Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы институционального развития наноиндустрии в современной России'

Проблемы и перспективы институционального развития наноиндустрии в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / NANOTECHNOLOGY / НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / NEW TECHNOLOGICAL STRUCTURE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INSTITUTIONAL DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / НАНОНАУКА / NANOSCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкин В.В.

В статье проанализировано современное состояние процесса институционального развития наноиндустрии в России. Развитие нанотехнологии сегодня принято воспринимать как переход к новому технологическому укладу. Считается, что создание в России наукоемких производств и высокотехнологичных рабочих мест в русле наноиндустриализации будет способствовать форсированной модернизации экономики, содействовать росту эффективности национальной инновационной системы, повысит конкурентоспособность и безопасность страны и выведет ее в мировые лидеры. Однако на современном этапе институционализации наноиндустрии выявляется ряд проблем, замедляющих ее развитие. Обнаруживается несовершенство, а в ряде случаев и крайняя нехватка нормативных актов, стандартов, ГОСТов и ТУ регулирования данной отрасли. Ощущается противоречие между целями государственной политики по нанотехнологиям и инструментами развития данной отрасли. Сегодня российская инфраструктура нанотехнологий существенно отстает от общемировой. В результате имеет место сильный разрыв между уровнем проводимых исследований и их практической реализацией. Широко проявляется информационная асимметрия вследствие низкого уровня образования в области нанотехнологий в учебных заведениях, а также неинформированности населения о переходе к новому технологическому укладу, ядром которого являются нанотехнологии. Развитие наноиндустрии в России является государственной программой и в значительной мере зависит сегодня от государственных ресурсов, что в известной степени ограничивает возможности исследования и внедрения нанотехнологий. Выходом из сложившейся ситуации представляется комплексное решение обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives of nanotech industry’s institutional development in modern Russia

This article analyzes modern state of nanotech industry’s institutional development process in Russia. Today nanotechnology in Russia is taken as a transition to new technological way. It is considered that in Russia creation of high-tech industries and job places in the field of nanotechnology will promote modernization of economy, contribute growth of national innovative system efficiency, rise competitiveness and security of the country and put it on the world leaders’ positions. But now nanotech industry faces some problems which slow down its development. Imperfection is discovered, and in some cases there is a lack of law acts, standards, GOSTs and TORs in the field. There are some contradictions between state nanotech policies and development means of this field. Today Russian infrastructure of nanotechnology is behind the worldwide one. As a result we’ve got a huge gap between levels of researches and practical realization. There is an information asymmetry, as a consequence of low level of nanotech education in universities and uninformedness of population about transition to new technological way of nanotechnologies. Development of nanotech industry in Russia is a state program and depends to state resources what limits opportunities of research and application of nanotechnologies. The way out is complex solution of the defined problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы институционального развития наноиндустрии в современной России»

В.В. Рыжкин, ассистент,

кафедра мировой и региональной экономики,

Волгоградский государственный университет,

г. Волгоград, Россия,

ryzchkin-v-v@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

В статье проанализировано современное состояние процесса институционального развития наноиндустрии в России. Развитие нанотехнологии сегодня принято воспринимать как переход к новому технологическому укладу. Считается, что создание в России наукоемких производств и высокотехнологичных рабочих мест в русле наноиндустриализации будет способствовать форсированной модернизации экономики, содействовать росту эффективности национальной инновационной системы, повысит конкурентоспособность и безопасность страны и выведет ее в мировые лидеры. Однако на современном этапе институционализации наноиндустрии выявляется ряд проблем, замедляющих ее развитие. Обнаруживается несовершенство, а в ряде случаев и крайняя нехватка нормативных актов, стандартов, ГОСТов и ТУ регулирования данной отрасли. Ощущается противоречие между целями государственной политики по нанотехнологиям и инструментами развития данной отрасли. Сегодня российская инфраструктура нанотехнологий существенно отстает от общемировой. В результате имеет место сильный разрыв между уровнем проводимых исследований и их практической реализацией. Широко проявляется информационная асимметрия — вследствие низкого уровня образования в области нанотехнологий в учебных заведениях, а также неинформированности населения о переходе к новому технологическому укладу, ядром которого являются нанотех-нологии. Развитие наноиндустрии в России является государственной программой и в значительной мере зависит сегодня от государственных ресурсов, что в известной степени ограничивает возможности исследования и внедрения нанотехнологий. Выходом из сложившейся ситуации представляется комплексное решение обозначенных проблем.

