Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 3 (35)
УДК 94(569.4).05
Б01 10.17223/19988613/35/12
Н.В. Жадовец
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ
Одним из последствий глобализации является интернационализация высшего образования. В разных странах интернационализация развивается по-разному. Израильский академический сектор постепенно открывается миру: Израиль получил доступ к сотрудничеству с научными учреждениями и вузами Европы и США и участию в новых разнообразных программах исследований. 96% научно-технических статей, написанных израильтянами, публикуются в иностранных журналах. Однако в процессе интернационализации система высшего образования в Израиле сталкивается с определенными трудностями: утечкой мозгов, усиливающейся конкуренцией, постоянной необходимостью улучшать качество образования и пр. Ключевые слова: интернационализация; высшее образование; Израиль.
Одним из следствий глобализации в мире становится интернационализация высшего образования. При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия интернационализация высшего образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается, его значение растет, в разных странах интернационализация развивается в разных формах.
Согласно определению, принятому в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), интернационализацию образования принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение [1]. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю», или образование за границей. Этой проблеме уделяется значительное внимание в англоязычной литературе главным образом потому, что вузы англоговорящих стран являются наиболее привлекательными для иностранных студентов, преподавателей и ученых. В последние годы во всем мире существенно возросла международная активность университетов, о чем свидетельствуют увеличение числа студентов, обучающихся за рубежом, рост обмена студентами и стажерами, расширение практики привлечения на работу зарубежных преподавателей и т.п. В современных условиях международная академическая мобильность все чаще рассматривается в контексте торговых отношений. Однако прибыль университетов является не единственным стимулом для интернационализации. Многие вузы используют международную активность для расширения своих исследовательских и образовательных возможностей и улучшения качества преподавания, конкурентоспособности, престижа вуза, установления полезных контактов и развитию сотрудничества.
Академический сектор израильского общества, как и другие подвергшиеся влиянию глобализации сферы, постепенно открывается миру: Израиль получил доступ к сотрудничеству с научными учреждениями и вузами
Европы и США и участию в новых разнообразных программах исследований. Израильские исследователи много публикуются в международных научных изданиях, 96% научно-технических статей, написанных израильтянами, публикуются в иностранных журналах. Около 1/3 научных публикаций израильтян написано в соавторстве с иностранными учеными [2]. По словам президента Тель-Авивского университета Дж. Клафте-ра, несмотря на то что Израиль больше сотрудничает с США и Европой, «важным направлением являются страны Востока: Китай, Индия и Сингапур. Мы хотим быть частью этого пробуждающегося мира, который дает не только новый взгляд на науку, но и студентов-отличников» [3].
Кроме торгово-экономического, научного и культурного аспектов, интернационализация высшего образования как направление публичной дипломатии (в рамках концепции «мягкой силы» Дж. Ная) обладает мощным внешнеполитическим потенциалом, поскольку проблема оказания влияния является основной во внешней политике. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам - один из важнейших инструментов «мягкой силы» государства. Следует иметь в виду, что при обучении в юношеские годы в значительной степени формируется система ценностей, которые потом сопровождают человека всю жизнь [4. С. 200-201].
Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов - увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Многие израильтяне стремятся получать образование именно в американских вузах. По словам Г. Эдсман, советника Американо-израильского образовательного фонда (Ц^ГБР), израильские студенты отличаются хорошей успеваемостью и сильной мотивацией [5]. Ежегодно несколько тысяч израильтян обучаются в США. Такая привлекательность американского высшего образования объясняется тем, что израильтяне имеют возможность во время учебы установить деловые связи с людьми, работающими в крупных международных компаниях.
Однако Израиль также стремится привлекать иностранных студентов. Стоит отметить пример «Техни-
она», у которого широко развиты международные связи с учеными и университетами многих стран, в котором обучаются около 400 иностранных студентов, так как многие курсы обучения доступны на английском и русском языках. В «Технионе» действует Центр по международным академическим отношениям. Совместно с такими университетами, как Университет Мериленда, Йельский университет, Университет Вирджинии, а также европейскими и азиатскими университетами факультет разрабатывает курсы, позволяющие студентам узнавать тонкости управления высокотехнологичным бизнесом в разных странах. «Технион» регулярно посещает множество делегаций из-за рубежа, в университете действуют программы обмена студентами с более 100 университетами мира, здесь имеют возможность заниматься исследовательской и научной деятельностью студенты, исследователи и ученые из других стран по программам бакалавриата, магистратуры, докторским и постдокторским академическим программам.
