ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В МАЛЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Коваленко Е. Г.*
д. э. н., профессор [email protected]
*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
В статье рассмотрены тенденции развития органического сельского хозяйства в мире и России, сложившуюся систему регулирования этого сегмента экономики. Оценена роль малых форм хозяйствования аграрной сферы страны в этом процессе, основные препятствия и перспективы.
Ключевые слова:
органическое сельское хозяйство, система стандартизации и сертификации, малые формы хозяйствования
УДК 334.012.64
001: 10.24411/2658-6932-2020-10005
Для цитирования: Коваленко Е.Г. Проблемы и перспективы производства органической продукции в малых формах хозяйствования / Е. Г. Коваленко // Контентус. - 2020. - № 1. - С. 35 - 43.
С начала XXI века в мире растет производство и спрос на экологически чистую продукцию. По данным Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения (^ОАМ) органическое (экологическое) сельское хозяйство присутствует 179 стран мира, в нем занято более 2,3 млн. сертифицированных производителей. Международный рынок органических продуктов составляет 90 млрд. долларов США со среднегодовым темпом прироста в течение 2016-2020 гг. на 15 %. Сдерживающим фактором развития рынка экологически чистой продукции в развитых странах - отсутствие подходящих для этого земельных ресурсов [1].
Россия в настоящее время занимает 0,2% мирового рынка органических продуктов (120 млн. долларов США), потенциал органической продукции на внутреннем рынке оценивается в 2-10% от рынка продовольствия, его обеспечивают 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителя. Площадь сертифицированных по международным стандартам земель составляет всего 290 тыс. га (их доля 0,12 % общей площади сельскохозяйственных земель). По оценке Минсельхоза России, в стране имеется более 10 млн. га пригодных для органического земледелия (на них долгое время не вносились минеральные удобрения), а также другие необходимые условия для развития данного направления (природно-климатические условия, водные ресурсы, трудовые ресурсы). Российская экологически чистая продукция будет иметь спрос в международном товарообороте и ее доля, по оценке экспертов, может составить 10-25 % [6].
По определению З.В. Никитиной, экологическое сельскохозяйственное производство - это система взаимосвязанных природно-хозяйственных и социально-экономических процессов, направленных на повышение эффективности производства, получение высококачественной, конкурентоспособной продукции и улучшение состояния окружающей природной среды за счет рационального использования природных и антропогенных ресурсов с учетом биоклиматического потенциала территории [3].
В настоящее время развитие органического производства продуктов питания в мире регламентируется 3 международными системами стандартов EU Regulation 2092/91 (ЕС 834/2007), Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001 и IFOAM Basic Standards (IBS), которые являются основой создания государственных норм и правил. Так, согласно стандартам «Кодекса Алиментариус» (2007 г.) система органического производства предназначена для: повышения биологического разнообразия в рамках целой системы; повышения биологической активности почвы и сохранения плодородия почвы в долгосрочной перспективе; содействия охране почвы, воды и воздуха, а также для минимизации всех форм загрязнений, возможных в результате сельскохозяйственной деятельности; содействия бережной переработке сельскохозяйственной продукции с целью сохранения на всех этапах ее органической целостности и жизненно важных свойств и др. [2 ].
В России правовая база для развития производства органической продукции начала формироваться в последние несколько лет. В настоящее время действуют: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законо-
дательные акты Российской Федерации»; ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»; ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»; ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения».
В 2017 г. Минсельхозом России были утверждены программы продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции АПК до 2020 года, в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК», в числе которых утверждена и локальная отраслевая программа «Органическое сельское хозяйство». В ней предусмотрены мероприятия по: гармонизации национальных и международных стандартов органической продукции; созданию национальной системы сертификации органических производителей, аккредитацию компаний-сертификаторов в странах; созданию системы информационной поддержки малых предприятий-экспортеров; созданию системы продвижения предприятий -экспортеров органической продукции за рубежом. Необходимо отметить, что перечисленные меры в равной степени будут способствовать и развитию внутреннего российского рынка органической продукции.
Представляет интерес принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельный закон «Об экологическом агро-производстве», в 7 статье которого отмечена необходимость непосредственного внедрения экологического аграрного производства на угодьях фермерских (дехканских) хозяйств, средних и мелких сельскохозяйственных предприятий, хозяйств населения и кооперативов, занимающихся традиционным сельскохозяйственным производством, являющегося по сути биоорганическим.
