.csir.co.za/sites/default/files/Documents/Green-hydrogen-RFI-2021.pdf (accessed 28 September 2023).

Deloitte (2023) South Africa's Carbon Tax: Changes and Implications for Taxpayers. 1 February. Available at: https://www.deloitte.com/za/en/services/tax/perspectives/south-africas-carbon-tax-changes-and-implications-for-taxpayers.html (accessed 28 September 2023).

Engelbrecht F. (2019) Detailed Projections of Future Climate Change Over South Africa. Workstream 2 Research Report, Green Book. Available at: https://pta-gis-2-web1.csir.co.za/portal/sharing/rest/content/items/718369b1f453455e8febdf4f25f68249/data (accessed 28 September 2023).

Environmental Finance (2018) Green Bond of the Year. Local Authority: City of Cape Town. Available at: https://www.environmental-finance.com/content/awards/green-bond-awards-2018/winners/green-bond-of-the-year-local-authority-city-of-cape-town.html (accessed 28 September 2023).

European Commission (EC) (2021) France, Germany, UK, US and EU Launch GroundBreaking International Just Energy Transition Partnership With South Africa. Press Release, 2 November. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/cs/ip_21_5768 (accessed 28 September 2023).

European Commission (EC) (2023) GHG Emissions of All World Countries: 2023 Report. Available at: https://edgar.jrc.ec.europa.eu/report_2023 (accessed 28 September 2023).

Gerber J. (2017) We Must Do Extraordinary Things. Zuma on Climate Change. News24, 2 November. Available at: https://www.news24.com/news24/Green/News/we-must-do-extraordinary-things-zuma-on-climate-change-20171102 (accessed 28 September 2023).

Global Infrastructure Hub (2021) Case Study: Cape Town Green Bond. Available at: https://www.gihub.org/innovative-funding-and-financing/case-studies/cape-town-green-bond/ (accessed 28 September 2023).

Global Methane Initiative (GMI) (n.d.) Global'naja iniciativa po metanu: obzor [Global Methane Initiative: Overview]. Available at: https://www.globalmethane.org/documents/GMI_Initiative-Factsheet_Russian.pdf (accessed 28 September 2023) (in Russian).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2011a) The National Climate Change Response: White Paper. Available at:

https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/nationalclimatechangeresponsewhit epaper0.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2011b) Independent Power Producer Procurement Programme. Available at: https://www.ipp-projects.co.za/Home/About /accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2012) National Development Plan 2030: Our Future—Make It Work. National Planning Commission. Available at: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/ndp-2030-our-future-make-it-workr.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2016) National Energy Efficiency Strategy. Department of Energy. Available at: https://climate-laws.org/documents/national-energy-efficiency-strategy_7f9e (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2017a) Draft Green Transport Strategy (20172050). Department of Transport. Available at: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201708/41064gon886.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2017b) National Environmental Management: Air Quality Act (No 39 of 2004). National Greenhouse Gas Emission Reporting Regulations. Department of Environmental Affairs. Available at: https://ghgreporting-public.environment.gov.za/GHGLanding/Docs/Greenhouse%20Gas%20Reporting%20Regulatio ns.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2018a) Draft Integrated Resource Plan 2018. Media Briefing, 27 August. Available at:

https://www.energy.gov.za/files/media/speeches/2018/MediaBriefing-Draft-Integrated-Resource-Plan2018-27August2018.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2018b) Carbon Capture and Storage Trust Fund Grant Agreement (The Development of Carbon Capture and Storage Project) Between Republic of South Africa and International Bank for Reconstruction and Development. CCS Trust Fund Grant No TF0A3137. Available at:

https://documents1.worldbank.org/curated/en/909241520954810192/pdf/0fficial-Documents-Grant-Agreement-for-CCS-Grant-TF0A3137-Closing-Package.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2018c) Industrial Policy Action Plan 2018/19. 2021/21. Available at: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201805/industrial-policy-action-plan.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2018d) South Africa's Third National Communication Under the United Nations Framework Convention on Climate Change. Department of Environmental Affairs. Available at:

