Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности Герценовского университета в условиях Болонского процесса'

Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности Герценовского университета в условиях Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности Герценовского университета в условиях Болонского процесса»

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Материалы заседания Ученого совета 30 марта 2006 года «Проблемы и перспективы развития образовательной деятельности Герценовского университета в условиях Болонского процесса»

ДОКЛАД

Г. Н. Пономарев,

декан факультета физической культуры

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Стратегия модернизации российского образования, вхождения России в Болонский процесс ориентирует высшие учебные заведения на существенное обновление образовательной деятельности.

В Программе развития на 2006-2010 годы определены стратегические направления, предусматривающие развитие университета в контексте Болон-ской декларации.

В университете сложились определенные условия образовательной деятельности, сопоставимые с европейскими:

• развивается многоуровневая система подготовки кадров;

• используется система кредитных и балльно-рейтинговых единиц для оценки образовательной деятельности студентов;

• возрастает мобильность студентов, преподавателей и исследователей;

• разрабатывается внутриуниверситетская система контроля качества образовательной деятельности университета;

• совершенствуется организационная структура университета в логике Болонского процесса.

В контексте Болонской декларации в университете меняется идеология подготовки специалистов, формируются новые задачи развития образовательного процесса, в котором основное место уделяется личностно-ориентированному образованию, ориентированному на формирование компетентности в сфере профессиональной деятельности и устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, а также на создание учебной и профессиональной мобильности.

Развитие образовательной деятельности напрямую зависит от реализации новой концепции многоуровневого образования. Наш университет на протяжении многих лет является лидером в разработке многоуровневой модели педагогического образования. Несмотря на неоднозначное отношение к многоуровневому образованию в России, в университете есть уверенность в правильности выбранного пути. Опрос преподавателей университета показал в основном позитивную оценку перехода на двухуровневую подготовку специалистов. Как высокую оценили готовность кафедр к подготовке бакалавров и магистров 58,3% опрошенных преподавателей, 33,3% оценили готовность как среднюю и 8,3% — как низкую.

Реализация многоуровневой модели показала ее перспективность и плодотворность. Именно многоуровневая система способна оперативно и качественно реагировать на потребности развивающейся школы, дополнительного образования, профессионального и других подсистем образования, способна реагировать на потребности региональных рынков труда специалистов в области образования, а также обеспечить интеграцию отечественной системы педагогического образования в европейское образовательное пространство.

В университете накоплен опыт реализации многоуровневой системы непрерывного педагогического образования. В 2005 году по программам многоуровневой подготовки было выпущено 1069 человек (798 бакалавров и 271 магистр), что составляет 40% от общего количества выпускников университета по дневной форме обучения.

Основное преимущество многоуровневой системы — это быстрое за счет ротации профессиональных образовательных программ реагирование на изменение рынка труда. В университете качественно изменился спектр реализуемых профессионально-образовательных программ и программ дополнительного образования благодаря открытию новых, востребованных на рынке труда специальностей. Так за последний учебный год открыты и подготовлены к лицензированию, аттестации, аккредитации 6 программ подготовки бакалавров и 4 программы подготовки магистров. Планируется лицензирование и открытие еще пяти программ подготовки бакалавров и одна — магистров.

В настоящее время в университете ведется обучение по 19 направлениям и 50 профилям, по 47 специальностям высшего профессионального образования. Реализуется также 57 программ магистерской подготовки и 60 программ дополнительного образования.

Расширение спектра профессионально-образовательных программ и программ дополнительного образования является актуальной задачей развития образовательного процесса. Кардинально меняется сфера профессиональной деятельности специалистов в области образования, а соответственно, и образовательный рынок, который предполагает диверсификацию образовательных программ, гибкость и мобильность в выполнении социальных запросов в каждом конкретном регионе. По договорам с Комитетом по образованию С.-Петербурга в университете реализуются программы целевой ускоренной профессиональной подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием для госучреждений (193 человека), программы целевой подготовки педагогических кадров образовательных учреждений С.-Петербурга по наиболее востребованным специальностям для государственных образовательных учреждений СПб. (179 человек), сокращенные программы высшего профессионального образования (второе высшее — 309 человек).