Сельское хозяйство России является многоукладным, поскольку его представляют как крупные организации (акционерные общества, агрофирмы и агрохолдинги), так и многочисленные мелкие производители (малые и микроорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения и прочие). По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (ВСХП-2016) в целом по стране насчитывалось 36,0 тыс. сельскохозяйственных организаций, из них крупных и средних 11,9 тыс. (33,1 %), малых без микропредприятий - 7 тыс. (19,4 %), микропредприятий - 17,1 тыс. (47,5 %). Следует напомнить, что по законодательству микропредприятиями являются организации (юридические лица) с численностью работников до 15 человек и суммарным доходом по всем видам деятельности не вы-
ше 120 млн. руб. По сути, по организационной форме и характеру своей деятельности они являются фермерскими хозяйствами, но их производственные показатели по статистическим данным учитываются по группе сельхозорганизаций. По сравнению ВСХП-2006 число организаций существенно сократилось (почти на 40 %), а четверть из оставшихся - не осуществляли сельскохозяйственную деятельность [7].
По ВСХП-2016 в сельском хозяйстве России было 136,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 38,0 тыс. индивидуальных предпринимателей, 23,5 млн. личных хозяйств населения. По сравнению с ВСХП-2006 произошло сокращение на 46% числа крестьянских (фермерских) хозяйств, треть из которых не осуществляли сельскохозяйственную деятельность. В ходе переписи было выявлено увеличение хозяйств с заброшенными земельными участками с 1,6 млн. га (7%) в 2006 г. до 2,6 млн. (11%) в 2016 г. В ходе переписи было выявлено увеличение хозяйств с заброшенными земельными участками с 1,6 млн. (7%) в 2006 г. до 2,6 млн. (11%) в 2016 г. За 10 лет доля некоммерческих объединений, не осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, увеличилась с 7 до 11% [7].
Оценить роль малых форм хозяйствования (МФХ) можно по динамике объемов и структуры продукции сельского хозяйства (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика объемов и структуры продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств [5, С.20-21]
2000 2005 2010 2019 2019 в % к 2010
Продукция сельского хозяйства (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) во всех категориях хозяйств 742,4 2462,2 4794,6 5907,9 123,2
в том числе:
Сел ьс кохозя йственные организации 335,6 1102,9 2588,6 3438,5 132,8
Хозяйства населения 383,2 1182,5 1654,9 1665,7 100,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства 23,6 176,8 551,1 803,7 135,8
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в %):
Сел ьс кохозя йственные организации 46,2 44,8 54,0 58,2 +4,2
Хозяйства населения 51,6 48,0 34,5 28,2 -6,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,2 7,2 11,5 13,6 +2,1
Как видим, за 20-летний период крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) увеличили свою роль в производстве сельскохозяйственной продукции с 3,2 % в 2000 г. до 13,6 % в 2019 г. Это происходило за счет сокращения удельного веса хозяйств населения (на 23,4 % за 2000-2019 гг.).
На малые формы хозяйствования по данным Росстата приходится 41,8 %, а по расчетам АККОР России при учете в этой категории еще и малые сельскохозяйственные организации (СМСХО) доля возрастет до 60 %. Малые СМСХО произвели в 2018 г. почти 38 % зерна, 53 % картофеля, 27 % молока (в том числе микропредприятия - соответственно 11%, 16 % и 5%) в общем объеме производства сельскохозяйственных организаций. Удельный вес КФХ в структуре производства зерна составил 29 %, картофеля - 13 %, овощей - 19 %, шерсти - почти 36 %. Хозяйства населения занимают в структуре производства картофеля 68 %, овощей - 55 %, молока - 38 %, шерсти - 47 %, меда - 94 % [5].
Кроме производства сельскохозяйственной продукции МФХ выполняют в сельской местности множество других важных функций, например, создают рабочие места в тех населенных пунктах, где нет других организаций-работодателей, то есть они играют роль социальной опоры, обеспечивают сохранение сельского уклада жизни, в определенной мере выполняют народосберегающую функцию в сельской местности.
Следует отметить, что развитие малых форм хозяйствования сопряжено с множеством проблем, к которым, во-первых, следует отнести диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, например, на необходимую им технику и оборудование, запасные части, ГСМ, семена, удобрения и др. Это усугубляет и так неустойчивое финансовое состояние МФХ, растет задолженность по кредитам. Стоит отметить, что около 90 % средств государственной поддержки получают крупные хозяйства. Во-вторых, до сих пор сохраняются сложности с гарантированным сбытом продукции, поскольку относительно малый масштаб производства сопровождается недостаточной конкурентоспособностью МФХ в условиях неразвитости рыночной инфраструктуры. Ситуацию отягощает низкий уровень стремления к консолидации экономических интересов в рамках сельскохозяйственной кооперации, в частности, из-за боязни утраты своей предпринимательской индивидуальности, отсутствия доверия и координации. Кроме того, система кооперации объективно не обеспечена надежной нормативно-правовой базой, материально-техническими ресурсами, профессиональными кадрами, которые самостоятельно обеспечить МФХ не могут. По данным Росстата, на начало 2018 г. в России насчитывалось 5608 сельскохозяй-
ственных потребительских кооперативов, но только 2% фермеров являлись их членами. В ряде регионов страны нет ни одного кооператива, а во многих их деятельность не оказывает существенного положительного влияния на развитие КФХ или индивидуальных предпринимателей.
