Научная статья на тему 'Формирование стратегических подходов к созданию акватерриториальных производственных комплексов Арктической зоны'

Формирование стратегических подходов к созданию акватерриториальных производственных комплексов Арктической зоны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INDUSTRIAL COMPLEX / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESOURCE POTENTIAL / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TRANSPORT POTENTIAL / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INDUSTRIAL POTENTIAL / РЕЖИМ ОСВОЕНИЯ / DEVELOPMENT MODE / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORT CORRIDOR / ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / TRANSCONTINENTAL PROJECT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / PERSPECTIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яськова Н.Ю., Сарченко В.И.

ЦЕЛЬ. Статья посвящена выявлению основных требований к формированию нового вида недвижимости Арктической зоны России. На основе обзора акватерриториальных производственных комплексов и осуществления оценки перспектив их расширения может быть существенно скорректирован ресурсный потенциал устойчивого развития национальной экономики. Это предопределяет их перспективное преимущество. МЕТОДЫ. Россия имеется бесценный опыт реализации трансконтинентальных девелоперских проектов освоения ресурсов акватории и побережий морей Северного Ледовитого океана Особенностью стратегических подходов к освоению арктических пространств является необходимость параллельного решения экологических проблем. В связи с этим актуализируется потенциал Арктики в части осуществления научных исследований в данной сфере. Кроме того, Арктика является важнейшим в мире регионом для изучения изменений климата и его последствий. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. С учетом внимания, которое уделяется этой теме в ведущих странах, вероятных сумм ущерба вследствие глобального потепления, масштабные комплексные климатические исследования могут превратиться в полноценную отрасль экономики, что в совокупности с инвестиционно-строительными проектами точечного освоения позволяет российскому инновационному кластеру занять передовые позиции в мире. Предлагается сфокусировать усилия в четко очерченных хозяйственных комплексах акватерриториальных производственных комплексах. Они формируются на базе ресурсов (углеводородов, твердых полезных ископаемых, лесных ресурсов), находящихся непосредственно на побережье или в глубине материка на расстоянии до 300 км. ВЫВОДЫ. Учитывая отечественный опыт реализации инвестиционно-строительных проектов в экстремальных условиях Севера и Сибири, целесообразна фокусировка инвестиций в развитие акватерриториальных производственных комплексов, особенности которого представлены в статье. Их изучение позволяет сформировать основные требования к механизмам реализации проектов освоения Арктической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Яськова Н.Ю., Сарченко В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRATEGIC APPROACHES TO THE CREATION OF AQUA-TERRITORIAL INDUSTRIAL COMPLEXES IN THE ARCTIC ZONE

AIM. This article is devoted to identifying key requirements for the creation of a new type of real estate in the Russian Arctic. The resource potential of Russia's sustainable development can be significantly expanded provided its aqua-territorial industrial complexes are given deserved attention. Such prospects determine the competitive advantage of these entities. METHODS. Russia enjoys valuable experience in the realization of transcontinental projects aimed at the development of the Arctic Ocean waters and shores. A distinct feature of strategic approaches to the development of Arctic areas is the need to concurrently solve environmental problems. In this connection, scientific research in this field becomes highly relevant. In addition, the Arctic is one of the most important world regions for studying climate change and its consequences. RESULTS AND DISCUSSION. In view of the attention given to the problem of climate change and the predicted amount of damage it may cause, large-scale integrated climate research can turn into a separate economic sector. This fact, along with the construction projects aimed at the development of local Russian areas allows the Russian innovation cluster to occupy leading positions in the world. This study suggests that efforts should be focused on clearly defined economic complexes, i.e. aqua-territorial industrial complexes. These complexes are formed on the basis of resources (hydrocarbons, solid minerals, forest resources) located either directly on the coast or in the interior of the mainland at a distance of up to 300 km. CONCLUSIONS. This article presents the specific features of the development of aqua-territorial complexes taking into account the Russian experience of construction projects under extreme conditions of the North and Siberia. Attention is drawn to the importance of targeted investments in these complexes. Their focused investigation allows basic requirements to the development projects in Arctic zones to be formed.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегических подходов к созданию акватерриториальных производственных комплексов Арктической зоны»

Оригинальная статья / Original article УДК 330

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-2-84-93

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ АКВАТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

