PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PASSENGER
TRANSPORT SERVICES IN AGGLOMERATIONS
Maleeva Tatyana Vladimirovna
E-mail: [email protected], [email protected]
Smirnov Andrey Aleksandrovich
E-mail: alfa_beta_gamma@mail. ru
Chair of Economy and Management
in Municipal Economy, St. Petersburg State Engineering and Economic University, St. Petersburg
Article is devoted to questions of development and improvement of a control system by providing passenger transport services in agglomerations. Principles and the main directions of development of this control system are defined. The model of the organization of providing passenger transport services in agglomerations on the basis of corporate structure is offered.
Keywords: transport services; agglomeration; transport corporation.
УДК 338.47
© Малеева Т.В., 2012 © Смирнов А.А., 2012
МАЛЕЕВА
Татьяна
Владимировна,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В АГЛОМЕРАЦИЯХ
Статья посвящена вопросам развития и совершенствования системы управления предоставлением пассажирских транспортных услуг в агломерациях. Определены принципы и основные направления развития данной системы управления. Предложена модель организации предоставления пассажирских транспортных услуг в агломерациях на основе корпоративной структуры.
Ключевые слова: транспортные услуги; агломерация; транспортная корпорация.
Развитие интенсивныхделовых, инфраструктурных, производственных, рекреационных, социальных, технологических и экономических межтерриториальных связей в мировой практике приводит к формированию агломераций, которые образуются, как правило, на основе сочетания крупного города с другими близлежащими поселениями. В работе Ю.Л. Пивоварова агломерация определяется как компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённых в сложную локальную систему интенсивными многообразными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала [1]. В агломерациях сконцентрированы прогрессивные отрасли промышленности, административные, хозяйственные, научные организации, учреждения культуры и искусства, сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Эта форма расселения активно развивается, как во всем мире, так и в нашей стране.
Интеграционным фактором развития агломераций выступает транспортная система, от функционирования и развития которой во многом зависят качество жизни населения, результаты работы отраслей экономики городов и иных поселений в составе агломерационной формы расселения, возможности использования градостроительного и социально-экономического потенциала территории.
Транспортная система Российской Федерации имеет сложную структуру и включает в себя несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из элементов инфраструктуры, транспортных средств и системы управления. Основным документом, определяющим государственную политику развития этой отрасли, является Транспортная стратегия Российской Федерации [2], в которой определены основные направления, задачи, формы участия государства в развитии системы транспорта.
В агломерациях органической и важнейшей частью транспортной системы выступает система общественного пассажирского транспорта, призванная обеспечить мобильность населения с целью трудовых, рекреационных и социо-бытовых передвижений, способствовать созданию жизненно важных условий на всей территории агломерации. Данная система также включает в себя несколько малых подсистем, разделенных по видам транспорта - транспорт, использующий искусственную среду (метрополитен), наземный электрический транспорт, автомобильный транспорт общего пользования, представленный различными предприятиями-перевозчиками.
У каждого вида общественного пассажирского транспорта агломерации есть свой ряд достоинств и недостатков, например, электрический транспорт отличается высокой экологической чистотой, но уступает автобусным перевозкам по маневренности и скорости движения.
В последние годы резко возрос уровень автомобилизации населения. Так, если в 1998 г. число собственных легковых автомобилей в России на 1000 человек было 122 автомобиля [3], то в 2009 г. этот показатель увеличился в два раза и составил уже 243 автомобиля на 1000 человек [4]. Возросший уровень автомобилизации населения имеет неоднозначное влияние на качество предоставления пассажирских транспортных услуг. Одно из важнейших и безусловных преимуществ личного транспорта - высокая скорость передвижения - в современных крупных городах и ядрах агломераций зачастую обесценивается длинными очередями в пробках на дорогах. При этом возрастающее количество личного транспорта на дорогах агломераций создает ряд сложностей, как для общественного, так и для специального транспорта, что негативно сказывается на функционировании ряда важнейших социальных служб (скорая помощь, милиция, пожарная и т.д.), которым затруднен проезд по территории агломерации. И не случайно, что во многих европейских столицах введены ограничения движения и стоянки личного транспорта, выделены приоритетные полосы движения для общественного пассажирского транспорта - трамваев, троллейбусов и автобусов. [5]
Транспортные услуги, как и другие виды услуг, обладают свойствами нематериальности, неделимости, непродолжительности во времени и пространстве, неравномерности [6]. Необходимо отметить, что до 90-х годов ХХ века понятие "услуга транспорта" вообще не использовалось в практике планирования и организации работы транспорта, за исключением транспортно-экспедиционного обслуживания. По нашему мнению, пассажирские транспортные услуги можно определить как процесс обслуживания и результат деятельности исполнителя услуги, направленные на удовлетворение потребностей пассажиров в перемещении во времени и пространстве в соответствии с предъявляемыми ими требованиями.
