Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка добровольного медицинского страхования в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития рынка добровольного медицинского страхования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2242
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / INSURANCE / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE / MEDICAL INSTITUTION / TELEMEDICINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслякова О.Н.

В статье дается краткая характеристика рынка добровольного медицинского страхования в РФ за последние три года с указанием ведущих страховщиков в данном сегменте страхового рынка. Далее подробно рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному развитию рынка ДМС в нашей стране, а также описываются возможные пути решения данных проблем и перспективные направления дальнейшего развития. Материал может быть полезен студентам, преподавателям и всем заинтересованным в этом вопросе лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a brief description of the market of voluntary medical insurance in the Russian Federation over the past three years, indicating the leading insurers in this segment of the insurance market. Further, the main problems hindering the effective development of the VMI market in our country are discussed in detail, as well as possible ways to solve these problems and promising directions for further development. The material can be useful for students, teachers and all those interested in this issue.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка добровольного медицинского страхования в Российской Федерации»

Key words: insurance, voluntary medical insurance, medical institution, telemedicine.

Аннотация. В статье дается краткая характеристика рынка добровольного медицинского страхования в РФ за последние три года с указанием ведущих страховщиков в данном сегменте страхового рынка. Далее подробно рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному развитию рынка ДМС в нашей стране, а также описываются возможные пути решения данных проблем и перспективные направления дальнейшего развития. Материал может быть полезен студентам, преподавателям и всем заинтересованным в этом вопросе лицам.

Abstract. The article gives a brief description of the market of voluntary medical insurance in the Russian Federation over the past three years, indicating the leading insurers in this segment of the insurance market. Further, the main problems hindering the effective development of the VMI market in our country are discussed in detail, as well as possible ways to solve these problems and promising directions for further development. The material can be useful for students, teachers and all those interested in this issue.

Добровольное медицинское страхование (далее - ДМС) — особый вид личного страхования, который осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). При этом, при наличии полиса ДМС человек всегда может получить доступ к самым современным медицинским центрам и лучшим специалистам, и все расходы по оказанию медицинских услуг берет на себя страховая организация.

Анализ динамики сборов и выплат по ДМС в нашей стране за 20152017 годы свидетельствует, что данный вид страхования является не очень прибыльным для страховщиков, так как имеет достаточно высокий коэффициент выплат, который за пять лет снизился с 77 до 75,6%. Объясняется это опережающими темпами роста выплат в сравнении с темпами роста премий на рынке.

С 1 января 2015 года стало обязательным наличие полиса ДМС у трудовых мигрантов, что сыграло роль в приросте рынка ДМС в 2015 году, но вызвало рост убыточности из-за частых обращений в медицинские учреждения застрахованных лиц с весьма серьезными заболеваниями при незначительной стоимости полиса. Поэтому в 2017 году многие страховые компании повысили стоимость полиса ДМС

для трудовых мигрантов на 9% в Москве и на 7% в регионах. При этом корпоративные программы ДМС остались без изменения.

Доля ДМС на страховом рынке России за анализируемый период сократилась с 17% до 14%, на рынке добровольного страхования с 12% до 11%. Численность страховых компаний, оказывающих услуги в области ДМС, сокращается вследствие капитализации рынка, по итогам 2017 года их насчитывалось 150 и, согласно прогнозам экспертов в области страхования, эта тенденция продолжится в будущем и составит 129 организаций к 2021 г.

Следует отметить, что на рынке ДМС наблюдается достаточно высокая концентрация. Так, пятерка ведущих страховщиков за анализируемый период увеличила свою долю на рынке ДМС до 66% по объему сборов, десятка ведущих страховщиков до 84%, а сто ведущих страховщиков до 99,8%, что еще раз подтверждает вывод о неизбежности сокращения количества страховщиков в сфере ДМС в ближайшие годы.

Несомненным лидером на рынке добровольного медицинского страхования является «Согаз», нарастивший долю на рынке до 38% от общего объема сборов. Второе место традиционно занимает компания «Ресо-Гарантия» с долей рынка 9%. Они же лидируют на рынке и по выплатам.

Также следует отметить, что рынок ДМС очень неоднороден по географическому признаку: большая часть сборов приходится на г. Москву (в среднем 65%) и г. Санкт-Петербург (в среднем 8,5%). Доля каждого остального субъекта Федерации не превышает 2-3%.

Как отмечают эксперты, ДМС востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 90% взносов, собранных по программам добровольного медицинского страхования, по итогам 2017 года 85,9%. Это можно объяснить, с одной стороны, ростом социальной ответственности бизнеса, а с другой, - желанием страховых компаний работать с корпоративными клиентами, так как при страховании коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников.