© Н.Ю. Яськова9, В.И. Сарченкоb

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Российская Федерация, г. Москва, Ярославское шоссе, 26. ьСибирский федеральный университет,

660041, Российская Федерация, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Статья посвящена выявлению основных требований к формированию нового вида недвижимости Арктической зоны России. На основе обзора акватерриториальных производственных комплексов и осуществления оценки перспектив их расширения может быть существенно скорректирован ресурсный потенциал устойчивого развития национальной экономики. Это предопределяет их перспективное преимущество. МЕТОДЫ. Россия имеется бесценный опыт реализации трансконтинентальных девелоперских проектов освоения ресурсов акватории и побережий морей Северного Ледовитого океана Особенностью стратегических подходов к освоению арктических пространств является необходимость параллельного решения экологических проблем. В связи с этим актуализируется потенциал Арктики в части осуществления научных исследований в данной сфере. Кроме того, Арктика является важнейшим в мире регионом для изучения изменений климата и его последствий. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. С учетом внимания, которое уделяется этой теме в ведущих странах, вероятных сумм ущерба вследствие глобального потепления, масштабные комплексные климатические исследования могут превратиться в полноценную отрасль экономики, что в совокупности с инвестиционно-строительными проектами точечного освоения позволяет российскому инновационному кластеру занять передовые позиции в мире. Предлагается сфокусировать усилия в четко очерченных хозяйственных комплексах - акватерриториальных производственных комплексах. Они формируются на базе ресурсов (углеводородов, твердых полезных ископаемых, лесных ресурсов), находящихся непосредственно на побережье или в глубине материка на расстоянии до 300 км. ВЫВОДЫ. Учитывая отечественный опыт реализации инвестиционно-строительных проектов в экстремальных условиях Севера и Сибири, целесообразна фокусировка инвестиций в развитие акватерриториальных производственных комплексов, особенности которого представлены в статье. Их изучение позволяет сформировать основные требования к механизмам реализации проектов освоения Арктической зоны. Ключевые слова: Арктика, производственный комплекс, ресурсный потенциал, транспортный потенциал, промышленный потенциал, режим освоения, транспортный коридор, трансконтинентальный проект, экологическая безопасность, перспективное преимущество.

Информация о статье. Дата поступления 02 апреля 2018 г.; дата принятия к печати 30 апреля 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 июня 2018 г.

Формат цитирования. Яськова Н.Ю., Сарченко В.И. Формирование стратегических подходов к созданию акватерриториальных производственных комплексов Арктической зоны // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 2. С. 84-93. DOI: 10.21285/22272917-2018-2-84-93

DEVELOPMENT OF STRATEGIC APPROACHES TO THE CREATION OF AQUA-TERRITORIAL INDUSTRIAL COMPLEXES IN THE ARCTIC ZONE

N.Yu. Yaskova, V.I. Sarchenko

аЯськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, e-mail: mcua3@yandex.ru

Natalia Yu. Yaskova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economies and Management in Construction, e-mail: mcua3@yandex.ru

ьСарченко Владимир Иванович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры проектирования зданий и экспертизы недвижимости, e-mail: mcua3@yandex.ru Vladimir I. Sarchenko, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Design of Buildings and Expertise of Real Estate, e-mail: mcua3@yandex.ru_

National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337, Russian Federation Siberian Federal University,

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation

ABSTRACT. AIM. This article is devoted to identifying key requirements for the creation of a new type of real estate in the Russian Arctic. The resource potential of Russia's sustainable development can be significantly expanded provided its aqua-territorial industrial complexes are given deserved attention. Such prospects determine the competitive advantage of these entities. METHODS. Russia enjoys valuable experience in the realization of transcontinental projects aimed at the development of the Arctic Ocean waters and shores. A distinct feature of strategic approaches to the development of Arctic areas is the need to concurrently solve environmental problems. In this connection, scientific research in this field becomes highly relevant. In addition, the Arctic is one of the most important world regions for studying climate change and its consequences. RESULTS AND DISCUSSION. In view of the attention given to the problem of climate change and the predicted amount of damage it may cause, large-scale integrated climate research can turn into a separate economic sector. This fact, along with the construction projects aimed at the development of local Russian areas allows the Russian innovation cluster to occupy leading positions in the world. This study suggests that efforts should be focused on clearly defined economic complexes, i.e. aqua-territorial industrial complexes. These complexes are formed on the basis of resources (hydrocarbons, solid minerals, forest resources) located either directly on the coast or in the interior of the mainland at a distance of up to 300 km. CONCLUSIONS. This article presents the specific features of the development of aqua-territorial complexes taking into account the Russian experience of construction projects under extreme conditions of the North and Siberia. Attention is drawn to the importance of targeted investments in these complexes. Their focused investigation allows basic requirements to the development projects in Arctic zones to be formed.

