Практика применения патентной системы налогообложения и пути ее совершенствования (на примере Республики Дагестан)
Иманшапиева Мазика Мусабековна
кандидат экономических наук доцент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства 367014, Россия, г. Махачкала, уп. Дачная, 95
И Mazika21@rambler.ru Статья из рубрики "Специальные налоговые режимы"
Аннотация.
Целью исследования является выявление направлений по совершенствованию патентной системы налогообложения, с учетом сложившейся практики применения патентной системы налогообложения в российских условиях. В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития патентной системы налогообложения с учетом региональных особенностей (на примере Республике Дагестан). Патентная система налогообложения является относительно молодым налоговым режимом, созданным для поддержки индивидуальных предпринимателей и является особой формой инвестиций государства в малый бизнес. Особое внимание автор в статье уделяет преимуществам и недостаткам патентной системы налогообложения над другими специальными режимами. Среди недостатков патентной системы налогообложения автор отмечает такие, как необходимость оплаты стоимости патента авансовом, ограничения по совокупному годовому доходу индивидуального предпринимателя и численности наемных работников, отсутствие возможности возместить сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды и т.д. Автором представлен анализ практики применения патентной системы налогообложения за 2015-2017 годы на региональном уровне в разрезе субъектов СКФО. Исследование основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по совершенствованию патентной системы и поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Так, автором предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, дифференциация предельного размера совокупного дохода индивидуального предпринимателя по субъектам РФ, а также предоставить право индивидуальному предпринимателю возмещать сумму уплаченных страховых взносов.
Ключевые слова: бизнес, режимы, налог, патент, доход, регион, поддержка, легализация, стимулирование, администрирование
DOI:
10.7256/2454-065X.2019.1.28611
Дата направления в редакцию:
09-01-2019
Дата рецензирования:
11-01-2019
Одним из решающих условий содействия развития российской экономики, обеспечения ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства через систему государственной поддержки их деятельности.
Развитие малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач экономической политики государства i18!.
Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и создание благоприятных условий для его роста и расширения, позволит способствовать переходу его в категорию среднего бизнеса. Именно малый и средний бизнес являются основой экономики многих развитых европейских стран.
На пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем как финансово-экономического, так организационного характера, которые могут быть решения посредством эффективного использования всей гаммы инструментов государственного регулирования ^^
Важнейшим механизмом государственной поддержки малого предпринимательства является налоговая система. В современной налоговой системе РФ особое внимание уделяется специальным налоговым режимам.
Специальные налоговые режимы направлены на уменьшения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства и оптимизации их налоговых платежей.
Согласно мнению А.В. Залесова и Л.Б. Кореняко «малое предпринимательство - это самая уязвимая форма бизнеса в России, использующая специальные налоговые
режимы»[4'6].
В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения и система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.
Патентная система налогообложения является относительно молодым налоговым режимом и является особой формой инвестиций государства в малый бизнес. Отметим, что она применяется в России на базе упрощенной системы налогообложения с 2006 года, и преобразована в самостоятельный налоговый режим с 2013 года.
Патентная система налогообложения - это один из специальных налоговых режимов, созданный для поддержки индивидуальных предпринимателей, за счет упрощения ведения предпринимательской деятельности и освобождения от уплаты ряда налогов.
Патентная система очень перспективна и ее развитие сможет в дальнейшем значительно расширить границы малого бизнеса в России К преимуществам патента относятся возможность совмещения нескольких видов специальных налоговых режимов одновременно, если предприниматель занимается различными видами предпринимательской деятельности.
К главному преимуществу патентной системы налогообложения относится фиксированная сумма налоговой базы - потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход по определенному виду предпринимательской деятельности.
Кроме того, патент освобождает налогоплательщика от заполнения налоговой декларации и сдачи ее в налоговые органы и предполагает обязанность вести лишь книгу учета своих фактических доходов.
