Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ЗАХОД НА ПОСАДКУ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА / СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРОЦЕДУРЫ / НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Негода Т. В., Овсянников И. В.

В докладе затронуты ключевые проблемы и перспективы обеспечения безопасности гражданской авиации, их эффективность в настоящее время. А также рассматриваются современные системы и процедуры, используемые в полете и при заходе на посадку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Негода Т. В., Овсянников И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF CIVIL AVIATION SAFETY

In this report we touched the key problems and prospects of civil aviation safety, their efficiency nowadays. And also modern systems and procedures used in flight and approach.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

УДК. 629.7.087.2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Т. В. Негода*, И. В. Овсянников

Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации» Российская Федерация, 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, 15 *Е-шаИ: [email protected]

В докладе затронуты ключевые проблемы и перспективы обеспечения безопасности гражданской авиации, их эффективность в настоящее время. А также рассматриваются современные системы и процедуры, используемые в полете и при заходе на посадку.

Ключевые слова: гражданская авиация, заход на посадку, безопасность полета, системы предупреждения, процедуры, надежность.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF CIVIL AVIATION SAFETY

T.V. Negoda*, I.V Ovsyannikov

Krasnoyarsk branch of Federal state budget institution of higher education "Saint- Petersburg State University of Civil Aviation" 15, Vzletnaya Str., Krasnoyarsk, 660135, Russian Federation *Е-mail: [email protected]

In this report we touched the key problems and prospects of civil aviation safety, their efficiency nowadays. And also modern systems and procedures used in flight and approach.

Keywords: civil aviation, approach, flight safety, warning systems, procedures, reliability.

Согласно статистике, большинство авиационных происшествий и катастроф связано с заходом на посадку воздушного судна. Это так называемое «Столкновение с землей в управляемом полете» (CFIT). Согласно данным ИКАО (Международная организация гражданской авиации), оно составляет более 12% всех смертельных несчастных случаев.

Основными причинами CFIT являются:

- потеря экипажем ситуационной осведомленности;

- ошибки пилотов (особенно в сложных метеоусловиях);

- недостаточное знакомство со схемой захода на посадку, с местностью аэродрома.

Помимо CFIT к проблемам посадки можно отнести случаи недолета/перелета полосы при посадке, преднамеренных операций на малой высоте и, если управление самолетом потеряно (вызвано экипажем, погодой или неисправностью оборудования), также случаи преднамеренного крушения в целях самоубийства или теракта [2].

При заходе на посадку самолет должен с высокой точностью следовать посадочной глиссаде (линии профиля снижения воздушного судна), чтобы попасть в начало взлетной полосы с определенным курсом и скоростью. Недолет приводит к повреждению шасси самолета и катастрофе, большой перелет - к невозможности вовремя остановить движение с последующим выкатыванием за пределы полосы, что также ведёт к повреждениям судна, травмам пассажиров и экипажа. Кроме того, процесс захода на посадку начинается на большом расстоянии от аэродрома, приземление может осуществляться в плохих метеоусловиях (боковой ветер, сдвиги ветра, туманы, грозы, низкая облачность).

Секция «Молодежь, наука, творчество (направленияСПО)»

Для обеспечения безопасности полетов вблизи земли и захода на посадку были разработаны различные системы и процедуры:

- TAWS (Terrain Avoidance and Warning System)/EGPWS (Enhanced Ground Proximity Warning System) - Система предупреждения о близости земли (система предупреждает экипаж об угрозе столкновения с землей или другим препятствием в управляемом полете путем анализа данных о высоте, поступающих с антенны, установленной на самолете, на бортовой компьютер);

- MSAW (Minimum Safe Altitude Warning) - Система предупреждения о минимальной безопасной высоте (наземная система, предназначенная для предупреждения диспетчера о CFIT путем своевременного создания предупреждения о приближении воздушного судна к местности или препятствиям);

- курсо-глиссадные системы - ILS (метрового диапазона), MLS (сантиметрового диапазона). Наиболее продвинутые системы - ILS и MLS в своих последних вариантах позволяют совершать посадку при отсутствии видимости.

- радионавигационные системы - западная VOR/DME и советская РСБН;

- CDFA (Continuous Descent Final Approach) - Режим постоянного снижения на конечном этапе захода на посадку (техника захода на посадку, которая предусматривает неизменный угол снижения, без выхода в горизонтальный полет);

- осведомленность о местности (включает осведомленность о высоте, местоположении судна, минимальной безопасной высоте, особенностях местности) [4];

- SOPs (Standard Operating Procedures) - Стандартные операционные процедуры (ряд процедур, определяющих порядок взаимодействия между диспетчерами, а также взаимодействие между членами экипажа. SOPs содержат стандартные действия и доклады, необходимые для выполнения той или иной процедуры, а также условия начала выполнения процедуры и указывают стандартную последовательность выполнения операций).

