Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития оптового торгового предприятия в Дальневосточном регионе'

Проблемы и перспективы развития оптового торгового предприятия в Дальневосточном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ / СИСТЕМА СКЛАДСКОГО УЧЕТА COREL MS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамова В. В.

Рассмотрены практические аспекты товарных ресурсов оптовой компании: по технологии их размещения на складах, управлению товарными запасами, мониторингу за движением товарных запасов и эффективности управления ими. Определены некоторые резервы по повышению эффективности функционирования оптовой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития оптового торгового предприятия в Дальневосточном регионе»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ

В. В. ГАМОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры коммерции, логистики и рекламы E-mail: [email protected] Тихоокеанский государственный экономический университет

Рассмотрены практические аспекты товарных ресурсов оптовой компании: по технологии их размещения на складах, управлению товарными запасами, мониторингу за движением товарных запасов и эффективности управления ими. Определены некоторые резервы по повышению эффективности функционирования оптовой компании.

Ключевые слова: конкурент, конкурентоспособность, многофакторный анализ, мониторинг, эффективность функционирования компании, система складского учета Corel MS.

С развитием предпринимательства и рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы коммерческой работы и формирования ресурсов оптового торгового предприятия. При рыночной экономике эффективность его коммерческой работы зависит от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, способствовать своей деятельностью развитию у промышленных и сельскохозяйственных предприятий материальных стимулов и интереса к изготовлению нужных населению товаров.

Сегодня от оптовой компании требуется умение выбирать для себя многоцелевую перспективу и удовлетворять запросы и интересы самых различных потребителей. Главной задачей руководства компании является примирение этих несхожих и во многом противоречивых интересов.

Общество с ограниченной ответственностью «ВСТК—Приморье» было учреждено в 1999 г. как региональная оптовая компания — представитель российских производителей лакокрасочной про-

дукции, товаров бытовой химии, парфюмерии и косметики на Дальнем Востоке, в том числе в Приморском и Камчатском краях, Сахалинской и Магаданской областях.

Сегодня этакомпания, эффективно используя свое географическое месторасположение, порт Владивосток и его контейнерные терминалы, является дистрибьютором известных поставщиков центральной и западной России: ООО «Концерн Калина», ООО «Весна», ООО «Свобода», ООО «Ярославские краски», «Zinger», «Still», «Procter&Gamble», «Эм-пилс», «Хенкель» и др. Всего у компании насчитывается более 70 поставщиков продукции.

Наиболее важным для определения эффективности функционирования предприятия является такой показатель, как рентабельность продаж. Рентабельность продаж в компании за три года снизилась на 3,7%. Основной причиной этого стало увеличение размера постоянных затрат на 101 %, переменных — на 22 %, а также увеличение себестоимости товаров на 16,8 %.

Ассортимент товаров, закупаемых ООО «ВСТК—Приморье», насчитывает более 10 тыс. наименований. Распределение ассортимента товаров по группам дает следующую картину (табл. 1).

Наибольшая доля в формировании товарооборота у группы «Косметика и средства личной гигиены» — 21,5%. На 2-м месте — «Мыло и синтетические моющие средства» — 24,7 %, на 3-м — «Лакокрасочная продукция» — 20,1%. Наименьшая доля у группы «Электроизделий» — 5,8 %.

При выборе покупателей своей продукции и заключении договоров с ними торговый отдел ООО

Таблица 1

Доля товарных групп в формировании товарооборота ООО «ВСТК—Приморье» в 2009 г.

Годовой Доля группы

Товарная группа оборот, тыс. руб. товара в годовом обороте, %

Косметика и средства 113 959 27,5

личнои гигиены

Парфюмерия 20 689 4,9

Мыло и синтетические 102 353 24,7

моющие средства

Чистящие и моющие 34 249 8,3

средства

Лакокрасочная продукция 83 170 20,1

Строительные материалы 35 949 8,7

Электроизделия 24 005 5,8

Итого... 414374 100,0

Таблица 2

Сравнительная характеристика и оценка основных конкурентов ООО «ВСТК—Приморье», баллы

ООО Конкуренты

Показатели «ВСТК-Приморье» «Негоциант» «Вирэй» «Лидер»

Цена товара 5 4 3 3

Качество 5 4 5 4

Ассортимент 5 4 4 4

Условия оплаты 4 3 5 3

Сроки выполне- 5 5 4 3

ния заказов

Реклама 1 5 5 4

Доступность 1 5 4 5

информации

Предоставле- 1 4 4 4

ние дополни-

тельных услуг

населению

Удобство тер- 5 4 3 3

риториального

размещения

Итого... 32 38 38 35

«ВСТК—Приморье» учитывает многие факторы. Прежде всего это их финансовые возможности, территориальное размещение, способы своевременной доставки товара со склада покупателю по установленному графику и в согласованном ассортименте.

