Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / искусственный интеллект / потенциал искусственного интеллекта / риски развития искусственного интеллекта / современное образование / educational environment / artificial intelligence / potential of AI / risks of AI development / modern education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова М.Е., Гончаренко О.В., Шляхова Н.И.

В статье рассматриваются основные проблемы и риски, тенденции и перспективы использования искусственного интеллекта в современной образовательной среде. Автор проводит анализ технологии и приводит примеры использования искусственного интеллекта в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилова М.Е., Гончаренко О.В., Шляхова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the main problems and risks, trends and prospects of using artificial intelligence in the modern educational environment. The author analyzes the technology and provides examples of the use of artificial intelligence in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 373 Вавилова М.Е., Гончаренко О.В., Шляхова Н.И.

Вавилова М.Е.

первая педагогическая квалификационная категория, старший воспитатель

МАДОУ МО «Детский сад №192» (г. Краснодар, Россия)

Гончаренко О.В.

старший воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №192» (г. Краснодар, Россия)

Шляхова Н.И.

первая педагогическая квалификационная категория, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №192» (г. Краснодар, Россия)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы и риски, тенденции и перспективы использования искусственного интеллекта в современной образовательной среде.

Автор проводит анализ технологии и приводит примеры использования искусственного интеллекта в образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, искусственный интеллект, потенциал искусственного интеллекта, риски развития искусственного интеллекта, современное образование.

Образование-одно из важнейших аспектов современного общества. С каждым годом устройство нашего мира становится все сложнее, одна из множества причин-внедрение высоких технологий, практически во все сферы жизни человека, стремительно развивается внедрение робототехники и искусственного интеллекта (ИИ), что приобретает все большее значение в образовательной сфере.

Основными преградами для внедрения ИИ в образование являются неравные возможности доступа к цифровым ресурсам, тем ни менее стремительное развитие технологий ИИ оказывает значительное влияние на сферу образования.

Использование ИИ для обучения и оценки успеваемости.

Тенденции и перспективы использования ИИ в образовательной среде: технологии ИИ обладают значительным потенциалом для решения основных и важнейших проблем современного образования, благодаря внедрению инновационных методов в учебные и педагогические практики. [1]

Безусловно, использование ИИ в образовании, может значительно упростить и улучшить доступность, и само качество образовательно процесса, однако, стремительное развитие технологий неизбежно влечет за собой определенные риски, трудности и сложности.

Используя ИИ можно будет создавать наиболее сложные образовательные задачи, благодаря нейросети лекции возможно перевести в конспект, ИИ автоматически распознает речь и переводит её в напечатанный текст, возможность обработки большого количества данных, взятых из сторонних источников, к примеру-дневники учащихся, отследить активность учащегося на платформе обучения, по собранным данным делать аналитический отчёт. Так же эффективное виртуальное обучение, автоматизация системы оценивания работ учащихся, и т.д.

Несомненно, плюсом является возможность ИИ в виртуальном обучении, а также развитие навыков, таких как техническая грамотность, и критическое мышление.

Внедрение ИИ в образование расширит инклюзивную сферу и даст возможность детям с ОВЗ быстрее социально адаптироваться и принимать активнее участие в социальной жизни.

ИИ может помочь в расширении доступа к образованию, особенно в малообеспеченных регионах, где образовательные организации ограниченны в ресурсах, ИИ предоставляют образовательные услуги, в том числе в режиме онлайн, тем самым делая образование более доступным. В 2021 году Мин. Просвещения РФ включило изучение ИИ в школьную программу, в 2024 планируется изучать его в половине школ.

ИИ повышает качество образования, предлагая индивидуальный подход к каждому учащемуся, адаптируется под особенности каждого ученика, делая более эффективное образование и достижение лучших результатов. ИИ предлагая различные способы адаптации образовательных материалов в соответствии с потребностями каждого учащегося может помочь в создании инклюзивного образования. ИИ не заменит роли учители, скорее он поможет оптимизировать её. [2]

Цель многих разработчиков ИИ состоит в том, чтобы избавить учителей от лишней нагрузки, что бы педагоги смогли использовать искусственный интеллект для автоматизации оценивания, а также, что бы они смогли сконцентрироваться на человеческих аспектах обучения, таких как личное руководство, социальная активность.

Проблемы и риски использования ИИ в образовании: основной проблемой является сокращение живого общения между обучающимися и педагогами, риском - информационная безопасность, возможное нарушение прав человека, в особенности права на неприкосновенность частной жизни. ИИ может быть инструментом для мошенничества среди школьников.

Многие программы ИИ не совершенны, и способны совершать некоторые ошибки, необходимо суметь увидеть их и исправить.

По мнению депутатов Госдумы РФ, основными преградами для внедрения ИИ в образовательную среду являются опасения родителей и неравные возможности доступа к цифровым ресурсам.

Немаловажной проблемой является, отсутствие квалифицированных кадров, специалистов по востребованным цифровым компетенциям, так же правительство не имеет доступа к большим данным программ и ресурсов, которые используются в моделях ИИ.

Заключение.

В современном мире необходимо и крайне важно найти баланс между традиционными методами обучения и использованием искусственного интеллекта.

Российская сфера образования в данное время находится только на начальном этапе внедрения технологий ИИ, но при этом, как показывает статистика использование ИИ в образовании российских детей, в целом соответствует мировому опыту технологической модернизации.

В первую очередь необходимо решить вопрос кадров, ведь задачи, с которыми раньше справлялись несколько учителей, теперь может решить один преподаватель.

Во-вторых, не стоит забывать об ошибках, которые ИИ может допускать. К примеру, неверно подобрал систему обучения или допустил сбой.

Из плюсов несомненно-экономия времени, учеников и преподавателей, в оценивании работы и отслеживании динамики продуктивности каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Miao, Fengchun, Holmes, Wayne, Ronghuai Huang, Hui Zhang [author] «Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия», Юнеско, 2022 год;

2. Педро Домингос, «Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир», 2015 год

Vavilova M.E., Goncharenko O. V., Shlyakhova N.I.

Vavilova M.E.

Kindergarten No. 192 (Krasnodar, Russia)

Goncharenko O.V.

Kindergarten No. 192 (Krasnodar, Russia)

Shlyakhova N.I.

Kindergarten No. 192 (Krasnodar, Russia)

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

IN EDUCATIONAL SPACE

Abstract: the article discusses the main problems and risks, trends and prospects of using artificial intelligence in the modern educational environment.

The author analyzes the technology andprovides examples of the use of artificial intelligence in the educational environment.

Keywords: educational environment, artificial intelligence, potential of AI, risks of AI development, modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.