Как уже было отмечено ранее, система ДМС играет важную роль на современном рынке страховых услуг с точки зрения поддержания социальной стабильности в обществе, поскольку посредством ДМС граждане нашей страны получают доступ к высококачественным медицинским услугам, зачастую недоступные в рамках системы ОМС [5, c. 48]. Однако, несмотря на важность рассматриваемой сферы страхования, роль ДМС на рынке медицинских услуг достаточно невысока - за счет ДМС в настоящее время оплачивается 6-7%

оказанных медицинских услуг на территории РФ. Это обусловлено комплексом проблем, с которым сталкиваются страховые компании и другие участники рынка в рамках ДМС.

По мнению специалистов, одной из самых острых проблем в российском страховании является отсутствие специального федерального закона о добровольном медицинском страховании, который позволил бы разграничить услуги, предоставляемые в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, исключить их дублирование, а, значит, и снизить стоимость полиса ДМС [3]. Договоренность о разработке такого закона была достигнута между страховщиками и Банком России еще в 2014 году.

Еще одним фактором, негативно влияющим на развитие рынка ДМС, является несовершенство налогового законодательства в этой сфере. По действующей норме закона отчисления на ДМС, которые работодатели могут относить на себестоимость продукции, не должны превышать 6% от фонда оплаты труда предприятия. Это в несколько раз меньше зарубежной практики в области ДМС и не стимулирует работодателей расширять страховые программы. Совершенствование налогового законодательства в этом вопросе могло бы положительно сказаться на активности корпоративных клиентов страховщиков.

Главными потребителями ДМС в России являются клиенты в возрасте 30-50 лет. Как правило, это работающие люди, которые являются менеджерами среднего или высшего звена. По мнению национального рейтингового агентства «Эксперт РА» основным фактором, сдерживающим развитие ДМС в России, являются низкие доходы подавляющей части населения при достаточно высокой стоимости полиса ДМС.

Так, в России на протяжении многих лет прослеживается значительная доля населения, чей доход составляет ниже прожиточного минимума. Более того, по данным НИИ Росстата, в настоящее время 75% наемных работников предприятий и организаций в нашей стране находится у черты бедности. В условиях, когда работнику не хватает зарплаты на удовлетворение самых простых физических потребностей, ни о каком спросе на коммерческое медицинское страхование речи быть не может.

Кроме того, многие страховщики с физическими лицами договоры ДМС часто не заключают либо предлагают им существенно меньший перечень программ ДМС. Для работодателей же данный вид страхования становится важным элементом корпоративной культуры, который позволяет управлять лояльностью сотрудников, а также повышать производительность труда [7].

Также одной из основных проблем развития ДМС в России является то, что лишь небольшая часть граждан (по опросам, не более 40,6%) осведомлены в том, что такое добровольное медицинское страхование, что оно включает в себя и какие программы ДМС существуют [3].

Нередко развитию ДМС препятствуют и сами медицинские организации. Низкая конкуренция на рынке стимулирует рост цен на медицинские услуги, при этом лечебных учреждений, способных качественно обслуживать такого рода программы, не так уж много. В большинстве городов лишь несколько больниц или поликлиник соответствуют требованиям страховщиков. В результате все больше страховых организаций создают собственные медицинские организации, что ограничивается высокой стоимостью создания хорошего медицинского центра [5, c. 51].

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая методика оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ) как страховщиками, так и в целом в системе здравоохранения, что не дает возможность разработать реальный рейтинг медучреждений в стране или регионе и не способствует развитию конкуренции между ними.

Усугубляет ситуацию и отсутствие стандартов при формировании наименований платных медицинских услуг. Каждое ЛПУ создает свой перечень платных медицинских услуг, зачастую включая туда и то, что в действительности медицинской услугой не является. Это относится к внушительному перечню медикаментов, инструментария, расходных материалов, сервисных услуг и т.п. [3].

Как уже отмечалось выше, для рынка ДМС характерны существенные географические диспропорции. В России, на данный момент довольно большое количество страховых компаний предлагают свои услуги именно в больших городах: Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск. Здесь обширное количество платных медицинских центров, есть представительства различных страховых компаний и брокеров. В регионах, к сожалению, перспективы менее радужные. Создавать здесь филиальную сеть получается слишком дорого в силу нехватки специалистов, отсутствия спроса и больших затрат на создание филиалов [10, с. 291].

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, которые препятствуют развитию ДМС в нашей стране:

• пробелы в законодательстве (отсутствие специального федерального закона о добровольном медицинском страховании, несовершенство налогового законодательства);

• географические диспропорции;

• низкая платежеспособность населения, слабая страховая культура;

• отсутствие единой методики оценки деятельности ЛПУ и стандартов формирования наименований платных медицинских услуг.

