Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Е.А.

Один из возможных к применению индивидуальными предпринимателями специальный налоговый режим - патентная система налогообложения. В данной статье дана оценка проблем, препятствующих ее применению на территории Республики Татарстан, а так же даны рекомендации по устранению выявленных недостатков данной системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

13. The International Comparison Program [Электронный ресурс] // The World Bank. - Режим доступа: http://icp.worldbank.org/ (дата обращения: 13.12.2014).

14. US Energy Information Administration (EIA): Annual Energy Outlook 2014 Projections to 2040 [Electronic resource]. - U. S. Energy Information Administration (EIA), 2014. - Mode of access: http://www.eia.gov/forecasts/aeo/ pdf/0383(2014).pdf (дата обращения: 11.12.2015).

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

© Попова Е.А.1

Институт экономики, управления и права, г. Казань

Один из возможных к применению индивидуальными предпринимателями специальный налоговый режим - патентная система налогообложения. В данной статье дана оценка проблем, препятствующих ее применению на территории Республики Татарстан, а так же даны рекомендации по устранению выявленных недостатков данной системы налогообложения.

Ключевые слова патентная система налогообложения, базовая доходность, Республика Татарстан.

Патентная система налогообложения - самая молодая из действующих систем налогообложения в России. Она была введена с 2013 года и заменила собой упрощенную систему налогообложения на основе патента [1]. Ее регулирование осуществляется гл. 26.5 Налогового кодекса РФ [2].

Патентная система, несомненно, дает ряд преимуществ при ее применении для индивидуальных предпринимателей:

- добровольный переход на применение патентной системы налогообложения (ст. 346.44 НК РФ);

- самостоятельное принятие индивидуальным предпринимателем решения о сроке действия патента, который может составлять от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (ст. 346.45 НК РФ);

- возможность заранее просчитать стоимость патента, поскольку она не зависит от фактического объема дохода предпринимателя;

- право приобретения патента на срок менее 12 месяцев в пределах одного календарного года дает индивидуальному предпринимателю

1 Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит».

возможность оценки доходности своего бизнеса и уверенного приобретения патента на более длительный срок. Кроме того, это дает возможность учета сезонного характера деятельности и освобождает от лишних налоговых платежей в этот период;

- отсутствие необходимости представления налоговой отчетности в налоговый орган (ст. 346.52 НК РФ);

- освобождение от ряда налогов (НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности; налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ПСН; НДС по операциям, облагаемым в рамках ПСН), что предусмотрено п. 10. ст. 146.43 гл. 26.5 НК РФ;

- отсутствие необходимости уплаты взносов в Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ с заработной платы работников в соответствии с положениями ст. 58 212-ФЗ (за исключением деятельности в сфере розничной торговли, общественного питания и сдачи в аренду недвижимости, по которой приобретен патент) [3];

- освобождение от обязательного применения контрольно-кассовых аппаратов (при наличии обязанности предоставления по требованию покупателя расчетного документа) [4]. Одновременно с этим налогоплательщики должны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов индивидуального предпринимателя (ст. 346.53 НК РФ) с целью контроля за превышением объема доходов установленного лимита в 60 млн. руб.

Недостатки патентной системы:

- невозможность уменьшения налога при ПСН на сумму уплаченных страховых взносов по аналогии с ЕНВД и УСН;

- довольно строгие ограничения по количеству наемных работников -не более 15 человек с учетом всех видов предпринимательской деятельности, в том числе и тех, по которым не применяется ПСН. При этом, для сравнения, предельная численность работников для плательщиков ЕНВД и УСН не может превышать 100 человек.

Следует так же отметить и то, что при величине фактического дохода, значительно превышающей установленную базовую доходность, данный налоговый режим становится выгодным для предпринимателя, но влечет потери бюджета в виде потери потенциально возможной суммы уплаченного налога. С другой стороны - при величине фактического дохода меньше заявленной базовой доходности будет иметь место завышенная налоговая нагрузка. В данном случае можно провести аналогию с налогом на доходы физических, к которому специалистами высказывается масса претензий в связи с тем, что налогом на одинаковых условиях по ставке 13 % облагаются как богатые граждане, так и граждане, чей доход близок к величине про-

житочного минимума, что противоречит принципу справедливого налогообложения.

Исходя из сказанного, вполне закономерным представляется внесение изменений в регулирование патентной системы налогообложения в части предоставления возможности органам местного самоуправления самостоятельного регулирования коэффициента, влияющего на величину базовой доходности (по аналогии с ЕНВД), при которой конечная величина стоимости патента могла бы быть регулируемой в зависимости от конкретного муниципального образования и потенциального дохода от определенного вида деятельности.