Выход на рынок сбыта — это вступление в конкурентную борьбу. Поэтому необходимо проведение маркетинговых исследований рынка для изучения деятельности конкурирующих фирм. Для этих целей и проводят анализ конкуренции на рынке, который осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации о деятельности конкурирующих фирм: рекламные проспекты, торговые выставки и ярмарки, ежегодные отчеты и тексты выступлений руководства компаний, обзоры в периодической печати, материалы конференций.

Помимо этих открытых данных, исследование конкурентов опирается на оперативные источники информации, в том числе на сведения, полученные от потребителей, с биржи, от экспертов по рынку, от государственных правовых и экономических учреждений. Среди них особенно важны опросы покупателей и дилеров по сбыту продукции на рынке.

Особую сложность представляет анализ структуры затрат конкурента, которые, как известно, являются коммерческой тайной любой фирмы. На базе этих различных показателей формулируются выводы о сильных и слабых сторонах деятельности конкурентов. Это является итогом маркетингового исследования на рынке.

Рассмотрим основных конкурентов ООО «ВСТК—Приморье» и проведем их оценку с помощью балльной системы по различным показателям (табл. 2).

Баллы, проставленные в табл. 2, означают: 5 — «отлично», 4 — «очень хорошо», 3 — «хорошо», 2 — «удовлетворительно», 1 — «мало приемлемо», О — «отсутствие данного параметра».

Основными показателями, по которым ООО «ВСТК—Приморье» проигрывает своим конкурентам, являются: отсутствие эффективной рекламы, доступность информации об организации, предоставление дополнительных услуг населению. По всем остальным критериям ООО «ВСТК—Приморье» выигрывает 1—2 балла по сравнению со своими конкурентами, что говорит о хороших конкурентных позициях компании на рынке.

Вместе с тем анализ деятельности ООО «ВСТК—Приморье» показал, что в компании в последние годы наблюдается неоправданный рост величины товарных запасов.

В ходе проведенного исследования были рассчитаны темпы роста запасов и реализации (спроса) товаров (табл. 3).

Анализ данных табл. 3 показывает, что темпы роста запасов значительно превышают темпы роста спроса на товары. Это означает, что на предприятии существует проблема образования излишних товарных запасов, которая отрицательным образом сказывается на его финансовом состоянии. Для того чтобы избежать сверхнормативного накопления товаров на складах, необходимо определить, какие товарные группы занимают наибольший удельный вес в формировании запасов (табл. 4).

На основании данных, представленныхвтабл. 4, можно сделать вывод о том, что основной отток

Таблица 3

Динамика запасов и реализации товаров в компании ООО «ВСТК—Приморье» в 2007—2009 гг.

Товарная группа Товарные запасы, тыс. руб., по состоянию на начало года Темп роста Реализация, тыс. руб. Темп роста

2007 г. 2008 г. 2009 г. запасов,% 2007 г. 2008 г. 2009 г. спроса, %

Косметика и средства личной 4 248 7 029 11 598 273,0 94 668 103 882 113 959 120,4

гигиены

Парфюмерия 3 392 4 434 5 809 171,3 27 542 23 871 20 689 75

Мыло и синтетические мою- 7 706 11 309 16 602 215,4 66 486 82 542 102 353 153,9

щие средства

Чистящие и моющие средства 1 018 2 708 4 333 425,6 14 578 22 341 34 249 234,9

Лакокрасочная продукция 4 272 6 778 10 777 252,3 66 818 74 547 83 170 124,5

Строительные материалы 1413 3 181 3 980 281,7 47 653 41 321 35 949 75

Электроизделия 1485 3 270 3 931 264,7 14 766 18 827 24 005 162,6

Итого... 23534 38 709 57030 242,3 332511 367331 414374 124,6

Таблица 4

Доля товарных групп в общем объеме товарных запасов ООО «ВСТК—Приморье» в 2007—2009 гг.