Keywords: Arctic, industrial complex, resource potential, transport potential, industrial potential, development mode, transport corridor, transcontinental project, environmental safety, perspective advantage

Information about the article. Received April 02, 2018; accepted for publication April 30, 2018; available online June 26, 2018.

For citation. Yaskova N.Yu., Sarchenko V.I. Development of strategic approaches to the creation of aqua-territorial industrial complexes in the Arctic zone. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhi-most = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 2, pp. 84-93. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-2-84-93.

Введение

Современная национальная экономика России стратегически начинает переориентироваться на реализацию трансконтинентальных проектов, среди которых освоение арктических пространств играет важнейшую роль. Осторожное отношение к Арктике определяется неопределенностью ее потенциала с точки зрения оценки разведанных запасов углеводородов и огромного количества других полезных ископаемых. В то же время возможности осуществлять трансполярные перелеты между Евразией и Америкой, перевозить грузы по Северному морскому пути, реструктурировать транспортные потоки, реализовывать сырьевой и транзитный потенциал - одна из стратегических задач современной России. Как это скажется на состоянии мировой

экономики, спрогнозировать не берется никто. Кроме того, оценить экологические риски и климатические изменения до начала освоения арктического пространства практически невозможно [1].

Анализ показал, что интерес к ресурсам Арктики периодически резко возрастает в связи со значительным ростом цен на энергоносители. Совершенствование технологий добычи и транспортировки углеводородного сырья рождает оптимизм по поводу активизации хозяйственного освоения арктических территорий. Для РФ освоение Арктики - это не только крупномасштабный, по сути, мегапроект расширенного воспроизводства ресурсной базы устойчивого развития национальной экономики, но и проект, изменяющий геополитический статус страны. При этом России, моря кото-

рой покрывают не менее 80% площади Арктического бассейна, необходимо удерживать достигнутое лидерство в военном, хозяйственном и научном освоении этого региона. Для этого принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [2]. Но она пока не имеет выделенного финансирования. Происходящий экономический спад делает полноценную реализацию программы маловероятной. На фоне обострения конкуренции вокруг арктических проектов - это не допустимо.

Методы

В настоящее время активизировались не только государства арктической пятерки (Россия, США, Канада, Норвегия, Дания) и субарктические (Финляндия, Швеция, Исландия), но и расположенные далеко от полярных широт - Япония, КНР, Южная Корея, Германия, Франция, Италия, Испания и другие [3, 4]. Упомянутые государства рассматривают свою деятельность в Арктической зоне как важную часть национальной стратегии. Между тем именно в России имеется бесценный опыт реализации трансконтинентальных девелоперских проектов освоения ресурсов акватории и побережий морей Северного Ледовитого океана, а экстремально дискомфортные условия жизни и хозяйственной деятельности достаточно успешно были преодолены в рамках ранее реализованных проектов строительства («Ямал СПГ» и др.).

Актуализация программ освоения территории Арктики должна учесть высокие экологические риски добычи и транспортировки нефти в полярных широтах [5]. В настоящее время считается, что масштабное освоение месторождений арктического шельфа станет возможным после широкого внедрения технологий подледной добычи, а также обеспечения круглогодичной доступности Северного морского пути [6-8]. В то же время

материковые инвестиционно-

строительные проекты могут быть рекомендованы к реализации. Проект «Ямал СПГ» стал одним из ключевых драйверов развития региона и одним из самых высокоэффективных мега-проектов пространственной реструктуризации страны.

Несомненно, накопленный отечественный опыт реализации освоения северных территорий создает ряд стратегических преимуществ [9]. Тем более, что Арктика важна не только из-за наличия углеводородов. В ней сосредоточен целый ряд перспективных ресурсов будущего. Так, крупнейшее в мире месторождение ценнейшего редкоземельного металла палладия, имеющего огромное военно-стратегическое значение, расположено недалеко от Норильска. На границе Якутии и Красноярского края разведано крупнейшее в мире Попи-гайское месторождение высокоабразивного алмаз-лонсдейлитового сырья (импактных алмазов), необходимого для многих высокотехнологичных производств. Осуществление проектов освоения указанных месторождений позволит занять стране лидирующие позиции в комплексе новых высокотехнологичных промышленных сегментов.