Отметим, что до 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект РФ - республика, край или область. Закон № 244-ФЗ от 21.07.14 года внес изменения в ст. 346.43 и 346.45 НК РФ, согласно которым с 2015 года регионом для патентной системы налогообложения является муниципальное образование , кроме патентов на автоперевозки и развозную (разносную) розничную торговлю. С одной стороны, благодаря этому изменению, расчет стоимости патента стал более справедливым - дороже в центрах регионов и ниже в малонаселенных пунктах. Но с другой стороны, действие патента теперь ограничивается территорией только этого муниципального образования.
Однако, несмотря на перечисленные выше достоинства, патентная система налогообложения имеет ряд недостатков.
Патентную систему налогообложения в отличие от других специальных режимов налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели и в случае если индивидуальный предприниматель совмещает одновременно несколько видов деятельности, то ему необходимо приобрести несколько соответствующих патентов, а при применении УСН и ЕНВД таких ограничений нет.
Одним из существенных недостатков патента является необходимость его оплаты авансом, то есть до окончания срока патента, если он равен или менее шести месяцев (в отличие от других налоговых режимов).
Если индивидуальный предприниматель не вносит оплату в установленные сроки, то он считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, что также относится к минусам патента.
Многие экономисты в своих дискуссиях о недостатках патента подчеркивают его главный такой недостаток как то, что применение патента в отличие от ЕНВД и УСН, не предполагает возможность возместить свои страховые взносы за себя и своих наемных работников в ПФР и ФОМС.
Существенным минусом патента является то, что значения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливаются каждым субъектом РФ и предпринимателю необходимо тщательно следить за изменением местного законодательства.
Недостатком патента также является ограничение по площади. Так, если видом
деятельности предпринимателя является розничная торговля и услуги общепита, то при патенте разрешена на площадь торгового зала или зала обслуживания, не превышающая 50 кв. м. , а при ЕНВД площадь зала значительно шире - 150 кв.м.
Кроме того, законодательством установлены лимиты применения патентной системы налогообложения, которые ставят не в равные условия с другими режимами налогообложения (УСН). Так, предельный размер совокупного дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патент не должен превышать 60 млн. руб. в год, а при применении УСН аналогичный показатель составляет 150 млн.руб., а средняя численность наемных работников индивидуальных предпринимателей применяющих патент не должна превышать 15 человек, а при применении УСН - 100 человек. Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрены ограничения, являющиеся сдерживающими факторами по применению индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения наряду с другими специальными налоговыми режимами.
Таблица 1
Сравнительная характеристика налогоплательщиков УСН, ЕНВД и патентной системы за 2016-2017 годы в Российской Федерации (тыс руб.)
Н а ло г о пла те л ьщики всего, в том числе:
организации Индивидуальные пр е д пр инима те ли
2016 2017 2016 2017 2016 2017
УСН 2 874 817 3 056 467 1 451 787 1 472 070 1 423 030 1 584 397
Уд.вес,в % 100 100 50,5 48,2 49,5 51,8
ЕНВД 2 041 853 2 044 154 290 072 275 614 1 751 781 1 768 540
Уд.вес,в % 100 100 14,2 13,5 85,8 86,5
Патент 321606 383 256 - - 321606 383 256
Итого: 5 238 276 5 483 877 1 741 859 1 747 684 3 496 417 3 736 193
Уд.вес,в % 100 100 33,3 31,9 66,7 68,1
Источник: отчетные данные ФНС России за 2017 г.
Не востребованность среди индивидуальных предпринимателей патентной системы налогообложения наряду с упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход свидетельствуют данные таблицы 1. Так, за 2017 год число индивидуальных предпринимателей применяющих патент в более чем в 4 раза меньше, чем упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход.
Таблица 2
Динамика налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в рамках применения патентной системы налогообложения в РФ за 2015-2017 годы
2015 2016 2017 Темп Те мп
сумма, сумма, сумма, ро с та ро с та
млн.руб млн.руб млн.руб 2016/
2015, 2017/
в % 2016, в %
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ 13 720 353 14 386 060 17 197 016 105 120
Поступления по патенту в консолидированный бюджет РФ 5 285,2 7 558,9 11 193,6 143 148
Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.