Товарная группа 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Товарные запасы, тыс. руб. Доля, % Товарные запасы, тыс. руб. Доля, % Товарные запасы, тыс. руб. Доля, %

Косметика и средства личной гигиены 4 248 18,1 7 029 18,2 11 598 20,3

Парфюмерия 3 392 14,4 4 434 11,5 5 809 10,2

Мыло и синтетические моющие средства 7 706 32,7 11 309 29,2 16 602 29,1

Чистящие и моющие средства 1 018 4,3 2 708 7,0 4 333 7,6

Лакокрасочная продукция 4 272 18,2 6 778 17,5 10 777 18,9

Строительные материалы 1 413 6,0 3 181 8,2 3 980 7,0

Электроизделия 1 485 6,3 3 270 8,4 3 931 6,9

Итого... 23534 100 38 709 100 57030 100

денежных средств приходится на следующие то- компании и рассчитывать оптимальный размер варные группы: «Мыло и синтетические моющие партии поставки при закупе товаров, что позволит средства» (29,1 %в2006 г.), «Косметика и средства минимизировать расходы на представление заказа, личной гигиены» — 20,3, «Лакокрасочная продук- транспортировку, а также затраты на их хранение, ция» — 18,9, а также «Парфюмерия» — 10,2%.

Одновременно наблюдается ежегодное увеличение запасов по всем товарным группам. Динамика их образования представлена нарис. 1.

Продукция компании поставляется издалека (Екатеринбург, Москва, Прибалтика), время нахождения товара в пути трудно точно спрогнозировать, так как составляет 20—30 дней, поэтому необходимо систематически проверять наличие и состояние товарных запасов на складе

20 000

■ 2007 год □2008 год □2009 год

Товарная группа

Рис. 1. Динамика образования товарных запасов в ООО «ВСТК—Приморье»

в 2007—2009 гг.

Участок отгрузки 1 -2 578 3-7912 5-11 212 7-1703 9-2012

2-4 233 4-8 514 6-1507 8-10 414 10-4 465

Рис. 2. Размещение товарных позиций на складе ООО «ВСТК—Приморье» (числа в ячейках указывают: перед тире — на номер ассортиментной позиции; после тире — на количество упаковокданного вида, реализуемых за анализируемый период)

нению операции по их отгрузке.

Для решения проблемы сокращения затрат на внутриск-ладское перемещение товаров можно воспользоваться правилом Парето, в соответствии с которым часто отпус-

Для анализа состояния запасов, а также для минимизации затрат, связанных с образованием запасов, компании необходимо активнее применять многофакторный АВС-анализ1, а также ХУ^-анали-зы2 и путем наложения этих методов дифференцировать всю номенклатуру товаров не только в зависимости от степени их влияния на товарооборот, но и в зависимости от характера потребления и точности прогнозирования изменения потребности в них. Далее, для каждой группы товаров необходимо разрабатывать и использовать индивидуальные технологии управления товарными запасами. Например, для товарной группы «Косметика и средства личной гигиены» необходимо в обязательном порядке рассчитывать оптимальные размеры заказов, тщательно анализировать состояние запасов товаров, отслеживать ход их реализации. От эффективности управления запасами зависит цена товара, следовательно, его конкурентоспособность на рынке, что определяет размер прибыли компании. Организации, не осуществляющие контроля за состоянием запасов, несут большие финансовые потери, что может привести к банкротству фирмы.

Анализ деятельности данного оптового предприятия в области организации процесса складирования товаров позволил выявить целый ряд проблем, в числе которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усложненная технология размещения товаров на складе при неравномерном заполнении товаром различных зон хранения;

• низкая скорость комплектации заказа и затрудненный поиск товара;

• пересортица, длительность проведения инвентаризаций;

• нерациональное использование складской площади, а также большие затраты по внут-рискладскому перемещению товаров и выпол-

1 АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето: 20 % всех товаров дают 80 % оборота.

2 ХУ2-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

каемые товары располагаются ближе к выходу и по центру склада, т. е. в так называемой «горячей зоне». Товары, не пользующиеся спросом, отодвигают на второй план и располагают вдоль «холодных линий», т. е. в глубине склада и на верхних стеллажах. На рис. 2. схематично отражено фактическое размещение некоторых ассортиментных позиций на складе ООО «ВСТК—Приморье».

Согласно методу Парето, все товары на складе компании необходимо расположить по мере убывания запросов на них и разделить всю совокупность на две группы: первая — 80 %, вторая — 20 % отпущенных коробок. Результаты представлены в табл. 5.

Затем наиболее востребованные товарные группы, формирующие 80 % работ по внутрискладскому перемещению, следует разместить в «горячей» зоне склада, остальные — в «холодной» зоне (рис. 3).

