УДК 352.071
Я. Ю. Белоус
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД В УКРАИНЕ
Проанализированы предпосылки проведения реформы децентрализации в Украине. Определено место и роль территориальной громады в бюджетной системе Украины, а также проблемы, связанные с функционированием территориальных громад на современном этапе развития. Проанализированы особенности реализации реформы децентрализации, основными задачами которой определены, во-первых, достижение оптимального распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти, а во-вторых, создание дееспособных территориальных громад как базового звена административно-территориального устройства.
Определена цель реформы местного самоуправления. Акцентировано внимание на том, что децентрализация дает возможность подключать громаду для решения проблем и на необходимости осознания территориальной громадой наличия собственных общих интересов, которые могут отличаться от интересов других территориальных громад и государства.
Обоснована необходимость разработки перспективных планов развития громад как предохранителя по распространению не способных (слабых), дотационных громад. Определены формы государственной поддержки формирования и развития территориальных громад, к которым также относится разработка Государственной стратегии регионального развития, стратегий регионального развития территорий, стратегий развития объединенных громад, планов мероприятий по реализации стратегий развития. Перечислены основные цели и задачи Государственной стратегии регионального развития.
Ключевые слова: децентрализация, реформа, местное самоуправление, территориальная громада, стратегия.
Ya. Yu. Belous
Volodymyr Dahl East Ukrainian National University
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TERRITORIAL COMMUNITIES DEVELOPMENT IN UKRAINE
The prerequisites for decentralization reform in Ukraine have been analyzed. The place and role of territorial community in the budgetary system of Ukraine have been defined, as well as problems related to the functioning of territorial communities in the present stage of development. The features of the implementation of the decentralization reform have been analyzed, the main objectives are defined: on the first place - to achieve optimal allocation of powers between the local authorities and executive authorities, and secondly - the creation of viable territorial communities as a basic-level administrative-territorial unit.
The purpose of local government reform has been determined. Attention is accented on the fact that decentralization makes it possible to connect the community to solve problems and to the awareness of the territorial community of having their own common interests, that may differ from the interests of other territorial communities and the state.
The necessity for a development of prospective plans of communities as a fuse for the dissemination weak, the subsidized communities has been substantiated. The forms of the state support the formation and development of territorial communities, which also include the development of the State Strategy for Regional Development, strategies for regional development areas, development strategies of integrated communities, action plans for the implementation of development strategies have been determined. The main objectives and tasks of the State Strategy for Regional Development have been listed.
Key words: decentralization, reform, local government, territorial community, strategy.
Введение. Реформирование территориальной организации власти на основе децентрализации является одним из ключевых направлений системных общественных трансформаций в Украине. Развитие государства невозможно
без развития регионов, оно зависит от того, насколько сильна региональная власть, как она обеспечивает предоставление социальных услуг населению. Исходя из понимания важности этой проблемы, на современном этапе развития
всех ветвей власти возникает вопрос о необходимости совершенствования теории и практики современного государства, обусловленного трансформациями в политической системе общества, проведением административно-территориальных, региональных реформ, внедрением конструктивного социального партнерства между центром и территориями.
Целью статьи является анализ административно-территориальной реформы в Украине, выявление проблем организации системы управления территориями и определение мероприятий по развитию объединенных территориальных громад.
Проблематику становления и развития местного самоуправления в контексте решения правовых, организационных, кадровых, финансово-экономических и социальных вопросов рассматривали в своих научных трудах
A. Мельничук, П. Остапенко [1], П. Биленчук,
B. Кравченко, М. Подмогильный [2], А. Коваленко [3], О. Амосов [4], О. Батанов [5], А. Мороз [6] и др. В то же время значительные научные наработки специалистов в настоящее время нельзя назвать окончательно завершенными, так как система местного самоуправления в Украине находится в состоянии динамического развития. С принятием закона о добровольном объединении громад появилось много новых вопросов не только в теории, но и в управленческой практике. Все это обусловливает необходимость проводить более глубокие научные исследования в этом направлении.
