Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
проблемы / кризис / предприятия / нефтегазовый сектор / современные условия. / problems / crisis / enterprises / oil and gas sector / modern conditions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Ксения Эдуардовна, Попова Ирина Николаевна

В данной статье фокус внимания направлен на нефтегазовый сектор как флагмане среди сырьевых отраслей Российской Федерации. Очевидна уникальность нефтегазового комплекса в отечественном хозяйстве. В настоящее время предприятия, экспортирующие нефтепродукты и газ, формируют значительный объем отечественного экспорта. Однако сложная эпидемиологическая обстановка в мире оказала негативное влияние на данный сектор и привела к падению спроса. Предложены меры регулирующего воздействия государства в качестве активаторов механизмов восстановления отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьева Ксения Эдуардовна, Попова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE OIL AND GAS SECTOR IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE CRISIS

In this article, the focus is on the oil and gas sector as the flagship among the raw materials industries of the Russian Federation. The uniqueness of the oil and gas complex in the domestic economy is obvious. Currently, enterprises exporting petroleum products and gas form a significant volume of domestic exports. However, the difficult epidemiological situation in the world had a negative impact on this sector and led to a drop in demand. The measures of the regulatory impact of the state as activators of the mechanisms of recovery of the industry are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021

Научная статья Original article УДК 338.12.017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE OIL AND GAS SECTOR IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE CRISIS

Афанасьева Ксения Эдуардовна, магистрант кафедры экономики предприятий, ФГБОУ ВО «Уральский Государственный Экономический Университет» (620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45), тел. 8(982)511-12-60, ak5111 @yandex. щ

Попова Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра экономики предприятий, ФГБОУ ВО «Уральский Государственный Экономический Университет» (620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45), тел. 8(912)247-40-54, ipopova@k66.ru

Ksenia E. Afanaseva, master's Student of the Department of Enterprise Economics,

Ural State University of Economics (620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta

str./Narodnaya Volya, 62/45), tel. 8(982)511-12-60, ak5111@yandex.ru

Irina N. Popova, candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department

of Enterprise Economics, Ural State University of Economics (620144, Russia,

Yekaterinburg, 8 Marta str./Narodnaya Volya, 62/45), tel. 8(912)247-40-54,

ipopova@k66.ru

Аннотация. В данной статье фокус внимания направлен на нефтегазовый сектор

как флагмане среди сырьевых отраслей Российской Федерации. Очевидна уникальность нефтегазового комплекса в отечественном хозяйстве. В настоящее время предприятия, экспортирующие нефтепродукты и газ, формируют значительный объем отечественного экспорта. Однако сложная эпидемиологическая обстановка в мире оказала негативное влияние на данный сектор и привела к падению спроса. Предложены меры регулирующего воздействия государства в качестве активаторов механизмов восстановления отрасли.

Abstract. In this article, the focus is on the oil and gas sector as the flagship among the raw materials industries of the Russian Federation. The uniqueness of the oil and gas complex in the domestic economy is obvious. Currently, enterprises exporting petroleum products and gas form a significant volume of domestic exports. However, the difficult epidemiological situation in the world had a negative impact on this sector and led to a drop in demand. The measures of the regulatory impact of the state as activators of the mechanisms of recovery of the industry are proposed. Ключевые слова: проблемы, кризис, предприятия, нефтегазовый сектор, современные условия.

Keywords: problems, crisis, enterprises, oil and gas sector, modern conditions.

Экономика России в последние годы расценивает нефтегазовый комплекс как ключевую составляющую. Нефтегазовый сектор работает результативно, приносит бюджету существенные прибыли и позволяет стране уравновесить платёжный баланс, удержать национальную валюту на стабильном курсе, препятствовать любым проявлениям кризиса [3].