Большинство учебных заведений Израиля заключает соглашения о сотрудничестве, которые касаются различных аспектов преподавания и обучения. Очень часто эти соглашения связаны с обменом студентами и/или преподавателями; доступные для иностранных студентов программы есть в каждом вузе Израиля. Некоторые университеты предлагают иностранным студентам односеместровые или годичные программы. Особое место занимают программы, разработанные специально для иностранных студентов, имеющих еврейское происхождение, однако недостатком израильских программ для иностранных студентов является то, что большинство из них касается гуманитарных наук, а не технических или естественно-биологических.
Тем не менее в последнее время Израиль сделал шаг вперед в этом направлении, открывая возможности иностранным студентам учиться и осуществлять свои исследования в израильских вузах. Например, в 2011 г. была разработана программа стипендий для выдающихся студентов из таких стран Азии, как Китай, Индия, Сингапур, Япония, Южная Корея и Тайвань, желающих учиться в Израиле, получать доступ к израильским лабораториям и всей научно-технической инфраструктуре, а также иметь возможность сотрудничества с израильскими профессиональными сообществами. Данная программа была вызвана осознанием того, что, несмотря на сотни приезжающих каждый год в Израиль иностранных студентов, в том числе из Азии, лишь немногим из них удавалось наладить крепкие контакты с израильскими студентами и профессорами.
По словам исполнительного директора Центра «Израиль-Азия» Р. Зеферт, «студенты из Азии - это будущие партнеры Израиля... Израилю нужно лучше готовить себя к будущему, где его экономические, дипломатические и культурные партнеры будут не только на Западе... нужно инвестировать в будущих азиатских партнеров и лидеров в построении отношений Израиля
и стран Азии и работать с ними над достижением общих интересов и решением общих вызовов» [6].
Израиль является членом программы TEMPUS, учрежденной в 1990 г. Европейской Комиссией для модернизации высшего образования в Европе и соседних странах. Израиль также является членом параллельной программы Европейской Комиссии - Eras-musMundusProgram. Студенты и сотрудники израильских вузов, участвующих в программе (Еврейский университет в Иерусалиме, Хайфский университет, Университет Бен-Гуриона в Негеве, Институт Вейцмана), могут учиться и заниматься исследованиями в любом европейском вузе, участвующем в программе.
Мобильность преподавательского состава можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Позиция Израиля в отношении мобильности студентов и преподавателей неоднозначна, так как, с одной стороны, многие израильтяне - преподаватели вузов получают ученые степени, занимаются исследованиями и публикуются за рубежом, многие израильские студенты также получают образование в иностранных вузах. С другой стороны, недостаточное количество учебных программ на английском языке в самом Израиле, использование мало распространенного в мире иврита в обучении приводят к тому, что программы международного обмена работают не в полную силу и Израилю нелегко привлекать большее количество иностранных студентов и преподавателей в свои вузы, несмотря на то что израильские университеты в мире высоко ценятся. Несмотря на очевидный растущий государственный интерес к интернационализации образования, относительно небольшой процент студентов участвует в международном и межкультурном процессе обмена знаниями.
Достоинством Израиля можно считать то, что Израиль стремился распространить знание английского языка среди населения, что в большой мере помогло интернационализации его высшего образования. Израильтяне изучают английский язык 8 лет до окончания средней школы в качестве второго языка (программ по изучению других языков вместо английского нет), и к окончанию университета они хорошо могут объясниться на английском языке [7]. Еще одно достоинство Израиля - он стал одной из немногих стран, где ведется мониторинг качества предлагаемых программ, а вузы Израиля начинают вкладывать значительные средства на создание бренда и маркетинга, чтобы увеличить набор студентов. На миграцию студентов с целью получения образования оказывает влияние также стоимость обучения в Израиле, где она все же ниже, чем, например, в США. Однако в целом международное образование в Израиле сталкивается с рядом проблем, таких как небольшое количество курсов на английском языке, недостаточное участие студентов в международных программах и пр.