https://unfccc.int/sites/default/files/resource/South%20African%20TNC%20Report%20%20to% 20the%20UNFCCC_31%20Aug.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2019a) Integrated Resource Plan (IRP2019). Available at: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201910/42778gon1359.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2019b) Carbon Tax Act 15 of 2019. Available at: https://www.gov.za/documents/carbon-tax-act-15-2019-english-afrikaans-23-may-2019-0000 (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2020a) Amendments to the National Greenhouse Gas Emission Reporting Regulations. Department of Environment, Forestry and Fisheries. Available at:

https://www.dffe.gov.za/sites/default/files/gazetted_notices/nemaqa_greenhousegasreporting_reg ulationsamendment_g43712rg11174gon994.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2020b) South Africa's Low Emission Development Strategy 2050. Available at:

https://unfccc.int/sites/default/files/resource/South%20Africa%27s%20Low%20Emission%20De velopment%20Strategy.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2021a) Hydrogen Society Roadmap for South Africa. Department of Science and Innovation. Available at: https://www.dst.gov.za/images/South_African_Hydrogen_Society_RoadmapV1.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2021b) First Nationally Determined Contribution Under the Paris Agreement. Available at:

https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022-

06/South%20Africa%20updated%20first%20NDC%20September%202021.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2022a) South African Green Finance Taxonomy 1st Edition. Department of National Treasury-International Finance Cooperation, World Bank Group. Available at:

https://www.treasury.gov.za/comm_media/press/2022/SA%20Green%20Finance%20Taxonomy %20-%201st%20Edition.pdf (accessed 28 September 2023).

Government of the Republic of South Africa (ZA) (2022b) South African Carbon Offsets Programme: Draft Framework for Approval of Domestic Standards for Public Comment. Department of Mineral Resources and Energy. Available at: https://www.energy.gov.za/files/esources/kyoto/2022/Draft-Framework-for-Approval-of-Domestic-Standards-for-Public-Comment.pdf (accessed 28 September 2023).

International Trade Administration (ITA) (2023) South Africa: Country Commercial Guide. Available at: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/south-africa-energy (accessed 28 September 2023).

Jones M. R., Singels A., Ruane A. C. (2015) Simulated Impacts of Climate Change on Water Use and Yield of Irrigated Sugarcane in South Africa. Agricultural Systems, vol. 139, pp. 260-70. Available at: https://doi.org/10.10167j.agsy.2015.07.007

Kramer K. (2022) Just Energy Transition Partnerships: An Opportunity to Leapfrog From Coal to Clean Energy. International Institute for Sustainable Development, 7 December. Available at: https://www.iisd.org/articles/insight/just-energy-transition-partnerships (accessed 28 September 2023).

Lo J. (2020) South Africa Aims to Reach Net Zero Emissions in 2050—While Still Burning Coal. Climate Home News, 16 September. Available at:

https://www.climatechangenews.com/2020/09/16/south-africa-aims-reach-net-zero-emissions-2050-still-burning-coal/ (accessed 28 September 2023).

Metallurgprom (2020) Platina jeksponencial'no povyshaet proizvoditel'nost' vodorodnogo jelektrolizera [Platinum Exponentially Increases the Performance of the Hydrogen Electrolyzer]. 16 July. Available at: https://metallurgprom.org/articles/digest/4742-platina-jeksponencialno-povyshaet-proizvoditelnost-vodorodnogo-jelektrolizera.html (accessed 28 September 2023) (in Russian).

Mukherjee P. (2023) South Africa, China Sign Power Deals During BRICS Summit. Reuters, 23 August. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/south-africa-china-sign-power-deals-during-brics-summit-2023-08-23/ (accessed 2 November 2023).