Участие государства как акционера в крупнейших национальных нефтегазовых компаниях привело к тому, что РФ выходит на мировой рынок как крупнейший игрок: запасы и добыча нефти газа превышают 50% от мировых объемов. Предприятия нефтегазового сектора являются закономерными лидерами в структуре ВВП на стадии формирования рыночной экономики. Сегодня Россия использует природные богатства, чтобы продолжать развивать ресурсную базу

страны и исключить реализацию рисков энергетической безопасности.

В отечественной экономике справедливую оценку ключевого драйвера роста получили доходные поступления от предприятий нефтегазового сектора. Рост возникает как результат повышения продуктивности нефтегазовых проектов и программ, введения в эксплуатацию новых предприятий, финансирующих доходные статьи бюджета.

В современных условиях в деятельности предприятий нефтегазового сектора государство присутствует как уверенный регулятор, транслируя ключевые национальные цели, поскольку устанавливает нормы и стандарты, рамки правового поля. Предприятия нефтегазового сектора стремятся увеличению объема производства, положительному росту финансовых показателей, выход на устойчивое развитие.

В экономике усиливаются тенденции глобализации, осуществляется переход к постиндустриальному укладу, в связи с чем стремительное развитие обеспечивают инновации, ориентация отраслей на высокие технологии. Без этих условий невозможно выйти из экономического кризиса, создать базу роста экономики.

Отечественные предприятия нефтегазового сектора в вопросах инновационного развития ориентируются на мировой рынок, что связано с отраслевыми проблемами, поскольку процесс нефтегазодобычи в современных условиях сопровождают существенные трудности:

• неудовлетворительное качество сооружаемых нефтяных скважин;

• недостаточный эффект от геологоразведочных мероприятий;

• малая результативность способов перевода непродуктивных скважин в продуктивные.

Резонно, что следует развивать теоретический фундамент, на базе которого практически осваивать ответы на ключевые прикладные трудности, ухудшающие работу нефтегазовых предприятий и тормозящие внедрение инноваций [6].

Сложившаяся эпидемиологическая обстановка в мире вызвала в отечественном нефтегазовом секторе экономики сокращение спроса на

продукцию с высокой добавленной стоимостью (нефтегазохимию) в пределах 17 млн. тонн. Сегодня наблюдается тенденция к росту в этом сегменте, однако, потери в ближайшее время будет очень сложно восстановить. Для поддержки спроса и обеспечения внутреннего рынка продукции нефтегазохимии крайне необходимы дополнительные меры регулирующего воздействия государства.

Представляется целесообразным разработать такие меры для активации ранее предложенных механизмов, определяемых в частности в государственной Энергетической стратегии. Среди таких механизмов определенный интерес представляет кластерный подход, в соответствии со стратегией развития нефтегазохимической промышленности предполагает формирование шести нефтегазохимических кластеров.

Такой подход представляет собой производственную цепочку создания продукции с высокой добавленной стоимостью сформированную внутри кластера. Положительными эффектами реализации кластерной политики является поддержание интереса бизнес-среды в результате вхождения в нефтегазохимический сектор экономики, роста производительности и инвестиционной привлекательности задействованной отрасли, а также динамизм инновационного развития, и, как следствие, социально-экономическое развитие регионов, которые выступают площадкой для образования кластеров.

В тоже время следует отметить, что не все кластеры успешно функционируют, что, в частности, обусловлено действующим механизмом организационно-экономического стимулирования развития нефтегазохимического сектора. Также меры поддержки развития нефтегазохимического сектора экономики, которые установлены на законодательном уровне, являются низкоэффективными, ввиду невыполнимости параметров прохождения аккредитации в Минпромторге РФ для предприятий, вовлеченных в нефтегазохимическую индустрию. Еще одним недостатком является отсутствие регулирующего органа, осуществляющего контроль качества и достоверности предоставляемых документов участниками нефтегазохимического бизнеса для прохождения процедуры аккредитации с целью получения субсидирования [2].

Представляется целесообразным использовать существующий положительный опыт функционирования кластеров, результативного интеграционного сотрудничества предприятий сферы: науки, образования, предпринимательства и инфраструктурной составляющей. Это позволит сформировать необходимые условия для развития нефтегазохимического бизнеса внутри страны и поддерживать баланс интересов государства и нефтегазохимического сектора.