Основная часть. За годы реформирования экономики в Украине, к сожалению, существенных и принципиальных изменений в системе государственного администрирования и управления территориями не произошло, даже децентрализация власти имеет преимущественно (как это ни парадоксально) административный характер и осуществляется во многих регионах сверху вниз. Сложившаяся в Украине модель государственного управления была основана на доминировании государственных органов власти в решении вопросов местного самоуправления и развития территорий, а вопросу децентрализации не уделялось значительного внимания. Хотя вопрос о необходимости построения новой модели территориальной организации власти и административно-территориального устройства неоднократно поднимался в политической и экспертной среде. Однако большинство таких попыток останавливались на этапе концептуальных обоснований или законопроектов. Вместе с тем проблемы, связанные с несовершенством административно-территориального устройства и управлением территориями, не уменьшались, а с годами уве-
личивались. Особенно они обострились в самом нижнем базовом уровне - в селах, поселках и малых городах, где местное самоуправление преимущественно является несостоятельным активизировать экономическую деятельность и обеспечить благоприятную среду для жизнедеятельности людей. Новое административно-территориальное устройство должно стать основой построения новой модели территориального управления, базирующейся на принципах децентрализации, субсидиарности, баланса общегосударственных интересов с интересами населения регионов и территориальных громад, повсеместности местного самоуправления, способности и самостоятельности территориальной громады в решении вопросов местного значения.
Основными задачами реформы децентрализации определено достижение оптимального распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти на основе субсидиарности и создание дееспособных территориальных громад как базового звена административно-территориального устройства. В рамках реформы должны произойти принципиально новые для Украины процессы сотрудничества и добровольного объединения территориальных громад. Логика системного подхода к реформированию административно-территориального устройства требует начать этот процесс с реформирования базового уровня - территориальных громад.
Целью реформы местного самоуправления является, прежде всего, обеспечение его способности самостоятельно, за счет собственных ресурсов, решать вопросы местного значения. Речь идет о наделении территориальных громад большими ресурсами и о мобилизации их внутренних резервов.
В ст. 1 Закона «О местном самоуправлении в Украине» дано определение: территориальная громада - это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, поселков, имеющих единый административный центр, сельский совет [7]. С принятием Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» и Методики формирования способных территориальных громад [8] в стране, и в частности в ее регионах, началась чрезвычайно важная и ответственная работа по их внедрению.
Определение термина «способная территориальная громада» подается в правительственной методике формирования способных
территориальных громад - это территориальные громады сел (поселков, городов), которые в результате добровольного объединения способны самостоятельно или через определенные органы местного самоуправления обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг, в частности в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, с учетом кадровых ресурсов, финансового обеспечения и развития инфраструктуры соответствующей административно-территориальной единицы [9].