Naidoo P. (2023) South Africa Relaxes Local-Content Rules to Ease Power Crisis. Bloomberg, 21 January. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-01-21/south-africa-relaxes-local-content-rules-to-ease-power-crisis#xj4y7vzkg (accessed 28 September 2023).

National Business Initiative (NBI) (2021) Chapter 1: Decarbonising South Africa's Power System. Just Transition and Climate Pathways Study for South Africa. Available at: https://www.nbi.org.za/wp-content/uploads/2021/08/NBI-Transition-Chapter-Decarbonising-SA-power-11-Aug-2021.pdf (accessed 28 September 2023).

Parliament of the Republic of South Africa (ZA) (2022) Climate Change Bill. Available at: https://www.parliament.gov.za/bill/2300773#:~:text=To%20enable%20the%20development%20 of,provide%20for%20matters%20connected%20therewith (accessed 28 September 2023).

Parliament of the Republic of South Africa (ZA) (2023) Consolidated Public Hearings Report From Public Hearings on the Climate Change Bill (B9-2022) Held in the Nine Provinces of South Africa. Available at: https://static.pmg.org.za/230802_Consol_PH_Report_CC_Bill_-_presentation.pdf (accessed 28 September 2023).

Patel M. (2020) Green Hydrogen: Export Commodity in a New Global Marketplace. Trade & Industrial Policy Strategies. Available at:

https://www.tips.org.za/images/TIPS_Green_hydrogen_A_potential_export_commodity_in_a_ne w_global_marketplace.pdf (accessed 28 September 2023).

Paul M. (2021) South Africa: Greenhouse Gas Emissions up 10% in 17 Years. Down to Earth,

27 August. Available at: https://www.downtoearth.org.in/news/pollution/south-africa-greenhouse-gas-emissions-up-10-in-17-years-78681 (accessed 28 September 2023).

Phillips T. (2021) SA Hydrogen Energy Development Poised to Unlock Investment. Mail & Guardian, 9 September. Available at: https://mg.co.za/the-green-guardian/2021-09-09-sa-hydrogen-energy-development-poised-to-unlock-

investment/#:~:text=Air%20Products%20South%20Africa%20said,for%20South%20African%2 0hydrogen%20producers (accessed 28 September 2023).

Pierce W., Le Roux M. (2023) Statistics of Utility-Scale Power Generation in South Africa for 2022. Council of Scientific and Industrial Research (CSIR). Available at:

https://www.csir.co.za/sites/default/files/Documents/Statistics%20of%20power%20in%20SA%2 02022-CSIR-%5BFINAL%5D.pdf (accessed 28 September 2023).

Presidential Climate Commission (PCC) (n.d.) South Africa's Just Energy Transition Investment Plan (JET-IP). Available at: https://www.climatecommission.org.za/south-africas-jet-ip (accessed

28 September 2023).

Presidential Climate Commission (PCC) (2023) A Critical Appraisal of South Africa's Just Energy Transition Investment Plan: Recommendations From the Presidential Climate Commission. Available at: https://pccommissionflow.imgix.net/uploads/images/PCC-analysis-and-recommenations-on-the-JET-IP-May-2023.pdf (accessed 28 September 2023).

Proctor D. (2023) South Africa Energy Crisis at Critical Stage as Load-Shedding Continues. Power, 1 March. Available at: https://www.powermag.com/south-africa-energy-crisis-at-critical-stage-as-load-shedding-continues/ (accessed 28 September 2023).

Roelf W. (2021) South Africa Aims to Bring Pilot Carbon Capture Project Online in 2021. Reuters, 23 August. Available at: https://www.reuters.com/world/africa/south-africa-aims-bring-pilot-carbon-capture-project-online-2023-2021-08-23/ (accessed 28 September 2023).

Salma T., Tsafos N. (2022) South Africa's Hydrogen Strategy. Center for Strategic & International Studies, 4 April. Available at: https://www.csis.org/analysis/south-africas-hydrogen-strategy#:~:text=South%20Africa's%20hydrogen%20strategy%20reflects,exploit%20its%20criti cal%20mineral%20resources (accessed 28 September 2023).

