Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕАЭС'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1252
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕАЭС / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Правоустанавливающие документы ЕАЭС определяют такую модель функционирования интеграционного объединения, в которой действует единый подход к формированию как внутренней, так и внешней торговой политики. Однако на сегодняшний день механизм ведения торговли стран ЕАЭС с третьими странами и во взаимном порядке нельзя назвать единым. По причине приоритета национальных экономических интересов Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии над интересами ЕАЭС не удается унифицировать меры таможенного регулирования, применяемые к товарам, импортируемым из третьих стран и экспортируемым туда. Статья посвящена исследованию проблем и перспектив формирования торговой политики Евразийского экономического союза. Тема становится более актуальной ввиду характера условий, в соответствии с которыми осуществляется торговля объединения на сегодняшний день. Среди таких условий можно отметить фоновое замедление экономики, многополярность экономико-политических отношений в мире, формирующих перестановку экономических сил, антироссийские торговые ограничения, действие мер продовольственного эмбарго, разноплановость взятых на себя странами- участницами ЕАЭС международных обязательств, отсутствие механизмов контроля исполнения администрациями стран-членов Союза обязательств в сфере таможенного регулирования в торговле с третьими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF THE EAEU TRADE POLICY

The EAEU title documentation defines such a model of functioning of the integration association, which is characterized by a single approach to both domestic and foreign trade policies. However, today we can’t call the mechanism of trading between the EAEU countries and third countries unified. Due to the priority of the national economic interests of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan over the interests of the EAEU, it is not possible to unify the customs regulation measures applied to goods imported from third countries and exported there. The article studies the challenges and opportunities of trade policy of the Eurasian Economic Union. This is the topical issue because of the current conditions of trading of the association. Among these conditions we can note the background slowdown in the economy, the multipolar economic and political relations in the world, which form a reshuffle of economic forces, sanctions against Russia, the impact of food embargo measures, the diversity of international obligations assumed by the EAEU member countries, the lack of mechanisms for monitoring the implementation of obligations in the field of customs regulation in trade with third countries by administrations of the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕАЭС»

Научная статья УДК 339.9

DOI 10.18101/2304-4446-2022-1-3-11

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕАЭС

© Аксенов Илья Антонович

кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87

[email protected]

Аннотация. Правоустанавливающие документы ЕАЭС определяют такую модель функционирования интеграционного объединения, в которой действует единый подход к формированию как внутренней, так и внешней торговой политики. Однако на сегодняшний день механизм ведения торговли стран ЕАЭС с третьими странами и во взаимном порядке нельзя назвать единым. По причине приоритета национальных экономических интересов Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии над интересами ЕАЭС не удается унифицировать меры таможенного регулирования, применяемые к товарам, импортируемым из третьих стран и экспортируемым туда. Статья посвящена исследованию проблем и перспектив формирования торговой политики Евразийского экономического союза. Тема становится более актуальной ввиду характера условий, в соответствии с которыми осуществляется торговля объединения на сегодняшний день. Среди таких условий можно отметить фоновое замедление экономики, многополярность экономико-политических отношений в мире, формирующих перестановку экономических сил, антироссийские торговые ограничения, действие мер продовольственного эмбарго, разноплановость взятых на себя странами-участницами ЕАЭС международных обязательств, отсутствие механизмов контроля исполнения администрациями стран-членов Союза обязательств в сфере таможенного регулирования в торговле с третьими странами.

Ключевые слова: торговая политика, ЕАЭС, антироссийские санкции, экономические интересы.

Для цитирования

Аксенов И. А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 1. С. 3-11.

Один из основных принципов функционирования Евразийского экономического союза — формирование единой торговой политики в отношении третьих стран. Основным инструментом такого формирования выступает таможенное регулирование, которое также предполагает единство в отношении к государствам и их объединениям, не входящим в ЕАЭС.

Актуальные условия развития экономики, эффективность деятельности администрации ЕАЭС по унификации таможенного регулирования торговли с третьими странами создают причины появления проблем, не позволяющих в полной мере реализовать единую торговую политику объединения. Наиболее значимые из них следующие:

1. Экономические последствия политических отношений, складывающихся в мире на протяжении 7 лет, спровоцировали ситуацию, когда торговые режимы всех государств, входящих в ЕАЭС, не могут быть одинаковыми. Поскольку национальные интересы государств Союза должны учитываться в полной мере, на сегодняшний день не представляется возможным применять единое таможенное регулирование тарифного или нетарифного характера.