Конечно, создание условий развития производств с высокой добавленной стоимостью обеспечит развитие нефтегазохимической промышленности и национальной экономики в целом путем поддержки сопутствующего высокотехнологического предпринимательства, спроса на нефтегазохимию внутри страны, обеспеченного государством, модернизации подходов регулирования отрасли (кластерного подхода), что, в свою очередь, позволит достичь высокой добавленной стоимости реализуемой продукции [1].

В настоящее время поставки нефти и газа на экспорт продолжают оставаться стабильными, а также нефтегазовые предприятия поставляют ресурсы, стабилизирующие национальную энергетическую безопасность. Газовый рынок Европы до 30% будет насыщен российским экспортом газа, как прогнозируется в среднесрочной перспективе.

Но тревожит, что Евросоюз выстраивает автономную энергетическую политику, вводит антироссийские санкции. Проблемно, что по газу не удаётся уравновесить предложение и спрос, поскольку мировые потребители снизили объёмы закупок. Но Россия стремится остаться значимой среди других игроков газового рынка Европы, что вынуждает снизить стоимость экспортируемого газового сырья.

В газовой политике Россия, учитывая, что западный вектор обладает и рисками, и угрозами, вынуждена диверсифицировать стратегию, импортируя отечественный газ. Полагаем, что не следует отступать, реализуя пункты «Восточной газовой политики», где изложена стратегия сотрудничества со странами Евросоюза. Документ позволяет уравновесить добычу газа на экспорт и

для потребления отечественными предприятиями, населением.

Положительно, что Россия и КНР готовятся к стратегическому партнерству, выходящему далеко за рамки энергетического. Отношения с китайским правительством создают дополнительные инициативы, расширяют возможность контактов, чтобы охватить экономику и политику выгодными взаимоотношениями.

Предприятия нефтегазового сектора в целях экономического партнерства стремятся диверсифицировать поставляемый в Китай газ, поскольку предложение выведено на хорошо сформировавшийся рынок. Учитывая, что Евросоюз не всегда соглашается обойти санкции, чтобы на выгодных финансово-экономических условиях приобрести нефть и газ, КНР для Российской Федерации является инвариантной альтернативой сотрудничества в энергетических вопросах. Скрупулёзная проработка каждого политического шага в сфере энергетики создаёт для нефтегазового сектора РФ прочное лидерство среди энергетических отраслей и национальной экономики в целом.

Предприятия нефтегазового сектора, несмотря на кризисное положение, осваивают потребителей на Востоке РФ, чтобы использовать как вектор, противостоящий Западу. В стратегических планах не закреплено условия отказаться или ослабить одно из направлений. Готовность Китая сотрудничать с Россией, включая не только сферу энергетики, но и торговлю, экономику, политическую сферу, оговорена гораздо дальше, чем на краткосрочную перспективу, а также позволяет ожидать выгодного сотрудничества в нефтегазовом секторе [8].

Проблемы и кризисное положение предприятий нефтегазового сектора в современных условиях описываются следующими выводами:

1) Россия активно реформирует жизнедеятельность социума, перестраивает законодательство и экономику, что вынуждает предприятия отвечать новым запросам, совершенствовать технологию, стратегию и экономический потенциал;

2) предприятия нефтегазового сектора в случае устойчивого развития и роста обладают огромным значением для прогресса отечественной экономики,

поскольку в объеме ВВП нефть и газ представлены долей свыше 20%. Но и обязательные платежи, поступающие из отрасли в бюджет, составляют почти 50%. В статьях российского экспорта нефтегазовая продукция достигает 60%.

Сегодня предприятия нефтегазового сектора находятся в кризисном положении и сталкиваются с множеством проблем, поскольку страна находится в сложной экономической и политической ситуации.

