продукцию с учетом спроса и предложения; повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения качества и снижения себестоимости и т.д.
Социально-экономическое значение сотрудничества и интеграционных связей личных подсобных хозяйств с общественным производством в том, что они качественно развиваются как существенная часть АПК и важная составляющая сельского образа жизни, сохранения традиции и трудового воспитания. Значительные качественные преобразования достигаются за счёт включения деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в систему межхозяйственных образований.
В условиях рыночных отношений, разнообразия форм собственности и хозяйствования, развития мелкотоварного производства, сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в регионе должны получить приоритетное развитие.
Список литературы:
1. Гумеров Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России // Российский экономический журнал. - 2008. - № 4. - С. 66-75.
2. Дементьева О.В. Кооперационные объединения в АПК: теория и практика управления / О.В. Дементьева // АПК: экономика, управление. -2008. - № 11. - С. 29-36.
3. Имяреков С. П. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России. - М., 2008. - 260 с.
4. Суетов А.М. Теория и практика сельскохозяйственной кооперации в России. - М.: Агропрогресс, 2009. - 358 с.
5. Светлакова Н.А. Тенденции и перспективы развития личного подсобного хозяйства // Экономика АПК Предуралья. - 2008. - № 1. - С. 17-23.
6. Янбых Р.Г. Потенциал сельскохозяйственной кооперации в развитии малых форм хозяйствования на селе // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 11. - С. 74-77.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
© Расулова А.М.*
Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, г. Махачкала
Выгодное с точки зрения экономического развития географическое расположение территории Республики Дагестан, обуславливает необ-
* Аспирант кафедры «Экономика и управление».
ходимость развития транспортной сети региона, который служит «мостом», связывающим Азию с Европой, являясь важным звеном международных транспортных сообщений между Севером и Югом. В то же время, сложившаяся нестабильная ситуация в республике, связанное с действиями разного рода радикальных групп в обществе, существенно притормаживает развитие экономики республики. Кроме этого, одна из главных проблем экономики республики является снятие инфраструктурных ограничений роста. Устойчивое и ускоренное развитие инфраструктурных составляющих ведет к развитию всей экономики и социальной сферы, что будет стимулировать повышение благосостояния населения республики.
В данной статье обозначены наиболее значимые проблемы развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан, а также предложены направления повышения эффективности ее функционирования.
Как известно устойчивое развитие транспортной инфраструктуры благоприятно влияет на рост эффективности экономики в целом. Это достигается путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры вследствие рационализации технологии проведения работ.
Основная цель производственной инфраструктуры - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения, повышение экономической эффективности его работы. Однако с этими функциями инфраструктура не всегда справляется. Ущерб только промышленному производству в результате неустойчивой работы объектов инфраструктуры составляет миллионы рублей в год, а потери сельскохозяйственной продукции из-за несвоевременного вывоза и порчи - неизмеримо больше.
Процесс формирования рыночных отношений в России потребовали улучшения функционирования производственной инфраструктуры. Анализ и оценка ее состояния в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) позволили сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей инфраструктуры, ее объектов по отдельным регионам в том числе и по Республике Дагестан.
Дорожно-транспортная сфера, являясь составной частью региональной экономики, обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории, росту предпринимательской активности республики. Наиболее крупные стратегические проблемы здесь связаны с созданием современной дорожно-транспортной сети. Дороги должны соответствовать развитию подвижного состава. Автодорогами в Республике Дагестан занято примерно 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1 % территории региона. В рес-
публике 1633 населенных пункта (в основном сельскохозяйственных), осуществляющих перевозки по дорогам с твердым покрытием, с сетью автодорог общего пользования.
В настоящее время в стране около 30 тыс. населенных пунктов не имеют автодорожного сообщения, хотя в них в общей сложности проживает 15 млн. человек, а в Дагестане не только крупные населенные пункты, но даже многие районные центры не соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием, а в высокогорной части региона еще сотни населенных пунктов не имеют подъездных дорог. Одной из причин такого положения является неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры и положение ухудшается, усиливая необходимость кардинальных мер для решения этой проблемы в регионе. Между тем важнейшие составляющие производственной инфраструктуры, в частности транспорт и связь, вносят важный вклад в формировании ВРП.
Среди факторов, сдерживающих деловую активность организации транспорта в регионе, как показал анализ, выделяются финансовые проблемы, особенно недостаток собственных финансовых ресурсов, а также высокие налоги, стоимость транспортных средств, цены на топливо. Продолжает ограничивать работу предприятий инфраструктуры и неудовлетворительное техническое состояние активной части производственных фондов. Преодоление негативных явлений в деятельности организаций транспорта будет способствовать улучшению положения экономики республики.