Недостатком процессов интернационализации высшего образования и глобализации стало то, что Изра-
иль страдает от утечки мозгов, т.е. оттока квалифицированных специалистов и инженеров за рубеж в поисках лучших условий, возможностей, дохода и пр. Израиль характеризуется как страна с одним из самых высоких уровней «утечки мозгов»: на 100 ученых, оставшихся в Израиле, приходятся 29 уехавших в США [3]. С 2000 по 2008 г. в США уехали более 20 тыс. специалистов в области высоких технологий, по уровню «утечки мозгов» в 2010 г. Израиль занимал 32-е место в мире [8]. По подсчетам проф. Тель-Авивского университета Д. Бен Давида, 10% израильских физиков и 1/3 ученых компьютерных наук работают в ведущих американских университетах [9]. Эта проблема тесно связана с нехваткой как учебных мест, так и трудовых вакансий в вузах. Остроту этой проблемы наглядно отразило присуждение в 2013 г. Нобелевской премии израильским ученым, которые не смогли получить статус постоянного сотрудника Института Вейцмана и переехали в США [10]. Кроме того, среди профессорско-преподавательского состава наблюдается явное преобладание людей пожилого возраста, в то время как новые выпускники докторантуры ограничены в возможности трудоустройства в вузах Израиля и вынуждены уезжать за рубеж в поисках трудоустройства и проведения исследований.
По мнению проф. Еврейского университета в Иерусалиме Э. Винтера, израильтяне, получающие докторские степени за рубежом, вряд ли вернутся, так как в Израиле меньше зарплаты и хуже условия труда [11]. По мнению другого исследователя этой проблемы О. Моава, профессора факультета экономики Еврейского университета в Иерусалиме, несмотря на то что Израиль выпускает высококлассных специалистов, университеты не имеют возможности платить им достаточно, чтобы удержать в стране [12]. Вопрос места работы также связан с такими важными моментами, как возможность публиковаться в престижных изданиях, получать приглашения на важные конференции и др. На отток ученых из страны влияет нехватка вакантных должностей в израильских вузах [9]. Управляющий Банком Израиля С. Фишер (2005-2013 гг.) также считал, что условия для ученых и исследователей в США значительно лучше, чем в Израиле: зарплаты даже начинающих исследователей значительно больше, университеты оборудованы лучше и пр. [13].
Вред от утечки мозгов очевиден, однако в случае с Израилем этот процесс имел и положительные стороны, например формирование сети личных отношений между учеными и исследователями, приобретение необходимого опыта для управления инновациями. М. Тойбал указал на то, что профессиональные связи израильтян с американскими коллегами оказались весьма важным фактором в инновационном развитии [14]. Десятилетиями складывалась ситуация, когда значительное число израильтян выезжало в США для обучения в магистратуре и докторантуре, и многие из них оставались там работать в американских мультинацио-
нальных высокотехнологичных компаниях, университетах или малых высокотехнологичных фирмах.
Несколько забастовок студентов и преподавателей в 1990-2000-х гг., значительный отток студентов, преподавателей и ученых из страны позволили говорить о несовершенствах в работе системы высшего образования. Кризис связан с несколькими проблемами, в том числе со значительным недофинансированием на протяжении многих лет; быстрым, во многом нерегулируемым ростом системы, в том числе из-за проникновения на рынок филиалов иностранных вузов; появлением сомнений относительно качества высшего образования в некоторых научных областях и отдельных вузах; ограниченной доступностью; недостаточным анализом политики высшего образования и научных исследований.
Государственная политика в сфере высшего образования в 1990-е гг. была направлена на то, чтобы обеспечить практически всем желающим возможность обучения на степень бакалавра, однако преимущественно вне рамок университетов открылись двери для иностранных университетов и высших школ. Общее число студентов выросло примерно с 80 тыс. в 1990 г. до 308 тыс. в 2013 г. [15]. Однако появились сомнения в качестве услуг вновь появившихся институтов высшего образования, не являющихся ведущими университетами страны. Национальный союз израильских студентов провел исследование и пришел к выводам, что израильские студенты становятся все менее удовлетворены качеством преподавания в вузах [16].
Также вопрос платы за обучение в вузах Израиля часто становится взрывоопасным. После серии студенческих забастовок 1998 г. и давления студенческих организаций с целью найти способ снижения платы за обучение в мае 2000 г. была создана специальная комиссия по снижению платы в учреждениях высшего образования - Комиссия Винограда, которая пришла к выводу, что можно постепенно (в течение 5 лет) снизить плату за обучение (с « 10 до « 5 тыс. шекелей). Решение Комиссии Винограда одобрили представители студенческих профсоюзов, но не правительство, которое создало новую комиссию под председательством бывшего министра финансов А. Шохата, отказавшегося снижать плату за обучение. Однако премьер-министр Э. Барак, со вступлением в должность, обещал сократить плату за обучение студентов.