Ключевые слова: наноиндустрия, нанотехнологии, новый технологический уклад, институциональное развитие, государственное регулирование, нанонаука.

Возникновение и развитие нанотехнологий в современном мире принято называть научно-технической революцией нашего времени. Нанотехнологии относятся к классу быстро развивающихся технологий широкого применения. Создание в современной России наукоемких производств в русле наноиндустриализации призвано ускорить модернизацию экономики, способствовать росту эффективности национальной инновационной системы, по-

высить конкурентоспособность и безопасность страны, обеспечить уровень социально-экономического развития, сравнимый с высокоразвитыми в научно-техническом отношении странами. Обращение к данной теме способствует выявлению проблемных моментов и акцентирует внимание на наиболее приоритетных и перспективных направлениях исследований.

Отечественные исследователи в целом весьма позитивно оценивают включение

* Выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ (тема НИР № 2018).

России в «наногонку», предвидя создание в нашей стране наукоемких производств и высокотехнологичных рабочих мест в русле наноиндустриализации, что позволит форсировать модернизацию экономики, будет способствовать росту эффективности национальной инновационной системы, повысит конкурентоспособность и безопасность страны, обеспечит высокий уровень социально-экономического развития в условиях процессов глобализации1.

Решение данной задачи — достаточно трудоемкий и неоднозначный процесс. Институциональное развитие наноиндустрии представляет собой формирование связанных с ней институций, институтов, а кроме того, создание институциональной среды, способных обеспечить эффективное разделение и кооперацию труда, минимизацию уровня трансакционных издержек на всех этапах нанотехнологической цепочки создания добавленной стоимости. Особое значение для институционализации наноиндустрии имеют нанотехнологически связанные институции, включая специальности и профессии в сфере нанотехнологий на наноуровне, виды нанотехнологического бизнеса на микроуровне, отрасли наноинду-стрии на макроуровне, формирующие функциональный базис наноиндустриализации. Однако на сегодняшний день институциональные противоречия в области планирования и регулирования, по мнению автора, являются одной из главных проблем развития наноиндустрии в РФ.

До начала XXI в. Россия отставала от передовых стран в плане разработки перспективных направлений технологического развития, в стране не существовало какой-либо государственной программы развития нанотехнологий. Лишь с 2002 года это направление было признано одним из приоритетных в инновационном развитии России.

В течение 2000-х годов в России происходит процесс институционализации на-ноиндустрии, в частности разрабатывается

и совершенствуется нормативно-правовая база, формируется и развивается инфраструктура (в том числе национальная на-нотехнологическая сеть), функционируют коммуникационные площадки (форумы, выставки, сайты, журналы и т. п.), утверждены стандарты по направлениям подготовки бакалавров и магистров.

За прошедшие годы в стране был принят ряд системных решений и базовых документов по развитию наноиндустрии. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (2007 г.), федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы» (2007 г. с изм. в 2010— 2011 гг.), «Программа развития наноинду-стрии в Российской Федерации до 2015 года» (2008 г.), Постановление Правительства РФ «О национальной нано-технологической сети» (2010 г.), указы Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (2006, 2011 гг.), распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013— 2020 гг.)» (2012 г.). Эти нормативные правовые акты определяют границы институциональной среды наноиндустрии РФ2.

В то же время объективные исследователи указывают, что «в принятых документах недостаточно содержательно определены приоритеты и императивы, горизонты и ориентиры, методы и инструменты реализации цели. Стратегия наноиндустриали-зации России слабо институционализирована и социализирована. Не учитываются противоречия процесса, его негативные интерналии и экстерналии, „бумеранги наноиндустриализации" в эколого-экономи-ческой, политико-правовой и социокультурной сферах»3. Сегодня Россия занимает 4-е место в мире по объему государствен-

До начала XXI в. Россия отставала от передовых стран в плане разработки перспективных направлений технологического развития, в стране не существовало какой-либо государственной программы развития нанотехнологий. Лишь с 2002 года это направление было признано одним из приоритетных в инновационном развитии России.