Перечислим наиболее серьёзные проблемы:

• ресурсы на доступных и разработанных нефтегазовых месторождениях исчерпываются, необходимо активнее вести геологоразведку;

• создать, изучать и применять современные технологические возможности, чтобы добиться полной выработки месторождений;

• новые месторождения гораздо беднее уже исчерпанных;

• ухудшается пригодность объектов, обеспечивающих переработку, транспортировку, продажу нефтегазового сырья;

• нефть и газ залегают на более глубоких продуктивных горизонтах.

Проблемы предприятий нефтегазового сектора отражаются в дефиците

наполнения федерального, регионального и местного бюджета, поскольку топливно-энергетические предприятия формируют основной объём доходов РФ. Экономический рост замедляется, а потери несут все игроки рынка, связанного с ГСМ: доходность падает, но дорожает топливо, продукты нефтепереработки и нефтехимии, оплата за отопительные услуги, использование газа в бытовых целях.

Закономерно, что кризисное положение отразилось на предприятиях нефтегазового сектора, ухудшило работу системы. Предприятия нефтегазового сектора традиционно формируют отрасль с высоким уровнем монополии, из-за чего сектор работает непрозрачно, конкуренция незначительная, цены поддаются регулировке в одностороннем порядке, а управление предприятиями не развито как система.

Ожидаем, что для предприятий нефтегазового сектора станут значимым шагом инновации, позволяющие преодолеть проблемы и кризисное положение

предприятий. Инновациями являются технологии, продукты или услуги, обладающие новизной, новые решения в сфере производства и финансирования, сбыта, администрирования и организации, техники и технологии, работы с человеческими ресурсами и в сфере экологии. Для нефтегазового сектора инновация должна принести изменения, а данная функция является ключевым вектором в инновационной деятельности [4].

Изменения нефтегазового сектора России осуществлялись на фоне кардинальных рыночных реформ. Частные предприятия прошли этап приватизации, акционерные общества действуют как независимые, их структура, вертикально-интегрированная. Вслед за акционированием и приватизацией нефтегазовый комплекс поставил акцент на обособлении научно-технического потенциала отрасли, сегодня существующем в форме акционерных обществ. Задача курировать деятельность предоставлена юрисдикции федеральной и региональной власти, руководству нефтяных корпораций.

В Российской Федерации участие Министерства энергетики состоит в выдвижении инициативы проведения глубоких научно-исследовательских мероприятий, связанных с нефтегазовым сектором. Ведомство использует средства, аккумулированные в отдельном бюджетном фонде, чтобы обеспечить исследования и разработку отраслевых проблем.

Однако нефтегазовые корпорации, учитывая, что внебюджетные фонды достаточно ограничены в средствах, развиваются по собственным корпоративным планам. Для предприятий нефтегазового сектора брендирование как субъектов научно-исследовательской деятельности позволяет создать веские конкурентные преимущества, использовать последние достижения науки и техники в технологическом развитии [5].

Однозначно, что кризисное положение предприятий нефтегазового сектора решится, если направить резервы на становление материально-технической базы, способствовать деятельности талантливых учёных и рационализаторов, охватить широкое поле прикладных проблем научной работой, вступить в сотрудничество с высшей школой.

Интерес государства к предприятиям нефтегазового сектора отразился в недавнем распоряжении Правительства РФ от 09.06.2020 №1523-Р, где утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года. Документ излагает Стратегию, нормы права и методология которой создают основу для России, формирующей высоко-результативную топливо-энергетическую политику.

