26
УДК 35.073.5
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОЙ АРКТИКИ
Кудлай М.Д., магистрант Санкт-Петербургского государственного
университета, г. Санкт-Петербург
В статье рассматривается
географического положение Красноярского края, определяющее особенности его социально-экономического развития. Выделяются
интересы Российской Федерации в Арктическом регионе, дается характеристика развития Красноярской Арктики. Рассматриваются проблемы развития арктического макрорегиона, выделяются направления политики
Красноярского края по освоению данного региона.
Ключевые слова: Арктика, Красноярский край, стратегически интересы, социально-экономическое развитие.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE KRASNOYARSK ARCTIC
Kudlai M., Graduate Student, St. Petersburg State University, St. Petersburg
In article the geographical position of Krasnoyarsk region that defines features of its social and economic development is considered. The interests of the Russian Federation in the Arctic region are allocated, the characteristic of the Krasnoyarsk Arctic's development is given. Problems of development of the Arctic macroregion are considered, the directions of policy of Krasnoyarsk region upon the Arctic region are allocated.
Keywords: Arctic, Krasnoyarsk region, strategic interests, social and economic development.
Красноярский край является уникальным субъектом Российской Федерации. Оценивая размеры его территории, речь идет об экономическом значении этих величин. С одной стороны, территория Красноярского края является важным фактором социально-экономического развития, как тормозящего, так и ускоряющего его ход. С другой стороны огромная территория края с ее сложным геологическим строением насыщена полезными
ископаемыми, размер которых не сравниться ни с одним регионом страны. Таким образом, данная особенность служит естественной базой формирования многоотраслевой экономики Красноярского края.
Как уже было отмечено выше, выгодное географическое положение позволяет краю выступать в качестве преуспевающего субъекта РФ. Приоритетным направление руководства Красноярского края является поиск новых траекторий развития региона. Одним из перспективных направлений политики края выступает исследование его Арктической зоны. Причина пристального внимания к данному макрорегиону обусловлена тем, что Арктическая зона является важной геостратегической и экономической территорией для России.
В Арктике сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, таких как нефть, газ, уголь, углеводороды и цветные металлы. Также в арктической зоне сосредоточена значительная часть российских стратегических объектов промышленности и предприятий военно-промышленной инфраструктуры.
Перспективные районы Арктики позволяют стране совершать исследования в различных областях науки, направленные на развитие экономической ситуации страны, развивать военную инфраструктуру, повышающую обороноспособность и сохранение
конкурентного преимущества армии.
Одним из главных стратегических преимуществ России является выход территорий Арктических зон к Северному Ледовитому океану. Это позволяет расширить возможности для мореплавания по Северному морскому пути, который является короткой трассой из Европы в Америку и в Азию [1]. Таким образом, Арктическая зона является одной из самых важных стратегических территорий Российской Федерации, которая нуждается в развитии. Поскольку Арктическая зона простирается с запада на восток почти во всем евроазиатском секторе Северного Ледовитого океана, данный регион является составной частью целого ряда субъектов РФ и Красноярский край тому не исключение.
Арктическая зона занимает 40 % территории края. Здесь находится самая северная континентальная точка, даже полярная авиация России и мира начиналась именной в данном регионе. Красноярская Арктика обладает конкурентными преимуществами, которой заключаются в значительном природно-ресурсном потенциале, бюджетном потенциале
27
региона, а также сравнительно высокой обеспеченности экономики края
квалифицированными кадрами.
Особым преимуществом арктического региона края является устойчивое положение ОАО «ГМК «Норильский никель» на глобальных рынках. Норильский горно-металлургический комбинат является самым крупным среди предприятий цветной металлургии арктической зоны. Из руд, добываемых на предприятиях комбината, получают более 75% никеля, производимого в России, и около 70% первичной меди. Комбинат сохраняет лидерство в отрасли по эффективности производства [2].
В Туруханском районе ведет добычу нефти и газа ООО «РН Ванкор» - дочернее предприятие нефтяной компании «Роснефть». За прошедшие 10 лет были возведены объекты добычи и подготовки нефти, создана инфраструктура социально-бытового
назначения. Реализация проекта освоения Ванкора с 2014 года вышла на пик добычи. Планируется ввод в эксплуатацию новых месторождений [3].