Университет реагирует на запросы региона. Однако недостаточно используются собственные возможности мониторинга рынка труда специалистов в области образования и востребованности образовательных профессиональных программ и программ дополнительного образования, отвечающих вызовам времени. Мониторинг должен осуществляться не только на уровне спроса, но и предложения. Университет сам должен предлагать новые перспективные профессиональные образовательные программы. Уже сейчас очевидно, что будут востребованы образовательные программы, ориентированные на образование в условиях глобализации и поликультурного общества.

Однако состояние многоуровневой системы подготовки кадров определяется не столько количеством образовательных программ, сколько их качеством. Одним из важных критериев качества образовательных программ является показатель академической мобильности.

Проблеме обеспечения академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей в рамках Болонской декларации в университете придается большое значение. Студенты и препода-

ватели проходят стажировки и обучение в вузах за границей и в Российской Федерации.

Количество студентов, обучающихся по семестровым программам, за последние годы увеличилось с 68 (2002 г.) до 127 (2005 г.). Количество стажировок преподавателей за рубежом возросло со 134 (2002 г.) до 156 (2005 г.)

Увеличивается количество иностранных студентов, обучающихся в университете (с 307 в 2002/2003 уч. г. до 578 в 2005/2006 уч. г.). Сегодня иностранные студенты обучаются на факультетах и в учебных институтах университета. Наиболее востребованы образовательные программы, реализуемые на факультетах изобразительного искусства, музыки, русского языка как иностранного, психолого-педагогического и филологического. За последние годы в университете выпуск по программам многоуровневой подготовки иностранных студентов составил 248 человек (108 бакалавров и 140 магистров) — 44% от общего количества выпускников. Учитывая положительную тенденцию приема иностранных студентов на первый курс — со 117 человек (2001 г.) до 293 человек (2005 г.), можно с уверенностью сказать, что в этой деятельности намечаются значительные перспективы.

Одна из мер, связанных с условиями расширения мобильности, — обеспечение информацией. Для повышения незатратной мобильности студентов и преподавателей в университете выпускается ежемесячный информационный бюллетень «Международное сотрудничество: проекты, конкурсы, гранты, конференции».

Наиболее высокая степень академического сотрудничества достигается при реализации международных программ, связанных с получением двойных или совместных дипломов. Наличие у университета программ двойных дипломов является важнейшим критерием качества профессионального образования. В рамках межправительственной программы Bridge университет выиграл конкурс по созданию университетами-партнерами из России и Великобритании совместных программ дополнительного профессионального образования с выдачей двойных дипломов.

Вместе с тем возможности академического сотрудничества с зарубежными странами в университете не безграничны и требуют значительных затрат. Кроме того, расширению обмена с зарубежными странами препятствует плохое знание английского языка значительной частью студентов университета (по условиям Болонской декларации английский язык выбран общим для обучения).

В связи с этим для развития мобильности студентов и преподавателей необходимо шире использовать возможности обмена с университетами стран ближнего зарубежья, Российской Федерации и Санкт-Петербурга. РГПУ им. А. И. Герцена имеет прочные научно-методические связи с российскими педагогическими вузами и университетами. Для обеспечения мобильности необходимо развивать деятельность с вузами-партнерами, предусматривающую взаимозачет кредитов, получение двойных дипломов.

В 2004/2005 уч. г. в университете начался эксперимент по индивидуально-ориентированному обучению в системе зачетных единиц. В экспери-

менте принимают участие 10 факультетов: около 700 студентов и более 150 преподавателей.

Накопленный опыт реализации индивидуально-ориентированного обучения в системе зачетных единиц создает хорошие предпосылки для осуществления идей, связанных с Болонской декларацией. При этом нужно отметить, что уже сегодня факультеты, находящиеся в эксперименте два года, обобщили свой опыт и готовы не только делиться своими наработками, но и интегрироваться в разработку проектов по различным вопросам, связанным с внедрением элементов Болонского процесса. Примером этому может служить проведение конференции «Магистратура и Болонский процесс», участие в международном проекте «Внедрение элементов Болонского процесса в экономическое образование», участие в программе Bridge и др.

Своевременным является рассмотрение вопроса об организации постоянно действующего семинара по проблемам развития образовательной деятельности факультетов в условиях проведения эксперимента.