Содержание стратегии указывает, что проблемы и кризисное положение предприятий нефтегазового сектора будут устранены, если отрасль начнёт развиваться после коррекции существующих трудностей [7]:

• Создать безоговорочную безопасность деятельности в нефтегазовом секторе - исключить риски ущерба при эксплуатации месторождений, разрушения машин и оборудования, травматизма и инвалидизации персонала, ухудшения параметров здоровья населения на местности, прилежащей к объектам добычи, переработки транспортировки нефти и газа;

• актуализировать рациональность использования природных богатств и обдуманно добывать нефтегазовое сырьё;

• снизить затраты, чтобы нефть и газ добывались с минимальными потерями и финансовыми затратами не только как с целью получения энергии, но и для дальнейшей переработки в секторе нефтехимии;

• пересмотреть этапы производства, подняв качество каждого;

• модернизировать освоенные технологии;

• усилить мероприятия по поиску и разведке, активнее разрабатывать новые месторождения;

• укрепить и повысить статус отечественных предприятий нефтегазового сектора среди игроков мирового рынка ресурсов;

• вернуть по количеству и качеству прежние, высокие показатели состава ресурсной базы.

Однозначно, что из-за существующих проблем и кризисного положения предприятий нефтегазового сектора следует выходить последовательно, планируя перспективы развития отрасли, обязательно согласовав с конъюнктурой мирового

рынка, фискальной политикой страны РФ, продолжать дорабатывать транспортную систему, развивать и внедрять новые технологии, чтобы добывать полезные ископаемые.

Перечисленные проблемы, сложное кризисное положение, учитывая масштабность нефтегазового сектора для предприятий отрасли должны решаться планомерно и длительно, с постоянным контролем эффективности. Такие меры укрепят позицию отечественных нефтегазовых предприятий на мировом рынке. Плановый характер деятельности поднимает вероятность успешно выполнить поставленные задачи. С этой целью следует вовлечь в процесс участников рынка, федеральную власть, управление на местах и правительства регионов. Таким путем нефтегазовый сектор получит широчайшую поддержку, а распределение ресурсов станет менее проблемным, но высокоэффективным.

Современные условия актуализируют для предприятий нефтегазового сектора проблемы, усугубившие ситуацию в отрасли до кризисной, что мешает эффективно развиваться, успешно выйти на мировой рынок, добиться делового, экономического, социального и научного партнёрства. Полагаем, что предприятия нефтегазового сектора должны перенять и совершенствовать такой передовой механизм как стратегическое планирование. Деятельность игроков сектора нефтегазодобычи в случае стабилизации приведет к устойчивости развития ТЭК и экономики РФ в целом, станет результатом точной реализации целей стратегического планирования. В каждом конкретном случае участник нефтегазового сектора должен понимать, что проблемы и кризисное положение устраняются, если сбалансировать внешнюю среду и экономическую базу, возможности и ресурсы предприятия.

Литература

1. Дебердиева Е.М., Вечкасова М.В. Меры поддержки развития производств с высокой добавленной стоимостью // Инновации и инвестиции. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-podderzhki-razvitiya-proizvodstv-s-vysokoy-dobavlennoy-stoimostyu (дата обращения: 26.10.2021).

2. Дебердиева Е.М., Вечкасова М.В. Организационно-экономические меры

регулирования развития нефтегазохимического сектора //Естественно-гуманитарные исследования. 2020 №30(4), стр. 30-34

3. Кислицын Евгений Витальевич, Панова Марина Валерьевна, Шишков Евгений Иванович Проблемы предприятий нефтегазового комплекса России: тенденции и пути решения // Вестник евразийской науки. 2017. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/proWemy-predpriyatiy-neftegazovogo-kompleksa-rossii-tendentsii-i-puti-resheniya (дата обращения: 26.10.2021).

4. Линник В.Ю., Линник Ю.Н. Приоритетные направления инновационного развития нефтегазового комплекса в Сибирском федеральном округе // Управление. 2019. № 3. С. 40-49. DOI: http://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-40-49.

5. Манукян М.М. Инновационный тренд развития деятельности нефтегазохимических кластеров: монография: Самара: Изд-во Самарского университета, 2020. 164 с. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44214579.

6. Манукян М.М., Яшин С.Н. Ключевые инновационные технологии в российской нефтедобыче // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/klyuchevye-innovatsionnye-tehnologii-v-rossiyskoy-neftedobyche (дата обращения: 26.10.2021).

