Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская инфраструктура / местное самоуправление / муниципальное образование / транспорт / экология / urban infrastructure / local self-government / municipal formation / transport / ecology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алин Андрей Александрович

Статья посвящена проблемам экологического и социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург». Особое внимание уделяется транспортной доступности. Предложены рекомендации по совершенствованию городской инфраструктуры и методов взаимодействия населения с органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION «YEKATERINBURG CITY»

the article is devoted to the problems of ecological and socio-economic development of the municipal formation «Yekaterinburg city». Special attention is paid to transport accessibility. Recommendations on improving urban infrastructure and methods of interaction of the population with local self-government bodies are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

ЭКОНОМИКА

УДК 352

Алин Андрей Александрович Уральский государственный экономический университет Институт государственного, муниципального управления и права

Россия, Екатеринбург alin.ekb@yandex.ru Alin Andrey Ural State University of Economics Institute of State, Municipal Management and Law

Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

Аннотация: статья посвящена проблемам экологического и социально -экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург». Особое внимание уделяется транспортной доступности. Предложены рекомендации по совершенствованию городской инфраструктуры и методов взаимодействия населения с органами местного самоуправления. Ключевые слова: городская инфраструктура, местное самоуправление, муниципальное образование, транспорт, экология.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL

FORMATION «YEKATERINBURG CITY» Annotation: the article is devoted to the problems of ecological and socio-economic development of the municipal formation «Yekaterinburg city». Special attention is paid to transport accessibility. Recommendations on improving urban infrastructure and methods of interaction of the population with local self-government bodies are proposed.

ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Key words: urban infrastructure; local self-government; municipal formation; transport; ecology.

Современный Екатеринбург, прошедший 300-летний путь бурного исторического развития, является не просто региональным центром, а одним из самых мощных с экономической, политической и культурной точек зрения мегаполисом России. В муниципальном образовании «город Екатеринбург» за последние десять лет сменилось четыре мэра, прямые выборы Главы города были заменены на его избрание конкурсной комиссией, произошла смена модели организации муниципальной власти [2, с. 34]. Однако, несмотря на попытки совершенствования муниципального управления, Екатеринбург до сих пор сталкивается с рядом проблем в своем развитии, связанных с недостаточно эффективным решением вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 5, 7, 11, 13, 17, 19, 20, 26 и 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » [9]. Рассмотрим их подробнее.

Одним из ключевых проблемных вопросов для Екатеринбурга остается напряженная экологическая ситуация. Как отмечает профессор В.И. Шерпаев, «на органы местного самоуправления возложена обязанность по решению вопросов местного значения, в том числе и в сфере экологии и охраны окружающей среды» [8, с. 346]. Развитие города в советский период, а также отсутствие осмысленной градостроительной политики в последние 20 лет, привели к серьезному дефициту как парковых территорий, так и зеленых насаждений на городских улицах. Это становится непосредственной причиной возникновения угроз здоровью горожан. Именно поэтому необходимо масштабно подходить к озеленению города, максимально использовать все участки для создания дополнительных зон с элементами растительности. Безусловно, необходимо и сохранить то, что уже имеется путем ужесточения

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

процедуры выдачи разрешений на ликвидацию тех или иных деревьев, кустарников. Кроме того, одним из принципов муниципальной политики в отношении экологической обстановки должен стать отказ от вырубки существующих лесопарковых зон под жилую и деловую застройку, в особенности Юго-Западного, Шарташского, Калиновского лесопарков, являющихся важнейшей составляющей экологической системы города. Необходимо совершенствовать работу с населением в части экологического образования и воспитания, так как они, по справедливому мнению З.А. Шахмарданова, являются залогом экономического благополучия [7, с. 79].

Вопрос развития транспортной системы также крайне актуален для Екатеринбурга. Базовыми составляющими городского транспорта на сегодняшний день являются метрополитен, трамвайные и автобусные маршруты, в меньшей степени троллейбус. Развитие метрополитена в настоящее время является нецелесообразным ввиду достаточно больших затрат как на его строительство, так и на его текущее обслуживание. Существующая планировочная структура города, численность населения и сложившаяся экономическая ситуация в России не позволяют сделать вывод об окупаемости затрат на реализации такого масштабного проекта как продолжение строительства метрополитена. Именно поэтому оптимальным решением для Екатеринбурга является развитие трамвайной системы и автобусных маршрутов. В связи с этим необходимо модернизировать подвижной состав, трамвайные депо, а также и строить новые трамвайные линии, прежде всего в такие микрорайоны как Химмаш, Уктус, Кольцово, Широкая Речка, Юго-Западный. Количество автобусных маршрутов также должно увеличиваться как в отношении частоты движения, так и появления новых направлений движения. Актуальность таких мероприятий обусловлена тем, что Екатеринбург как муниципальное образование является сложным [3, с. 134], так как состоит из нескольких населенных пунктов - города Екатеринбурга, 16 поселков и 2 сел. Поэтому, говоря о развитии транспортной инфраструктуры Екатеринбурга,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

следует согласиться с Т.Р. Гельвих и А.М. Платоновым в том, что состояние дорожной сети является неудовлетворительным [1, с. 924], особенно в отдаленных районах муниципального образования - на территориях поселков и сел. Это свидетельствует о низком уровне работы районных администраций в части решения такого важного вопроса местного значения, как дорожная деятельность.

