Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития транспортной логистики: Федеральный и региональный уровень'

Проблемы и перспективы развития транспортной логистики: Федеральный и региональный уровень Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TRANSPORT LOGISTICS / PROBLEMS / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева И.В., Гурьянова Н.Г.

Статья основана на применении метода анализа и синтеза научной литературы с использованием электронных ресурсов, раскрывает основную сущность понятия транспортной логистики, указывает на основные проблемы в экономической системе, а также очерчивает наиболее перспективное направление ее развития. Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. В отличие от маркетинга и менеджмента, как инструментов управления, логистика не имеет четко выраженного концептуального оформления, что касается ее содержания и сферы оптимального применения. Оценку эффективности и необходимости применения отдельных форм и методов логистики на конкретных предприятиях затрудняет обширный ряд ее задач, функций и объектов использования, вместе с тем в достаточной мере не выявлена связь между логистикой, менеджментом и маркетингом для достижения высокой конкурентоспособности предприятий. Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в Российской Федерации. Переход к рыночным отношениям поставил транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от работников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками. Исходя из этих сложностей, выявилась потребность в более рациональном анализе и планировании работы всех составляющих элементов транспортных логистических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS: FEDERAL AND REGIONAL LEVEL

The study is based on the application of the method of analysis and synthesis of scientific literature, using electronic resources, reveals the basic notion of transport logistics, points to major problems in economic system, and outlines the most perspective direction of the development. Logistics has introduced fundamental changes in the previous administration in the period of transition to market relations, the reform of the property and the emergence of cooperative enterprises, business partnerships and other organizational forms businesses, and has prompted organizers to improve the functions of business management. Unlike marketing and management as management tools, logistics has no explicit conceptual clearance with regard to its content and scope of optimum application. The assessment of the effectiveness and necessity of individual forms and methods of logistics at specific enterprises makes difficult using a broad range of its objectives, functions, and objects of use, however relationship between logistics management and marketing are not sufficiently identified to achieve high competitiveness. Road transport has always been the weak component of the economy in the Russian Federation. The reorganization in economic sphere demanded from employees of transport enterprises special attention concerning the solution of the questions of organization and management of transportations. Proceeding from these difficulties, the need for more rational analysis and scheduling all components of transport logistic systems came to light.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития транспортной логистики: Федеральный и региональный уровень»

УДК 631.16:658.148:637.146.4 И.В. Ковалева,

Н.Г. Гурьянова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

I.V. Kovaleva, N.G. Guriyanova

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS: FEDERAL AND REGIONAL LEVEL

Статья основана на применении метода анализа и синтеза научной литературы с использованием электронных ресурсов, раскрывает основную сущность понятия транспортной логистики, указывает на основные проблемы в экономической системе, а также очерчивает наиболее перспективное направление ее развития. Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. В отличие от маркетинга и менеджмента, как инструментов управления, логистика не имеет четко выраженного концептуального оформления, что касается ее содержания и сферы оптимального применения. Оценку эффективности и необходимости применения отдельных форм и методов логистики на конкретных предприятиях затрудняет обширный ряд ее задач, функций и объектов использования, вместе с тем в достаточной мере не выявлена связь между логисти-

с л л л

кой, менеджментом и маркетингом для достижения высокой конкурентоспособности предприятий. Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в Российской Федерации. Переход к рыночным отношениям поставил транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от работников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками. Исходя из этих сложностей, выявилась потребность в более рациональном анализе и планировании работы всех составляющих элементов транспортных логистических систем.

Ключевые слова: транспортная логистика, проблемы, перспективы развития, программное обеспечение.