ных расходов на нанотехнологии и 8—12-е места по количеству научных публикаций в различных разделах нанонауки. При этом к наиболее общим экономическим проблемам, сдерживающим развитие наноиндустрии РФ, относятся: на макроуровне — низкая производительность труда (~30% от уровня США) и инновационная активность (70-е позиции в рейтинге World Economic Forum), неэффективные механизмы коммерциализации (РФ обеспечивает 0,2% мирового производства нанопродукции при 16-м месте в мире по патентной активности в области нанотехнологий), неразвитая инфраструктура, слабый частный сектор (свыше 80% инвестиций в наноиндустрию осуществляет государство); на микроуровне — снижение численности персонала в сфере НИОКР (на 18,2% в 2000-2012 гг.), ограниченный спрос на инновации со стороны бизнеса, низкий уровень информированности населения и наличие технофобий.

Наноиндустриальная политика России представляет собой достаточно противоречивое сочетание инструментов и мер политики импорто замещения образца 1960— 1970-х гг. и так называемой новой промышленной политики (new industrial policy), основанной на гибких, интерактивных, динамичных методах регулирования. Так, программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 г. включает набор количественно определенных целей, связанных с объемом выпуска и экспорта, целевой долей мирового рынка. Этот документ, по мнению автора, характеризуется чрезмерно общими и амбициозными целями при отсутствии гибкого подхода к стратегическому процессу. Очевидна ориентация программы на микрорегулирование (создание стимулов «снизу»), а именно формирование объектов нанотехнологической инфраструктуры и повышенное финансирование проектов создания новых производств. При этом существует выраженный «разрыв» с макроэкономической политикой и геополитическими решениями, повышающими

издержки кооперации с зарубежными партнерами и стимулирующими переориентацию наноиндустрии на внутренний рынок, где уровень спроса на инновации предельно низок.

Развитие нано-индустрии в России в значительной мере сегодня зависит от государственных ресурсов, выделяемых в рамках ФЦП. Госуправление наноиндустрией реализует Правительство РФ, а также Минобразования, Минэкономразвития, Минпром-торг, Минздравсоцразвития и ряд других федеральных органов. При этом актуальной остается задача роста негосударственного сектора в области инвестиций в наноин-дустрию4. Автор считает, что одной из важнейших проблем политики регулирования наноиндустриализации в РФ является слабое использование метода масштабирования успешных проектов в области малого и среднего бизнеса, а также недостаточная активность по выявлению и массовому распространению лучшего опыта. Кроме того, преобладает автономизированное представление наноиндустрии вместо акцента на межотраслевое взаимодействие субъектов быстро развивающихся технологий. В результате соотношение расходов частного капитала на НИОКР в сферах наноиндустрии и биоиндустрии в РФ составило в 2013 г. 5:1, тогда как в США и Италии — 1:2, во Франции — 1:4, в Швейцарии — 1:5, в Японии — 2:3, в Германии — 4:3. В утвержденной в 2012 г. комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. наноиндустрия упоминается лишь формально, в числе приоритетов инвестирования, тогда как механизмы и направления обеспечения ее взаимодействия с биоиндустрией полностью проигнорированы.

Уже в первые годы в ходе выполнения «Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» выявились важные проблемы:

1. Отсутствие нормативных правовых актов, точно и конкретно определяющих

Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 г. включает набор количественно определенных целей, связанных с объемом

выпуска и экспорта, целевой долей мирового рынка. Этот документ характеризуется чрезмерно общими и амбициозными целями при отсутствии гибкого подхода к стратегическому процессу.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

организационно-экономические и нормативно-правовые принципы функционирования и развития ННС, что не позволяет в должной мере реализовать возможности крупных центров наноиндустрии. Необходимы новые правовые нормы регулирования производства, обращения и потребления товаров с нанопризнаками, обеспечения разных форм безопасности, защиты окружающей среды.

2. Важной и спе- _

цифической проблемой стала также необходимость разработки критериев отнесения продукции (товаров, работ, услуг) к категории «продукция наноиндустрии».

3. До сих пор сохраняется критическое отставание от мирового уровня базовых компонентов инфраструктуры наноиндустрии: прибор-но-инструментальной, кадровой, техноло гической, информационно-коммуникаци онной, организационно-правовой и управ ленческой базы;

Одной из важнейших проблем политики регулирования нано-индустриализации в РФ является

слабое использование метода масштабирования успешных проектов в области малого и среднего бизнеса, а также недостаточная активность по выявлению и массовому распространению лучшего опыта.