Одна из основных предпосылок активного развития ДМС в настоящее время - это плачевное состояние государственной, формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему ОМС. Зачастую люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из самых распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - это непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.

Страхование здоровья - альтернативный вариант обезопасить себя и свою семью от существенных финансовых проблем, а также повысить шанс выздоровления в случае установления заболеваний.

В настоящее время во всем мире лечение онкологических болезней относят к самым дорогостоящим, и только немногие люди могут позволить себе нахождение в хорошей клинике и использование самых высокоэффективных лекарств. Для тех же, кто не имеет столь значительных денежных средств, страховая выплата может стать основным финансовым источником в оплате лечения [8, с. 67].

По данным Росстата, число россиян, столкнувшихся с заболеваниями рака, в 2017 году составило более 830 000 человек, из них почти 350 000 не смогли справиться с болезнью. В то же время, при диагностике заболеваний на раннем этапе и оказании высококвалифицированной медицинской помощи, вероятность диагностирования заболевания достаточно высокая. При лечении онкологии на ранней стадии пациенты полностью выздоравливают в 92% случаях. На следующей стадии получить положительный результат могут около 75% людей. Обращение в медицинское учреждение на третьей стадии онкологии спасет жизнь 56% пациентов. При лечении рака на последней стадии в живых остается лишь 13% пациентов [1, с. 280].

Нередко для выздоровления от рака не хватает денежных средств -стоимость высокоэффективных лекарств и услуг специалистов в области онкологии просто не по карману большему количеству людей.

Так, хирургическое вмешательство встанет больному в 30000-250000 рублей, в зависимости от вида опухоли и ее месторасположения. За лучевую терапию придется заплатить от 20000 -55000 рублей за курс. Химиотерапия обойдется в 60000-400000 рублей, в зависимости от лекарств и длительности приема. А если прибавить к этим цифрам еще и стоимость пребывания на стационарном лечении, поддерживающих препаратов, дополнительных процедур, анализов и обследований, последующего восстановления, то окончательная сумма будет безумно высокой даже для очень обеспеченных семей.

В силу этого не так давно в России увеличился спрос на новую услугу, уже давно признанную за рубежом - страхование от онкологических заболеваний (от рака). В России пока лишь несколько страховых компаний предлагают такой вид страхования: ОАО АльфаСтрахование (AlfaSynopsis (АнтиОкно)), ООО СК «ВТБ страхование» (Управляй здоровьем), ООО СК Ренесанс Жизнь (Медицина без границ), САО ERGO (Подари себе жизнь), Альянс Жизнь (Онкобарьер).

Такой страховой полис позволяет застрахованному лицу при выявлении онкологии получить высококвалифицированную медицинскую помощь, в т.ч. за рубежом, а также сохранить нормальный уровень жизни своей семьи на время прохождения лечения [6].

Как показывает практика, в последнее время за такими «страховками от рака» больше всего обращаются молодые россияне. Для них это - основной признак успешного делового человека.

Развитие рынка требует также активных и ощутимых маркетинговых усилий, в т.ч. разработки эффективных механизмов продаж ДМС со стороны страховых компаний. Страховым компаниям необходимо более тесно работать с потенциальными клиентами, включая как физических лиц, так и руководителей предприятий с тем, чтобы они уяснили для себя все преимущества, которые дает ДМС. Кроме того, нужно изучать особенности формирования потребностей в медицинском обслуживании в каждом конкретном регионе [4, с. 73].

Потенциал роста есть в области страхования физических лиц, но этим сегментом российские страховщики практически не занимаются, в отличие от зарубежных коллег. К примеру, только одна медицинская страховая компания из США, United Health Group, собирает годовую премию по ДМС большую, чем весь российский рынок страхования по всем видам, включая ОМС, и клиенты - преимущественно физические лица [10, с. 294].

Двигателем рынка могли бы стать сами медицинские страховщики, сделав полис ДМС более доступным для потребителей. Но необходимо понимать, что для сохранения доходности бизнеса при повышении доступности полиса нужна стратегическая перестройка всей отрасли, а не отдельных компаний. Поэтому рынок пока растет за счет ежегодного увеличения тарифов на ДМС и выражается в общем росте сборов [9].

Одним из перспективных направлений развития ДМС является развитие сервисных составляющих, в частности телемедицина и второе медицинское мнение по риску «диагностирование критических заболеваний», которые уже начали внедрять ведущие страховщики. Большинство страховщиков ДМС работают с корпоративными клиентами через свой сайт или бесплатное мобильное приложение.

Опция «Телемедицина» предусматривает возможность получить консультацию дежурного врача (терапевт, педиатр) в любое время суток, а по предварительной записи - врача-специалиста (кардиолог, гастроэнтеролог, диетолог, невролог, гинеколог и др.). При этом застрахованному доступен онлайн-архив медицинских консультаций и рекомендаций. Медицинскими операторами в части оказания услуг телемедицины выступают сеть клиник «Доктор рядом», «Клиника ЛМС», а также ряд других компаний [11].