Функции территориальной громады - основные направления и виды муниципальной деятельности, выражающие волю и интересы местных жителей и обеспечивающие осуществление ими отношений с государством, его органами. Объем функций территориальной громады совпадает с объемом функций системы местного самоуправления. Повышение эффективности управления государством может происходить через адекватное распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления по осуществлению их публичных и хозяйственных функций на соответствующих территориях. Местные органы государственной власти должны решать вопросы регионального и местного значения в пределах Конституции и законов Украины, обеспечивать реализацию общегосударственных программ. Закон «О местном самоуправлении в Украине» [7] является основополагающим законодательным актом, который детализирует конституционные нормы о местном самоуправлении. Однако существуют определенные проблемы организации системы управления территориями:
- законодательная норма о местном самоуправлении как «гарантированное государством право ...территориальной громады решать вопросы местного значения» на практике превращается в неопределенность прав громад и фрагментарность полномочий органов местного самоуправления. В свою очередь, это приводит к углублению конфликта интересов между органами местного самоуправления разных уровней, а также между самоуправлением и государственной властью на уровне регионов и районов. Такие противоречия затрудняют налаживание эффективного взаимодействия местной власти и самоуправления и делают невозможным эффективное управление социально-экономическим развитием соответствующей территории;
- отсутствует четкое разграничение между полномочиями местных государственных администраций и органами местного самоуправления (в соответствии с законодательством
76 полномочий являются дублирующими), что препятствует построению эффективного механизма контроля за их выполнением;
- отсутствие солидарной ответственности за развитие территорий, низкий уровень взаимного доверия между общественными организациями и органами власти. Эффективному взаимодействию органов публичной власти с институтами гражданского общества препятствуют непрозрачность деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, сложность выполнения функции общественного контроля за их деятельностью, недостаточное привлечение членов территориальных громад в процесс принятия управленческих решений. Как следствие, рациональные идеи активной части общественности часто не только не доходят до адресата, способного их реализовать, но и наталкиваются на сопротивление местных должностных лиц;
- неурегулированность вопросов собственности территориальных громад на землю. Следствием этого стала замкнутость полномочий сельских, поселковых и городских советов в распоряжении земельными ресурсами исключительно в пределах населенных пунктов, то есть на 12% территории страны. В результате органы местного самоуправления лишены возможности эффективно планировать развитие территорий, громада - отстаивать свои интересы в процессе принятия решений об использовании земельных ресурсов [10].
Указанные проблемы обусловливают критическую важность реформирования территориальной организации власти, составной частью которого является изменение административно-территориального устройства по образцу построенных на демократических началах моделей европейских стран. Итак, административно-территориальное устройство должно строиться на следующих основных принципах:
- согласованность системы административно-территориальных единиц, созданных для осуществления местного самоуправления, с территориальной структурой местных органов исполнительной власти и других органов государственной власти;
- повсеместность юрисдикции местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением отдельных территорий со специальным статусом, где создаются специализированные администрации в соответствии с отдельными законами;
- совпадение границ административно-территориальных единиц с границами соседних
административно-территориальных единиц того же уровня;
- обязательность расположения территории административно-территориальных единиц в пределах территории только одной административно-территориальной единицы более высокого уровня интеграции;
- субсидиарность в распределении полномочий между уровнями публичной власти;
- наличие для каждого уровня административно-территориальных единиц полномочий, в том числе отраслевых, которые являются основными относительно других уровней, что оправдывает создание такого уровня административно-территориальных единиц;
- соответствие количества административно-территориальных единиц предыдущего уровня, находящихся в сфере влияния каждого органа публичной власти, критериям эффективного менеджмента - от 5 до 15;
- соответствие рекомендациям Европейского Союза по номенклатуре территориальных единиц для статистических целей [11].
Основой местного самоуправления является осознание территориальной громадой наличия собственных общих интересов, которые могут отличаться от интересов других территориальных громад и государства. Децентрализация дает возможность подключать общество для решения проблем. Люди должны знать, для чего используется земля, на что тратятся налоги.
В контексте реализации реформы децентрализации в Украине следует отметить, что в развитых европейских странах в основе современного местного самоуправления лежит теория свободных громад, в соответствии с которой местное самоуправление признается самостоятельным и независимым от центральной власти институтом. Для эффективной реализации такого подхода на практике необходимы определенные предпосылки: демократические традиции, соответствующий уровень политической культуры и достаточный уровень развития гражданского общества. Система местного самоуправления, базирующаяся на системе территориальных громад, в этих условиях характеризуется следующими чертами (признаками):
- наличие четко осознанных общественных интересов и готовность граждан брать на себя политическую ответственность за принятые решения;
- разграничение компетенций государства и территориальной громады, при котором государство минимально вмешивается в процесс местного самоуправления;
- деятельность органов местного самоуправления имеет демократический и прозрачный характер;
- реализуется принцип субсидиарности при распределении полномочий;
- должностные лица органов местного самоуправления имеют специальное образование и придерживаются особой этики [12].