Особенностью стратегических подходов к освоению арктических пространств является озабоченность экологическими проблемами, в связи с чем актуализируется потенциал Арктики в части осуществления научных исследований в этой сфере. Арктика является важнейшим в мире регионом по изучению климатических изменений [10]. Данной теме уделяется большое внимание во всем мире. В этой связи масштабные комплексные климатические исследования могут превратиться в полноценную отрасль экономики, что в совокупности с инвестиционно-строительными проектами точечного освоения позволяет российскому инновационному кластеру занять пере-

довые позиции [5, 11].

Результаты и их обсуждение

В настоящее время невозможно считать всю Арктическую зону территорией перспективного освоения и интенсивного проектного финансирования как в силу экстремальных условий и отсутствия современной производственной инфраструктуры, так и крайне высоких затрат проектов освоения ресурсов арктических побережий. Предлагается сфокусировать усилия в четко очерченных хозяйственных комплексах - акватеррито-риальных производственных комплексах (АТПК). Они формируются на базе ресурсов (углеводородов, твердых полезных ископаемых, лесных ресурсов), находящихся непосредственно на побережье или в глубине материка на расстоянии до 300 км.

Требования к проектам АТПК в первую очередь касаются объектов базирования. Проекты должны базироваться на:

1. Формируемых или восстановленных портово-промышленных узлах;

2. Объектах энергетической, транспортной инфраструктуры и системе жизнеобеспечения;

3. Приморских поселках, аккумулирующих подготовленные трудовые ресурсы.

В АТПК также целесообразно включить объекты нефте-, газодобычи на шельфе и на суше, горнометаллургические, перерабатывающие, морского транспорта, судоремонта и т.д.

Проведенный анализ позволяет выделить основные контуры будущих Арктических АТПК. В их пределах расположены существующие, формируемые в настоящее время или предполагаемые к созданию в перспективе новые акватерриториальные производственные комплексы: Кольский, Архангельский, Ненецкий, Ямальский, Норильско-Туруханский, Таймырский, Северо-Якутский, Чукотский. Они выходят на основные транспортные по-

лярные порты России: Мурманск, Архангельск, Харасавей, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек и в обозримой перспективе - Индига.

Каждый из АТПК характеризуется особыми условиями, которые необходимо кратко привести.

1. Ямальский АТПК характеризуется стратегическим значением как территории, так и ресурсов. Ему свойственны большие масштабы добычи, а также специфические условия месторасположения населенных мест и транспортной системы. Кроме того, Ямальский АТПК характеризуется богатыми месторождениями в континентальной части региона. Являясь самым первым масштабным районом освоения Арктической зоны с замерзающей акваторией, Ямальский АТПК представляет собой пилотный проект по формированию механизмов организации инвестиционно-строительной деятельности в акватории и побережье морей Северного Ледовитого океана. Целевая фокусировка проектов Ямальского АПТК в основном касается освоения запасов ресурсов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Так, на Ямале осваивается и в ближайшее время вводится в эксплуатацию Бованенковское месторождение. В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа открыты также гигантские месторождения газа и нефтегазоконденсата. Их суммарные запасы превышают 11 трлн куб. м. Также в АПТК имеются ресурсы, способные поддержать тренд им-портозамещения. Уникальное Райиз-ское месторождение хромитовых руд на Полярном Урале в случае освоения позволит покрыть потребность производителей феррохрома, который в настоящее время вырабатывается из импортного сырья. В целом реализация инвестиционно-

строительных проектов освоения новых месторождений и организации добычи редких металлов позволит не только удовлетворить потребность в ниобии и редкоземельных металлах,

но и при благоприятных условиях -экспортировать эти металлы на мировой рынок.

2. Норильско-Туруханский АТПК (Красноярский край), специализирующийся в области цветной металлургии, базирующейся на Норильской группе месторождений. Их доля в разведанных общероссийских запасах характеризуется: 43% запасов меди, 71% запасов никеля, 98% металлов платиновой группы, 7% золота.

Перспективные проекты развития Норильско-Туруханского АПТК определяют три основные задачи федерального значения.