Основные ограничения во внешней торговле с третьими странами введены в отношении России, а также действуют торговые препятствия, введенные страной в качестве ответных мер. Ввиду того, что РФ обеспечивает более 80% оборота внешней торговли ЕАЭС, данную проблему можно назвать актуальной.

Ввиду единства таможенной территории ЕАЭС контролировать импорт товаров, в отношении которых действуют российские ограничения, становится сложно. Остальные страны-участницы Союза не вводят ограничительных мер на поставки товаров, попадающих под действия режима эмбарго, а прослеживать движение конкретных товарных партий по территории ЕАЭС после таможенного оформления в Армении, Казахстане, Беларуси и Киргизии на данном этапе развития таможенных технологий и таможенного сотрудничества не представляется возможным [5].

Такое положение спровоцировало формирование серых схем импорта, когда попадающий под действие ограничений товар в крупном объеме ввозится на территорию ЕАЭС через Армению, Беларусь, Казахстан или Киргизию, после чего путем переупаковки и оформления в качестве национального экспорта ввозится в Россию. На этом фоне для защиты национальных интересов вводятся дополнительные контрольные меры в отношении поставок, которые, по оценкам ФТС России, могут участвовать в названной схеме. При этом основной задачей в рамках формирования единого рынка ЕАЭС выступает ликвидация торговых барьеров, а организация внутренних контрольных мероприятий в данном случае становится дополнительной проблемой [1].

Последствиями существования данной проблемы с точки зрения формирования единой торговой политики ЕАЭС в отношении третьих стран являются:

- невозможность формирования единого подхода к регулированию торговли с третьими странами;

- невозможность для государств-членов в полной мере реализовать национальные интересы в отношении торговли с конкретными странами;

- рост предпосылок к формированию дополнительных ограничений во взаимной торговле стран-участниц ЕАЭС.

2. Проблема введения дополнительных ограничений во взаимной торговле стран-участниц ЕАЭС. Согласно законодательству, нетарифное регулирование внешней торговли практически полностью относится к самостоятельному ведению государств-участников Союза. При этом введение тех или иных ограничений должно быть согласовано на уровне ЕАЭС. В то же время в целях защиты внутреннего рынка страны-участницы могут вводить ограничительные меры в одностороннем порядке [4].

На фоне рассмотренной проблемы несогласованности таможенного регулирования стран в отношении торговли вне рамок ЕАЭС возникает необходимость введения дополнительных контрольных и ограничительных мер, направленных

на выявление «серых» схем импорта в Россию товаров, попадающих под действие эмбарго. В ряде случаев практика показывает критическое восприятие таких мер странами-партнерами по ЕАЭС. Так, в 2016 г. и 2018 г. Беларусь, товарооборот России с которой составляет более 50% общего взаимного товарооборота, ввела ответные ограничения, что в совокупности снизило товарооборот на 5,6%.

Данная проблема является масштабной для внутренней торговли ЕАЭС. Многие эксперты отмечают, что с момента образования Союза и до настоящего времени вопрос одностороннего внедрения тех или иных ограничений в торговле не урегулирован должным образом [7].

Государства-члены ЕАЭС, оказывая содействие развитию на своей территории производственных предприятий, включая предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, и способствуя продвижению такой продукции на рынок ЕАЭС, защищают национальных производителей, принимая меры, формирующие потенциальные препятствия развитию взаимной торговли стран ЕАЭС.

Анализ национальных стратегических документов государств-членов ЕАЭС позволяет заключить, что в большинстве государств Союза предложены зеркальные механизмы реагирования на препятствия в торговле, вводимые странами-партнерами. В то же время образование и развитие на рынке партнерских государств высококонкурентных производств должно рассматриваться как риск для национальных производителей [2].

На рисунке 1 представлено соотношение типов препятствий, зафиксированных на внутреннем рынке ЕАЭС в настоящее время (по состоянию на конец 2021 г.).

* барьеры ■ изъятия ограничения

Рис. 1. Распределение препятствий, присутствующих во взаимной торговле стран ЕАЭС в 2021 г., в %

Итак, в настоящее время на рынке ЕАЭС насчитывается 57 препятствий. Основными препятствиями на внутреннем рынке ЕАЭС являются ограничения, вводимые странами-участницами в разных сферах торговли. Доля барьеров и изъятий примерно равна.

Таким образом, рассмотренные проблемы не позволяют развивать торговую политику ЕАСЭ в соответствии с обозначенными приоритетами деятельности Союза и требуют оперативного реагирования и системной проработки.

На наш взгляд, существует несколько решений обозначенных проблем.

