ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ууастоящее и будущее Республики связано с продукцией гор-
-Ш-Л. нодобывающей промышленности и ее переработкой. Республика является единственным поставщиком алмазов, одним из крупнейших добытчиков золота, слюды, олова и угля. В перспективе разработка новых месторождений алмазов, богатейших железных, апатитовых и урановых руд, строительных и облицовочных материалов и других полезных ископаемых. Это обеспечивает стабильные потребности в квалифицированных специалистах - это горные инженеры технологи, геологи и энергетики.
История горно-геологического образования берет свое начало со дня организации Инженерно-технического факультета Якутского госуниверситета в 1956 году.
В 1983 году геологическое отделение ИТФ преобразовано в геологический факультет, а с 1987 года в геолого-разведочный факультет.
В 1991 - горное отделение входит в состав геологоразведочного факультета, в 2002 году преобразовано в Горный факультет. За это время горным отделением подготовлено 1812 горных инженеров.
В 1995 г. Открывается новая специальность «Открытые горные работы», а в 2000 г. Открывается выпускающая кафедра «Открытые горные работы».
В 2000 г. открываются новые специальности: «Безопасность технологических процессов и производств» и «Защита в чрезвычайных ситуациях», и выпускающая кафедра «Охраны труда и безопасности жизнедеятельности».
В том же году открывается специальность «Горные машины и комплексы».
Решением Ученого Совета ЯГУ от 30 мая 2002 г. на базе пяти специальностей и четырех выпускающих кафедр создается горный факультет.
Горно-геологический институт ЯГУ
Геологоразведочный факультет
Горный факультет
Энергетический факультет
I----------------1
I Учебно-производственный I полигон
I.________________I
Рис. 1
Центр трансфера технологий
На основании Постановления №3 Ученого совета Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова от 5 января 2005 г. приказом по ЯГУ №2 - ОД от 13 января 2005 г. образован Горно-геологический институт с 15 января 2005 г. с 3 факультетами: горный, геологоразведочный и энергетический и со следующей структурой (рис. 1).
Создание института вызвано несколькими факторами: Во-первых, Республика Саха (Якутия) занимая территорию 3,1 млн км2, является наиболее крупным по площади и одним из самых богатых по минерально-сырьевым ресурсам регионом России. Горнодобывающая отрасль является, основной бюджетообразующей и в ближайшие десятилетия будет занимать доминирующее положение в экономике региона.
Ведущее место, при этом занимает алмазодобывающая отрасль, которая разрабатывает 13 промышленных трубок. В золотодобывающей отрасли функционируют более 100 крупных и малых предприятий. Ждут освоения месторождения Чаро-Токкинской железорудной провинции, редкоземельно - ниобиевое месторождение «Томтор», крупные месторождения нефти и газа. Начинается освоение Эльгинского каменноугольного месторождения. Все это потребовало объединения усилий геологоразведочного, горного и энергетического факультетов по подготовке кадров для и энергообеспечения горно-геологической отрасли.
Во-вторых, на производстве произошли необратимые процессы передачи геологической службы добывающим предприятиям, а также превращение геологических предприятий в горногеологические. Такое совмещение геологической службы и добы-
18
вающих предприятий также предопределило объединение факультетов.
В-третьих, предстоит решение ряда перспективных задач, связанных с переориентацией горной отрасли в основном на подземный способ разработки и с решением ряда научных, образовательных, инновационных проблем посильных только крупным университетским подразделениям с выходом непосредственно на производственные предприятия.
Сегодня Горно-геологический институт представлен тремя факультетами, инновационной структурой, студенческими конструкторскими бюро, минералогическим музеем, проектной организацией, а также региональными отделениями академий, их представительствами (рис. 2).
Горный факультет представлен 4-мя кафедрами, которые готовят специалистов по 5 специальностям и учебно-производственными и научными лабораториями и центрами (рис. 3).
Как известно, горно-геологическая отрасль промышленности является наиболее энергоемкой отраслью. В середине 90-х годов проявляется острая необходимость в подготовке специалистов по энергоснабжению. Учитывая это, в мае 1996 года Ученый Совет ЯГУ принимает решение об открытии кафедры «Энергоснабжение» и одноименную специальность при ГРФ. В 2000 году Указом Президента РС (Я) в составе физико-технического института ЯГУ создается энергетический факультет. Факультет возглавляет д.т.н., профессор, действительный член Международной академии экологии и природопользования Бурянина Н.С. В 1998 году открывается филиал кафедры в г. Нюрбе, в 1999 году - филиал в п. Звездочка (рис. 4).
По всем направлениям имеется заочная форма обучения.