Несмотря на рекомендации в 2001 г. снизить вдвое плату за обучение, она была снижена всего на 26%, а с тех пор незначительно возрастала каждый год на основе индекса потребительских цен. Профессор М. Трахтенберг, председатель Совета по высшему образованию, считает, что плата за обучение должна быть увеличена, чтобы поддержать долгосрочный план улучшения высшего образования [17]. Однако плата за обучение в вузах Израиля уже выше, чем в большинстве стран Европы, и составляет 10 198 шекелей (2 127 евро) - бакалавриат и 13 781 шекелей (2 874 ев-
ро) - магистратура. Кроме того, в Израиле нет широкой программы кредитования студентов, какие развернуты в европейских странах [18].
Осенью 2009 г. Израиль потрясли две забастовки. Профессора университетов требовали повысить их зарплаты на треть и выделить дополнительные государственные дотации на нужды университетов. Длительное неудовлетворительное финансирование деятельности израильских вузов, по сравнению с ведущими западными вузами, с одной стороны, вызвало утечку университетских кадров, с другой стороны, недовольство среди оставшихся. Их требования были удовлетворены частично: постепенно увеличены оклады на 24%. В 2012 г. началась забастовка в защиту прав младшего преподавательского состава вузов, работающего «через посредников». В 2013 г. лишь две трети (66%) преподавателей в государственных академических колледжах были заняты на тех же условиях, что и работники, принятые через подрядчиков. В частных колледжах процент внештатных преподавателей составлял 37%. В университетах лишь 8% университетских преподавателей работали как внештатные сотрудники, однако эти изменения произошли после длительных забастовок и борьбы младшего преподавательского состава в 2012 г. [19].
Необходимость перемен в системе высшего образования и укрепления научной мощи в условиях интернационализации стало первостепенной политической проблемой, признаваемой как политиками, так и обществом в целом [17]. Одна из главных проблем - это удорожание исследований, и поскольку Израиль достаточно ограничен в средствах, ему труднее обеспечить условия для ученого, сопоставимые с доступными в США или некоторых странах Западной Европы [11]. В 2008 г. был разработан план действий, предусматривающий значительное увеличение государственных расходов на высшее образование в течение шести лет (итого более 7 млрд шекелей (и 1,9 млрд долл.)) [20].
Характеризуя тенденции развития высшего образования в Израиле, нужно отметить следующее: система продолжает расширяться - в 2013 г. число учащихся вузов возросло на 2,2%. В первую очередь это произошло за счет студентов колледжей, которые составляют две трети студентов. Процесс «академизации» колледжей является одним из основных определяющих векторов. В колледжах открывается все больше программ обучения на степень магистра. Университеты все больше и больше превращаются в место обучения преимущественно студентов второй и третьей степеней (магистрантов и докторантов) и тех, кто изначально рассчитывает на подобную многоступенчатую учебную карьеру. Сокращение государственной поддержки университетов приводит и к растущей безработице среди молодых ученых - эта проблема стоит особенно остро в связи с тем, что резкий рост числа магистрантов и докторантов значительно опережает рост числа академических ставок.
Следует также отметить продолжающийся спад популярности естественнонаучных и, в особенности, гуманитарных специальностей. Единственный вуз, которому удалось переломить эту тенденцию, стал Еврейский университет в Иерусалиме. На его гуманитарном факультете в 2013/14 г. учились 747 студентов - на 11% больше, чем годом ранее [21].
Другой отличительной чертой является то, что Израиль получил доступ к сотрудничеству с научными учреждениями и вузами других стран. Претерпела изменения и сама система высшего образования Израиля, так как вместе с ее расширением появились элементы конкуренции в системе и возможности для израильских студентов принимать активное участие в международной индустрии высоких технологий.
Стоит отметить, что Израиль занимает второе место среди самых «образованных» стран мира. Доля населения с высшим образованием в Израиле - 46%, это второе место после Канады (50%) [22]. Заработные платы израильских учителей и преподавателей - одни из самых низких в промышленно развитых странах [23]. С 1995 по 2007 г. ежегодные инвестиции в образование в Израиле увеличились только на 8%, в то время как в странах ОЭСР они увеличились в среднем на 42%.
В настоящее время в мире, в том числе и в Израиле, нет однозначного видения пути развития высшего образования в условиях интернационализации [24]. Существуют две модели государственного участия в развитии системы высшего образования: 1) строгие правила, обширные государственные надзорные механизмы и государственный бюджетный контроль. Большинство стран осуществляло эту политику в 19701980-х гг., системы в целом расширялись, а государственное финансирование сектора увеличивалось; 2) дерегулирование системы учебных заведений, саморегуляция вузов, государственный надзор осуществляются опосредованно в рамках общей государственной политики.
