Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / дошкольное образование / дошкольное образовательное учреждение / образовательные услуги / education / preschool education / preschool educational institution / educational services.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. Ю. Краснощек, С. Н. Сычанина

В статье рассматривается сущность и задачи дошкольного образования в Российской Федерации. Определяются виды дошкольного образования и выделены преимущества данного образования. В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования и представлены пути решения их. Особое внимание уделяется профессионализму педагогов и проблеме общедоступности образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the essence and objectives of preschool education in the Russian Federation. Types of preschool education are defined and advantages of this education are allocated. The article deals with the main problems in the sphere of preschool education and presents ways to solve them. Special attention is paid to the professionalism of teachers and the problem of accessibility of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.Ю. Краснощек, студент

С.Н. Сычанина, канд. филос. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24411/2500-1000-2019-11606

Аннотация. В статье рассматривается сущность и задачи дошкольного образования в Российской Федерации. Определяются виды дошкольного образования и выделены преимущества данного образования. В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования и представлены пути решения их. Особое внимание уделяется профессионализму педагогов и проблеме общедоступности образования.

Ключевые слова: образование, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, образовательные услуги.

Дошкольное образование является первым этапом получения образования. В дошкольных образовательных учреждениях создаются все необходимые условия для воспитания и развития ребенка, здесь закладывается фундамент будущей жизни человека, обеспечивается личностное, интеллектуальное, художественное, эстетическое, творческое и физическое развитие детей дошкольного возраста. В этом возрасте у ребенка формируются первичные духовные ценности, мировидение и широкая сфера интересов. Становление его личностной культуры означает развитие опыта ценностного отношения к миру в процессе приобщения к культуре, тому уникальному пространству, которое для ребенка является его малой родиной.

В Российской Федерации дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, принципы и содержание дошкольного образования.

Главное преимущество детского сада -это наличие детского коллектива, благодаря которому ребенок учится жить в социуме, общаться с ровесниками и находить с ними общий язык. Помимо этого, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими

желаниями и желаниями других, отстаивать свое мнение и одновременно прислушиваться к мнению окружающих. В дошкольном образовательном учреждении дети учатся самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени, что впоследствии становится основой организованности ребенка дома и в школе.

Дошкольное воспитание позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок учится оценивать свои способности и возможности.

В Российской Федерации дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях:

- несколько часов (группы кратковременного пребывания);

- день (дневные группы);

- круглосуточно (детские сады с круглосуточным пребыванием) [1].

Основными задачами дошкольного учреждения в нашей стране являются:

- охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья детей;

- оказание методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития, воспитания и обучения детей;

- обеспечение социально-личностного, познавательно-речевого, физического и

художественно-эстетического развития детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье, окружающей природе;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей [1].

Находясь в детском саду, ребенок получает образовательные программы по различным направлениям; полноценное питание пропорционально периоду пребывания; медицинское обслуживание; физическое развитие; основы социализации; узкоспециальную коррекцию (по показаниям).

Учитывая социально-экономическую обстановку в нашей стране, система дошкольного образования за последние десять лет претерпела существенные изменения, была введена классификация дошкольных образовательных учреждений по категориям и видам.

Если раннее существовал единственный вид дошкольного учреждения - «детский сад», то сейчас к нему добавились обще-развивающие дошкольные образовательные учреждения, это традиционные заведения, в которых, как правило, приоритетным выделяется одно либо несколько направлений воспитания (интеллектуальное, художественное или физическое), и детские сады компенсирующего типа, которые предназначены для детей с какими-либо отклонениями в физическом или психическом развитии. В учреждениях дан-ного типа, обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений.

Следующим видом является дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления. В таких учреждениях для детей осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия. Также существуют комбинированные дошкольные уч-

реждения, в состав которых могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы, и центры дошкольного развития, где равное внимание уделяется физическому и психическому развитию, оздоровлению, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

Современные дошкольные учреждения предоставляют широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Создание поделок и аппликаций, рисование, конструирование, занятия музыкой, танцами и физической культурой - это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

В настоящее время детские сады работают не по единой системе, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных отдельными авторами и коллективами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогических работников.

Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. В одних программах преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других -обучение вовсе отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что мало результативно в смысле обучения детей и разрушает саму игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Однако, несмотря на все нововведения, система дошкольного образования имеет ряд серьезных проблем. Достаточно распространенной проблемой во всех населенных пунктах Российской Федерации является острая нехватка существующих детских садов. Количество дошкольных образовательных учреждений едва ли соответствует реальному спросу населения на образование детей дошкольного возраста, отмечается превышение нормативной наполняемости групп дошкольного образования [2].

Также, не менее важной проблемой дошкольного образования является нехватка

квалифицированных педагогических кадров, происходит приток в педагогический коллектив воспитателей без специального (профильного) образования. Организация работы с детьми дошкольного возраста в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. На сегодняшний день молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого недостаточная заработная плата, которая ведет к уходу квалифицированных воспитателей. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил, что приводит к эмоциональному выгоранию педагогов вследствие продолжительных стрессов, поэтому на работу в детский сад часто берут людей с недостаточным или непрофильным образованием, которые имеют низкую квалификацию.

Встречаются также случаи, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы определить собственного ребенка в детский сад), и тогда низкий уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям [3].

Проблему общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан необходимо решать за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день помимо 12-часового пребывания детей в дошкольном учреждении, используется 10-ти и 14-ти часовой режимы.

Во многих случаях, 14-часовой режим пребывания ребенка в детском саду является наиболее предпочтительным и менее затратным для родителей, чем круглосуточный. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

В настоящий момент основной задачей государства является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием. Необходимо учитывать потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений, а также увеличить количество групп для детей раннего возраста -от 2 месяцев до 3 лет, с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа), праздничного и выходного дня.

Образовательные услуги для детей дошкольного возраста могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, которые реализуют дошкольные образовательные программы.

В настоящее время некоторые учреждения дошкольного образования других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение помимо бюджетной услуги ещё и дополнительных образовательных услуг.

Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в дошкольных образовательных учреждениях достаточно высок. Родители готовы оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования, выходящие за рамки бюджетной услуги. Распределение материальных ресурсов внутри дошкольной образовательной сети должно быть направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в дошкольных образовательных учреждениях - помещения, оборудование, спортивные сооружения, игровые площадки, парковые зоны и др.

Для повышения качества дошкольного образования, необходимо наиболее эффективно использовать потенциал психологов, методистов, логопедов, воспитателей-

экспериментаторов, старших воспитателей.

В настоящее время, субъектами Российской Федерации предпринимаются шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным и качественным дошкольным образованием. В частности, используются раз-нообразные муниципальные и региональные долгосрочные и краткосрочные целевые программы, направленные на развитие сети дошкольных образова-тельных учреждений.

Таким образом, дошкольное образование и воспитание детей - очень важный и трудный процесс, в ходе которого родители и воспитатели вместе с ребенком учатся преодолевать возникающие трудности.

Библиографический список

1. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эг-вес, 2015. - 156 с.

2. Иванова Е.О., Сычанина С.Н. Управление дошкольным образованием в муниципальном образовании город Краснодар: проблемы и перспективы / В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. - 2015. - С. 123127.

3. Кучеренко В.В., Кудряков В.Г. Проблемы управления развитием дошкольных образовательных учреждений и его совершенствование / В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики - Материалы III международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 185-189.

Главная задача дошкольного образования детей заключается в том, чтобы научить ребенка мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение, но не игнорировать при этом высказывания других людей, поэтому в дошкольном возрасте большое значение имеют контакты со сверстниками, общение в детском коллективе. Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL

EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

K.I. Krasnoschek, Student

S.N. Sychanina, Сandidate of Philosophy, Assistant Professor Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the essence and objectives of preschool education in the Russian Federation. Types of preschool education are defined and advantages of this education are allocated. The article deals with the main problems in the sphere of preschool education and presents ways to solve them. Special attention is paid to the professionalism of teachers and the problem of accessibility of education.

Keywords: education, preschool education, preschool educational institution, educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.