В институте учебный процесс обеспечивают 13 кафедр, где работают 15 профессоров, 48 доцентов, 2 член.-корр. РАН. Ос-тепененность составляет 60,7 %. На базе выполняемых НИР работает аспирантура по основным научным специальностям.
Подготовка и концентрация высококвалифицированных специалистов, научно-педагогических кадров позволила провести
19
Рис. 2. Структура геологоразведочного факультета^о^пециальностями
I Горный факультет
Рис. 3. Горный факультет
Рис. 4
большую организационную работу по развитию научно-технического прогресса в республике. Сегодня учебный процесс поддерживают следующие научные и технологические структуры:
- Якутский научный центр Академии горных наук.
- Центр трансфера технологий ЯГУ.
- ООО «Геопроект».
- Учебно-научная лаборатория переработки минерального сырья.
- Учебно-научная лаборатория проектирования процессов горного производства.
- Учебно-методический центр охраны труда.
- Учебно-научная лаборатория геодинамики и металлогении
др.
Как известно одой из проблем в деле подготовки инженерного корпуса в республике является нехватка учебно-лабораторных площадей. Сегодня институт насчитывает 1176 студентов очного и 626 заочного обучения, имея производственные площади 2187 кв. м. Площадь, приходящаяся на одного студента составляет 1,82 кв. м при норме по техническим специальностям 15 кв. на одного студента.
Однако, несмотря на нехватку производственных площадей, учитывая потребности производства и перспективы соз-дания и развития новых отраслей промышленности, руководство института уже сегодня ставит вопрос открытия новых специальностей. Лицензирование этих специальностей позволит открыть еще 2 новых факультета - нефтегазовый и инженерно - экономический и укрупнит существующие факультеты.
22
За последние 15 лет в условиях экономического кризиса Республики Саха (Якутия) не только сохранила, но и увеличила потенциал научного комплекса. В республике проводятся многоплановые, фундаментальные и прикладные исследования, имеется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. В настоящее время научный потенциал Республики Саха (Якутия) сосредоточен в 20 академических научных учреждениях четырех различных академий наук, 4 вузах, 3 отраслевых институтах, в которых работают свыше 3000 высококвалифицированных специалистов, в т.ч. около 300 докторов и более 1000 кандидатов наук. Научная продукция институтов, учебных заведений, инновационных фирм уже вышли на уровень производства, в связи с этим появилась необходимость подготовки специалистов по специальности управление инновациями. Структура новых факультетов представлена на рис. 5.
Практика разработки алмазных трубок в системе АК АЛРОСА (ЗАО) показывает, что горнообогатительные комбинаты переходят на подземный способ разработки месторождений. Начато строительство Мирнинского, Айхальского, Удачнинского рудников, в перспективе строительство рудника на месторождении Нюрбин-ская. В связи с этим, становится актуальным открытие специальности «Шахтное и подземное строительство».
Кроме того, с 2007 г. пожарные части передаются с МЧС в ведение муниципальных органов управления. По республике более 500 крупных и мелких населенных пунктов, где требуются квалифицированные специалисты по обеспечению пожарной безопасности. Это влечет за собой необходимость подготовки по специальности Пожарная безопасность (рис. 6).
Другой проблемой является великовозрастность профессорско-преподавательского состава, что предопределено низким уровнем заработной платы, как для преподавателей, так и учебно-вспомогательного персонала. Сегодня работники высших учебных заведений относятся к социально незащищенным слоям населения, что делает эти профессии непривлекательными для молодежи. Такая государственная политика в отношении к высшему образованию приводит к его деградации.
На основании изложенного следует вывод о том, что высшее инженерное образование в республике представлено солидным научным и интеллектуальным потенциалом.
23
Г -1 г 1 Г 1 1
Экономика, Экономика, у Экономика, Управление
управление, правовое правление, правовое управление, правовое инновациями
обеспечение предпри- обеспечение предпри- обеспечение
ятий нефтегазовой 1 . ятий горной промыш- на геологоразведочных
отрасли ленности 1 1 предприятиях 1 ■ 1
_ J |_ _ J 1_ J
¡"" Нефтегазовый факультет |
Геофизические методы исследования нефтегазовых скважин
Бурение нефтяных и газовых скважин
Геология нефти и газа
Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (совместно с ИТФ)
Рис. 5. Структура новых факультетов
г
Горный факультет
Шахтное и подземное строительство
Пожарная безопасность
Рис. 6
За последние годы создана база для открытия новых перспективных специальностей и требуется государственная поддержка, как в отношении обеспечения площадями, оснащении современным учебным, лабораторным и производственным оборудованием, так и в социальной поддержке сотрудников, ггш
— Коротко об авторе -
Заровняев Б.Н. - доктор технических наук, профессор, Якутский государственный университет.
А
© Л.Н. Ковалев, Г.С. Иванов,
25