Согласно точке зрения, весьма распространенной сегодня, необходимо саморегулирование университетов, а не надзор со стороны внешних организаций, особенно финансируемых из госбюджета. Система высшего образования Израиля не только не следует современным мировым тенденциям развития, а идет в противоположном направлении [25]. В отличие от глобальных тенденций Совет только укрепляет свой надзорный аппарат, игнорируя рыночные силы. Проблема контролирующих и надзорных органов дополняется проблемами роста расходов на высшее образование и дальнейшего расширения системы.
В первой половине 2000-х гг. наблюдалось некоторое ухудшение положения Израиля среди стран ОЭСР. Израиль занимает последние места по росту числа студентов, занятых наукой в соотношении с количеством населения страны. Исключение составляют студенты инженерных наук, в которых Израиль сохраняет хорошие позиции [26].
В силу определенных особенностей Израиль не может придерживаться стратегий получения дохода или привлечения квалифицированной рабочей силы, так как, во-первых, в самом Израиле накоплены значительные ресурсы высококвалифицированных специалистов; во-вторых, в силу культурно-этнических причин существуют трудности в привлечении иностранных студентов и преподавателей; в-третьих, Израиль развивает систему академических стипендий для привлечения студентов в страну (а не систему маркетинга и брендов израильских вузов); в-четвертых, не хватает активной программы продвижения системы высшего образования Израиля за рубежом. Большинство израильских вузов вовлечено в международную деятельность, но они не могут считаться в истинном смысле международными, так как это предполагает процесс систематической международной интеграции в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. Количество иностранных студентов и число курсов для них явно недостаточны, чтобы израильские вузы стали международными центрами высшего образования. Тем не менее международные программы израильских вузов играют значительную роль в интернационализации высшего образования, становясь ее катализаторами,
так как напрямую помогают развивать межуниверситетские сообщества факультетов, стимулируют участие студентов в программах обучения за рубежом и иногда субсидируют их, развивают межкультурные программы обучения, предоставляют возможности обучения для иностранных студентов. Трудным моментом для Израиля является возможность присутствия в стране иностранных вузов, осуществление ими образовательной деятельности и признание выдаваемых ими дипломов. Израиль к этому не стремится.
В 2014 г. в рамках Института Ш. Немана при «Тех-нионе» был инициирован проект по исследованию международных связей Израиля в сферах науки, исследований и развития. Необходимость в данном проекте была вызвана тем, что влияние международных научных связей на рост научных достижений Израиля стало очевидным для многих израильских исследователей [27]. Основными показателями этого влияния стали рост научных публикаций в соавторстве с иностранными учеными, количества патентов и старт-ап компаний в различных научных сферах. В целом наблюдается увеличение интереса израильских исследователей к международным аспектам развития израильской системы высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Internationalization of Higher Education // The Organization for Economic Cooperation and Development. Electron. data. Paris, 2004 [Electronic
resource]. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/33/60/33734276.pdf, free.
2. Israel ranks fourth in the world in scientific activity, study finds :Israel's role in global scientific activity is 10 times larger than its percentage of the
world's population // Haaretz. Electron. data. Tel Aviv, 2009 [Electronic resource]. URL: http://www.haaretz.com/print-edition/news/israel-ranks-fourth-in-the-world-in-scientific-activity-study-finds-1.4034, free.
3. TAU President: Without more funds to higher education, Israel can't solve brain drain // Jerusalem Post. Electron. data. 2013 [Electronic resource].
URL: http://www.jpost.com/National-News/TAU-President-Without-more-funds-to-higher-education-Israel-cant-solve-brain-drain-328702, free.
4. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО. 2009. № 6.
5. Zelikovich Y.M. US schools encouraging Israeli «brain drain» // Ynetnews. Electron. data. Tel Aviv, 2008 [Electronic resource].
URL:http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3593427,00.html, free.
6. Israel's New Investment Incentives-2005 // Israel-Asia Center. Electron. data. Jerusalem, 2005 [Electronic resource]. URL:
http://www.israelasiacenter.org/asia-leaders-fellows-2011/4556042857, free.
7. De Fontenay C., Carmel E. Israel's Silicon Wadi: The forces behind cluster formation // Stanford Institute for Economic Policy Research. Electron.
data. Stanford, CA, 2001 [Electronic resource]. URL: http://www-siepr.stanford.edu/papers/pdf/00-40.pdf, free.