Следующий этап — расчет суммарного внут-рискладского перемещения товаров до их перераспределения и после с учетом того, что расстояние

Таблица 5

Распределение групп товаров ООО «ВСТК—Приморье» по «правилу Парето»

Группа товара Количество коробок, шт. Доля в общем объеме, % Группа товаров, объединенных по признаку принципа Паре-то 20/80%

Синтетические 11212 20,55 80 % отпущен-

моющие средства ных грузовых

Строительные 104 414 19,09 пакетов

материалы

Мыло 8 514 15,61

Парфюмерия 7 912 14,50

Удобрения 4 465 8,19 20 % отпущен-

Средства личной 4 233 7,76 ных грузовых

гигиены пакетов

Косметика 2 578 4,73

Электроизделия 2 012 3,69

Лакокрасочная 1 703 3,12

продукция

Чистящие и мою- 1 507 2,76

щие средства

Итого... 54550 100,0 -

11 212 8 514 4 465 2 578 1 703

Участок

отгрузки 10 414 7 912 4 233 2 012 1 507

Рис. 3. Схема оптимального размещения товарных позиций ООО «ВСТК—Приморье» на складе согласно принципу Парето (числами обозначено количество коробок, шт.; жирными линиями показана граница «горячей» зоны склада)

от участка отгрузки до первого стеллажа составляет 2 м, длинаячейки — 0,5 м.

Общая площадь до перераспределения So6m = 2[2(2 578 + 4 233) + 2,5(7 912 + 8 514) +

°+ 3(11 212 + 1 507) + 3,5(1 703 + 10 414) + + 4(2 012 + 4 465)] =322 324 м2.

Общая площадь после перераспределения Убщ = 2[2(11 212 + 10 414) + 2,5(8 514 + 7 912) + °щ + 3(4 465+4 233) + 3,5(2 578+2 012) + + 4(1 703+1 507)] =278 632 м2.

Таким образом, перераспределение мест хранения товаров на складе позволяет сократить величину внутрискладского перемещения на величину Д£бщ = = S. -S'. = 322 324 - 278 632 = 43 692 м2.°Это

общ общ

значит, что такое количество площади ежемесячно на складе ООО «ВСТК—Приморье» складские работники напрасно тратят на непроизводительное внутрискладское перемещение при отпуске товаров. Проведенное нами перераспределение различных видов товаров на складе в соответствии с принципом Парето даст большую экономию сил, средств и времени при организации складского процесса.

Для повышения эффективности работы склада компании необходимо использовать специальные системы учета товаров. Одной из таких систем является CorelMS, поддерживающая технологию адресного хранения и работу со сканерами штрих-кодов, терминалами сбора данных. С помощью CorelMS можно не только учитывать количество товара на складе, но и его местонахождение.

Переносные терминалы сбора данных позволят фиксировать все операции с товаром прямо на месте, в момент их совершения. Такие операции, как приемка товара и размещение на складе, перемещение товара и комплектация заказов, отгрузка и инвентаризация, будут производиться с высокой точностью, оперативно учитываться в складской системе без ущерба для скорости работы. В отличие от своих старших собратьев, систем класса WMS (Warehouse Management System — системы управления складом), CorelMS — это система учета склада,

недорогой, надежный и простой в эксплуатации помощник кладовщика. CorelMS без труда интегрируется с другими программами, например 1С: Предприятие, либо с логистическими системами, такими как SCM (Системы управления цепочками поставок), и прекрасно дополняет их функциональность. Система CorelMS внедрена и успешно используется уже в более чем сотне организаций, как в России, так и за рубежом. Использование терминалов сбора данных со сканерами штрих-кодов позволяет кладовщикам быстро оприходовать товар и указать ячейки его хранения всего лишь сканированием их штрих-кода, также учитывать все перемещения товара, паллет или коробок из одной ячейки в другую. Система CorelMS позволяет блокировать определенные группы товара и места хранения для проведения инвентаризации, что позволяет в период инвентаризации продолжать работу остального склада.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности оптового предприятия ООО «ВСТК—Приморье» необходимо активно использовать многофакторный ABC и XYZ-анализы, осуществлять перераспределение товаров на складе по принципу Парето, а также внедрить систему складского учета CorelMS. Это позволит компании занять еще более устойчивое положение на рынке товаров и услуг.

Список литературы

1. Дыбская В. В. Управление складированием в цепяхпоставок. М.: Альфа-Пресс, 2009. 720 с.

2. Кротов К. В., Кунц Е. П., Смирнова М. М. Маркетинговый аспект управления взаимоотношениями в цепях поставок: результаты исследования российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2008. № 2. С. 3—26.

3. Носова С. С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы. М.: Дашков и К, 2009. 256 с.

4. Плоткин Б. ^Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Спб: СпбУЭиФ, 2006. 236 с.

5. Пурлик В. М. Логистика торгово-посреднической деятельности. М.: Высшая школа, 2005. 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.