1. Развитие международного сотрудничества в части формирования зон свободной торговли и расширения базы соглашений об особых условиях взаимной торговли с иностранными государствами. Данное направление является одним из наиболее обсуждаемых и приоритетных. Проведение комплексного и всестороннего исследования аналитических публикаций ЕАЭС, а также научных исследований ведущих экономистов и специалистов права Союза позволяет составить сводную таблицу, где сгруппированы основные приоритетные направления международного торгового взаимодействия ЕАЭС на современном этапе (таблица 1).

Таблица 1

Перспективные направления развития международного торгового сотрудничества ЕАЭС

Направление Ожидаемый эффект

Интеграционные объединения

Европейское: Европейский союз Согласование и подписание нового документа в рамках сотрудничества в энергетической сфере и утверждение нового формата энергетических отношений с Европой, где, благодаря поддержке ЕАЭС будут в большей степени учтены интересы России

Азиатское: ШОС, АТЭС, АСЕАН, Китай Расширение всестороннего взаимодействия, которое позволит, во-первых, либерализовать взаимную торговлю, во-вторых, увеличит значимость ЕАЭС на евроазиатском пространстве, в-третьих, даст перспективы развитию концепции «Большого евразийского партнерства»

Латиноамериканское: МЕРКОСУР, КАРИКОМ, Андское сообщество, Латиноамериканская экономическая система, Тихоокеанский альянс Укрепление легитимности ЕАЭС на международной арене, заимствование передового опыта по интеграции в мировые торговые цепочки добавленной стоимости, создание условий формирования зоны свободной торговли и диверсификации экспорта ЕАЭС

Международные организации

Организация Объединенных Наций Выполнение целей стратегического развития ЕАЭС до 2030 г., заключающееся в дальнейшем формировании единого рынка, усилении интеграции, поддержание качественного и устойчивого экономического развития.

Организация экономического сотрудничества и развития Использование лучших практик и стандартов, привлечение финансирования для перехода стран ЕАЭС к согласованным мерам политики (в т. ч. торговой) по реализации структурных преобразований во всех стратегически значимых сферах. Особое значение имеют наработки ОЭСР в сфере государственной поддержки экспорта.

Всемирная торговая организация Выстраивание для ЕАЭС полноправного торгового режима в более чем 160 странах мира с правом ведения переговоров по доступу на рынки и по правилам торговли.

Кроме рассмотренных перспективных направлений международного торгового партнерства ЕАЭС интерес для дальнейшего исследования представляет сектор крупных международных финансовых организаций, сотрудничество с которыми может дать ЕАЭС возможность развития российского рубля как региональной резервной валюты, что, несомненно, обеспечит новый уровень развития торговой политики.

1. Дальнейшее устранение препятствий во взаимной торговле стран ЕАЭС. Данное направление нашло отражение также в Стратегических направлениях развития Евразийского экономического союза до 2025 г., утвержденных решением Высшего евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12.

Стоит отметить, что в этом направлении ежегодно ведется активная работа соответствующих органов ЕАЭС. Так, количество устраненных за 2021 г. препятствий является максимальным с 2016 г. В рамках новой редакции «Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения» регламентированы этапы работы над проблемными вопросами — от выявления признаков препятствия до принятия мер по устранению, и установлен максимальный срок рассмотрения обращений, который не должен превышать 70 рабочих дней [3; 6].

Среди основных мероприятий, направленных на развитие торговой политики ЕАЭС, следует обозначить:

- выполнение странами-участницами ЕАЭС взятых на себя обязательств по устранению выявленных препятствий на внутреннем рынке Союза;

- разработка дорожных карт и планов мероприятий по устранению выявленных препятствий;

- устранение правовых пробелов, регулирующих свободное перемещение товаров на внутреннем рынке ЕАЭС;

- развитие единого рынка услуг и финансового рынка.

2. Совершенствование таможенного регулирования Союза. Являясь основным инструментом реализации торговой политики, таможенное регулирование также нуждается в совершенствовании и развитии. Согласно стратегии развития Евразийского экономического союза, в данном направлении наиболее важными мероприятиями являются [11]:

- устранение изъятий из Единого таможенного тарифа ЕАЭС;

- приведение структуры и содержания Единого таможенного тарифа к уровню взятых в рамках ВТО обязательств;

- выработка согласованных подходов стран-участниц ЕАЭС к таможенно-тарифному регулированию в торговле с третьими странами;

- совершенствование ТК ЕАЭС в соответствии с выявленными проблемами правоприменительной практики;

- унификация требований к инфраструктурной организации пунктов пропуска через внешнюю таможенную границу ЕАЭС во всех странах- участницах и выполнение таких требований;

- организация информационного обмена между таможенными органами стран ЕАЭС в режиме реального времени, а также организация оперативного электронного документооборота в указанных ведомствах;

- обеспечение единого подхода к совершению таможенных операций, проведению таможенного контроля во всех странах ЕАЭС;

- дальнейшая унификация и гармонизация законодательства стран- участниц ЕАЭС в части установления ответственности за таможенные правонарушения и нарушения в околотаможенной сфере [8].