Steencamp L.-A. (2022) South Africa's Carbon Tax Rate Goes Up but Emitters Get More Time to Clean Up. The Conversation, 25 February. Available at: https://theconversation.com/south-africas-carbon-tax-rate-goes-up-but-emitters-get-more-time-to-clean-up-177834 (accessed 28 September 2023).

Stokes B., Wike R., Carle J. (2015) Concern About Climate Change and Its Consequences. Pew Research Center Report, 5 November. Available at:

https://www.pewresearch.org/global/2015/11/05/1-concern-about-climate-change-and-its-consequences/ (accessed 28 September 2023).

United Nations Climate Change Conference (COP) (2011) Durban Climate Change Conference, 28 November. Available at: https://unfccc.int/conference/durban-climate-change-conference-november-2011 (accessed 28 September 2023).

United Nations Climate Change Conference (COP) (2021) 12-Month Update on Progress in Advancing the Just Energy Transition Partnership (JETP). Available at: https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20230311220959/https://ukcop26.org/12-month-update-on-progress-in-advancing-the-just-energy-transition-partnership-jetp/ (accessed 28 September 2023).

United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC) (2022) South Africa's Intended Nationally Determined Contribution (INDC). Available at:

https://unfccc.int/sites/default/files/NDC/2022-06/South%20Africa.pdf (accessed 28 September 2023).

World Bank (n.d.) Forest Area (% of Land Area)—South Africa. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/AG.LND.FRST.ZS?locations=ZA (accessed 28 September 2023).

World Bank (2020) Sub-Saharan Africa: South Africa. Poverty & Equity Brief. Available at: https://databankfiles.worldbank.org/public/ddpext_download/poverty/33EF03BB-9722-4AE2-ABC7-AA2972D68AFE/Global_POVEQ_ZAF.pdf (accessed 28 September 2023).

World Bank (2022) Gross Domestic Product. Available at: https://databankfiles.worldbank.org/public/ddpext_download/GDP.pdf (accessed 28 September 2023).

International Organisations Research Journal, 2023, vol. 18, no 4, pp. Original article

doi: 10.17323/1996-7845-2023-04-05

South Africa's Just Energy Transition: Issues and Prospects7

A. Ignatov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander Ignatov - PhD Student, MGIMO University; Researcher, Centre for International Institutions Research (CIIR), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; office 403, 11 Prechistenskaya Naberezhnaya, Moscow 119034, Russian Federation; ignatov-aa@ranepa.ru

Abstract

South Africa is the one of leading African economies and the one of the major global greenhouse gas emitters. Actively participating in international climate and energy frameworks, South Africa sets an ambitious goal of achieving net zero emissions by 2050. The climate agenda is a sphere of crucial importance for South Africa due to explicit systemic vulnerabilities of the national economy in the face of expected changes. This article analyzes problems and prospects in achieving South Africa's climate policy goals, as well as the availability of resources necessary to achieve these goals.

The analysis finds that South Africa does not possess the resources to achieve its climate goals. South Africa remains dependent on polluting fossil fuels, especially coal, due to enormous available natural deposits. Climate financing covers only a portion of necessary financial placing. In the long run, established international agreements may aggravate the country's international debt problem. South Africa's leaders recognize the necessity of climate-related policy measures, but such measures cannot be characterized as the main drivers of the country's development.

Key words: South Africa; climate policy; green transition; carbon neutrality

Acknowledgments: the article was written on the basis of the RANEPA state assignment research program.

This article was submitted 29.09.2023.

For citation: Ignatov A. (2023) South Africa's Just Energy Transition: Issues and Prospects. International Organisations Research Journal, vol. 18, no 4, pp. (in English). doi: 10.17323/1996-7845-2023-04-05

7 This article was submitted 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.