Для цитирования: Кундиус В.А., Винтаева Т.С. Проблемы и перспективы развития агротуризма в Алтайском крае // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/2/articles/3_4.pdf
DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.02.008
УДК 338.48
Проблемы и перспективы развития агротуризма
в Алтайском крае*
В.А. Кундиус1, Т.С. Винтаева1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», г.Барнаул, пр.Красноармейский, 98
Алтайский край является одним из ведущих регионов Российской Федерации по развитию сферы туризма. Уникальное разнообразие памятников истории и культуры, различных природных комплексов ежегодно привлекают в край сотни тысяч российских и иностранных туристов. Регион целенаправленно в течении последних 10 лет в этой связи развивает сферу туризма, выделив ее в качестве одного из приоритетов экономики региона.
По состоянию на 01.01.2018 в крае действует 1006 субъектов сферы туризма. Отдых туристов обеспечивают 316 коллективных средств размещения общего назначения, 42 санитарно-курортных учреждений, 188 сельских гостевых домов, 170 турбаз и организаций отдыха. В целом количество мест единовременного размещения в регионе составляет порядка 50 тысяч, из них круглогодично 20,2 тысячи, в том числе в санитарно-оздоровительных учреждениях — 8,8 тысяч. Туроператорские и турагентские услуги в регионе оказывают 200 организаций. Количество туристов и экскурсантов, посетивших Алтайский край в 2018 году составило 2126,4 тысячи человек. Общий объём услуг турагентств, туроператоров, санитарно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения в 2018 году составил 4,3 млрд. рублей (в 2017 — 3,8 млрд. рублей). Объём поступлений от всех видов налогов, сборов и страховых взносов по собирательной группировке «Туризм» (туристические и соответствующие услуги) за 2018 год составил 6520,9 млн. рублей (в 2017 году — 5794,6 млн. рублей), их них от организаций, осуществляющих деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма — 1290,4 млн. рублей (в 2017 году — 1233,5 млн. рублей) [1].
* В статье представлены результаты исследований, проведенных при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, РФФИ проект №19-510-44011 «Разработка концепции развития органического сельского хозяйства на основе прогрессивных методов и технологий».
«Grand Altai Research & Education»
72
Сетевое издание Совета ректоров вузов Большого Алтая
Главным субъектом, обеспечивающим знакомство гостей с местными достопримечательностями, питание и проживание, является сельская семья. Если турист выбирает активный отдых, ему предлагают конные и пешие прогулки, поход в лес за грибами и ягодами, а также сплавы по реке.
Сельский туризм оказывает позитивное воздействие на возрождение, сохранение и развитие местных народных промыслов и традиций, памятников историко-культурного наследия. Сельский туризм наиболее развит в Солонешском, Чарышском, Алтайском районе [2].
Необходимо выделить наиболее важные аспекты для развития сельского туризма: увеличение занятости сельского населения, повышение экономической активности, сохранение окружающей среды.
По результатам опроса владельцев гостевых домов, были названы наиболее острые проблемы, существующие в сельском туризме: сезонность, юридические сложности, отсутствие классификации средств размещения, недостаточная благоустроенность сельских гостевых домов, неразвитая инфраструктура (качество дорог, неразвиты коммуникации), продвижение и разработка пакета услуг, реклама.
«Спрос на отдых на Алтае невероятно высок», — говорит Татьяна Сажаева президент Алтайской региональной ассоциации туризма [3]. Зачастую в выходные места на турбазах полная загрузка. У селян есть козырь — низкие цены. Для сравнения: в Горном Алтае за сутки одному человеку придется отдать минимум 2-3 тысячи, то в Солонешном можно уложится в скромные 500700 руб.
Важна, судя по опросам многих владельцев, помощь государства в реализации программ развития сельских территорий, многие просто не могут развить предприятия и выжить в условиях сегодняшней конкуренции и проблем.
