Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития сельской школы республики Дагестан'

Проблемы и перспективы развития сельской школы республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ КЛАССА / ИНФРАСТРУКТУРА / RURAL SCHOOLS / UNGRADED SCHOOLS / INFRASTRUCTURE OF RURAL SCHOOLS / DEVELOPMENT PROGRAM OF RURAL SCHOOL / INCLUSIVE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М. Х., Джамалудинов Г. М.

В статье характеризуется сельская школа Дагестана, дана оценка ее количественным и качественным параметрам, определены причины создавшейся ситуации в сельской школе РД, предложены меры по развитию сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев М. Х., Джамалудинов Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article is characterized the rural schools of Dagestan with their qualitative and quantitative parameters, identified the reasons of current situation in rural schools of Dagestan, and proposed measures for the development of the rural schools

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития сельской школы республики Дагестан»

Literature:

1. Argunova, T. G. the Use of case-method in the educational process and methodical work of COLLEGE / T. H. Argunova, V. N. Andreev, V. A. Podvoisky: nauch.-a method manual. - M., 2007. - 104 p.

2. Dolgorukov, A. Case study as a method (strategy) understanding /A. Dol-gorukov. A practical guide for the tutor system of Open education based on distance learning technologies, ed. by A. Dolgorukov. - M.: Center of intensive technologies of education, 2002. - S. 22-44.

3. Rajabaliyev G. P. the Introduction of advanced technologies training/ "Actual problems of science". International correspondence scientific-practical conference September 27, 2011: part 2. - Tambov: OOO "Consulting company Ucom" 2011, pp. 106107.

4. Rajabaliyev G. P., G. M. Hadzhikurbanova an overview of the classifications of the cases/ "Information technologies in professional education". I international correspondence scientific-practical conference/ Under the General editorship of M. haybula-yev's X, Rajabaliyev G. P. - Makhachkala: DSPU, 2014. - S. 106-114.

УДК: 37.057

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Хайбулаев М.Х., Джамалудинов Г.М.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Махачкала

Аннотация. В статье характеризуется сельская школа Дагестана, дана оценка ее количественным и качественным параметрам, определены причины создавшейся ситуации в сельской школе РД, предложены меры по развитию сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа; малокомплектная школа; материальная база сельских школ; программа развития сельской школы; инклюзивные класса; инфраструктура

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Khaibulaev M.H, Djamaludinov G.M.

FGBOU VO «Dagestan state pedagogical university», Makhachkala

Annotation. The article is characterized the rural schools of Dagestan with their qualitative and quantitative parameters, identified the reasons of current situation in rural schools of Dagestan, and proposed measures for the development of the rural schools

Key words: rural schools; ungraded schools; infrastructure of rural schools; development program of rural school; inclusive classes

На основе анализа литературы (1.2,3,4), доклада Министра образования и науки РД на августовском совещании педагогических работников и статических отчетов управления образования Республики Дагестан сделаны перечисленные ранее выводы по характеристике сельской школы, причина сложившейся ситуации и предложения по совершенствованию образовательной деятельности сельских школ

1. Характеристика сельской школы РД

1.1. Сельских школ в РД -1254. Количество учащихся в 2016 году - 214000. По сравнению с 2015 годом количество школ уменьшилось на 51. Комплектов классов стало меньше на 286, учащихся на 1272 человек. Уменьшение школ и комплектов классов связано с политикой оптимизации школ. Прежде всего, сокращаются малокомплектные школы. Оптимизация не повышает эффективность системы образования и не позволяет реализовать требования ФЗ «Об образовании в РФ».

1.2. Материальная база сельских школ РД не соответствует современным требованиям: школьных зданий ветхих - 206; аварийных - 154; приспособленных -834. Только 41,9% школьных зданий являются типовыми.