Компания ВТБ Страхование запускает новый страховой продукт «Медицинский советник», в рамках которого владелец полиса получает неограниченный доступ к консультационным медицинским услугам, подбор клиники и врача, запись на прием и организацию лечения. Кроме того, полис включает три консультации онлайн или по телефону с профильными врачами для получения второго медицинского мнения в целях уточнения ранее поставленного диагноза или корректировки плана лечения. Полис также предусматривает лечение возможных послеоперационных осложнений [2].

Преимущества телемедицины для страховщиков выражаются в следующем:

1. Это дополнительный инновационный и удобный сервис, который интересен клиентам и, следовательно, увеличивает привлекательность страховщика.

2. Потенциально снижается убыточность страховщика, поскольку некая доля очных обращений заменяется на телемедицинские (которые пока стоят существенно дешевле) и страховщик экономит на оплате страхового возмещения медучреждениям. По статистике самой большой в мире телемедицинской компании - американского холдинга

«Teladoc», 25-30% очных обращений к врачу можно заменить телемедицинским приемом.

3. На телемедицинском приеме может быть обеспечено раннее выявление серьезного заболевания, что в итоге существенно снизит размер выплат страховщика.

4. Телемедицина может стать драйвером развития ДМС за счет развития рынка страхования физлиц, поскольку делает полис более дешевым и привлекательным для клиента [11].

Телемедицина в России имеет естественные преимущества: большие расстояния, дефицит специалистов узкого профиля, особенно в регионах. По мнению специалистов, телемедицина войдет в число прочных стандартов хорошего продукта ДМС, где телемедицинские и очные медицинские услуги будут сочетаться и дополнять друг друга.

Согласно результатам широкомасштабных исследований по телемедицине, не менее 60% опрошенных отмечают, что готовы использовать телемедицинские услуги. Эксперты считают, что в течение трех лет российский рынок телемедицинских услуг может достичь объема 18-20 млрд. руб. Очень многое будет зависеть от усилий медицинских учреждений, страховых компаний, интернетагрегаторов и прочих посредников, которые будут охотно продавать телемедицинские продукты в качестве коробочных решений [3; 6].

В заключении можно отметить, что, по оценкам экспертов, рынок добровольного медицинского страхования в 2018 году вырастет на 68% до 160 млрд. руб. При этом рост будет осуществляться за счет инфляции стоимости медицинских услуг и продажи программ от критических заболеваний, в частности, онкозаболеваний. Также большой вклад в развитие рынка ДМС внесет продажа услуг с телемедициной.

Таким образом, для дальнейшего эффективного развития данного сегмента страхового рынка необходимо как можно скорее комплексно решать существующие проблемы, чтобы не загубить эту важную с социальной точки зрения отрасль уже проработанного бизнеса, а также дать шанс населению и предприятиям получать качественные услуги по приемлемой стоимости.

Список литературы

1. Бакиров А.Ф., Кликич Л.М. Формирование и развитие рынка страховых услуг. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 304

2. Хоминич И.П., Дик Е.В., Архангельская ТА. Страхование.-Москва, 2015. - 439 с.

3. Окунев О.Б. Актуарные расчеты в медицинском страховании. -Москва, 2008. - 258 с.

4. Маслова ТА. Медицинское страхование граждан. Новшества, возможности выбора. - Москва: Библиотечка "Российской газеты", 2014. - 160 с.

5. Коршунова А.А. Проблемы и перспективы медицинского страхования в России // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе. 2016. №3. С. 48 - 52

6. Сусликов В.Н., Шергунова Е.А. Правовое регулирование страховой деятельности. -Курск, 2012.

7. Свирид Т. Корпоративное страхование. Какие возможности открывает страхование для здоровья сотрудников // Финансовая газета. 2017. N 39. С. 8 - 9.

8. Скрябина Л.И. Перспективы развития добровольного

медицинского страхования - онкострахование// Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе. 2017. №3. С.66-70

9. Суслякова О.Н. Драйверы развития страхового рынка России //

Российская экономика: взгляд в будущее Сборник материалов II Международной научно-практической (заочной) конференции.

Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2016. С. 199-206.

10. Терентьева М.Н. Проблемы развития добровольного медицинского страхования в России // Современное состояние и перспективы развития рынка страхования. 2016. С. 290- 294

11.Чернин М. «Гигиенический фактор»: почему страховщикам не обойтись без телемедицины [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL: http://www.asn-news.ru/post/819?from_daily

Токсоналиева Р.М., Мусурманова Г.С.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РAЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИOННОГО ОБЩЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА

Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, Баткенский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.