8. Работники хай-тека покидают Израиль (на иврите) // MSN новости. Электрон. дан. [Б.м.], 2007 [Электронный ресурс]. URL:
http://news.msn.co.il/news/BusinessCommunication/science20/08/07, free.
9. Ben-David D. Soaring Minds: The Flight of Israel's Economists // Tel-Aviv University. Electron. data. Tel-Aviv, 2008 [Electronic resource]. URL:
http://spirit.tau.ac.il/public/bendavid/econ-rankings/SoaringMinds.pdf, free.
10. Лауреат Нобелевской премии: «В Израиле я не смог получить статус постоянного работника» // Newsru.co.il. Электрон. дан. [Б.м.], 2013
[Электронный ресурс]. URL: http://newsru.co.il/israel/09oct2013/levitt_009.html, free.
11. U.S. Nobel laureate: Israel must invest more in higher education // Israeli Central Bureau of Statistics. Electron. data. Tel-Aviv, 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.haaretz.com/weekend/week-s-end/u-s-nobel-laureate-israel-must-invest-more-in-higher-education-1.407091, free.
12. Gould E.D., Moav O. Israel's Brain Drain // Technological Incubators Program. Electron.data. Jerusalem, 2009 [Electronic resource]. URL:: http://www.bankisrael.gov.il/deptdata/mehkar/iser/09/ iser_1.pdf, free.
13. Remarks by the Governor of the Bank of Israel at Gvahim's Annual Event. Bank of Israel. 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.bankisrael.gov.il/en/NewsAndPublications/PressReleases/Documents/2012-8-Gvahim-speech.doc, free.
14. Teubal M. Towards R&D Strategy for Israel // Hebrew University in Jerusalem. Electron. data. Jerusalem, 1999 [Electronic resource]. URL: http://micro5.mscc.huji.ac.il/~economics/facultye/teubal/rd.pdf, free.
15. Recipients of Degrees from Institutions of Higher Education, by Degree and Type of Institution // The Central Bureau of Statistics. Electron. data.
Jerusalem, 2014 [Electronic resource]. URL: http://www1.cbs.gov.il/publications14/m1388_haskhala_gvoha13/pdf/t3_01.pdf, free.
16. Israel Higher Education System Looking to Solve 'Brain Drain' // EducationNews. Electron. data. Houston, TX, 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.educationnews.org/international-uk/israel-higher-education-brain-drain/#sthash.52uYYwqS.dpuf, free.
17. Israel's Higher Education System: Leaping Forward // Council for Higher Education. Electron. data. Jerusalem, [s.a.] [Electronic resource]. URL: http://www.i-core.org.il/The-Higher-Education-Reform-Plan, free.
18. University tuition higher in Israel than almost all of Europe, study finds // Universities News. Electron. data. Jerusalem, 2013 [Electronic resource]. URL: http://www.universitiesnews.com/2013/10/23/university-tuition-higher-in-israel-than-almost-all-of-europe-study-finds.
19. Депутаты Кнессета против дискриминации внештатных преподавателей вузов // Madan.org.il. Электрон.дан. [Б.м.], 2013 [Электронный
ресурс]. URL: http://madan.org.il/node/7685, free.
20. BranovskyY. Higher education budget gets 30% raise // Yedioth Internet. Electron. data. Tel-Aviv, 2010 [Electronic resource]. URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3939122,00.html, free.
21. В Израиле начался новый академический год // Newsru.co.il. Электрон. дан. [Б.м.], 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://newsru.co.il/israel/13oct2013/vuz_a206.htm, free l.
22. OECD: Israel is second-most educated country // Yedioth Internet. Electron. data. Tel-Aviv, 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4280394,00.htm, free l.
23. Velmer T. OECD: Israel's education in regression // Yedioth Internet. Electron. data. Tel-Aviv, 2010 [Electronic resource]. URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3951130,00.htm, free l.
24. Atkinson-Grosjean J., Grosjean G. The Use of Performance Models in Higher Education: A Comparative International Review //Arizona State Uni-
versity. Electron. data. Tempe, 2000 [Electronic resource]. URL: http://olam.ed.asu.edu/epaa/v8n30. html, free.
25. Bernstein S. The Rise and Fall of Private Higher Education in Israel // Institute for Advanced Strategic and Political Studies. Electron. data. Washington, 2002 [Electronic resource]. URL: www.iasps.org/policystudies/ps52.pdf, free .