Малые формы хозяйствования, кроме сельскохозяйственных угодий и опыта производства продукции традиционным малозатратным способом, имеют огромный резерв неиспользуемых трудовых ресурсов. Так, по итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Рос-статом, в 2018 г. сельское население России составляло 37,4 млн. человек (25,5 % общей численности), из них рабочей силой являлось 17,6 млн. человек (47 %), уровень общей занятости составлял около 60 %, в том числе в сельском хозяйстве - 18 %. В сельской местности 1,3 млн. человек являются безработными (7,4 % рабочей силы), вместе с тем около 40 % сельского населения занято в неформальном секторе сельского и лесного хозяйства вместе с охотой и рыболовством. Эти трудовые ресурсы в сочетании с неиспользуемыми сельскохозяйственными угодьями могут стать резервом для развития органического сельского хозяйства [2].
Экологизация сельского хозяйства в стране и наполнение рынка экологически чистой продукцией во многом зависит от максимально полного раскрытия внутреннего потенциала малых форм хозяйствования. Это должно стать одним из приоритетов развития аграрной экономики страны, для чего необходимо разработать стратегию развития органического сельского хозяйства и продовольствия до 2035 года в России и во всех регионах страны. На федеральном уровне в сжатые сроки должна быть создана непротиворечивая нормативно-правовая база, включающая систему сертификации производителей и продукции, а также масштабную государственную поддержку органического сегмента АПК по всей технологической цепочке от производителей органических средств производства (например, биоудобрений, биопрепаратов для защиты растений от вредителей и болезней) до потребителей. Особое внимание должно быть уделено науке и образованию, от которых зависит разработка технологий экологического земледелия и животноводства и система их доведения до экопроизводителей. Предстоит направить немалые усилия для пропаганды здорового питания среди населения, от чего зависит здоровье и качество жизни нации. В регионах должны быть определены территории, пригодные для органического сельского хозяйства и предприятия-производители экологически чистых продуктов питания. Малым формам хозяйствования должна быть оказана организационная и финансовая помощь в сертификации производства. На наш взгляд, необходимо создавать кластеры органического сельского
хозяйства, объединяющие интересы и усилия всех акторов, так как в противном случае эти процессы будут идти медленно и не всегда успешно. В этом случае экофермер будет заниматься только производством продукции с гарантированной сдачей ее на реализацию (включая экспорт за рубеж) или переработку.
Таким образом, расширение в России масштабов органического сельского хозяйства и вовлечение в него неиспользуемого потенциала малых форм хозяйствования требует целенаправленных действий органов государственной и муниципальной власти, представителей аграрной науки и системы образования, бизнеса и гражданского общества. Очевидно, что необходимо формирование соответствующего направления государственной аграрной политики с реализацией ее через систему взаимосвязанных мероприятий в национальных проектах.
Коваленко Е.Г. Проблемы и перспективы производства органической продукции ... Список использованных источников
1. Ежегодный консолидированный отчет IFOAM-2017 https://ifoam.bio
2. Итоги выборочного обследования рабочей силы. 2019 год : сборник / Росстат. [Электронный ресурс]. URL : https://www.gks.ru/compendium/document/l3265 (дата обращения: 25.12.2019).
3. Кодекс Алиментариус. Органические пищевые продукты / Пер. с англ.; ФАО, ВОЗ. М.: Издательство «Весь Мир», 2006. 72 с.
4.Никитина З.В. Инновационные процессы организации экологического сельскохозяйственного производства (методологический аспект) / З.В. Никитина // Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса / Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А. А. Никонова. Москва, 2008. С. 69-72.
5. Сельское хозяйство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. M., 2019. 91 с.
6. Организация органического сельскохозяйственного производства в России: информ. изд. - Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. 124 с.
7. Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы: науч. аналит. обзор. Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 92 с.
8. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (на 1 июля 2016 г.) // Российская газета - Федеральный выпуск. 2018. 13 декабря. № 280(7743).
PROBLEMS AND PROSPECTS OF PRODUCTION OF ORGANIC PRODUCTS IN SMALL FORMS OF ECONOMICS
Kovalenko E. G.**
Doctor of economics sciences, Professor [email protected]
** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
The article discusses the development trends of organic agriculture in the world and in Russia, the current system of regulation of this segment of the economy. The role of small forms of managing the agricultural sector of the country in this process, the main obstacles and prospects are estimated.
Keywords:
organic agriculture, standardization and certification system, small forms of management.