Переход на индивидуально-ориентированный процесс обучения в системе зачетных единиц требует пристального внимания и возможного пересмотра организации всех составляющих. Меняются принципы отбора и организации учебного материала, организации образовательной деятельности: внедряются индивидуальные учебные планы студентов, технологические карты дисциплин, организованы службы академических консультантов, реализуется система зачетных единиц, используется балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов в образовательном процессе, созданы и действуют координационные студенческие советы, рабочие группы (проектные, организационно-информационной поддержки, планирования и др.).

Одним из важнейших и повсеместно признанных элементов Болонского процесса является система кредитов. Она имеет важное значение для обеспечения мобильности студентов и разработки сопряженных программ подготовки специалистов. В основном применяется система, совместимая с Европейской системой взаимозачетов кредитов (ECTS), но не идентичная ей, поскольку у нас несколько иные уровни недельной трудоемкости. Кредиты должны быть инструментом достижения прозрачности образовательных программ, учебных планов и курсов. Тогда они утратят формальный смысл и приобретут значение показателей, реально измеряющих высокое академическое качество.

Введение балльно-рейтинговой технологии оценки работы студентов стимулирует переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории.

Ведутся поиск и апробация новых форм организации образовательного процесса. Речь идет, прежде всего, о нелинейной и модульной организации.

На экспериментальных факультетах вводится в действие нелинейная организация учебного процесса, которая нацелена на мобильное и гибкое планирование его, установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы, выработку у студента способности к самообразованию и саморазвитию, потребности и навыков само-

стоятельного творческого овладения знаниями в своей практической деятельности.

Это позволяет студенту сформировать индивидуальный набор дисциплин и график изучения (дисциплин группы В и С), индивидуальный план научно-исследовательской работы, индивидуальные программы научно-исследовательской и научно-педагогической практики, индивидуальный график работы над выпускной квалификационной работой. Появляется возможность изучения отдельных дисциплин в других учебных заведениях. Вычленение содержательных блоков реализуется таким образом, что дисциплина может изучаться интенсивно (например, в течение недели), прерывисто (с перерывом на выполнение самостоятельных заданий), последовательно (в течение триместра или семестра).

Таким образом, реализуется право преподавателя на мобильность в реализации программы дисциплины и право студента на личное участие в формировании образовательной траектории и самостоятельном формировании своей образовательной программы, стимулируются регулярность и результативность самостоятельной работы. В целом усиливается мотивация студента к освоению образовательной программы.

Для реализации нелинейной схемы организации учебного процесса используются три формы учебного плана: базовые учебные планы, общие по направлению, служащие для определения содержания и трудоемкости учебной работы на весь период обучения; рабочие учебные планы, служащие для определения трудоемкости учебной работы студентов на семестр или учебный год; индивидуальные планы студента, которые и определяют его образовательную траекторию.

Созданы предпосылки для модульной организации учебного процесса. Однако к реализации модульного обучения единого подхода нет. Преобладает традиционный подход, когда выделяется блок образовательной программы (на основе автономных порций учебного материала), объединенный единой целью, задачами, формами и методами. Иногда в единый модуль объединяются не связанные между собой дисциплины. Такой подход позволяет перейти от системы дисциплинарного накопления знаний к формированию умения решать конкретную профессиональную задачу. Таким образом, важным является не столько воспроизведение студентом знаний по отдельной дисциплине, сколько интегрированные знания (независимо от того, на какой дисциплине модуля они получены), направленные на решение профессиональной задачи.

Другой подход рассматривает модуль как самостоятельную единицу учебной деятельности, помогающую достичь четких, определенных целей. В таком виде модульность определяет динамичность и мобильность функционирования системы подготовки специалистов. Причем сама система подготовки может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в более общей системе (например, образовательная программа в многоуровневой системе). Такой подход позволяет за счет замены модулей своевременно проводить ротацию профессиональ-

ных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда специалистов.

В решении проблемы нелинейной и модульной организации образовательного процесса возможно использование опыта экономического факультета. Университет входит в консорциум вузов (Ольден-бургский университет, Высшая школа экономики, Пермский государственный педагогический университет и Московский областной государственный университет), разрабатывающий Европейский проект «Внедрение элементов Болонского процесса в экономическое образование», основой которого является разработка алгоритмов модульной и балльно-рейтинговой системы в подготовке бакалавров в системе экономического образования.