Образование объединенных территориальных громад происходит согласно Закону «О добровольном объединении территориальных громад» [8] и ряду других законодательных и нормативно-правовых актов. Согласно Закону [8], объединение территориальных громад должно происходить добровольно.
Децентрализация в Украине уже имеет множество примеров успеха в виде объединенных громад и реализуемых ими проектов. Эффективность реформы также подтверждена ростом местных бюджетов. Но главной особенностью децентрализации в Украине является изменение сознания людей, которые уже поняли, что могут влиять на развитие своих громад, и лучше, чем они, этого никто не сделает. Реформа перешла в горизонтальную плоскость. В громадах уже не ждут решения сверху, а договариваются между собой, советуются, учатся на достижениях и ошибках друг друга и движутся дальше. Сейчас в Украине создано 368 объединенных территориальных громад (рисунок).
Предусмотрена государственная поддержка добровольного объединения территориальных общин. Государство осуществляет информационно-просветительскую, организационную, методическую и финансовую поддержку добровольного объединения территориальных громад. К формам государственной поддержки также относится разработка перспективных планов формирования территорий громад областей Украины. Перспективный план разрабатывают областные государственные администрации в соответствии с Методикой [9], разработанной Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и утвержденной Кабинетом Министров Украины.
Разумеется, государство должно обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления и, таким образом, необходимо наличие таких перспективных планов. Согласно внесенным изменениям в бюджетный кодекс, все финансовые преференции, предусмотренные для вновь объединенных территориальных громад, предоставляются в случае образования объединенных территориальных громад в соответствии с их перспективным планом.
Состояние формирования объединенных территориальных громад в Украине на 01.01.2017 [1]
Это главный предохранитель по распространению большого количества не способных (слабых), дотационных и ресурсонеобеспечен-ных объединенных территориальных громад [13]. Разработка перспективных планов необходима:
- для надлежащей реализации государственной политики в сфере территориальной организации власти и административно-территориального устройства;
- предотвращения формирования дотационных и несостоятельных территориальных громад;
- стимулирования объединенных территориальных громад, образовавшихся не в соответствии с перспективным планом, к дальнейшему объединению и образованию способных территориальных громад.
Следует также отметить, что для эффективного развития объединенных территориальных громад постановлением Кабинета Министров Украины утверждена Государственная стратегия регионального развития на период до 2020 года [14].
Стратегия определяет цели государственной региональной политики и основные задачи центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также предусматривает согласованность государственной региональной политики с дру-
гими государственными политиками, которые направлены на территориальное развитие [14].
Стратегия направлена на определение задач и инструментов для решения социальных проблем, повышение уровня экономического потенциала территорий, производительности их экономики, прибыльности бизнеса и доходов населения и, как следствие, создание условий для общего повышения социальных стандартов, качества жизни и развития бизнес-среды. Однако такая взаимозависимость требует определения и внедрения действенного фискального механизма и механизма перераспределения, иначе существует реальная угроза чрезмерной поляризации и рост диспропорций между экономически развитыми городами и остальной территорией страны.
Согласно Государственной стратегии регионального развития разрабатываются Региональные стратегии развития и Стратегии развития объединенных территориальных громад. Это помогает успешной координации усилий между органами центральной власти, органами местного самоуправления и объединенными территориальными громадами.
Заключение. Итак, новое административно-территориальное устройство должно стать территориальной основой для формирования децентрализованной системы территориального управления, что обеспечит максимально
эффективное использование общественных ресурсов, устойчивый экономический рост на принципах устойчивого развития, повышения социальных стандартов жизнедеятельности людей. Логика системного подхода к реформированию административно-территориального устройства требует начать этот процесс с реформирования базового уровня - территориальных громад.