1. Проведение реконструкции Норильского горно-металлургического комбината (НГМК) как крупнейшей базы цветной металлургии. Это потребует: увеличения общего объема добычи руды; дальнейшего роста геологоразведки; применения новых технологий обогащения; создания современных металлургических переделов, замещающих устаревшие, что позволяет обеспечивать производство 100% товарного никеля, кобальта и меди.

2. Освоение нового нефтегазового района - месторождений Туру-ханской группы с общей добычей до 40 млн т к 2030 г. Причем, на первом этапе необходимо осуществить строительство нефтепровода на Пур-пе. А с переходом на масштабную добычу с выходом на Дудинку предполагается создание в Дудинке мощностей по нефтепереработке для обеспечения Норильского промрайо-на, и - далее на Диксон для вывоза нефти танкерами в западном и восточном направлениях.

3. Формирование новой конфигурации транспортной системы «Енисей - СМП». Перспективы развития порта Дудинка тесно связаны с будущим развитием НГМК. В соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2020 г. [12] и Стратегией развития железнодорожного транспорта до

2030 г. [13] предполагается прокладка железной дороги Надым - Салехард.

Создание новых портовых мощностей (порт Диксон), расположенных на арктическом побережье Енисейского залива, должно обеспечить обработку морских судов. Значение Диксона увеличивается в соответствии с развертыванием добычи полезных ископаемых (нефть и газ, уголь, россыпное и рудное золото) на полуострове Таймыр. В ближайшей перспективе также необходимо создать терминал для загрузки нефтью морских танкеров в бухте Ефремова, что обусловлено началом освоения Ванкорской группы месторождений углеводородного сырья.

3. Таймыро-Якутский АТПК предполагается развивать по мере освоения апатито-редкометалльных месторождений Ессейского района. Планы активизации работ носят долгосрочный характер - после 2030 г. На базе Ессейской группы месторождений планируется создать крупные горно-обогатительные комбинаты. Альтернативно добытая руда может использоваться в Норильске. Апатитовый концентрат с ГОКов возможно доставлять в Лесосибирск и применять для производства фосфорных удобрений. Существует вариант доставки Северным морским путем на Кольский полуостров в замещение поставок этого продукта в другие регионы страны или на экспорт. Создание новых транспортных путей потребует реализации ряда сопровождающих инфраструктурных проектов железнодорожного строительства, например, железной дороги до Норильска с последующим выходом на Игарку или Дудинку и железной дороги с непосредственным выходом на порт Хатанга.

Реализация трансграничных и трансконтинентальных инфраструктурных проектов позволит перевести в практическую плоскость планы по освоению Убойнинской группы медно-молибденовых месторождений. Также

отметим наличие уникальных месторождений технических (импактных) алмазов, открытых в Хатанге в районе Попигайской котловины. Они содержат более половины мирового запаса этого сырья, а бассейны рек Хатанга и Котуй богаты природным газом и нефтью. В случае освоения этих месторождений потребуется реконструкция Хатангского морского торгового порта - третьего по значению на Таймыре после Дудинки и Диксона.

4. Северо-Якутский АТПК будет развиваться в направлении создания и обслуживания международного воздушного коридора Транспо-лярного-3. Кроме того, необходим запасной аэродром для него, а также объекты для обслуживания международного транспортного коридора СМП. Северо-Якутский АТПК представлен полезными ископаемыми -оловом (месторождение Депутатское) и золотом (в основном россыпное золото - Куларский район). Восточные районы от Лены являются лидерами в России по добыче олова и сурьмы, золота и серебра. В последние годы интенсивно эксплуатируются россыпи платиноидов. На Анабаре (Якутия) разведывается Томторское редкоме-талльное месторождение с особо высоким содержанием ниобия, не требующего обогащения. Руда может быть сразу использована в химико-металлургическом переделе для получения конечной товарной продукции. Разведанные запасы сырья делают возможной реализацию проекта строительства перерабатывающих производств с длительным сроком эксплуатации (не менее 50 лет). Таким образом, в низовье Лены совершенно целесообразно создание промышленных узлов на базе освоения Томторского месторождения редких металлов и оловосодержащих месторождений. А ввод в строй Амуро-Якутской железной дороги будет способствовать оживлению главной транспортной оси Якутии - водного

пути по рекам Ленского бассейна от порта Осетрово (г. Усть-Кут Иркутской области) до моря Лаптевых с главным морским портом Тикси на реке Лене.