1.3. В сельских школах РД работают 32714 педагогических работников. Из них с высшим образованием 24100, в том числе с базовым образованием, соответствующим профилю преподаваемых учебных предметов -23080; средним специальным образованием - 8470 , из них с педагогическим образованием - 8217. Высшую категорию имеют - 4025 учителей, первую категорию - 13051, вторую категорию - 15638. Средняя зарплата учителей средних сельских школ РД на 4050% ниже средних показателей по Российской Федерации.

1.4. В сельских школах РД имеются вакансии: учитель иностранного (английского) языка - 211 единиц; математики - 88; русского языка - 58; физики - 62. По этой причине во многих школах не ведется преподавание иностранного языка, не реализуются образовательные программы по ряду дисциплин. В сельских школах значительна доля учителей пенсионного возраста, которая с каждым годом только возрастает.

1.5. Особенностью сельской школы РД является наличие большого количества малокомплектных школ - 161 и основных общеобразовательных школ с количеством учащихся от 30-60 человек - 190, средних общеобразовательных школ с количеством учащихся до 100 человек - 340. В таких школах трудно обеспечить полную занятость учителей-специалистов, организовать образовательный процесс и в соответствии с требованиями ФГОС добиваться качественных результатов.

1.6. Другая особенность дагестанской сельской школы - многоязычие. В школах обучение ведется на 14 родных и русском языках, изучается литература на родных языках. Кроме этого имеются более 20 бесписьменных языков. Учащимся начальных классов нужно одновременно овладевать литературным родным и русским языками. В связи с этим обстоятельством есть необходимость подготовки учителей родных языков, учителей начальных классов по преподаванию родных

языков. Преподавание родных языков и литературы не имеет современного учебно-методического обеспечения.

1.7. На материально-техническое и учебно - методическое обеспечение сельских школ сильное влияние оказывает высокая дотационность муниципалитетов, безработица трудоспособного населения, его отток вместе со школьниками с мест проживания на заработки с мая по октябрь месяцы.

1.8. Недостаточное качество образовательного процесса сельской школы подтверждается результатами ЕГЭ. Не преодолели минимальный порог по русскому языку - 15%, математике - 21%, другим дисциплинам - 22% учащихся. Ежегодно уменьшается количество сельских школьников, принимающих участие на республиканском этапе всероссийской олимпиады и других интеллектуальных конкурсах школьников, из них только считанные единицы становятся призерами.

2. Причины нынешней ситуации в сельских школах РД

2.1. Отсутствие целенаправленной и проектно-ориентированной системы управления образованием на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Подбор руководителей образовательных организаций и муниципальных управлений образованием осуществляется без согласования с Министерством образования и науки РД и без учета мнения педагогической общественности и сельских общин.

2.2. Ослабление связей семьи, сельской общественности и педагогических коллективов и их взаимодействия в осуществлении основной деятельности школы.

2.3. Отсутствие системной работы с одаренными детьми и другими категориями учащихся с особыми образовательными потребностями.

2.4. Формализованность и коррумпированность системы повышения квалификации преподавателей и их аттестации.

2.5. Влияние религиозного фактора на основную деятельность сельских школ. (Параллельное функционирование примечетских школ (мектебы) и медресе; требования раздельного обучения по тендерному признаку; запрет художественного и музыкального обучения в школе и продолжения обучения девушкам в Х-Х1 классах; подмена научной картины мира религиозными представлениями и др.)

2.6. Низкая материально-техническая и учебно-методическая база сельских школ, прежде всего отсутствие текстовых и электронных учебников, специализированного лабораторного оборудования, необходимой инфраструктуры, информационно-образовательной среды.

3. Предложения

1. Разработать республиканскую программу «Развитие сельской школы Республики Дагестан» с целью ее государственной поддержки, формирования материально-технического, учебно-методического и кадрового потенциала, обеспечения доступности качественного образования, подготовки и переподготовки учителей для сельских школ.