Молодость патентной системы налогообложения неизбежно сопровождается постоянным внесением корректировок законодательства о ее применении. Так, в 2015 г. налоговый орган стал выдавать патенты, которые могут действовать на территории одного или нескольких муниципальных образований с указанием в патенте территории действия. Это так же означает и возможность дифференциации потенциально возможного к получению дохода в зависимости от муниципального образования (вплоть до его отмены и предоставления права регионам устанавливать размер потенциального дохода ниже 100 000 руб.), но для этого органы власти субъекта РФ должны внести соответствующие изменения в законодательство о патентной системе на территории соответствующего региона. Разграничение патента по территориям муниципальных образований дало возможность разграничения потенциально возможного дохода, что означает, что теперь муниципальные образования обладают инструментом регулирования данного режима налогообложения и имеют возможность стимулирования его дальнейшего развития. Изменения коснулись практически всех видов деятельности, за исключением услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, развозной и разносной розничной торговли [5]. С 2016 г. расширен перечень видов деятельности для налогообложения ПСН 16 наименованиями (теперь таких видов деятельности 63).

При всех достоинствах патентной системы налогообложения, индивидуальные предприниматели Республики Татарстан не спешат с ее применением. Так, если в 2012 г. было выдано 4543 патентов при применении УСН, то с появлением патентной системы налогообложения с 2013 г. за первый год действия патента в республике было выдано налоговыми органами всего 1011 патента (рис. 1).

В Республике Татарстан патентная система налогообложения была введена Законом Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. № 65-ЗРТ «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения» [6].

Если сравнить число индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения с численностью зарегистриро-

ванных предпринимателей в регионе, то окажется, что в 2014 г. при общей численности предпринимателей в 82 681 чел. патентную систему применяли 710 человек (или 0,86 %). В 2015 г при общей численности предпринимателей в 82 337 чел. патентную систему применяли 930 человек (или 1,13 %) [7]. Для сравнения, патентную систему в Москве применяет 81 % субъектов малого бизнеса [8].

шт.

5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

год

Рис. 1. Количество выданных патентов в Республике Татарстан

В Республике Татарстан за 2015 год наибольшее число патентов было выдано по таким видам деятельности, как: услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству (197 патентов, или 17,9 % от общего их числа); услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ (133 патента, или 12,1 % от общего выданных патентов); сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (92 патента, или 8,4 %).

Возможно, причина столь невысокого показателя числа выданных кроется в молодости данной системы налогообложения кроется и неосведомленности индивидуальных предпринимателей о ней, о том, что данный налоговый режим - простой, прозрачный и понятный. Учитывая отмену единого налога на вмененный доход в скором времени представляется необходимым оценка возможностей применения патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Поэтому широкое освещение преимуществ данного вида налогового режима с одновременной разъяснительной работой о последствиях предпринимательской деятельности без регистрации могли бы способствовать популяризации данного налогового режима и увеличению числа официально зарегистрированных предпринимателей.

В дальнейшем, при отмене ЕНВД, в качестве плательщиков патентной системы налогообложения так же целесообразно выделить и юридических лиц с ограничениями, действующими и для индивидуальных предпринимателей (численностью работников не более 15 человек и суммой дохода не более 60 млн. руб. в год). Кроме того, отмена ЕНВД должна сопровождаться

4 543

2 339

1 472

пИ

1 011 797 1 099

О 77 IX

увеличением видов деятельности, облагаемых в рамках патентной системы налогообложения.

Однако, главной причиной незаинтересованности в применении патентной системы налогообложения является дороговизна патента. Если взять в качестве примера деятельность по сдаче в аренду (наем) жилых помещений в г. Казань при условии, что квартира сдается в наем по цене 18 000 руб. в месяц, то сумма налога при применении УСН с объектом «доходы составит за год:

18000 руб. • 12 мес. • 6 % = 12 960 руб.

Однако эта сумма может быть уменьшена на величину страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем за себя, но не более, чем на 50 %, т.е. сумма уплаченного УСН в бюджет составит 6 480 руб. (12 960 руб. / 2).

При применении же патентной системы налогообложения стоимость патента на год составит:

300 000 руб. • 6 % = 18 000 руб.

При этом стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных предпринимателей за себя, т.е. совокупная сумма платежей, уплаченных им в бюджет и внебюджетные фонды составит:

18 000 + 22 261,38 = 40261,38 руб.

Тогда как на УСН сумма платежей составит:

6 480 + 22 261,38 = 28 741,38 руб.