5. В отношении Чукотского АТПК отметим, что в Певеке будет формироваться база по навигационному обслуживанию международного воздушного коридора - Трансполяр-ного-4 с запасным аэродромом для него, а также объекты для Северного морского пути как международной трассы. Важно, что при реализации проекта предполагается инновационный подход к энергообеспечению: использование первой в Арктике плавучей АТЭС, которая с высокой вероятностью может стать прообразом энергоисточников Арктической зоны вплоть до 2050 г.

В настоящее время оценивается возможность реализации крупномасштабного инвестиционно-строительного проекта по формированию индустриального ядра Чукотского АТПК на основе ископаемых, среди которых преобладают олово и золото, включая переработку техногенных россыпей. Большинство указанных месторождений района расположены непосредственно на побережье и на островах, поэтому Северный морской путь играет решающую роль в поставках оборудования и других товаров для геологоразведочных и горных работ, а, следовательно, и в успешной реализации проекта.

Несмотря на множество ресурсов, составляющих ресурсный потенциал устойчивого развития России, для обеспечения стратегического преимущества страны необходимы разведка и освоение урановых месторождений. В настоящее время в условиях 80%-ой зависимости от импорта урановых руд планируется проведение интенсивной геологоразведки не только в пределах суши, но и на шельфе Восточно-Сибирского моря. Предполагается также проработка вопросов вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов федерального

значения вследствие реализации инфраструктурных проектов и организации круглогодичного сообщения на направлении Владивосток (Находка, Восточный, Ванино) - Эгвекинот - автомагистраль - Певек.

Резюмируя приведенные особенности АТПК, основной императив их комплексного освоения и их стратегическая значимость определяются факторами:

1. По мере истощения нефтегазовых месторождений актуализируются проекты извлечения углеводородов арктического шельфа и суши. Потепление климата Арктики, прогресс технологий разведки и добычи на шельфах в долгосрочной перспективе делают эту добычу экономически целесообразной [14].

2. В Арктике расположены востребованные не только в России месторождения минерального сырья. По составу и запасам минералов некоторые из них являются крупнейшими или уникальными. Это существенно расширяет ресурсный потенциал Арктики и имеет высокие шансы капитализации.

3. Динамика глобальных транспортных потоков и необходимость укрепления взаимосвязи российских регионов обусловливают необходимость реализации ряда инфраструктурных инвестиционно-строительных проектов, включая порты. Ледокольное сопровождение судов и ведение работ по освоению будут способствовать развитию научных исследований по прогнозу погоды и ледовой обстановки и др.

4. Сближенность границ арктических стран, наличие входов в Северный Ледовитый океан из Атлантического и Тихого предопределяют необходимость защиты северных рубежей России. Размещение и поддержка оборонных объектов в Арктике, создание и эксплуатация которых составляют суть специальной Программы развития. В более широком смысле обеспечение национальной безо-

пасности требует также достижения социально-экономического и экологического благополучия северных регионов.

Транспортная труднодоступ-ность и экстремальный климат арктических территорий обусловливают -во всем мире и в России - очаговый характер строительства, обустройства и их промышленного освоения. Тем не менее, абсолютным императивом является комплексный характер освоения на базе формирующихся АТПК. Для обеспечения их экономической эффективности необходимы:

1. Согласованность (в пространстве и времени) развертывания инвестиционно-строительных проектов обеспечения геологоразведки, добычи ресурсов, энергетической и транспортной инфраструктуры, т.к. в условиях Арктики все дисбалансы и «разрывы» оказываются особо дорогостоящими, отбрасывая развитие назад на десятилетия [15, 16].

2. Развертывание и проектное обеспечение не только добычи, но и переработки сырья, сопутствующих сервисов, производства оборудования, разработки технологий для добычи, транспортировки, переработки. Тем самым увеличиваются мультипликативные эффекты реализации комплексных проектов для экономики, повышается уровень социальной отдачи от освоения арктических территорий, привлекается человеческий капитал, ускоряются инвестиционно-строительные процессы.