Децентрализация за прошедший год уже набрала существенные обороты и демонстрирует реальные положительные результаты. Дальнейшее продвижение реформы требует законодательного урегулирования. Недостаток законов тормозит реформу, замедляет процессы секторальной децентрализации, сдерживает объединение территориальных громад и экономический рост территорий. Для минимизации проблем в управлении территориями необ-
ходимо урегулирование законодательства о передаче полномочий на места. Практическое внедрение законов требует научно-методологического обеспечения. Для эффективной реализации стратегий развития на государственном и региональном уровнях необходимо четкое соблюдение и выполнение Плана мероприятий, что, в свою очередь, станет надежным путем для развития регионов страны и объединенных территориальных громад в частности.
В целом процесс объединения территориальных громад продолжается. Очень важно на данном этапе оперативно анализировать проблемы и ошибки, возникающие в процессе реформирования, учитывать и исправлять их. Именно поэтому дальнейшего исследования требуют вопросы обеспечения развития объединенных территориальных громад в Украине.
Литература
1. Мельничук А., Остапенко П. Децентрализация власти: реформа № 1 (аналитические записки). Киев: ЦОП «Глобус», 2016. 35 с.
2. Биленчук П. Д., Кравченко В. В., Подмогильный М. В. Местное самоуправление в Украине (муниципальное право): учебное пособие. Киев: Атика, 2000. 304 с.
3. Коваленко А. Объединение территориальных громад - реальность или иллюзия. URL: http://www.3republic.org.ua/ua/ideas/11298 (дата обращения: 12.01.20l7).
4. Амосов О. Ю., Игнатенко О. С., Кузнецов А. О. Территориальное управление. Харьков: Магистр, 2011. 408 с.
5. Батанов О. В. Территориальная громада - первичный субъект муниципальной власти в Украине: понятие и признаки // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2008. № 2 (12). С. 5157. URL: http://www.cvk.gov.ua/visnyk/pdf/2008_2/visnik_st_13.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
6. Мороз О. Ю. Территориальная громада: сущность, становление и современные украинские реалии // Демократическое правление: электронное научное проф. издание. 2008. Вып. 2. URL: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/DeVr/2008_2/fail/ Moroz.pdf (дата обращения: 22.12.2016).
7. О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/280/97-вр (дата обращения: 25.12.2016).
8. О добровольном объединении территориальных громад: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2015. № 13, ст. 91. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/157-19 (дата обращения: 28.12.2016).
9. Об утверждении Методики формирования способных территориальных громад: постановление КМУ от 8 апреля 2015 года № 214. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/214-2015-%D0%BF (дата обращения: 21.12.2016).
10. Аналитический доклад к Ежегодному Посланию Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2015 году». Киев: НИСИ, 2015. С. 207-208.
11. Территориальная громада как базовая ниша административно-территориального устройства Украины: проблемы и перспективы реформирования. Киев: НИСИ, 2016. 61 с.
12. Каплан Ю. Расширение компетенций местного самоуправления базового уровня с целью эффективного обеспечения принципа субсидиарности: аналитическая записка // НИСИ. URL: http://old.niss.gov.ua/MONITOR/Juni/14.htm (дата обращения: 10.01.2017).
13. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по реформе межбюджетных отношений: Закон Украины от 26.04.2015, основание 288-19 // Ведомости Верховной Рады. URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/79-19 (дата обращения: 05.02.2017).
14. Государственная стратегия регионального развития на период до 2020 года, от 6 августа 2014 г. № 385. URL: http://zakon.rada.gov.ua/go/385-2014-%D0%BF (дата обращения: 25.01.2017).
References
1. Mel'nichuk А., Ostapenko P. Detsentralizatsiya vlasti: reforma № 1 (analiticheskiye zapiski) [Decentralization of authority: the reform no. 1 (analytical notes)]. Kiev: TsOP «Globus» Publ., 2016. 35 p.
2. Bilenchuk P. D., Kravchenko V. V., Podmogil'nyy М. V. Mestnoye samoupravleniye v Ukraine (munitsipalnoye pravo): uchebnoye posobiye [Local government in Ukraine (municipal law): training manua]. Kiev, Atika Publ., 2000. 304 p.