Предусмотреть в программе:

-целевую подготовку учителей для сельских школ в Дагестанском государственном педагогическом университете;

-меры по социальной и материальной поддержке молодых учителей сельской школы;

-создание в каждом муниципалитете базовых школ-интернатов как образовательных, методических, инновационных и ресурсных центров, обеспечивающих доступность качественного образования для учащихся малокомплектных и малочисленных начальных и основных школ;

-учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков, литератур и обучения на родных языках учащихся начальной школы, соответствующее Федеральному государственному образовательному стандарту.

2. В муниципалитетах организовать дистанционное изучение дисциплин, не обеспеченных учебно-методически и кадрово и не реализующих требования образовательного стандарта. Создать на базе Дагестанского государственного педагогического университета республиканский центр переподготовки учителей, способных организовать дистанционное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий.

3. Открыть в Дагестанском государственном педагогическом университете, по согласованию с Правительством Дагестана, Министерством образования и науки РД, Администрацией сельских муниципальных образований, подготовительные курсы (годичные) по формированию контингента абитуриентов профилей обучения, по которым сельская школа не обеспечивает необходимый для поступления в вуз уровень знаний ЕГЭ, в первую очередь, по предметам «Иностранный язык», «Информатика», «Математика (профильный уровень)», «Физика», «География».

4. Создать республиканский кластер подготовки педагогических кадров на базе Дагестанского государственного педагогического университета.

5. Открыть в школах, расположенных в муниципальных административных центрах, инклюзивные классы. В педагогических образовательных организациях республики внести изменения в содержание и процесс подготовки учителей, обеспечивающие компетентность учителей в реализации задач инклюзивного образования.

6. Назначение директоров школ и руководителей муниципальных управлений образованием согласовывать с Министерством образования и науки РД.

Литература:

1. Абанкина Т.В. Перспективные модели сельских школ /Народное образование. -2007.-№2.

2. Анисин Н.М. Большие заботы малокомплектной школы. М., 1986.

3. Кигнеев В.А. Малокомплектная школа: специфика и опыт М., 2007.

4. Шахов Ш.К. Доклад министра образования и науки РД на августовском совещании работников образования Республики Дагестан. Учитель Дагестана, №17, 2016г.

Literature:

1. Abankina T. V. Promising model for rural schools/education. -2007.-№2.

2. Anisin N. M. Big concern for small schools. M., 1986.

3. Stigneev V. A. Small schools: issues and experience, M., 2007.

4. Shahi S. K. report of the Minister of education and science of RD at the August meeting of education workers of the Republic of Dagestan. Teacher of Dagestan, No. 17, 2016.

УДК 37.013

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Пирметова С.Я., Шамсутдинова У.А.

Аннотация. В статье отмечено, что курс высшей математики и специальные предметы математического цикла должны сочетаться с глубоким усвоением студентом логики, которая, в свою очередь, при изучении математики усваивается студентами более качественно. Образующийся в итоге комплекс юридических знаний ведет к наработке профессиональных юридических компетенций, повышая уровень профессиональной грамотности выпускника юридического вуза.

Также в статье рассматривается влияние курса высшей математики на профессиональное становление студента юридических специальностей в высших учебных заведениях. Показано, что наиболее эффективным преподавание этого курса является в сочетании с общенаучными и специальными юридическими дисциплинами и т.п.

Ключевые слова: математика, образование, интерактивные методы обучения.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

IN A LAW SCHOOL TO INCREASE THE LEVEL OF PROFESSIONAL

READINESS OF GRADUATES

Pirmetova S.Ya., Shamsutdinova U.A.

Abstract. The article noted that a course of higher mathematics and special subjects of the mathematical cycle should be combined with a deep mastering by the student of logic, which, in turn, in the study of mathematics students absorbed more efficiently. Formed in the end range of legal knowledge leads to the development of professional legal competence, increasing the level ofprofessional competence of graduate of the law school. The article also examines the impact of higher mathematics on the professional development of the student legal specialties in higher educational institutions. It is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.