Учитывая выявленные проблемы, в соответствии с рассмотренными перспективными направлениями развития торговой политики ЕАЭС представляется целесообразным предложить следующие мероприятия:

1. Формирование стратегического документа о развитии единой торговой политики ЕАЭС. В условиях несогласованности реагирования стран-участниц ЕАЭС на угрозы и ограничения в торговле с третьими странами, а также ввиду сложной ситуации с участием отдельных стран Союза в международных организациях и соглашениях международного характера, что обусловило разные обязательства стран, не сочетаемые в рамках единой торговой политики, отсутствие стратегического документа, предусматривающего направления, способы и индикаторы преодоления данных препятствий, является критичным.

На наш взгляд, формирование подобного стратегического документа позволит начать выстраивание механизма преодоления барьеров на пути создания единой внешнеторговой политики ЕАЭС.

2. Формирование компетенции ЕЭК по единоличному принятию решений о реагировании на внешние угрозы в торговле. Действующий механизм принятия решений о введении Союзом торговых ограничений в отношении третьих стран является неэффективным ввиду необходимости учета позиций всех стран-участниц ЕАЭС, для большинства из которых подобные ограничения не выгодны. Особенно сильно данная проблема сказывается на Российской Федерации, которая составляет основу торговли ЕАЭС, является фактически единственной страной Союза, способной инициировать введение каких-либо ограничений в отношении третьих стран, но не может рассчитывать на поддержку партнеров по ЕАЭС [9].

В связи с этим предлагается ввести такой порядок, который позволял бы ЕЭК единолично принимать объективные решения о введении или не введении ограничений в торговле с третьими странами.

3. Разработка комплексной системы оценки внешнеторговых рисков для ЕАЭС с целью принятия решения о целесообразности введения соответствующих ограничительных мер. Такая система должна включать критерии, показатели и индикаторы, применение которых позволит с максимальной точностью определить степень необходимости введения ограничений исходя из уровня риска для экономики ЕАЭС.

Применение данной системы возможно специально формируемой комиссией ЕЭК после инициирования соответствующего разбирательства любой из стран-участниц ЕАЭС.

4. Разработка механизма компенсации результатов введения Союзом ограничительных мер в торговле с третьими странами для экономик государств-участников за счет активизации взаимной торговли. Если по результатам оценки необходимости введения ограничительных мер принимается положительное решение, должны быть оценены негативные последствия, которые могут возник-

нуть в рамках отдельных экономик ЕАЭС. Тогда представляется необходимым применять механизм нивелирования таких негативных последствий, чтобы сохранить баланс интересов стран-участниц Союза и в то же время реализовать единую внешнеторговую политику [10].

5. Разработка и внедрение единой автоматизированной системы таможенного контроля на внешних границах ЕАЭС или активное сопряжение и интеграция уже действующих в странах-участницах ЕАЭС аналогичных систем. Данное мероприятие перекликается с рассмотренным ранее стратегическим направлением развития торговой политики ЕАЭС. Такой подход позволит без издержек и выстраивания дополнительных барьеров внутри Союза проводить мониторинг полноты и качества исполнения таможенными органами стран ЕАЭС достигнутых договоренностей и таможенного законодательства в отношении ввоза товаров из третьих стран.

6. Активная разработка мероприятий по снижению зависимости внешней торговли ЕАЭС от курсов доллара США и евро путем расширения объема сделок, расчеты по которым осуществляются в национальных валютах (валюте ЕАЭС). Данное мероприятие предполагает инициирование работы по становлению новой резервной региональной валюты. В качестве платформы для формирования такой резервной валюты можно рассмотреть такие организации, как БРИКС и ШОС. На взгляд автора, российский рубль может удовлетворять необходимым условиям и требованиям, предъявляемым к резервной валюте.

Перспективы реализации предлагаемого подхода очень велики. Во-первых, новая резервная валюта в Евроазиатском регионе позволит обеспечить независимость торговли стран и объединений региона от курса доллара США. Во-вторых, распространение такой валюты на всем евроазиатском континенте обеспечит ее устойчивость и возможность для дальнейшего расширения географии присутствия, что скажется и на расширении международной торговли.