Екатеринбургу, как стремительно развивающемуся мегаполису с большим объемом жилищного строительства, необходимо серьезное переосмысление градостроительной политики по некоторым направлениям. Как верно отмечают Э.В. Пешина и А.В. Рыженков, необходимо развивать концепцию разумного роста городов [4, с. 96]. Прежде всего, необходим полный запрет на осуществление «точечной застройки». Это увеличивает нагрузку на социальную сферу и создает проблемы с решением таких вопросов местного значения как организация дошкольного и школьного образования, создание условий для оказания медицинской помощи населению, транспортное обслуживание и др. Помимо точечной застройки, необходимо ограничивать высотность жилищного строительства. С учетом увеличения численности населения в Екатеринбурге необходимо ограничить высотность зданий на уровне 15 этажей. Безусловно, это несколько замедлит темпы развития города, но будет способствовать повышению качества жизни горожан.

Важнейшим направлением деятельности по решению проблем, сложившихся в Екатеринбурге, является укрепление и развитие материально-технической базы социальной сферы, т. е. муниципальных детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, учреждений здравоохранения. С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и, как следствие, полноценной реализации прав граждан, необходимо осуществлять реконструкцию существующих школьных стадионов, бассейнов, территорий детских садов. Кроме того, необходимо строить новые объекты социальный

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

сферы в активно развивающихся районах с постоянным ростом численности населения - Академическом, Солнечном, Новокольцовском.

Местное самоуправление сегодня сталкивается с последствиями тенденции роста численности получателей публичных услуг [5, с. 123]. В связи с этим одним из ключевых вопросов полноценного развития города является необходимость вовлечения горожан в принятие управленческих решений на муниципальном уровне, необходимость открытого диалога местной власти и жителей. Ситуация вокруг потенциальной застройки сквера у Драмтеатра и протесты летом 2019 года продемонстрировали достаточно низкий уровень существующего взаимодействия муниципальной власти с горожанами. Открытый диалог необходимо выстраивать по нескольким направлениям. Прежде всего, Глава МО «Город Екатеринбург» должен активизировать проведение личных приемов жителей города, публичных встреч с жителями городских районов, т. к. помимо представительного органа, высшее должностное лицо муниципалитета ответственно, прежде всего, перед населением. Необходимо полноценное информирование горожан о проводимых публичных слушаниях как одного из важнейших инструментов взаимодействия власти и общества. Усиление контактов с главами городских районов с целью оперативного выявления проблем, требующих решения, учета мнения населения о проводимой местной политике также крайне важно. В связи с этим, как предлагают А.В. Савоськин и В. А. Руколеев, можно создавать представительства органов власти в социальных сетях [6, с. 45].

Таким образом, предложенные меры по развитию города и решению ключевых проблем позволят Екатеринбургу выстроить грамотную стратегию дальнейшего движения в будущее с целью достижения максимального благополучия горожан, наиболее полной реализации их прав, свобод и законных интересов, а также эффективного решения вопросов местного значения.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Список литературы:

1. Гельвих Т.Р., Платонов А.М. Проблемы и возможности транспортной инфраструктуры г. Екатеринбурга // Весенние дни науки: сборник докладов. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. С. 922-927.

2. Задорина М.А. Некоторые экономические и социальные проблемы местного самоуправления (на примере муниципального образования «Город Екатеринбург») // Научное обозрение. Экономические науки. 2023. № 4. С. 333. Новеллы в государственном строительстве после конституционных

поправок 2020 года : монография / М.А. Задорина, А.Т. Карасев, Л.Л. Кожевников и др.; под ред. А.Т. Карасева. М.: Проспект, 2024. 184 с.

4. Пешина Э.В., Рыженков А.В. Точечная застройка городов: российский и зарубежный опыт// Journal of new economy. 2013. № 5. С. 92-97.

5. Руколеев В.А., Задорина М.А. Основные тенденции публичного управления на муниципальном уровне // Фундаментальные исследования. 2023. № 12. С. 119-124.

6. Савоськин А.В., Руколеев В. А. О целесообразности создания представительств органов власти в социальных сетях // Информационное право. 2022. № 3 (73). С. 43-45.

7. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008 № 3. С. 79-85

8. Шерпаев В.И. Права и обязанности органов местного самоуправления в сфере экологии // Экологическая безопасность в техносферном пространстве: сборник материалов Шестой Международной научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых и студентов. Екатеринбург: РГППУ, 2023. С. 344-346.

^ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.