Для разработки концепции комплексной стратегии развития сельского туризма на территории Алтайского края, был использован SWOT-анализ сегмента туристического бизнеса — сельского туризма [4].
Отдельные позиции использованного SWOT-анализа отличаются по значимости для Алтайского края, поэтому нами были предложены изменения, отражающие специфику исследуемого региона. Так, бренд «Алтай» известен в стране и мире (например, в части природного наследия ЮНЕСКО, хотя и относится к соседнему административно-территориальному образованию; также известны реки Катунь, Чулышман, Бия и другие), поэтому данная позиция не является существенной (хотя ее, разумеется, не следует игнорировать). Кроме того, с учетом специфики Алтайского края нами были расставлены приоритеты в каждой из четвертей SWOT-таблицы. Так, наиболее актуальным недостатком после низкого уровня развития туристской инфраструктуры, с нашей точки зрения, следует признать также низкий уровень подготовки кадров.
Наука и образование Большого Алтая»
Особо следует выделить необходимость включения в «преимущества» развития сельского туризма его мультипликативный эффект, позволяющий стимулировать производство товаров и услуг в смежных отраслях экономики региона и за его пределами.
Таблица 1
SWOT-анализ сельского туризма для Алтайского края
Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
1. Высокий сельскохозяйственный потенциал страны 1. Низкий уровень развития туристской инфраструктуры в сельской местности
2. Высокий природно-рекреационный потенциал 2. Низкий уровень подготовки туристских кадров
3. Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения 3. Слабая система продвижения турпродуктов международном и внутреннем туристских рынках
4. Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств 4. Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа сельских регионов (отсутствие узнаваемого бренда)
5. Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности 6. Мультипликативный эффект, стимулирующий производство товаров и услуг в смежных отраслях экономики региона и за его пределами Возможности 5. Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития индустрии туризма
6. Несовершенство законодательства, связанное с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд
7. Незначительный объём инвестиций
8. Отсутствие специальных программ поддержки для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма Угрозы
1. Создание дополнительных рабочих мест 1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль
2. Рост доходов местного населения и регионов в целом 2. Социально-экономическая и политическая дестабилизация в стране
3. Оживление объектов социальной инфраструктуры села 3. Растущая конкуренция среди туристских рынков стран дальнего и ближнего зарубежья
4. Привлечение иностранных туристов 4. Снижение спроса платежеспособного населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики
5. Развитие малого предпринимательства на селе 5. Ухудшение экологической обстановки
6. Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в стране
7. Потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса на селе
Представленный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Алтайский край обладает достаточно хорошим природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер (в частности, инфраструктура, кадровые проблемы и ряд других).
Все инвестиции на последующие три года, как государственные, так и частные, должны быть сконцентрированы на создании самых лучших
«Grand Altai Research & Education»
Сетевое издание Совета ректоров вузов Большого Алтая
агротуристских продуктов, соответствующих международным стандартам, и тогда данные туристские продукты будут рентабельными [5].
Мировой и российский опыт показывает, что туризм в сельской местности имеет большие перспективы: все большее количество населения хотят праздника и отдых в сельской местности наедине с природой. Занятие спортом, таким как велоспорт, пешие прогулки или водные виды пользуются спросом, а также сельская культура, региональные деликатесы и конечно же незабываемая атмосфера [6].
Особое внимание развитию туризма уделяется со стороны Администрации Алтайского края. Реализуется государственная программа Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы. Задачи программы: формирование туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма, развитие сельского и социального туризма [7].
В целях решения данных проблем необходимо принять следующие меры:
— Со стороны государственных и муниципальных административных органов необходима помощь в форме грантов в сравнительно больших объемах, конкурсы для предпринимателей в сфере развития агротуризма, создание агротуристических кластеров, которые будут объединять предприятия, направленные на развитие территорий.
— Предоставление микро и макро кредитов с пониженной процентной ставкой.