В настоящее время в агломерациях значительные проблемы по получению пассажирских транспортных услуг связаны с развитием транспортной сети городов, входящих в агломерационную форму расселения, в результате чего отмечается:
- недостаточная пропускная способность транспортной сети;
- моральное и физическое старение инфраструктуры, неудовлетворительное состояние дорог;
- перегруженность дорог личным автомобильным транспортом;
- дублирование маршрутов общественного транспорта и низкая скорость его передвижения,
- перегруженность основных магистралей и ядра агломерационной формы расселения;
- незначительная роль рельсового транспорта, его неразвитость в масштабахагломерационной формы расселения.
Развитие системы управления предоставлением пассажирских транспортных услуг в агломерациях целесообразно проводить, опираясь на ряд основополагающих принципов.
89
СМИРНОВ
Андрей
Александрович,
кафедра Экономики и менеджмента в городском хозяйстве, Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет, Санкт-Петербург
Ключевым в данном случае, на наш взгляд, является принцип целостности, подразумевающий под собой организацию управления предоставлением пассажирских транспортных ус-лугтаким образом, чтобы сохранять целостность транспортной системы с единым координационным управлением, поскольку взаимосвязанное совершенствование всех элементов системы пассажирскихтранспортныхуслуг в агломерационной форме расселения способствует получению эффекта более сильного, чем эффект автономного совершенствования отдельных элементов системы.
Следующим важным принципом можно выделить принцип интегративности, подразумевающий выделение в системе пассажирских транспортных услуг системообразующих элементов, имеющих ключевое значение для всей системы. Воздействие на них может либо повысить, либо в противном случае снизить эффективность функционирования всей системы. К таким элементам, в первую очередь, следует отнести парк средств, предназначенный для перемещения пассажиров, дороги и другие коммуникации, систему управления.
Принцип необходимого разнообразия предполагает определенную степень разнообразия системы пассажирских транспортных услуг, превышающую степень потенциального спроса населения агломерации на транспортные услуги и предъявляемые требования к времени передвижения, комфорту, безопасности и др.
Поскольку пассажирские перевозки являются подсистемой системы более высокого порядка - всей транспортной инфраструктуры агломерации, то важную роль здесь будет играть также принцип коммуникативности.
На наш взгляд, основными целями при формировании системы предоставления пассажирских транспортных услуг в агломерациях должны стать:
- приоритет стандартов безопасности по перевозке населения пассажирским транспортом над извлечением выгоды от перевозок;
- дальнейшее развитие и оптимизация маршрутной сети, направленные на обеспечение транспортной подвижности населения в агломерации с учетом тенденций ее развития;
- выход на более высокий уровень по показателям качества транспортного обслуживания пассажиров в агломерации;
- обеспечение современным подвижным составом всего объема пассажирских перевозок по всем видам пассажирского транспорта.
К числу приоритетных направлений, обеспечивающих достижение обозначенных целей, можно отнести:
- создание перехватывающих парковок;
- выделение приоритетных полос движения пассажирского транспорта;
- оснащение подвижного состава пассажирского транспорта навигационными комплекса-
ми на базе спутниковых систем ГЛОНАСС/ GPS;
- развитие скоростных внеуличных видов транспорта(рельсового транспорта как связующего звена периферийных зон между собой и с центральной частью, а также метрополитена в ядре агломерации с уже сложившейся плотной застройкой;
- создание пассажирскихтранспортно-логи-стических центров для реализации максимально дружественного интерфейса между городскими, региональными и международными системами мобильности;
- совершенствование маршрутной сети;
- проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок среди компаний-перевозчиков в пределах агломерации.
Таким образом, можно сформулировать основные направления в организации предоставления пассажирских транспортных услуг:
- формирование единой транспортной сети агломерационной формы расселения, обеспечение взаимосвязанной и согласованной работы всех подсистем пассажирского транспорта в его составе;
- формирование централизованного упорядоченного рынка таксомоторных перевозок -развитие общественного транспорта индивидуального пользования, по микрорайонам (движение по схеме "от двери до двери" позволит экономить время подходов к остановочным пунктам
- актуально для спальных районов, с дефицитом социальных маршрутов);
- создание информационной системы способной предоставлять своевременный и всеобъемлющий комплекс информации о пассажирской транспортной услуге, выраженный для потребителей в виде информационного портала.
Формирование единой транспортной системы в агломерации позволит устранить неравномерность в обеспечении подвижным составом на основных маршрутах, убрать дублирование маршрутов различными видами транспорта, достичь экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности использования подвижного состава, более рационально использовать возможности перевозчиков, удовлетворять потребности в передвижении всех категорий населения и т.д.
Безусловно, для организации транспортного процесса на территории агломерации необходимо решение комплекса задач. Это, прежде всего:
1. Формирование нормативно-правовой базы, соответствующей основным целями и задачами транспортного обслуживания населения общественным пассажирским транспортом.
2. Регулирование вопросов текущего функционирования и развития пассажирского транспорта и координация взаимодействия сдруги-ми субъектами транспортной инфраструктуры
агломерации. Формирование маршрутной сети в агломерации, обеспечивающей для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке и наименьших затрат времени на одну поездку в любом направлении.
3. Формирование и реализация политики в области содержания и развития маршрутной сети пассажирского транспорта в интересах населения.
4. Создание приемлемых и равных условий для деятельности перевозчиков в рамках единой маршрутной сети.