При этом отметим, что в 2017 году сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в консолидированный бюджет РФ относительно предыдущего года увеличилась на 48% и составила 11 193,6 млн. рублей. Для сравнения, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2017 год составил 20% (таблица 2).
Анализируя, в каких отраслях экономической деятельности, применяется патентная система налогообложения отметим, что согласно отчетным данным налоговых органов за 2017 год наибольшая доля выданных патентов в России приходится на: розничную торговлю через стационарные торговые сети (44,2%), сдачу в аренду жилых и нежилых помещений (9,5%), ремонт жилья и других построек (5%), автотранспортные услуги по пе ре в оз ке груз ов (5,3% ) (та блица 3).
Для патентной системы налогообложения характерно ограничение, в части применения ее в отношении определенного перечня услуг. При этом, субъектами РФ указанные в Налоговом кодексе РФ виды деятельности могут быть расширены только бытовыми услугами. В результате субъекты РФ лишены возможности оказывать поддержку приоритетным отраслям экономики. Предлагается предоставить право субъектам РФ расширять перечень видов деятельности по применению патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Например, в части производства с применением инновационных технологий, оказания консультационных и финансовых услуг и т.д.
Таблица 3
Структура выданных патентов по видам экономической деятельности
в Российской Федерации в разрезе субъектов СКФО за 2017 год
РФ СКФО РД
число патентов Уд. вес число патентов Уд. вес число патентов Уд. вес
Всего выданных патентов, в т.ч. по: 383 256 100 9 532 100 309 100
розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площа дью торгов ого з а ла не более 50 кв.м. 138021 36,0 5131 53,8 50,0 16,2
с да ч е в а р е н ду (на е м ) ж и л ых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве с о б с тв е нно с ти 36224 9,5 232 2,4 32 10,4
розничной торговле, осуществляемой через объекты с та циона рной торгов ой с е ти, не имеющие торговых залов, а также через объекты не с та циона рной то рг о в о й с е ти 31262 8,2 1537 16,1 39 12,6
оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом 20232 5,3 171 1,8 31 10,0
ремонту жилья и других пос трое к 19325 5,0 253 2,7 49 15,9
услугам по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ 16644 4,3 135 1,4 5 1,6
парикмахерским и косметическим услугам 13545 3,5 150 1,6 31 10,0
оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом 11807 3,1 182 1,9 9 2,9
услугам по обучения населения на курсах и по репетиторству 10950 2,9 126 1,3 6 1,9
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования 10191 2,7 183 1,9 4 1,3
Источник: отчетные данные налоговых органов за 2017 год
Для более детального анализа практики применения патентной системы на региональном уровне, проведем исследование на примере Республики Дагестан.
В Республике Дагестан патентная система налогообложения применяется в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29.11.2012 года № 79 «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан».
Анализ отчетных данных налоговых органов за 2015-2017 годы, свидетельствует об общей положительной динамики налоговых поступлений от организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе и по патентной системе налогообложения. Так, от налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в бюджеты муниципальных образований республики поступило за 2015 год - 3054 тыс. рублей, за 2016 год - 5629 тыс. рублей, за 2017 год - 8 664 тыс. рублей (таблица 4).
Таблица 4
Динамика налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в рамках применения патентной системы налогообложения в РФ в разрезе субъектов СКФО
за 2015-2017 годы (тыс руб.)
2015 2016 2017
сумма налога сумма налога сумма налога на 1 жителя руб/чел Ранг по РФ/СКФО
РФ 5285177 7 558 864 11 193 613 76,6 -
СКФО 69 962 105 993 134 345 13,7 -
Республика Дагестан 3 054 5 629 8 664 2,8 82 / 5
Республика Ингушетия 30 964 33 439 37 370 77,8 10 / 1
Кабардино-Балкарская Республика 1 589 2 272 3 233 28,2 51 / 2
Карачаево-Черкесская Республика 1 033 705 343 3,7 81 / 4
Республика Северная Осетия-Алания 1 772 2 622 3 406 0,7 84 / 7
Чеченская Республика 1 196 1 674 2 349 4,8 80 / 3
Ста в ропольс кий край 30 371 59 652 78 980 1,7 83 / 6
Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.