Особо примечательным в развитии Арктической зоны Красноярского края является то, что в последние годы экономическая карта региона пополняется новыми центрами экономической активности. В настоящее время в Арктической зоне края ведутся геологическое изучение и подготовка к освоению по целому ряду участков недр, которые могут в перспективе сформировать новые центры нефтедобычи.
Анализируя современную траекторию развития Севера, можно утверждать о том, что развитие Красноярской Арктики связано с продолжающимся расширением и укрупнением металлургии в Норильском промышленном районе, освоением новых месторождений Ванкорского кластера, а также формированием новых центров добычи нефти и газа (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Распределение неразведанных запасов сырья между арктическими странами (%)
Источник: Shvets N. N., P. Beresneva Oil and gas in Arctic: legal status, reserved estimate and economic feasibility study - URL:
http://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=9BABE6 8A-3186-3D54-B20C-8E0017ECCDC0
Несмотря на бурное развитие промышленности на севере Красноярского края, его арктические территории продолжают встречать барьеры на пути своего развития. Одним из таких барьеров выступает неразвитая транспортная система в Красноярской Арктике. Не смотря на то, что в края представлены практические все виды транспорта, неоднородность территории о степени транспортной освоенности обслуживается в соответствии с климатическими сезонами. Большая часть грузов перевозится водным транспортом, в то время как железнодорожные и трубопроводные пути используются локально. Доставка грузов в труднодоступные районы Красноярского края до сих пор осуществляется вездеходным транспортом - олений или собачий транспорт.
В связи с отсутствием альтернативной системы грузоперевозок и ограниченностью взаимозаменяемости видов транспорта и путей сообщения, перевозки несут за собой высокий уровень издержек. Издержки также обусловлены дополнительными расходами на создание условий для сезонных страховых запасов товаров. Следовательно, перспективы развития арктической зона Красноярского края в большой степени зависит от модернизации транспортной инфраструктуры [4].
К барьеру развития арктической зоны Красноярского края также относится проблема энергообеспечения. Наиболее подходящим источником энергии в данном макрорегионе являются атомные станции малой мощности, которые позволят обеспечить энергией местные производства. В тоже врмя атомные станции мощностью более 100 МВТ обеспечат электроснабжением региональные электроузлы.
Еще одним препятствием в арктической зоне для руководства Красноярского края выступает коммунальная инфраструктура. Ключевой проблемой выступает высокая статья бюджетных расходов края на содержание коммунальной инфраструктуры по отношению к плотности населения в северных районах края. Решением данной проблемы может стать разработка федеральной программы по переселению на север Красноярского края
молодых специалистов и их семей с предоставлением жилья и субсидий.
Как уже было упомянуто ранее арктическая зона Красноярского края является стратегическим объектом Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности страны. Однако в современной России система управления процессами развития данного региона крайне нуждается в пересмотре. В
Список источников и литературы:
1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Режим доступа: https ://minec.gov-
murman.ru/upload/iblock/b36/strategy_azr f.pdf
28
первую очередь необходимо усилить взаимодействие политического управления с системой региональных стратегических исследований. Это позволит сбалансировать все направления развития арктической зоны края [5].
Подводя итог вышеперечисленным препятствиям, стоящим перед руководством Красноярского края, следует отметить то, что приоритетным направлением развития арктической зоны должно стать развитие транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур. Также комплексное социально-экономическое и стратегическое развитие региона при условии тесного сотрудничества региональных и федеральных властей, позволит сбалансировать хозяйственное развитие макрорегионов края. Пожалуй, одним из двигателей, способных простимулировать модернизацию Красноярской Арктики, является налаживание международного сотрудничества с компаниями, имеющими интерес в данном регионе.
2. Ключевые факты о компании
«Норникель» / Официальный сайт компании - URL:
https ://www.nornickel. ru/company/about/ (доступ свободный)
3. История компании / Официальный сайт
ООО «РН - Ванкор» - URL: https://vankorneft.rosneft.ru/about/Glance/ OperationalStructure/Dobicha_i_razrabotk a/Vostochnaja_Sibir/vankorneft/ (доступ свободный)
4. Безруков Л.А. Транспортно-
экономические проблемы Красноярской Арктики // Интерет-журнал «Наукведение» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/08EVN517.p df (доступ свободный)
5. Кондраль Д.П. Политическое
стратегирование в Арктической зоне России как механизм устойчивого развития // Вопросы управления / Урал. Ин-т - филиал РАНХиГС. 2014. №1 (26).