The study is based on the application of the method of analysis and synthesis of scientific literature, using electronic resources, reveals the basic notion of transport logistics, points to major problems in economic system, and outlines the most perspective direction of the development. Logistics has introduced fundamental changes in the previous administration in the period of transition to market relations, the reform of the property and the emergence of cooperative enterprises, business partnerships and other organizational forms businesses, and has prompted organizers to improve the functions of business management. Unlike marketing and management as management tools, logistics has no explicit conceptual clearance with regard to its content and scope of optimum application. The assessment of the ejfec-tiveness and necessity of individual forms and methods of logistics at specific enterprises makes difficult using a broad range of its objectives, functions, and objects of use, however relationship between logistics management and marketing are not sufficiently identified to achieve high competitiveness. Road transport has always been the weak component of the economy in the Russian Federation. The reorganization in economic sphere demanded from employees of transport enterprises special attention concerning the solution of the questions of organization and management of transportations. Proceeding from these difficulties, the need for more rational analysis and scheduling all components of transport logistic systems came to light.

Keywords: transport logistics, problems, prospects of development, software.

Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. Активизация внешнеэкономических отношений, информатизация и глобализация - все эти процессы также привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления [1].

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике основывается на принципах логистики и логистической концепции, которые обеспечивают рентабельность технологии производств, а также минимизацию затрат [1].

Среди особенностей логистики, во-первых, можно выделить то, что она является частью общей системы управления, но в то же время имеет свою специфику, заключающуюся в управление потоковыми процесса-

ми. Эти процессы имеют пространственно-временную последовательность, исходя из этого нецелесообразно ограничивать логистику рамками физических потоков.

Значительная же часть грузов из Алтайского края направляется в Китай железной дорогой. Здесь вариантов четыре: либо через Казахстан до перехода Достык-Алашанькоу либо до Забайкальска, либо до дальневосточного погранперехода Гродеково-Суйфеньхэ под Уссурийском, либо до Находки или Владивостока, а дальше - морем.

Единственным в Алтайском крае оператором контейнерных перевозок является компания «Трансконтейнер», входящая в структуру РЖД. Местные трейдеры не слишком довольны этой организацией за высокие расценки и негибкие сопутствующие условия передвижения грузов (табл.). Альтернатива - операторы соседних регионов.

Индексы тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом в Алтайском крае, % к предыдущему месяцу

Месяц Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Январь 100,2 112,6 101 109 100,7 125,8 117,7 100 100 101,3 101,21 102,46 100,4 93,85 101,1 100,93 100,66

Февраль 100,2 100,2 99,8 101,9 100,88 99,9 102,5 91,45 99,19 100 99,66 100,02 100 102,99 100,6 100,02 100

Март 100,3 101,1 100 99,7 99,83 100 99,9 96,79 100 100,08 100 100 100 100,16 100 102,2 100,85

Апрель 99,9 98,7 100,1 101,7 101,4 99,8 99,9 100 100 102,36 100,08 101,6 100 105,78 100,06 101,28 100

Май 100 99,8 100,2 100,6 99,87 100,1 100 100 100 100 100,06 100 100,01 104,95 88,47 102,28 100

Июнь 98,3 99,7 100 100,5 99,98 100,1 100 93,36 100 100 100,22 100 100 96,82 109.7 99,98 100,37

Июль 100 100 100,2 100,7 100,01 99,8 102,2 100 100 100 100 100 100 97,44 100 100,07 100

Август 100 100 100,1 99,9 99,9 100,1 100,2 96,87 102,22 100 100,28 100,15 100 101,51 100.7 100,11 100

Сентябрь 100 100,2 100 100,7 100 99,8 100,2 100 100 100 100 100 100 107,1 100 100

Октябрь 100 101,2 104,8 101,2 104,14 99,9 100,2 100 100 100 100,09 100 100,02 100 100 100

Ноябрь 100,1 99,8 100,7 102,8 99,93 99,8 99,99 100 100 100,59 100 100,47 100,03 107,03 100 100

Декабрь 100 99,7 99,6 100,5 99,87 100,1 100,03 100 100 100 100 100 100 114,15 100 100

Логистические проблемы ложатся грузом в первую очередь на предприятия-экспортеры. Особенно на те, что поставляют продукцию саму по себе недорогую. Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Густота транспортной сети общего пользования автомобильных дорог, 2013-2030 гг., тыс км2 [2]

Переход к рыночным отношениям поставил транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от работников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками (рис. 2, 3).