Однако, несмотря на положительную динамику налоговых поступлений от патента, налоговые поступления от патента в среднем на 1 жителя существенно ниже, чем в других субъектах СКФО. Так, сумма налоговых поступлений от патента на 1 жителя в среднем по РФ составляет 76, тыс.руб., в СКФО - 13,7 тыс.руб., а в Республике Дагестан всего 2,8 тыс.руб - то есть занимает последнее место по данному показателю среди субъектов СКФО и 82 место среди всех субъектов РФ.
Кроме того, отмечаем, что доля налоговых поступлений от патентной системы налогообложения в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляет 0,7%, а в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Дагестан - всего 0,03 процента (таблица 4).
Таблица 5
Сравнительная характеристика налогоплательщиков УСН, ЕНВД и патентной системы в Республике Дагестан за 2016-2017 годы (тыс руб.)
Налого пл а те льщики в том числе:
всего, организации Индивидуальные
пр е д принима те ли
2016 2017 2016 2017 2016 2017
УСН 11 167 11 353 5 240 5 208 5 927 6 145
Уд.вес, в % 100 100 46,9 45,9 53,1 54,1
ЕНВД 18 337 19 096 1 291 1 192 17 046 17 904
Уд.вес, в % 100 100 7,0 6,2 93,0 93,8
Патент 125 309 - - 125 309
Итого: 29 629 30 758 6 531 6 400 23 098 24 358
Уд.вес, в % 100 100 22,0 20, 8 78,0 79,2
Источник: отчетные данные УФНС России за 2017 г.
В части анализа структуры налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы отмечаем, что за 2017 год число налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, патент) относительно предыдущего года увеличилось на 3,8% и составило 30 758 ед, из которых число налогоплательщиков-организаций составило 6400 ед (21%), а налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей - 24358 ед (79%).
При этом, число индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы за 2017 год относительно предыдущего года увеличилось на 5,4% и составило 24 358 ед, из которых число плательщиков УСН составило 73,5%, ЕНВД -25,2%, патентной системы налогообложения -1,3% (Таблица 5).
В Республике Дагестан, несмотря на положительную динамику числа, выданных патентов в рамках применения патентной системы налогообложения развитие патентной системы происходит очень медленно относительно других республик СКФО. Так, для сравнения за 2017 год согласно отчетным данным налоговых органов по Российской Федерации выдано 383 256 патента, по СКФО было выдано 9 532 патента, в Ставропольском крае было выдано 4 527 патента, в Республике Ингушетия было выдано 3762 патента, а по Республике Дагестан число патентов составило лишь 309 (таблица 6).
Таблица 6
Динамика выданных патентов индивидуальным предпринимателям в рамках применения
патентной системы налогообложения
в РФ в разрезе субъектов СКФО за 2015-2017 годы (ед.)
2015 2016 2017
РФ 182 198 321606 383 256
СКФО 3 527 6 594 9 532
Республика Дагестан 78 125 309
Республика Ингушетия 1 869 2 834 3 762
Кабардино-Балкарская Республика 88 152 199
Карачаево-Черкесская Республика 17 25 36
Республика Северная Осетия-Алания 83 199 180
Чеченская Республика 77 166 519
Ставропольский край 1 315 3 093 4 527
Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг
В 2017 году в Республике Дагестан на патентную систему налогообложения перешли 279
индивидуальных предпринимателей, которые купили 309 патентов (в 2016 году - 121 на логопла те льщик и 125 па те нто в ), из них на иб о льше е ч ис ло па те нто в по та ким в ида м предпринимательской деятельности как: розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети (50 ед), ремонт жилья и других построек (49 ед), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (39 ед), сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (32 ед), парикмахерские и косметические услуги (31 ед), оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (31 ед) и т.д. (Таблица 3).