3. Kovalenko А. Ob ''yedineniye territorial'nykh gromad - real'nost' ili illyuziya [Combining of territorial communities - reality or illusion]. Available at: http://www.3republic.org.ua/ua/ideas/11298 (accessed: 12.01.2017).
4. Amosov О. Y., Ignatenko О. S., Kuznetsov А. О. Territorial'noye upravleniye [Territorial management]. Kharkov, Magistr Publ., 2011. 408 p.
5. Batanov О. V. Territorial communities - the primary subject of the municipal government in Ukraine: concept and characters]. Vestnik TsIK [Bulletin TsIK], 2008, no. 2 (12), pp. 51-57 (In Ukrainian). Available at: http://www.cvk.gov.ua/visnyk/pdf/2008_2/visnik_st_13.pdf (accessed 10.12.2016).
6. Moroz О. Y. Territorial communities: the nature, formation and modern Ukrainian realities. Demokraticheskoye pravleniye [Democratic governance], 2008, vol. 2 (In Ukrainian). Available at: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/DeVr/2008_2/fail/ Moroz.pdf (accessed: 22.12.2016).
7. O mestnom samoupravlenii v Ukraine: Zakon Ukrainy ot 21.05.1997 № 280/97-VR [About local government in Ukraine: Law of Ukraine on 21.05.1997 no. 280/97-VR]. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/280/97-вр (accessed 25.12.2016).
8. On a voluntary association of territorial communities: Law of Ukraine. Vedomosti Verkhovnoy Rady [Bulletin Of The Supreme Rady], 2015, no. 13, ch. 91. Available at: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/157-19 (accessed 28.12.2016).
9. Ob utverzhdenii Metodiki formirovaniya sposobnykh terrutorial'nykh gromad: postanovleniye KMV ot 08.04.2015 [Resolution KMV on 08.04.2015 no. 214]. Available at: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/214-2015-%D0%BF (accessed 21.12.2016).
10. Analiticheskiy doklad k Ezhegodnomu Poslaniyu Prezidenta Ukrainy k Verkhvnoy Rade Ukrainy "О vnutrennem i vneshnem polozhenii Ukrainy v 2015 godu" [Analytical report to the Annual Message of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine "On the internal and external situation of Ukraine in 2015"]. Kiev, NISI Publ., 2015, pp. 207-208.
11. Territorial'naya gromada kak bazovaya nisha administrativno-territorial'nogo ustroystva Ukrainy: problemy i perspektivy reformirovaniya [Territorial communities as a basic niche administrative-territorial structure of Ukraine: problems and prospects of reforming]. Kiev, NISI Publ., 2016. 61 p.
12. Kaplan Y. Expansion of local government basic level of competency in order to effectively ensure the principle of subsidiarity: analytical note. NISI [SRIS]. Available at: http://old.niss.gov.ua/ MONITOR/Juni/14.htm (accessed 10.01.2017).
13. On Amendments to the Budget Code of Ukraine on the reform of intergovernmental relations: Law of Ukraine on 26.04.2015. Vedomosti Verkhovnoy Rady [Bulletin of the Supreme Rady], 2015. Available at: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/79-19 (accessed 05.02.2017).
14. Gosudarstvennaya strategiya regional'nogo razvitiya na period do 2020 goda [State strategy of regional development for the period till 2020], 06.08.2014, no. 385. Available at: http://zakon.rada.gov.ua/ go/385-2014-%D0%BF (accessed 25.01.2017).
Информация об авторe
Белоус Яна Юрьевна - аспирант Института экономико-правовых исследований НАН Украины, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля (91406, г. Северодонецк, пр-т Центральный, 59а, Луганская область, Украина). E-mail: [email protected]
Information about the author
Belous Yana Yur'yevna - PhD student of the Institute of economic legal researches of the NAS of Ukraine, assistant lecturer, the Department of Management and Marketing. Volodymyr Dahl East Ukrainian National University (59а, Tsentralnyy Ave., Severodonetsk, 91406, Lugansk region, Ukraine). E-mail: [email protected]
Поступила 14.02.2017