26. Investments in Higher Education and Economic Performance: Israel in an international perspective // The Samuel Neaman Institute. Electron. data. Haifa, 2006 [Electronic resource]. URL: http://www.neaman.org.il/Neaman2011/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID= 580&FID=964&IID=709, free.
27. A Survey of Israel's Foreign Relations in Science, Research, and Development // The Samuel Neaman Institute. Electron. data. Haifa, 2014 [Electron-
ic resource]. URL: http://www.neaman.org.il/Neaman2011/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=580&FID=964&IID=1350, free.
Zhadovets Natalia V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERNATIONALIZATION OF ISRAELI HIGHER EDUCATION.
Keywords: Internationalization; highereducation; Israel.
One of the consequences of globalization is the internationalization of higher education. This process takes various forms in different countries. Israeli academic sector, as well as other areas influenced by globalization, is gradually opening to the world: Israel gained access to the cooperation with scientific institutions and universities in Europe and the United States, and participates in a variety of new research programs abroad. 96% of the scientific and technical articles written by the Israelis are published in foreign journals. The best-known form of internationalization of higher education is the mobility of students. The number of Israeli students studying abroad increases steadily. Many Israelis prefer to get higher education in American universities. The advantage of Israeli education system is that Israel has sought to extend the knowledge of English among the population, which largely helped to internationalize its higher education. Israel is also seeking to attract foreign students. Israeli universities are regularly visited by many students from abroad; these students can be engaged in research and scholarly activities in undergraduate, graduate, doctoral and postdoctoral academic programs. The universities have agreements with many foreign higher education institutions, these agreements define the terms of cooperation, exchange of students and/or faculty members; every Israeli university has programs in English available for overseas students, and can offer foreign students one-semester or one-year programs. Programs designed specifically for foreign students who have Jewish ancestry set a special bloc of courses in many Israeli higher education institutions. But in the process of internationalization the Israeli system of higher education faces certain difficulties: brain drain, competition, the constant need to improve the quality of education, etc. The most acute problem in Israeli system of higher education is the outflow of skilled professionals and faculty members, and even talented students. This problem was primarily caused by the inability of Israeli universities to provide employment of many graduates who wish to pursue research activities and are interested in science career. In addition, the young Israeli scientists often find working conditions and salaries in foreign research institutions more attractive. Difficult moment for Israel is the presence of foreign universities and their affiliations in the country, the implementation of educational activities and the recognition of diplomas issued by them.
REFERENCES
1. Internationalization of Higher Education. (2004) The Organization for Economic Cooperation and Development. [Online] Available from:
http://www.oecd.org/dataoecd/33/60/33734276.pdf.
2. Llani, O. (2009) Israel ranks fourth in the world in scientific activity, study finds: Israel's role in global scientific activity is 10 times larger than its
percentage of the world's population. Haaretz. [Online] November 17th. Available from: http://www.haaretz.com/print-edition/news/israel-ranks-fourth-in-the-world-in-scientific-activity-study-finds-1.4034.
3. Ziri, D. (2013) TAU President: Without more funds to higher education, Israel can't solve brain drain. Jerusalem Post. [Online] October 14th. Avaial-
be from: http://www.jpost.com/National-News/TAU-President-Without-more-funds-to-higher-education-Israel-cant-solve-brain-drain-328702.
4. Lebedeva, M.M. & For, Zh. (2009) Vysshee obrazovanie kak potentsial «myagkoy sily» Rossii [Higher education as a potential "soft power" of Rus-
sia]. VestnikMGIMO. 6.
5. Zelikovich, Y.M. (2008) US schools encouraging Israeli "brain drain". Ynetnews [Online] August 9th. Available from: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3593427,00.html.
6. Israel-Asia Center. (2005) Israel's New Investment Incentives-2005. [Online] Available from: http://www.israelasiacenter.org/asia-leaders-fellows-
2011/4556042857.
7. De Fontenay, C. & Carmel, E. (2001) Israel's Silicon Wadi: The forces behind cluster formation. Stanford: Stanford Institute for Economic Policy
Research. [Online] Available from: http://www-siepr.stanford.edu/papers/pdf/00-40.pdf.
8. MSN novosti [MSN news]. (2007) Rabotniki khay-tekapokidayut Izrail' (na ivrite) [Employees of high-tech leave Israel (in Hebrew)]. [Online] Avail-
able from: http://news.msn.co.il/news/BusinessCommunication/science20/08/07.