При этом отметим, что востребованность патентной системы налогообложения в Республике Дагестан отличии от среднего показателя по РФ существенно низкая среди таких видов экономической деятельности как: розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м., услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования и др. (Таблица 3).
В 2015 году в Республике Дагестан в целях повышения экономической активности субъектов предпринимательства, а также легализации предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без постановки на налоговый учет был принят Закон Республики Дагестан от 01.12.2015 года №108 об установлении нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и (или) патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научных сферах. Указанные «налоговые каникулы» будут действовать в течение двух налоговых периодов до 1 января 2021 года.
Однако, если за 2017 год в рамках налоговых каникул по Российской Федерации выдано более 17 444 патентов, по СКФО 116 патентов, а в Республике Дагестан - 0 (таблица 7).
Таблица 7
Динамика количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в том числе по нулевой налоговой ставке
в РФ в разрезе субъектов СКФО за 2015-2017 годы (ед.)
2015 2016 2017
число па те нто в число патентов число па те нто в в то м числе по 0 % с та в ке
РФ 182198 243671 287 766 16146
СКФО 3 527 4 916 6 632 109
Республика Дагестан 78 121 279 0
Республика Ингушетия 1 869 1 851 2 003 0
Кабардино-Балкарская Республика 88 133 167 4
Карачаево-Черкесская Республика 17 20 32 2
Республика Северная Осетия- 83 157 140 0
Алания
Чеченская Республика 77 156 482 2
Ставропольский край 1 315 2 478 3 529 101
Источник : отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.
Таким образом, изучив практику применения патентной системы налогообложения и объемов поступивших денежных средств за прошедшие периоды отметим, что патентная система налогообложения в Республике Дагестан широкое распространения не получила, ее роль в налоговых доходах бюджета Республики Дагестан незначительна (0,03% от налоговых доходов консолидированного бюджета РД), и необходимо дальнейшее ее совершенствование.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства, вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения и содействия выводу из «тени» граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, на взгляд автора, целесообразно снижение размера потенциально возможного дохода предпринимателя при применении патентной системы налогообложения. В частности, предлагается снизить размер потенциально возможного годового дохода для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без наемных работников, за исключением отдельных высокодоходных видов деятельности в Республике Дагестан, а также расширить перечень видов деятельности по применению патентной системы налогообложения, включив в него дополнительные виды бытовых услуг по ОКВЭД, установленных Правительством РФ.
Кроме того, автор полагает целесообразным разделение таких видов деятельности, подпадающих под патентную систему, как «сдача в аренду нежилого недвижимого имущества» и «сдача в аренду жилого недвижимого имущества», а также дифференциацию потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей нежилых помещений с учетом их назначения и вида использования объекта.
Точечное стимулирование микробизнеса - это задача, которую успешно можно решить с помощью ПСН, предоставив региональным властям широкие полномочия в данной области. Так, в целях прогнозирования роста налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей применяющих патент целесообразно предоставить право субъектам РФ зафиксировать на трех летний период значения коэффициента-дефлятора (согласно действующему законодательству он устанавливается ежегодно), что позволит налогоплательщику более эффективно планировать сумму налоговых платежей ПШ.
В целях объективного определения размера потенциально возможного годового дохода предпринимателя при его расчете автором предлагается субъектам РФ применять корректирующий коэффициент К2 (аналогично как при ЕНВД), который характеризует показатели влияющие на доходность предпринимателя, (сезонность, особенности места ведения деятельности, ассортимент продукции и т.д.).
Как отмечалось выше, главная причина низкой популярности патента заключается в отсутствии возможности уменьшения стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов , в отличие от плательщиков других специальных налоговых режимов.