Гражданская авиация - довольно консервативная отрасль, где во главу угла поставлена надежность и безопасность. Поэтому для введения новых разработок нужно решить задачи: обеспечения надежности оборудования, точности наведения, необходимых массогабаритных показателей и помехозащищенности.

Обеспечение надежности решается дублированием, наличием нескольких систем наведения, основанных на разных принципах, согласованность их показаний позволит, в теории, осуществлять посадку даже в автоматизированном режиме.

Также в перспективе можно оборудовать полосу аэропорта пассивными радиоотражателями в определенной конфигурации и по отраженному сигналу с борта самолета осуществлять посадку.

Имея на борту собственную радиолокационную станцию, мы можем решать также множество сопутствующих задач. Если разместить на самолете радиоотражатели, можно в автоматическом режиме разводить встречные самолеты [1].

Уголковый отражатель — прибор, в виде пирамиды, у которой три грани определяются как взаимно перпендикулярные зеркала, четвертая грань прозрачная, направлена к зрителю, предназначенный для изменения направления и интенсивности потока энергии. При попадании на уголковый отражатель излучения оно отражается в строго противоположном направлении. В случае рассмотрения трех взаимно ортогональных отражающих плоскостей образуется 8 уголковых отражателей, которые могут отправить к излучателю (установленному на самолете) сигнал всевозможного направления, в частности с границ полосы.

При установлении уголкового отражателя радиусом 0,5 м по внешнему боковому периметру и в торце полосы можно получить достаточно качественное отражение коротких и сантиметровых радиоволн. При облучении уголкового отражателя с борта самолета будет фиксироваться постоянный сигнал, не зависящий от ориентации антенны и отношения расположения между приемопередатчиком РЛС и уголковым отражателем [3].

Итак, какова в общем понимании перспективная система предупреждения столкновений с землей и другими летательными аппаратами.

Прежде всего - резервирование. Современные вычислительные системы обладают весьма хорошими массогабаритными характеристиками, а также низким энергопотреблением.

Кроме этого, модульная конструкция, когда нерабочий функциональный узел можно быстро заменить исправным, позволит сократить время на ремонт и обслуживание (отлетал положенное количество часов - замена, проверка, обслуживание). Внедрение самодиагностики позволит не только локализовать проблему, но и оперативно ее устранить.

Еще очень скользкая проблема - телеметрия и дистанционное управление. Довольно много катастроф и происшествий происходит из-за несоблюдения дисциплины или ошибок пилотов. Применение биометрических устройств для контроля состояния экипажа может быть одним из выходов. В состоянии паники, растерянности, сильной усталости замедляется реакция, ухудшается координация. В таком случае перехват управления может быть хорошим выходом [5].

Теперь рассмотрим проблему навигации и приближения к объектам. Система позиционирования очень сильно облегчает работу пилота. Если же приближающиеся суда будут передавать друг другу свои координаты, это будет еще одним каналом для предотвращения столкновения в воздухе или на полосе. Фазированная многодиапазонная курсовая антенная решетка вместе с определенной конфигурацией радиоотражателей на самолетах также может предупредить столкновение в воздухе.

При сближении с землей расстояние до нее контролируется с помощью радиовысотомера, при посадке в условиях плохой видимости этого не всегда достаточно. Система предупреждения о минимальной безопасной высоте, установленная на рабочем месте диспетчера, поможет пилотам справится с выполнением посадки.

Библиографические ссылки

1. Верещака А.И., Оленюк П.В. Авиационное радиооборудование. Учебник. - М.: Транспорт, 1996. - 344 с.

2. Давыдов П.С., Иванов П.А. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования. Справочник. - М.: Транспорт, 1990. - 240 с.

3. Кравцов В., Сербин И. Уголковые отражатели // Научно-популярный физико-математический журнал "Квант". - 1978. - №12. - С.7-9.

4. Сосновский В.А., Хайлович И.А. Радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов. Справочник. - М.: Транспорт, 1987. - 256 с.

5. Черный М. А., Кораблин В. И. Самолетовождение. Учебник. - М.: Транспорт, 1973. - 368 с.

© Негода Т. В., Овсянников И. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.