3. Обеспечение пропорциональных вложений в экологическую безопасность, транспортную, промышленную и социальную инфраструктуру, информатизацию всех процессов, человеческий капитал. В постсоветский период за счет миграционного оттока Арктика потеряла значительную часть населения. В то же время задача «строительства городов за полярным кругом» пока не стоит. Однако необходимо опреде-

лить и поддерживать такой формат жизнедеятельности, который обеспечит оптимальную населенность Арктической зоны. Для этого требуется обеспечить: транспортную связь поселений с центрами страны; доступность образования и медицины; достойный уровень доходов, компенсирующий проживание в суровом климате.

Особая задача - социокультурное воспроизводство и социальное благополучие коренных малочисленных народов Севера.

4. Экономику Арктической зоны нужно развивать во взаимосвязи с промышленными и аграрными районами юга Сибири и Дальнего Востока. Запросы Арктики на поставки продовольствия, техники и оборудования, технологические разработки, инжиниринг и сервисы должны стать двигателем развития промышленных и научно-технологических центров сибирского макрорегиона.

Выводы

Исторический опыт России по освоению Севера и Сибири показывает, что инициатива и ведущая координирующая роль должна принадлежать государству, ибо реализация столь масштабных инвестиционно-строительных программ и проектов не имеет потенциала немедленной экономической эффективности [17]. Она пролонгирована во времени. Тем не менее, частные компании (включая и РЖД, и ресурсодобывающие) обязаны получать коммерческий эффект от реализованных в рамках Программ пространственной реструктуризации

проектов [18], но без включения тарифов в инвестиционную составляющую. Только в этом случае появятся грузопотоки от источников ресурсов на территориях, удаленных от морских побережий, а, следовательно, и активизируется самая проблемная для современной России территория. Государство обязательно вернет себе все затраты косвенным путем из других источников, как это было в случае с Транссибом более 100 лет назад. Магистраль строилась как заведомо убыточный проект, но последующее бурное развитие Сибири и поступающие налоги превысили издержки уже после 10 лет эксплуатации. Спрос на перевозки существенно превысил прогнозные ожидания, поэтому провозные способности магистрали оказались уже недостаточными. Есть и примеры обратного - задержка строительства магистрали приводила к экономическим потерям. Так, запоздание с созданием железной дороги Тюмень - Тобольск - Сургут на 5 лет обошлось стране дополнительными издержками в 25 млрд долл. Это свидетельствует о необходимости своевременного решения возникающих проблем создания нового типа недвижимости - акватерриториальных производственных комплексов, которые станут базой перспективных Программ территориального развития, синтезируя в своем составе множество проектов различного назначения с высоким потенциалом экономической эффективности и обеспечением режима экономической безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Идея соединить континенты через Берингов пролив возникла еще в 1890 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=aa b9bc61-3cac-4a58-ae76-ac039d 032dbf (02.02.2018 г.).

2. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (01.02.2018).

3. Edwards M.H., Coakley B.J. The SCICEX program - Arctic Ocean investigations from a US Navy Nuclear - Powdered Submarine. Arctic Res. of the United States, 2014, v. 18, pp. 14-20.

4. Keskitalo E.C.H. Constructing «the Arctic»: Discourses of International Regionbuilding. Rovaniemi, 2002.

5. Дмитриев М. Итоги пространственного развития России и его вклад в будущий экономический рост. СПб.: Наука, 2016. 51 c.

6. Суда прощупают Арктику [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/newspaper

/2016/10/18/57fe54de9a7947a6b53666cd (03.02.2018).

7. Mingalev I.V., Orlov K.G., Mingalev V.S. Simulation study of the mechanism of the formation of polar cyclones at high latitudes of the northern hemisphere. Proc. of the 36th Annual Seminar on Physics of auroral phenomena (Apatity, 26 February - 1 March 2013). Apatity: KSC RAS, 2013, pp. 193-196.

8. Приоритеты России в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://www. instrategy.ru/pdf/ 334. pdf (20.01.2018).

9. Конопляник А. Возможности и развилки арктического шельфа // Нефть России. 2016. № 1-2.

10. World Petroleum Council. Yearbook, 2015. 145 p.

11. Bird K.J., Charpentier R.R., Gautier D.L. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. U.S. Geological Survey Fact Sheet 2008-3049, May, 2008.

12. О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82617/ (03.02.2018).

13. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id =5104& (03.02.2018).

14. Donald L. Gautier and Brenda S. Pierce. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. For the U.S. Geological Survey. 23 July 2008.

15. Koivurova T. Gaps in International Regulatory Frameworks for the Arctic Ocean. Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed. by Paul Arthur Berkman and A.N. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013.

16. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL:

https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/files/str_2 030.pdf (02.02.2018).

17. Яськова Н.Ю. Стратегия пространственно-территориального девелопмен-та // Недвижимость: экономика и управление. 2014. № 1-2. С. 5-60.

18. Концепция стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. М.: Экономика, 2016. 111 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ideya soedinit' kontinenty cherez Ber-ingov proliv voznikla eshche v 1890 godu [The idea to connect the continents through the Bering Strait goes back to 1890]. Available at: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=aa b9bc61-3cac-4a58-ae76-ac039d 032dbf (accessed on 02 February 2018).

2. Gosudarstvennaya programma «Sot-sial'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [State program «Social and economical development of Arctic zone of Russian Federation for the period up to 2020»]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed on 01 February 2018).

3. Edwards M.H., Coakley B.J. The SCICEX program - Arctic Ocean investigations from a US Navy Nuclear - Powdered Submarine. Arctic Res. of the United States, 2014, v. 18, pp. 14-20.

4. Keskitalo E.C.H. Constructing «the Arctic»: Discourses of International Regionbuilding. Rovaniemi, 2002.

5. Dmitriev M. Itogi prostranstvennogo razvitiya Rossii i ego vklad v budushchii eko-nomicheskii rost [Results of spatial development of Russia and its input into the future economical development]. SPb, Nauka Publ., 2016, 51 p. (In Russian).

6. Suda proshchupayut Arktiku [Vessels will try the Arctic]. Available at: http://www.rbc.ru/newspaper/2016/10/18/ 57fe54de9a7947a6b53666cd (accessed on 03 February 2018).

7. Mingalev I.V., Orlov K.G., Mingalev V.S. Simulation study of the mechanism of the formation of polar cyclones at high latitudes of the northern hemisphere. Proc. of the 36th Annual Seminar on Physics of auroral phenomena (Apatity, 26 February - 1 March 2013). Apatity: KSC RAS, 2013, pp. 193-196.

8. Prioritety Rossii v Arktike [Priorities of Russia in the Arctic]. Available at: http://www.instrategy.ru/pdf/ 334.pdf (accessed on 03 February 2018).

9. Konoplyanik A. Vozmozhnosti i raz-vilki arkticheskogo shel'fa [Opportunities and possibilities of the Arctic shelf]. Neft' Rossii [Oil of Russia]. 2016, no. 1-2. (In Russian).

10. World Petroleum Council. Yearbook, 2015. 145 p.

11. Bird K.J., Charpentier R.R., Gautier D.L. Circum-Arctic Resource Appraisal: Esti-111111mates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. U.S. Geological Survey Fact Sheet 2008-3049, May, 2008.

12. O Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot

22.11.2008 № 1734-r (red. ot 11.06.2014) [About transport strategy of Russian Federation: Decree of the Government of RF dated on 22.11.2008 № 1734-p (ed. On 11.06.2014)]. Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82617 / (accessed on 03 February 2018).

13. O Strategii razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [About the Strategy for the Development of Railway Transport in Russian Federation until 2030]. Available at: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id =5104& (accessed on 03 February 2018).

14. Donald L. Gautier and Brenda S. mates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. For the U.S. Geological Survey. 23 July 2008.

15. Koivurova T. Gaps in International Regulatory Frameworks for the Arctic Ocean. Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed.

by Paul Arthur Berkman and A.N. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013.

16. Strategiya innovatsionnogo razvitiya stroitel'noi otrasli Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [Strategy of innovative development of construction sphere in Russian Federation up to 2030]. Available at: https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/files/str_2 030.pdf (accessed on 02 February 2018). (In Russian).

17. Yaskova N.Yu. Strategiya pros-transtvenno-territorial'nogo developmenta [Strategy of spatial and territorial development]. Ned-vizhimost': ekonomika i upravlenie [Real estate: economics and management]. 2014, no. 1-2, pp. 52-60. (In Russian).

18. Kontseptsiya strategii prostranstven-nogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [Concept of the strategy of spatial development in Russian Federation for the period up to 2030]. Moscow, Ekonomika Publ., 2016, 111 p. (In Russian).

Критерии авторства

Яськова Н.Ю., Сарченко В.И. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Yaskova N.Yu., Sarchenko V.I. declare equal participation in obtaining and formalization of scientific results and bear equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.