5. Регулирование тарифной политики в целях обеспечения равной доступности пассажирских транспортных услуг для всех слоев населения. Инициирование пересмотра тарифов на пассажирские транспортные услуги, оказываемые транспортной корпорацией,при возникновении объективных изменений условий и затрат по перевозке пассажиров;
6. Организация контроля за функционированием и развитием пассажирского транспорта в рамках полномочий, определенных законодательством.
7. Координация информационного обеспечения деятельности пассажирского транспорта, мониторинг предложений населения, принятие в рамках полномочий необходимых мер реагирования, подготовка предложений и обоснований, направленных на улучшение работы пассажирского транспорта.
Структура органов системы управления пассажирским транспортом в агломерации должна соответствовать этим задачам. Становится очевидной целесообразность формирования модели организации предоставления пассажирских транспортных услуг на основе корпоративной структуры - корпорации, осуществляющей предоставление пассажирских транспортных услуг во всей агломерации, координирующей движение всех видов транспорта под единым началом.
В подобной модели организации можно задействовать предприятия различных форм собственности, объединенные под условным названием "Транспортная корпорация".
Органы власти выступают в роли заказчика, выполняют функцию мониторинга качества обслуживания и разработки стандартов, а транспортная корпорация является поставщиком пассажирских транспортных услуг, консолидирует усилия транспортных предприятий различныхформ собственности по обслуживанию населения на определенной территории и соблюдение их экономических интересов. В результате создается мультимодальный оператор общественного транспорта, который отвечает за развитие системы пассажирского транспорта и транспортную политику. Одним из этапов становится создание единого информационного и организационно-экономического пространства, позволяющего эффективно ис-
пользовать весь потенциал системы пассажирского транспорта. Для потребителя формируется единый бренд компании, оказывающей пассажирские транспортные услуги.
Модель организации оказания пассажирских транспортных услуг на основе корпоративной структуры позволит комплексно решать проблему оказания качественных пассажирских транспортных услуг потребителям на всей территории агломерации. В результате преобразования системы пассажирского транспорта от уровня отдельного города до агломерации в целом может быть получен социальный и экономический эффект по ряду позиций:
1) повысится уровень и качество пассажир-скихтранспортных услуг, оказываемых населению;
2) современный подвижной состав и координация помогут снизить нагрузку на транспортную сеть агломерационной формы расселения и сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду;
3) снижение нагрузки на транспортную сеть агломерации даст положительный экономичес- К^Т О кий эффект, вследствие сокращения издержек ^
на капитальное строительство и эксплуатацию сети;
4) упорядочение функционирования пассажирского транспорта в агломерации предотвра- 91
тит работу на рынке транспортных услуг перевозчиков, не соответствующих предъявляемым требованиям, работающих нелегально и наносящих ущерб своей деятельностью экологии и экономике региона;
5) возрастет безопасность дорожного движения и, как следствие, снизятся потери отдорож-но-транспортных происшествий.
Мировая практика показывает, что при формировании сферы пассажирскихтранспортных услуг в агломерациях, на первом этапе издержки не всегда покрываются доходами от производства пассажирских транспортных услуг, но ее высокое значение в социальном, политическом и экономическом аспектах делает необходимым ее финансирование и поддержание. Со временем в процесс потребления пассажирских транспортных услуг вовлекаются все новые и новые клиенты. Причем потребителем пассажирских транспортных услуг в агломерации выступает не только постоянное население, но и временное население, включающее туристов. В дальнейшем система пассажирского транспорта становится востребованной и приносит ощутимый эффект, как по экологическим, так и по экономическим параметрам для городов и поселений, входящих в агломерацию.
Равномерное распределение маршрутной сети по агломерации позволит увеличить скорость перемещения пассажиров. Повышение качества транспортных услуг для пассажиров, использующих общественный транспорт, будет привлекать владельцев личного транспорта к его
гч
о
гч
0
I---------
>анопоЕ>т
жет положительный эффект на различные сферы его экономики.
Примечания:
1. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики //Урбанизация и городские системы. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 231 с.
2. О Транспортной стратегии Российской Федерации. Распоряжение Правительства рФ № 1734-р от 22.11.2008.
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003: стат. сб. / Госкомстат. - М., 2003. - 463 с.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010 : стат. сб. / Росстат. - М., 2010.-507 с.
5. Зарубежный и отечественный опыт управления городским пассажирским транспортом в рыночных условиях: учеб. пособие / под ред. В.Л. Персианова. - М.: ГУУ, 2006. - 62 с.
6. Будрина Е.В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития: учеб. пособие. Ч. 1. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001. -101 с.
Ь
92
использованию, что сократит потоки личных автомобилей, движущихся по дорогам агломерации и положительно скажется на экологической обстановке поселений в составе агломерации.
Меры по развитию пассажирскихтранспорт-ных услуг в агломерации с учетом принципов целостности и интегративности помогут устранить существующие недостатки в предоставлении пассажирских транспортных услуг в городах и поселениях, входящих в агломерационную форму расселения. Это благоприятно скажется и на инвестиционной привлекательности территории, и на социальной стабильности, позволит сформировать положительный имидж региона и ока-