Так, при применении упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на сумму
уплаченных страховых взносов полностью (сумма страховых взносов для ИП без работников на 2019 год составляет 36238 руб), а если он имеет наемных работников -на сумму не более 50%. Таким образом, обязанность уплачивать страховые взносы существенно увеличивает нагрузку на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, на взгляд автора в целях соблюдения принципа равенства привлекательности всех специальных налоговых режимов целесообразно привести патентную систему налогообложения в соответствии с упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход, в части возмещения суммы уплаченных страховых взносов.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлен размер совокупного дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патент в сумме 60 млн. рублей, который одинаковый для всех регионов РФ, то есть не учитывается его дифференциация по социально-экономическому положению субъектов РФ. В связи с эти автором предлагается кратно связать указанный показатель дохода предпринимателя с размером средней заработной платы и МРОТ в регионе, что отражают экономическую ситуацию в регионе. Предлагаемый подход можно применить и для других режимов налогообложения.
Кроме того, в целях повышения уровня налогового администрирования налогов от субъектов малого и среднего бизнеса необходимо продолжить работу направленную повышение информированности и налоговой культуры налогоплательщика, повышение эффективности контрольной деятельности фискальных органов и усилению межведомственного взаимодействия фискальных и правоохранительных органов.
Таким образом, патентная система налогообложения является простой для индивидуальных предпринимателей, обладает большинством достоинств, но в тоже время и рядом недостатков, является сравнительно «молодой» системой налогообложения и нуждается в корректировке и совершенствовании. Государство должно создать благоприятные экономические условия для малого бизнеса - его выживания, способности расти и развиваться в современных условиях.
Библиография
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая и часть вторая. М: ООО «Проспект», 2018. 1168 с.
2. Гайдукова О. Л. Региональный анализ практики применения патентной системы налогообложения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. № 9. С. 26-30.
3. Жидкова М.А. Патентная система налогообложения: основные положения и параметры // Вестник РНУ. 2013. №2. С.49-52.
4. Залесова А.В. Злоупотребление патентом в России и за рубежом // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. №1. С.17-26.
5. Иманшапиева М.М. Легализация теневого сектора экономики как фактор повышения экономической активности регионов (по материалам Республике Дагестан) / Иманшапиева М.М. // Финансы и кредит. №31 (559). С. 61-68.
6. Кореняко Л.Б. Мейбалиев М.Т. К вопросу о патенте, ноу-хау, франчайзинге // International Scientific Review. 2017. №3(34). С. 125-127.
7. Колотий В. С. Использование патентной системы налогообложения в деятельности индивидуальных предпринимателей // Молодой ученый. 2017. №50.1. С. 64-67.
8. Кущ Е.Н., Кобылатова М.Ф. Патентная система налогообложения: достоинства,
недостатки и пути их решения // Мир науки, культуры и образования. 2013. С.29-31.
9. Мусаева Х.М. Иманшапиева М.М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. №8. М. 2011. С.19-26.
10. Марширова Л.Е. Патентная система налогообложения: становление, развитие, перспективы // Экономический анализ. 2013. №10. С.48-54.
11. Мусаева Х.М. К вопросу о возможных путях легализации теневого сектора экономики Республики Дагестан // Апробация. 2014. № 8. С. 121-122.
12. Парасоцкая Н.Н. Особенности патентной системы налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 2.С.34-40.
13. Потокин К.С. Патентная система налогообложения и экономическая активность индивидуальных предпринимателей // Научные записки молодых исследователей. 2014. № 5.С.38-40.
14. Ремиханова Д.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Под редакцией А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. Четвертое издание, переработанное и дополненное. М. 2015. 544 с.
15. Серебренникова Е.С. Особенности применения патентной системы налогообложения // Финансовое право. 2015. № 7. С. 38-43.
16. Свистун, С. П., Патентная система налогообложения и пути ее совершенствования / С. П. Свистун // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. №50-2. С. 49-53.
17. Тищук М.О. Патентная система налогообложения: эффективность и местный бюджет // Аммосов-2014. 2014. №5. С.794.
18. Федулова Е.А., Салькова О.С., Кислицин Г.В. Патентная система налогообложения: оценка стимулирующего воздействия на развитие малого бизнеса. Финансы. М. №7, 2018 . С.29-31.
19. Фомина М.В. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5161.
20. Чистова Н.А. Перспективы развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. №1. С.12.
21. Официальные данные сайта ФНС РФ: www.nalog.ru. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/ (дата обращения 01.12.2018.)