Реализация индивидуально-ориентированного обучения стимулирует переход к новой парадигме от «расширения диапазона знаний к формированию профессиональной компетентности». Меняются общие представления о работе студентов и преподавателей.

Для успешного развития образовательной деятельности необходимо создание соответствующей образовательной среды, которая формируется в соответствии с целями образовательной программы. Эффективным в современной образовательной парадигме является создание информационной составляющей, ориентированной не на простой поиск, а на аналитическую переработку материала и адекватные способы его представления. Сегодня же мы должны констатировать, что только 44,4% преподавателей используют компьютерную технику в той или иной степени (хотя необходимо отметить, что динамика овладения информационными технологиями положительная: по данным прошлогоднего исследования, эта цифра равнялась 26,2%), произошло снижение количества преподавателей, не имеющих достаточных навыков для работы с новыми технологиями в процессе обучения.

Одним из аспектов обеспечения качеств образовательного процесса являются формы преподавания. По-прежнему основной формой преподавания на большинстве факультетов является лекция. По мнению студентов, педагоги в основном используют две традиционные формы преподавания: 39% опрошенных ответили, что это лекции и 31,9% — семинары, реже используются самостоятельные работы (15,5% опрошенных). Кроме того, отмечалось недостаточное использование современных информационных технологий в процессе преподавания. Основной причиной недостаточного использования преподавателями новых информационных технологий, по мнению студентов, остается недостаточность технической базы (46,2%).

Остро стоит проблема оборудования мультимедийных аудиторий на факультетах. Необходимо разработать программу оборудования лекционных мультимедийных аудиторий. Сегодня непременным условием преподавания является создание такой материально-технической базы, с помощью которой можно было бы решать собственно образовательные задачи: оборудование лекционных аудиторий, диагностических классов, на базе которых начинается планомерная работа по наполнению новым содержанием внеаудиторной работы студентов.

Важным направлением работы университета стала разработка системы опережающего повышения квалификации преподавателей и вспомогательного персонала, включающая перспективный план и тематику повышения квалификации с учетом новых условий. Это позволит не только овладеть необходимым набором технологий представления знаний, но и включиться в развитие образовательной деятельности в соответствии с новыми задачами, овладеть технологиями создания комплексов, нового «технического» инструментария.

За последние пять лет более 1500 сотрудников университета повысили квалификацию на базе нашего университета. Только за 2005 год прошли курсы повышения квалификации 677 преподавателей по основным направлениям: информационные технологии, иностранный язык, образовательные технологии, управление образовательным процессом.

В рамках целевых проектов Минобрнауки, Минэкономразвития РФ в 2004/2005 уч. г. повысили квалификацию за пределами РГПУ 467 преподавателей. В настоящее время в нашем университете получают дополнительное образование более 1500 человек по более чем 40 программам.

В университете создаются условия для информационного сопровождения организации образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов как неотъемлемой части освоения образовательной программы. За последние годы в университете пополнялся компьютерный парк, и сегодня он насчитывает более 2000 компьютеров. В среднем по университету на 100 студентов приведенного контингента приходится 10,5 единиц вычислительной техники. Увеличилось количество мультимедиа. Открыто около 50 компьютерных классов на факультетах, примерно 55% из них имеют выход в Интернет.

До конца 2006 года планируется завершить создание распределенной оптоволоконной сети университета. К шести действующим каналам добавятся коммутируемые каналы к факультетам физической культуры, музыки, технологии и предпринимательства и военной кафедре.

Создаются ресурсные центры в корпусах № 6 и № 11, идет подготовка к открытию лекционных мультимедийных аудиторий. Открыты медиазалы в фундаментальной библиотеке и в институте детства. Перспективным можно считать создание в университете сети информационно-ресурсных, методических центров, в задачи которых будет входить информационная, техническая поддержка профессорско-преподавательского состава при их подготовке к занятиям с использованием современного мультимедийного оборудования.

Как видно, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности идет достаточно интенсивно. Но еще в большей степени важно учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Совершенствование материально-технической базы должно идти параллельно с созданием программного обеспечения. Необходимо более активно вести работу по формированию УМК нового поколения по всем дисциплинам, созданию и размещению его электронного варианта на корпоративном сайте, ресурсных центрах, медиазалах и т. д. Сегодня есть опыт создания таких комплексов,

например, на факультетах экономики, филологическом, управления и др.