Рис. 2. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории в общей протяженности автомобильных дорог федерального

значения, % [3]

2013

2015

2020

2030

36% 1

Федерального значения

Л П

38% 1 I 100%

Регионального или межмуниципального значения

Рис. 3. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным

показателям, % [3]

На современном рынке транспортных услуг присутствует огромное количество перевозчиков; несмотря на это, заказчик далеко не всегда доволен качеством их оказания, так как нарушение сроков доставки, порча грузов вплоть до их утраты, нарушение технологии документооборота и т.д. имеют место быть [2].

Недостатки в сфере транспортной логистики охватывают практически весь спектр деятельности автотранспортных предприятий и касаются:

• разукрупнения рынка транспортных услуг;

• прихода в неработоспособное состояние транспортных средств и трудностей, связанных с их восстановлением;

• недостаточной информационной обеспеченности перевозок;

• ликвидации мест ремонта подвижного состава;

• качества транспортного обслуживания (с привлечением внешних транспортных компаний);

• наличия уязвимостей законодательной системы;

• неэффективного использования грузоподъемности и объема кузова

подвижного состава;

• недостатков при планировании маршрутов;

• страховой обеспеченности грузов и транспортных средств;

• сложностей организации перевозок с участием нескольких видов транспорта;

• недостатка полной и доступной информации о программном обеспечении [4].

Процесс перевозок в последнее время претерпел коренные изменения, это связано прежде всего с переходом на рыночные отношения. Ряд проблем связан с такими явлениями, как излишние перевозки продукции, уже имеющейся в пункте назначения в достаточном количестве; чрезмерно дальние перевозки; повторные перевозки - прохождение транспортом промежуточных звеньев логистической цепи на маршруте следования от заказчика к потребителю, при условии первоначальной комплектации без внесения изменений; перевозки, осуществляемые по кругу с захватом расстояния, преодоленного впустую. Главным негативным последствием нерациональных перевозок является увеличение транспортных издержек, а также перегруз транспортных путей. В структуре экспорта автомобильных грузоперевозок преобладают удобрения (23,6 %), агрокультурная продукция (30,7 %)(рис. 4).

Рис. 4. Товарная структура экспорта грузов (автомобильный транспорт), 2016 г., % [2]

В структуре импорта продукты питания составляют 15 %, агрокультурная продукция - 20,7 % (рис. 5)

Рис. 5. Товарная структура импорта автомобильных грузов, 2016 г., % [2, 3]

Еще одной проблемой общероссийского масштаба является организация взаимодействия нескольких видов транспорта. В связи с этим в сфере возникают многие нерешенные вопросы и проблемы, угрожающие не только отдельным предприятиям, но и общему экономическому развитию нашей страны, темпам роста экономики. В ближайшей перспективе должны быть поставлены задачи увеличения объемов грузоперевозок, а также повышения их экономической эффективности. Достигнуть данных целей возможно лишь организовав комплексную деятельность по мониторингу и анализу за состоянием транспортного рынка, а также выстроив долговременную стратегию развития предприятий, опираясь на наиболее актуальные проблемы и возможности.

Исходя из проанализированных проблем, можно сделать очевидный вывод, что владельцам транспортных компаний следует осуществлять комплексный контроль за выполнением всех процессов перевозки на каждом их этапе, необходимо четко отслеживать расхождения между плановыми расчетами и фактическим выполнением транспортных задач.