— Кадровое обеспечение сельского (аграрного) туризма; в первую очередь, привлечение в сферу сельского туризма молодежи, стимулирование и поддержка молодых специалистов, повышение уровня квалификации, в том числе на условиях льготного образования и/или государственной поддержки.
— Привлечение туристов в своей стране, а также из других стран, усовершенствовать рекламу.
— Диверсификация отрасли, т.е. в сфере туризма заниматься не только размещением гостей, но также организовывать мероприятия по интересам, производство собственной продукции: сыры, вина, сувениры и другое.
Список литературы
1. Туризм в цифрах в Алтайском крае. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://alttur22.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae
2. Кундиус В.А. Рекреационные ресурсы и агротуризм / В.А.Кундиус, В.В.Чермянина, М.Г.Кудинова // АГАУ. Вестник Алтайского аграрного университета : научный журнал. 2011. №9. С.113-119.
3. В селах Алтайского края считают, что для успешного развития агротуризма необходима поддержка государства / Новости Алтайского края и Республике Алтай, Барнаула. Информационный сайт Бинфакс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bankfax.ru/news/54155/
Выводы
Наука и образование Большого Алтая»
75
4. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. Том 2. №6. С.30-38. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.creativeconomy.ru/articles/26919/
5. Кундиус В.А., Санталова В.Н., Балашова С.П.: Агротуризм: организация и перспективы развития: монография. Барнаул: Азбука. 2012. 416с.
6. PROJECT M GmbH Andreas Lorenz, Hagen Melzer: Tourismusperspektiven in ländlichen Räumen Handlungsempfehlungen zur Förderung des Tourismus in ländlichen Räumen Berlin Projektleitung: Hans-Gustav Koch, Hauptgeschäftsführer bis 30.06.2014 Dirk Inger, Hauptgeschäftsführer ab 01.07.2014 Projektkoordination: Walter Krombach
7. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы (Постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2014 №589). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/offlcial_docs/e393240.html?sphrase_id=893229
References
1. Turizm v cifrah v Altajskom krae. Upravlenie Altajskogo kraya po razvitiyu turizma i kurortnoj deyatel'nosti. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://alttur22.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae
2. Kundius V.A. Rekreacionnye resursy i agroturizm / V.A.Kundius, V.V.CHermyanina, M.G.Kudinova // AGAU. Vestnik Altajskogo agrarnogo universiteta : nauchnyj zhurnal. 2011. №9. S.113-119.
3. V selah Altajskogo kraya schitayut, chto dlya uspeshnogo razvitiya agroturizma neobhodima podderzhka gosudarstva / Novosti Altajskogo kraya i Respublike Altaj, Barnaula. Informacionnyj sajt Binfaks. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.bankfax.ru/news/54155/
4. Volkov S.K. Sel'skij turizm v RF: tendencii i perspektivy razvitiya // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2012. Tom 2. №6. S.30-38. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.creativeconomy.ru/articles/26919/
5. Kundius V.A., Santalova V.N., Balashova S.P.: Agroturizm: organizaciya i perspektivy razvitiya: monografiya. Barnaul: Azbuka. 2012. 416s.
6. PROJECT M GmbH Andreas Lorenz, Hagen Melzer: Tourismusperspektiven in ländlichen Räumen Handlungsempfehlungen zur Förderung des Tourismus in ländlichen Räumen Berlin Projektleitung: Hans-Gustav Koch, Hauptgeschäftsführer bis 30.06.2014 Dirk Inger, Hauptgeschäftsführer ab 01.07.2014 Projektkoordination: Walter Krombach
7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Altajskogo kraya «Razvitie turizma v Altajskom krae» na 2015-2020 gody (Postanovlenie Administracii Altajskogo kraya ot 29.12.2014 №589). [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.altairegion22.ru/official_docs/e393240.html?sphrase_id=893229
«Grand Altai Research & Education»
76