В случае же, если обладатель недвижимости не будет зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он обязан будет платить налог по ставке 13 % с суммы дохода, т.е. 28 080 руб. (18 000 руб. • 12 мес. • 13 %). При этом он будет обязан уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды.

Кроме того, при сравнении потенциально возможного к получению годового дохода в Республике Татарстан в г. Москве показательно, что в Татарстане величина потенциального дохода по многим видам деятельности соразмерна, а иногда и больше величины дохода, установленного в Москве (табл. 1).

Кроме того, в Москве, в отличие от Республики Татарстан, видов деятельности, попадающих под патентную систему налогообложения, больше. В список, в частности, включены: копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; изготовление и печатание визитных карточек; ремонт ювелирных изделий, бижутерии; чеканка и гравировка ювелирных изделий; услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства; услуги по оформлению интерьера жи-

лого помещения и услуги художественного оформления; проведение занятий по физической культуре и спорту; ритуальные услуги (по состоянию на 2015 год).

Если же вновь вернуться к налогообложению, например, сдачи в аренду имущества в Москве, то имеет место градация недвижимости в зависимости от района Москвы и площади сдаваемой в наем недвижимости. В Татарстане же нет учета ни по району, ни по площади недвижимости, хотя логично, что потенциальный доход от трехкомнатной квартиры в 100 кв.м. превышает доход от сдачи в наем однокомнатной квартиры в 35 кв.м., при этом по обеим квартирам в Татарстане потенциальный доход составит 370 тыс. руб. в городах с численностью населения более 1 млн. чел. (Казани) и 310 тыс. руб. в годах с населением менее 1 млн. чел. Таким же образом в Москве дифференцируется и потенциальный доход в розничной торговле -в зависимости от района субъекта РФ.

Таблица 1

Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по некоторым видам предпринимательской деятельности в Республике Татарстан и г. Москве [6, 9]

Вид деятельности Потенциально возможный доход, тыс. руб.

Москва Республика Татарстан

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 600 370

Парикмахерские и косметические услуги 900 370

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования (размер потенциально возможного к получению годового дохода на: одного индивидуального предпринимателя; одного наемного работника) 600 600

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом:

1) автомобили с количеством посадочных мест до 5 мест включительно; 300 500

2) автомобили с количеством посадочных мест от 6 до 8 включительно; 1000

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству 300 310

Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными 300 310

Сдерживание применения патента так же сопровождается законодательно установленным ограничением, при котором несвоевременная уплата стоимости патента влечет за собой невозможность его применения и автоматическое причисление индивидуального предпринимателя к плательщикам общего налогового режима, поэтому для решения данной проблемы рекомендуется отмена данного порядка и введение санкций за несвоевременную уплату налога, действующую для всех других налогов. Кроме этого, целесообразно было бы

предусмотреть возможность автоматического перехода предпринимателя с патентной системы налогообложения (в случае утраты права им ее применения) на упрощенную систему налогообложения (в случае применения УСН на основе решения налогового органа до перехода на ПСН).

Таким образом, установленная в Республике Татарстан величина потенциально возможного дохода от осуществления деятельности - ключевой момент при выявлении причин непопулярности патентной системы налогообложения. Рассматриваемый режим налогообложения, несомненно, должен учитывать специфику ведения бизнеса, экономическую ситуацию в муниципальном образовании, микроэкономику каждого вида деятельности предпринимателя [10]. В частности, в Республике Татарстан может быть предложена более детальная дифференциация муниципальных образований по численности населения, отличная от ныне существующей, когда дифференцируются города с численностью населения до и свыше 1 млн. чел. Возможно так же введение новых видов деятельности, предусматривающих возможность применения патентной системы налогообложения (например, производство мягкой и корпусной мебели).

Не вызывает сомнения одно: устранение недостатков патентной системы налогообложения способны сделать данный режим налогообложения более привлекательным для индивидуальных предпринимателей и стать импульсом для сокращения незарегистрированной в установленном порядке предпринимательской деятельности.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08. 2000 № 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016).

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

4. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

5. Федеральный закон от 21.07.2014 № 244 -ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

6. Закон Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. № 65-ЗРТ (с изменениями на: 19.11.2015) «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения».

7. Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности (форма 1-ПАТЕНТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/related_ activities /statistics_and_ analytics /forms/.

8. Патентная реформа в Татарстане сошла на нет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/118804/.

9. Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. № 52 «О патентной системе налогообложения».

10. Карпенко С.В., Силина Т.А., Ордынская М.Е. Сравнительная оценка налоговой нагрузки при применении единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2015. - № 1 (155). - С. 201-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.