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что страны-участницы ЕАЭС в настоящее время не готовы усилить степень интеграции до такой степени, которая позволит разрабатывать и применять единую торговую политику как внутри Союза, так и вне его. В дополнение к этому выявленные проблемы отсутствия эффективного механизма принятия ограничительных мер в торговле с третьими странами и одновременно критически сильная зависимость экономики Союза от внешнеторговой деятельности России формируют ситуацию, когда отсутствие единонаправленного реагирования на внешние угрозы приводит к возникновению дополнительных ограничений на внутреннем рынке.

В этих условиях можно подчеркнуть прямую зависимость количества внутренних барьеров от наличия единой политики ЕАЭС в отношении торговли с третьими странами. Несмотря на предложенные мероприятия, необходимо в дальнейшем уделить внимание формированию общих стратегических интересов государств-участников ЕАЭС во внешней и взаимной торговле с применением разработанных механизмов компенсации соответствующих потерь для экономик стран. Представляется, что действующий конфликт экономических интересов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России является основным и глобальным препятствием на пути дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС, которая позволила бы реализовать единый подход к формированию торговой политики.

Литература

1. Абрамов В. Л. Препятствия во взаимной торговле государств — членов ЕАЭС // Финансовая экономика. 2019. № 9. С. 429-432. Текст: непосредственный.

2. Абрамов В. Л. Динамика взаимной торговли стран ЕАЭС: эффекты и возможности роста // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 3. С. 6-9. Текст: непосредственный.

3. Березюк Л. В. ЕАЭС на современном этапе // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2017. № 2(12). С. 87-93. Текст: непосредственный.

4. Воронцова Н. А. Либерализация торговли в рамках Евразийского экономического союза (на примере Соглашения ЕАЭС-Вьетнам) // Московский журнал международного права. 2015. № 4. С. 103-113. Текст: непосредственный.

5. Гильяно А. А. Механизм государственного регулирования внешней торговли в целях совершенствования взаимодействия стран ЕАЭС // Успехи современной науки и образования. 2017. № 4. С. 67-70. Текст: непосредственный.

6. Егорова М. Л. Тенденции развития взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 5-1(84). С. 5962. Текст: непосредственный.

7. Казаренко Д. С. ЕАЭС — вчера, сегодня, завтра // Вестник студенческого научного общества Донецкого национального университета. 2019. № 11. С. 268-272. Текст: непосредственный.

8. Карманович К. О. Внешняя и взаимная торговля стран ЕАЭС как основной показатель экономического развития интеграции // Сибирский международный. 2018. № 20. С. 155-159. Текст: непосредственный.

9. Лешуков В. С. Евразийский союз: проблемы становления и риски в 2015 году // Современные евразийские исследования. 2015. № 1. С. 9-17. Текст: непосредственный.

10. Любимцев А. И., Ковалев Е. В. Сущность торговой политики и ее роль в системе современных международных экономических отношений // Вопросы студенческой науки. 2018. № 2. С. 114-117. Текст: непосредственный.

11. Мармонтова Т. В. Евразийская идея — от теории к практике воплощения // Современные евразийские исследования. 2015. № 2. С. 21-26. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 28.01.2022; одобрена после рецензирования 29.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF THE EAEU TRADE POLICY

Ilya A. Aksyonov Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

87 Gorkogo St., Vladimir 600000, Russia

[email protected]

Abstract. The EAEU title documentation defines such a model of functioning of the integration association, which is characterized by a single approach to both domestic and foreign trade policies. However, today we can't call the mechanism of trading between the EAEU countries and third countries unified. Due to the priority of the national economic interests of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan over the interests of the EAEU, it is not possible to unify the customs regulation measures applied to goods imported from third countries and exported there.

The article studies the challenges and opportunities of trade policy of the Eurasian Economic Union. This is the topical issue because of the current conditions of trading of the association. Among these conditions we can note the background slowdown in the economy, the

multipolar economic and political relations in the world, which form a reshuffle of economic forces, sanctions against Russia, the impact of food embargo measures, the diversity of international obligations assumed by the EAEU member countries, the lack of mechanisms for monitoring the implementation of obligations in the field of customs regulation in trade with third countries by administrations of the EAEU countries. Keywords: trade policy, the EAEU, sanctions against Russia, economic interests.

For citation

Aksyonov I. A. Challenges and Opportunities of the EAEU Trade Policy. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 1: 3-11 (In Russ.).

The article was submitted 28.01.2022; approved after reviewing 29.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.