7. Скифская А.Л. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса // Инновации и инвестиции. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-neftegazovogo-kompleksa (дата обращения: 26.10.2021).

8. Стенников В.А., Головщиков В.О., Романович Е.А. Нефтегазовая политика россии в современных условиях и ее особенности в российско-китайском сотрудничестве в газовой сфере // Вестник ИрГТУ 2021. №1 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neftegazovaya-politika-rossii-v-sovremennyh-usloviyah-i-ee-osobennosti-v-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve-v-gazovoy-sfere (дата обращения: 26.10.2021).

9. Рудская И.А., Куракин В.И. Анализ развития нефтегазовой промышленности

в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. - 2021. - Т. 20. - № 7 (514). - С. 1214-1233.

10. Сикман С.У, Габдуллина А.С. Оценка конкурентоспособности в нефтегазовой отрасли // В сборнике: Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем, 2020. - С. 54-61.

11. Тепляшин И.С. Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли в России // Решение. - 2020. - Т. 1. - С. 289-291.

References

1. Deberdieva E.M., Vechkasova M.V. Measures to support the development of industries with high added value // Innovation and investment. 2021. No.5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-podderzhki-razvitiya-proizvodstv-s-vysokoy-dobavlennoy-stoimostyu (date of application: 10/26/2021).

2. Deberdieva E.M., Vechkasova M.V. Organizational and economic measures for regulating the development of the petrochemical sector //Natural sciences and humanities research. 2020 No. 30(4), pp. 30-34

3. Kislitsyn Evgeny Vitalievich, Panova Marina Valeryevna, Shishkov Evgeny Ivanovich Problems of enterprises of the oil and gas complex of Russia: trends and solutions // Bulletin of Eurasian Science. 2017. No.3 (40). URL: https://cyberleninka.m/article/n/proWemy-predpriyatiy-neftegazovogo-kompleksa-rossii-tendentsii-i-puti-resheniya (accessed: 10/26/2021).

4. Linnik V.Yu., Linnik Yu.N. Priority directions of innovative development of the oil and gas complex in the Siberian Federal District // Management. 2019. No. 3. pp. 40-49. DOI: http://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-40-49.

5. Manukyan M.M. Innovative trend of development of activity of petrochemical clusters: monograph: Samara: Publishing house of Samara University, 2020. 164 p. URL: https://www . elibrary.ru/item.asp?id=44214579

6. Manukyan M.M., Yashin S.N. Key innovative technologies in Russian oil production // Bulletin of Samara University. Economics and management. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-innovatsionnye-tehnologii-v-rossiyskoy-neftedobyche (accessed: 10/26/2021).

7. Skifskaya A.L. Problems and prospects of development of the oil and gas complex // Innovations and investments. 2021. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-neftegazovogo-kompleksa (accessed: 10/26/2021).

8. Stennikov V.A., Golovshchikov V.O., Romanovich E.A. Oil and gas policy of Russia in modern conditions and its features in Russian-Chinese cooperation in the gas sector // Bulletin of IrSTU. 2021. No. 1 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neftegazovaya-politika-rossii-v-sovremennyh-usloviyah-i-ee-osobennosti-v-rossiysko-kitayskom-sotrudnichestve-v-gazovoy-sfere (accessed: 10/26/2021).

9. Rudskaya I.A., Kurakin V.I. Analysis of the development of the oil and gas industry in the Russian Federation // Economic analysis: theory and practice. -2021. - T. 20. - № 7 (514). - Pp. 1214-1233.

10. Sikman S.U., Gabdullina A.S. Assessment of competitiveness in the oil and gas industry // In the collection: Issues of management and Economics: the current state of actual problems, 2020. - pp. 54-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Teplyashin I.S. The current state and prospects for the development of the oil and gas industry in Russia // Decision. - 2020. - Vol. 1. - pp. 289-291.

© Афанасьева К.Э., Попова И.Н., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021.

Для цитирования: Афанасьева К.Э., Попова И.Н. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.