Осуществить подобный контроль представляется возможным за счет внедрения телематических и аналитических технологий, которые способствуют повышению эффективности принимаемых решений на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях. К таким технологиям в первую очередь стоит относить следующие:

- E-commerce - управление операциями по дистрибуции на основе SCM-технологий и средств электронной коммерции, также автоматизированная система планирования поставок товаров;

- аутсорсинг. Чаще всего применяется информационный аутсорсинг на основе ASP и DataCenter-технологий, а также транспортный аутсорсинг, применяемый по отношению к регулированию операций в цепях поставок и мониторингу данных посредством виртуальных центров данных (DataCenter). Кроме того, получает распространение практика оказания интерактивных услуг по организации и планированию маршрутов транспортировки.

Наиболее популярные электронные системы в сфере транспортной логистики: «1С - Рарус: Транспортная логистика и экспедирование», «Top Route Top Logistic» и «Ингит. Деловая карта». Данные программные продукты также имеют своей целью выявить наиболее оптимальный путь транспортировки грузов в целях сокращения затрат [5].

Таким образом, следует сделать вывод, что, независимо от стратегической цели компании, транспортная логистика играет немаловажную роль в ее осуществлении. Несмотря на ограниченность своих ресурсов,

любая компания должна стремиться к принципу рациональности и оптимальности своей деятельности. Добиться этого возможно лишь с помощью своевременной адаптации к быстро изменяющимся (под влиянием новейших технологий рынка) условиям среды. На решение данной задачи, в свою очередь, и направлены аналитические информационные системы, способствующие быстрой реакции на динамично изменяющийся спрос на транспортные услуги [5].

Литература

1. Федотенков Д.Г. Функции логистической деятельности как двигателя рыночной экономики // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru /artide/n/funktsii-logisticheskoy-deyatelnosti-kak-dvigatelya-rynochnoy-ekonomiki (дата обращения: 2.10.2018).

2. Голубев П.В. Анализ недостатков транспортной логистики в России. -URL: http://scientificresearch.ru/images /PDF/2016/n/analiz-nedostatkov-transportnoj-logistiki-v-rossii.pdf (дата обращения: 7.10.2018).

3. Шишло С.В. Экономическая сущность и роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия // Труды БГТУ. Сер. 7. Экономика и управление. - 2008. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-rol-logistiki-v-proizvodstvenno-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 6.09.2018).

4. Гаджинский А.М. Логистика: учеб. для вузов. - М.: Дашков и К°, 2013. -420 с.

5. Костышева Я.В. Эффективность применения программных обеспечений в области транспортной логистики // Экономикс. - 2013. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnost-primeneniya-programmnyh-obespecheniy-v-oblasti-trans-portnoy-logistiki (дата обращения: 10.10.2018).

Literatura

1. Fedotenkov D.G. Funkcii logisticheskoj deyatel'nosti kak dvigatelya rynochnoj ehkonomiki // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo univer-siteta. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru /article/n/funktsii-logisticheskoy-deyatelnosti-kak-dvigatelya-rynochnoy-ekonomiki (data obrascheniya: 2.10.2018).

2. Golubev P.V. Analiz nedostatkov transportnoj logistiki v Rossii. - URL: http://scientificresearch.ru/images /PDF/2016/ii/analiz-nedostatkov-transportnoj-logistiki-v-rossii.pdf (data obrascheniya: 7.10.2018).

3. Shishlo S.V. Ehkonomicheskaya suschnost' i rol' logistiki v proizvod-stvenno-hozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya / Trudy BGTU. Ser. 7. Ehkonomika i upravlenie. - 2008. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-rol-logistiki-v-proizvodstvenno-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya (data obrascheniya 6.09.2018).

4. Gadzhinskij A.M. Logistika: ucheb. dlya vuzov. - M.: Dashkov i K°, 2013. - S. 420.

5. Kostysheva Ya.V. Ehffektivnost' primeneniya programmnyh obespeche-nij v oblasti transportnoj logistiki // Ehkonomiks. - 2013. -URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/ effektivnost-primeneniya-programmnyh-obespecheniy-v-oblasti-trans-portnoy-logistiki (data obrascheniya: 10.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.