9. Ben-David, D. (2008) Soaring Minds: The Flight of Israel's Economists. Tel-Aviv: Tel-Aviv University. [Online] Available from: http://spirit.tau.ac.il/public/bendavid/econ-rankings/SoaringMinds.pdf.
10. Levitt, M. (2013) Newsru.co.il. Laureat Nobelevskoy premii: "V Izraile ya ne smog poluchit' status postoyannogo rabotnika" [The Nobel Prize Laureate: "In Israel, I was not able to obtain the status of permanent employee"]. [Online] Available from: http://newsru.co.il/israel/09oct2013/levitt_009.html.
11. Feldman, N. (2012) U.S. Nobel laureate: Israel must invest more in higher education. Haaretz. [Online] January 13th. Available from: http://www.haaretz.com/weekend/week-s-end/u-s-nobel-laureate-israel-must-invest-more-in-higher-education-1.407091.
12. Gould, E.D. & Moav, O. (2009) Israel's Brain Drain. Technological Incubators Program. [Online]. Available from: http://www.bankisrael.gov.il/deptdata/mehkar/iser/09/ iser_1.pdf.
13. Bank of Israel. (2012) Remarks by the Governor of the Bank of Israel at Gvahim's Annual Event. [Online] Available from: http://www.bankisrael.gov.il/en/NewsAndPublications/PressReleases/Documents/2012-8-Gvahim-speech.doc.
14. Teubal, M. (1999) Towards R&D Strategy for Israel. Jerusalem: Hebrew University in Jerusalem. [Online] Available from: http://micro5.mscc.huji.ac.il/~economics/facultye/teubal/rd.pdf.
15. Israel. The Central Bureau of Statistics. (2014) Recipients of Degrees from Institutions of Higher Education, by Degree and Type of Institution. [Online] Available from: http://www1.cbs.gov.il/publications14/m1388_haskhala_gvoha13/pdf/t3_01.pdf.
16. Nadeem, M. (2014) Israel Higher Education System Looking to Solve "Brain Drain". EducationNews. [Online] October 17th. Available from: http://www.educationnews.Org/international-uk/israel-higher-education-brain-drain/#sthash.52uYYwqS.dpuf.
17. Council for Higher Education. (s.a.) Israel's Higher Education System: Leaping Forward. [Online] Available from: http://www.i-core.org.il/The-Higher-Education-Reform-Plan
18. University tuition higher in Israel than almost all of Europe, study finds. (2013) Universities News. [Online] Available from: http://www.universitiesnews.com/2013/10/23/university-tuition-higher-in-israel-than-almost-all-of-europe-study-finds.
19. Madan.org.il. (2013) Deputaty Knesseta protiv diskriminatsii vneshtatnykh prepodavateley vuzov [Members of the Knesset against discrimination of freelance lecturers]. [Online] Available from: http://madan.org.il/node/7685.
20. Branovsky, Y. (2010) Higher education budget gets 30% raise. Yedioth Internet. [Online] August 18th. Available from: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3939122,00.html.
21. Newsru.co.il. (2013) V Izraile nachalsya novyy akademicheskiy god [The beginning of a new academic year in Israel]. [Online] Available from: http://newsru.co.il/israel/13oct2013/vuz_a206.htm.
22. Velmer, T. (2012) OECD: Israel is second-most educated country. Yedioth Internet. [Online] September 12th. Available from: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4280394,00.htm.
23. Velmer, T. (2010) OECD: Israel's education in regression. Yedioth Internet. [Online] September 7th. Available from: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3951130,00.htm.
24. Atkinson-Grosjean, J. & Grosjean, G. (2000) The Use of Performance Models in Higher Education: A Comparative International Review. Tempe: Arizona State University. [Online] Available from: http://olam.ed.asu.edu/epaa/v8n30. html.
25. Bernstein, S. (2002) The Rise and Fall of Private Higher Education in Israel. Washington: Institute for Advanced Strategic and Political Studies. [Online] Available from: www.iasps.org/policystudies/ps52.pdf.
26. Frenkel, A. & Leck, E. (2006) Investments in Higher Education and Economic Performance: Israel in an international perspective. Haifa: The Samuel Neaman Institute. [Online] Available from: http://www.neaman.org.il/Neaman2011/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID= 1&TMID=580&FID=964&IID=709.
27. Getz, D., Fortuna, G., Kirsh, U. et al. (2014) A Survey of Israel's Foreign Relations in Science, Research, and Development. Heifa: The Samuel Neaman Institute. [Online] http://www.neaman.org.il/Neaman2011/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=1&TMID=580&FID=964&IID=1350.