Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Северо-Запада России'

Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Северо-Запада России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЛОГИСТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалый В.А.

Статья посвящена проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта СевероЗападного федерального округа Российской Федерации в контексте увеличения его вклада в повышение эффективности экономической деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Северо-Запада России»

УДК 338.47

В.А.Чалый

Магистрант, институт экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта СевероЗападного федерального округа Российской Федерации в контексте увеличения его вклада в повышение эффективности экономической деятельности страны.

Ключевые слова

Железнодорожный транспорт, Северо-Западный федеральный округ, логистика,

экономическая эффективность.

Железная дорога является базовой компонентой транспортно-транзитного потенциала СевероЗападного федерального округа, обеспечивая значительные объемы зарубежных грузоперевозок на дальние расстояния, эффективную работу морских и речных портовых комплексов, а также крупных промышленных предприятий-экспортеров. Велико значение транспорта в международный связях СЗФО [см. подробнее 1]. Эксплуатационная длина железнодорожных путей СЗФО составляет 13,1 тыс. км, а их густота - 7,8 км путей на 1000 км2 территории, т.е. в 1,6 раза больше средней по России. Велико значение транспорта в международный связях СЗФО [2].

По территории региона проходит несколько основных железнодорожных направлений, из которых наиболее интенсивно эксплуатируются Московское (железнодорожное сообщение с Москвой и южными регионами России), Выборгское (железнодорожное сообщение с Финляндией и странами Скандинавии), Псковское (железнодорожное сообщение с Псковской и Калининградской областями, Латвией и Литвой) и Волховстроевское (железнодорожное сообщение с республикой Карелия, Мурманской, Вологодской, Кировской областями и регионами Урала).

Самым интенсивным международным железнодорожным переходом является пограничная с Финляндией станция Бусловская, обслуживающая 80 % экспортно-импортных и транзитных потоков из России в Финляндию, включая контейнерные поезда, идущие по транссибирскому маршруту на Дальний Восток, в страны Юго-Восточной Азии.

По железным дорогам округа осуществляется транзит таких грузов, как нефть и нефтепродукты, черные металлы из Череповца, химические и минеральные удобрения с Урала, лесные грузы из Западной Сибири и республики Коми и т.д. От уровня обеспеченности железнодорожным транспортом во многом зависит развитие туризма и промышленности СЗФО [3,4].

Дальнейшее развитие железнодорожной составляющей ТТП СЗФО связано с формированием международных транспортных коридоров (МТК), проходящих по его территории, и обеспечением эффективной работы существующих и строящихся морских портовых комплексов на побережье Балтийского, Белого и Баренцева морей, а так же преодоления некоторых негативных моментов в отрасли [5].

Значительные перспективы развития железнодорожной компоненты ТТП СЗФО связаны с завершением строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море / Архангельск - респ. Коми / Сыктывкар - Урал / Пермь) с последующим ее подключением к трансконтинентальному грузовому коридору смешанных сообщений.

Важное значение для развития транзитного потенциала Северо-Запада России имеет также реализация

проекта по формированию нового транспортно-логистического коридора «Eastern Land-Bridge», соединяющего скандинавский рынок с рынками Финляндии, России и юго-восточной Азии. Время движения поездов по «Eastern Land-Bridge» от Стокгольма до Москвы - менее 7 дней, а для генеральных грузов - 3 - 4 дня. Рассмотренные в статье проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта СЗФО определяют наличие реальных возможностей увеличения его вклада в обеспечение растущего экономического потенциала страны практически по всем основным стратегическим направлениям. Список использованной литературы:

1. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Транспортно-транзитный потенциал Северо-Запада России: современное состояние, проблемы и перспективы развития// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 25. С. 21-29.

2. Воронцова С.Д. Стратегия развития транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа // Перспективы развития Северо-Запада России. СПб.: Институт «Северо-Запад», 2008. 256 с.

3. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере Ненецкого автономного округа)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 23. С. 15-20.

4. Ларченко Л.В., Буряков Н.С. Проблемы и перспективы развития промышленности Санкт-Петербурга в контексте трансформации ее структуры//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С.15-20.

5. Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере госзаказа//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 2-10.

© Чалый В.А., 2015

УДК 331.1

Э.Э. Шамилева к.э.н., доцент А.В. Щурова

магистрант факультета экономика предприятия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского» Институт экономики и управления г. Симферополь, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ

ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к организации оплаты труда ученых-экономистов развитых зарубежных стран, в целях повышения эффективности организации оплаты труда предложена современная «гибкая» система оплаты труда.

Ключевые слова

Организация труда, мотивация, материальное вознаграждение, система оплаты труда, формы оплаты труда, «гибкая» система.

С началом рыночных реформ в нашей стране появилось все больше организационно-правовых форм предприятий и новых субъектов хозяйствования. Следовательно, наблюдается необходимость в использовании новых систем и форм заработной платы, моделей её организации, которые в большей степени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.