Отставание в развитии транспортной инфраструктуры - следствие ограниченности материальных и производственных ресурсов, а также просчетов в прогнозировании перспектив этой отрасли. Многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования транспортных объектов. Особенно наглядно это проявляется в настоящее время, когда кризисные явления уже негативно отражаются на деятельности производственной инфраструктуры Дагестана [2].Так, по предварительной оценке специалистов, Махачкалинский Морскойторговый порт из-за снижения объёмов по ранее заключенным договорам сократил перевозки продукции за 2009 г. примерно на 9 %. Соответственно снизились налоговые платежи примерно на 10 %.
Поэтому новые требования предъявляются к качеству работы, мобильности, обеспечению доступности и надежности транспортной сферы. Практика показала, что при наличии в отрасли различных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управле -ния, который учитывал бы особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности функционирования транспортной системы.
Ускоренный поток товародвижения способствует снижению удельных производственных издержек. Это может быть достигнуто благодаря соз-
данию опорной инфраструктурной сети, а также ликвидации диспропорций между отдельными районами. Как показал проведенный анализ, подвижной состав, например, в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов, несмотря на острые проблемы в развитии отдельных видов транспортной сферы.
На начало 2010 г. в республике выросли объемы грузовых и пассажирских перевозок. Так, грузооборот транспорта предприятий всех отраслей экономики республики составил 15094,4 млн. ткми увеличился за год на 7,6 % [1]. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между инфраструктурными составляющими. В течение года стабильный рост объема перевозок грузов (относительно уровня предыдущего года) отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота на морском транспорте, рост грузооборота абсолютных объемов наблюдался и на грузовом автотранспорте Дагестана, что связано с объективным тяготением к автоперевозкам грузопотоков, генерируемых развивающимися рынками товаров и услуг.
В условиях рыночной экономики возрастает роль инфраструктуры в развитии сферы транспортных услуг. В результате функционирования транспортного комплекса республики в 2009 г. грузооборот всех видов транспортной сферы Дагестана составил более 15 млрд. т км, транспортом общего пользования перевезено продукции на 3,5 % больше, чем за 2008 г. Проведенный анализ показал, что на увеличение грузооборота в целом повлиял рост грузооборота автотранспорта на 14,4 % и железнодорожного - на 4 % [1].
Инфраструктурная политика региона в условиях преодоления последствий экономического кризиса должна быть направлена на поэтапную интеграцию базовых принципов устойчивого функционирования этой сферы в стратегию экономического развития, согласно которым решение задач удовлетворения инфраструктурных потребностей не вступает в противоречие, а согласуется с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан.
Стратегическими направлениями структурной перестройки инфраструктуры региона с учётом экономического кризиса являются: приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок; улучшение состояния сети инфраструктурных коммуникаций; пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, прежде всего для пассажирских перевозок; повышение уровня безопасности движения. Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы горных регионов страны необходимо осуществлять путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержку пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет местных бюджетов.
При неблагоприятном сценарии уже в 2009-2012 гг. могут возникнуть проблемы ограничения рынка транспортных услуг и товародвижения в международных, региональных и внутренних перевозках продукции, а значит, инфраструктура может стать фактором ограничения экономического роста.
Министерством транспорта РФ ведется работа по формированию новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» В ее рамках будет создаваться высокотехнологичная транспортная система, способная повысить качество транспортных услуг и удовлетворить потребности населения и отраслей экономики.
Трудности, испытываемые регионом из-за неразвитости транспортной инфраструктуры, диктуют необходимость осуществления поиска путей повышения эффективной деятельности её отраслей и объектов в единой инфраструктурной системе не только отдельного экономического района, но и Российской Федерации в целом.
На основе проведённых исследований предлагаются следующие пути решения проблем транспортной инфраструктуры:
1. увеличение производственного потенциала транспортной инфраструктуры за счёт увеличения объёма привлекаемых ресурсов;
2. снижение требований базовых отраслей материального производства к отраслям транспортной инфраструктуры за счёт рационализации хозяйственных связей, оптимизации прикрепления поставщиков к потребителям и т.д.;
3. рационализация использования производственного потенциала за счёт совершенствования организации управления сложившейся инфраструктурой и комплексного (вневедомственного) подхода к формированию её элементов в будущем.
Таким образом, необходимо формирование такой системы транспортной инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления учета и отчетности и государственного регулирования деятельности транспортного комплекса региона, повышения конкуренции между предприятиями и организациями дорожно-транспортной сферы. Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной транспортной инфраструктуры, институциональные преобразования в этой сфере, вопросы технологической и экологической безопасности работы транспортных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка транспортных услуг; обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса.
Список литературы:
1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2009: стат. сб. - Махачкала, 2009.
2. Проблемы теории и практики государственного управления транспортной инфраструктурой региона / д.э.н. М.А. Гасанов, д.э.н. А.Г. Магомедов, к.э.н. А.М. Хархаров, д.э.н. В.Ю. Колыванов. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, НИЛ РЭП, 2005. - 180 с.