Модернизирована фундаментальная библиотека как важнейший информационный центр университета. Проводится работа по созданию электронной картотеки книгообеспеченности на базе программы «MARK-SQL». Создана система оповещения пользователей библиотеки о предоставляемых услугах, в том числе регулярное информирование пользователей о новых электронных документах с обеспечением эффективного поиска по базам данных. За последний год услугами библиотеки воспользовались более 12 тысяч человек. Тем не менее количество мест в библиотеке ограничено. Поэтому активно развиваются методические кабинеты и библиотеки на факультетах, в которых создаются фонды наиболее востребованной литературы, научно-методических и методических журналов и др.

Оборудование лекционных аудиторий университета доступом в Интернет, современными стационарными и мобильными средствами с высоким уровнем защищенности и управляемости будет в определенной мере способствовать повышению как профессионального уровня преподавателей, так и качества подготовки студентов, поскольку они в разной степени имеют возможность пользоваться результатами информационной среды и дополнять ее.

Обновление образовательной деятельности в логике Болонской декларации в университете требует продуманной и мотивированной системы управления образовательным процессом, изменения роли и функций всех структурных подразделений и должно сопровождаться разработкой специализированного программного обеспечения управления образовательной деятельностью, подготовкой технического персонала, способного работать с программным обеспечением и поддерживающего технику в рабочем состоянии.

Учебно-методическое управление начало работу по информатизации управления учебным процессом. Создается специализированное программное обеспечение (информационная система «Дека-

нат», «Учебные планы», система обеспечения работы с учебно-методическими материалами и др.). Ведется работа по переводу подсистем информационной системы управления университетом на единую информационную основу. Единая информационная система должна обеспечить создание и распространение различных информационных документов с разной степенью адаптации (для преподавателей, научных консультантов, студентов и др.), нормативно-организационных документов (положений и др.) и т. п. Она создает возможности оперативного доступа к информации, поиска, автоматического формирования и получения аналитической и статистической информации, расположенной на сайте университета, корпоративном сайте, электронных образовательных ресурсах. Например, оперативно можно будет получать подробную информацию об образовательных программах дисциплин, практик, научно-исследовательской работы. Корпоративный сайт предполагается в будущем использовать для обеспечения процедуры выбора (записи) студентами дисциплин, что позволит оперативно получать в учебно-методическом управлении информацию для формирования рабочих учебных планов.

В перспективе предполагается обеспечить взаимодействие через информационную систему деканатов факультетов и учебно-методического управления на этапах согласования учебных и рабочих планов, внедрить на кафедрах подсистемы «Объемы учебных поручений и индивидуальные планы», на факультетах — системы «Расписание». Это существенно сократит время на согласование и уменьшит бумажный документооборот.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что имеющийся в университете опыт обновления образования позволяет реально оценить наши возможности, значительно повысить уровень преподавания, активизировать образовательную деятельность студентов и определить перспективы развития образовательной деятельности в университете в логике Болонской декларации.

Е. Е. Силантьев,

заместитель декана филологического факультета

ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Завершился первый этап эксперимента, после которого необходимо проанализировать некоторые итоги, как удачные, так и не очень удачные. Появилась потребность обсуждения наших проблем в условиях критического восприятия всего того, что принято сейчас называть Болонским процессом. С этой целью мы провели несколько мероприятий в рамках одной конференции: круглые столы, дискуссионный клуб магистров, научно-практическая конференция, семинары. Все эти мероприятия объединены одной идеей — показать изменения не только в учебном процессе, но и в понимании необходимости кардинально изменить наши представления о современной высшей школе.

Как известно, стремление России включиться в общий процесс по формированию единого европейского образовательного пространства обусловлено, прежде всего, главной задачей — сделать учебный процесс в большей степени прозрачным, понятным всем участникам образовательного процесса, от студента и его родителей до работодателя.

Многоуровневая система и связанная с ней модульная структура учебного плана дает возможность выбрать каждому обучающемуся в университете по программе бакалавриата и магистратуры индивидуальный образовательный путь. Этот выбор связан как с интересами самого студента в получении той или иной специализации, так и с по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.