Антонян С. А.
студент,
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Россия Переверзева А. А. кандидат психологических наук Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Россия
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Аннотация: Данная статья посвящена изучению перспектив развития внутреннего и въездного туризма в России, а также негативных и позитивных факторов, влияющих на развитие данной сферы в стране.
Ключевые слова: туризм, реализация туристической политики, конкурентное преимущество.
Antonyan S. A.
Student,
Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration,
Tambov, Russia Pereverzeva A. A. Doctorate of psychological Sciences, Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Tambov, Russia
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN RUSSIA
Abstract: This article is devoted to the problem of prospects of development of domestic and inbound tourism in Russia, as well as the negative and positive factors, influencing the development of this sector in the country.
Keywords: tourism, implementing tourism policy, competitive advantage.
Российский туризм становится важнейшей сферой жизнеобеспечения деятельности граждан, направленной на восстановление и развитие их физических, духовных и интеллектуальных сил, поддержание здоровья нации. В последние два года произошли серьёзные трансформации в сфере российского туризма. С одной стороны, важным фактором роста внутреннего туризма стало заметное улучшение современной туристской инфраструктуры в ряде регионов благодаря реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)». С другой, на изменение структуры российского туризма повлияла геополитическая обстановка, санкции, продолжающийся финансово-экономический спад и ряд других факторов. В этих условиях на 40% уменьшился спрос на выездной организованный туризм и значительно увеличился внутренний турпоток, достигнув 41,5 млн. чел.
В этой связи появилось немало научных работ, посвященных государственному регулированию туристической отрасли. Так, значительный вклад в разработку общих вопросов развития туризма в России внесли Логунов А.Ю., Писаревский Е.Л., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Белозерова Ю.М [3, 4, 5]. Вопросам реализации государственной политики в сфере туризма на региональном уровне посвятили свои работы Морозов В.Ю. [6], Саранча М.А., Тарасова О.М. и др. Тем не менее, несмотря на широкий круг исследований в области государственной туристической политики, изучению особенностей ее реализации на региональном уровне уделяется недостаточно внимания, что свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования данной проблемы.
На сегодняшний момент в Российской Федерации в сфере государственного регулирования туризма произошли серьезные изменения, которые затронули не только законодательство о туристической деятельности, но и всю правовую сферу. В частности, большое внимание уделяется государственной политике в сфере въездного туризма.
Законодательство о туристической деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристическом отношении государств. Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации [7]. В связи с этим развитие внутреннего туризма является одним из инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили именно на доходах от туризма. По некоторым оценкам его доля в структуре мировой торговли услугами составляет порядка 30%, а туристический продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодно инвестиции в индустрию туризма возрастают на треть, ибо эта сфера является одной из самых прибыльных. Считают, что в ее рамках используется значительная часть мирового капитала (до 7%) и трудовых ресурсов [1, С. 134].
На территории России сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристических объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и
иностранных туристов. Однако развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
В сегменте въездного туризма отмечают две противоречивые тенденции: с одной стороны, сложная внешнеполитическая ситуация и санкции со стороны ЕС и США привели к некоторому сокращению въездного турпотока в Российскую Федерацию европейских и американских путешественников, с другой стороны, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро сделало путешествия по нашей стране выгодными, а Москва стала для туристов самой недорогой столицей Европы.
Российская Федерация располагает всеми необходимыми ресурсами для успешного развития внутреннего и въездного туризма и уникальными возможностями для функционирования его различных направлений. Кроме того, с 2014 г. 85% регионов приняли участие в реализации программ социального, культурно-познавательного, военно-патриотического, экологического, этнокультурного и сельского туризма. В целом, данные программы достаточно сильно смещены в сторону этнокультурного туризма, на долю которого приходится 33% всех реализованных программ [1, С. 132]. Важнейшим конкурентным преимуществом туристической отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока.
Тем не менее, имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристическом секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9 [2, С. 36].
Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристических услуг и, как результат, препятствующими реализации ее потенциала, являются: слабо
развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристических объектов; низкий уровень развития туристической инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения, неудовлетворительное состояние многих туристических объектов, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны); отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско -рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров; недостаточное продвижение туристического продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристическом рынках.
Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно без активного участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер. С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско -рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристических услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.
Список литературы
1. Асанова, И.М. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России / И.М. Асанова, Р.В. Трофимова, Е.В. Семухина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 33. - С. 131-135. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95586.htm. (дата обращения 15.11.2016).
2. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году. — М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. С. 35-40.
3. Логунов, А.Ю. Государственная политика и безопасность в сфере туризма / А.Ю. Логунов // Проблемы безопасности российского общества. 2011. № 1. С. 118-122.
4. Писаревский, Е.Л. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов ; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 192 с.
5. Чудновский, А.Д., Жукова, М.А., Белозерова, Ю.М. [и др.]. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления. / А.Д. Чудковский, М.А. Жукова, Ю.М. Белозерова / М.: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011.
6. Морозов, В.Ю. Проблемы реализации государственной политики в сфере туризма в российской федерации / В.Ю. Морозов // Сервис в России и зарубежом.2014.№ 5 . С. 76-195.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.