4. В тесной связи с вышеобозначенной находится проблема разрыва между высоким уровнем выполняемых сегодня исследований и разработок в сфере нанотехноло-гий, и критически низким уровнем развития инфраструктуры наноиндустрии. Устаревшая инфраструктура не позволяет создать систему метрологического обеспечения нанотехнологий, ввести определенные стандарты и критерии соответствия продукции наноиндустрии, что серьезно снижает рыночный потенциал российских производителей.

5. Недостаточная развитость образования в области нанотехно-логий в школах и вузах Российской Федерации, равно как и неинформированность населения о переходе на новый _ технологический уровень, где нанотехноло-гиям отводится главенствующая роль.

6. Системное нарушение связей между фундаментальной, прикладной, вузовской наукой и производством.

7. Отсутствие четкой координации между направлениями наноиндустрии в Российской Федерации. В этой связи до сих пор остается ряд нерешенных вопросов:

— отсутствие тес- = ной связи между наукой и производством,

— высокая стоимость патентов и сложность патентной системы,

— длительный период создания новых предприятий,

— территориальная неравномерность нано-индустриализации (выявились так называемые очаги «активности» и отставания),

— отсутствие правовых норм, защищающих права всех категорий инвесторов и т. п.

По мнению автора, на сегодняшний день назрела потребность в разработке федерального закона «О государственном стратегическом планировании» — для регулирования норм планирования, организации и контроля работы институтов развития, механизмов функционирования государственных корпораций — содержащего перспективные требования к федеральным, ведомственным и региональным целевым программам в сфере наноиндустрии.

Необходимы ускоренное дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры для коммерциализации нано-индустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры) для создания в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности и выхода на межрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции.

К преимуществам российских реалий про- =

цесса развития нанотехнологий следует отнести наличие талантливых и креативных людей, традиции базового фундаментального образования, сохранившийся кадровый

Естественный путь перехода -от исследований и разработок к промышленному производству и затем к потребительскому рынку - никем не рассматривался и потому не планировался к реализации. Это оказывает очень сильное влияние на настроения научно-инженерного сообщества.

Итогом разработок становятся публикации, отчеты, в лучшем случае - образцы, иногда патенты. Однако эти результаты не превращаются в полноценную

продукцию, востребованную на потребительском рынке, хотя именно рынок дает стабильный источник финансирования.

потенциал специалистов высокой квалификации — носителей технологий. К проблемным аспектам, мы отнесли бы нестабильность и неопределенность вектора практической организации работ в области нанотехнологий. Естественный путь перехода — от исследований и разработок к промышленному производству и затем к потребительскому рынку — никем не рассматривался и потому не планировался к реализации. Это оказывает очень сильное влияние на настроения научно-инженерного сообщества. Сегодня в сфере нанотехно-логий большинство государственных организаций и бизнес-структур зависит от государственных дотаций. Итогом разработок становятся публикации, отчеты, в лучшем случае — образцы, иногда патенты. Однако эти результаты не превращаются в полноценную продукцию, востребованную на потребительском рынке, хотя именно рынок дает стабильный источник финансирования. Лишь в случае успешного освоения потребительского рынка организациями и бизнесом государство, освободившись от значительной части затрат на их обеспечение, сможет направить лишние ресурсы на создание того технологического базиса, без которого говорить о прогрессе нанотехнологий в России совершенно бессмысленно.

Следующую существенную и потенциально опасную проблему представляет тот факт, что в Россию из-за рубежа поставляется всё больше продукции, произведенной с использованием нанотехнологий. Уже сейчас наш рынок в значительной мере зависит от зарубежных компаний. К сожалению, государственная политика в сфере инноваций приводит к постоянному затуханию процесса «индустриализации» нанотехнологий.

Кроме того, до сих пор в стране не сформирован внутренний рынок про-

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

дукции нанотехнологий. Здесь Российская Федерация на 7—10 лет отстает от развитых стран. Это связано с тем, что классическая модель инновационного развития, основанная на стимулирующей роли рынка в запуске процесса инноваций в производство, в нашей стране так и не заработала.

Наноиндустрия имеет принципиально межотраслевой характер, что обусловлено междисциплинарно-стью нанонауки (образное наименование всех направлений исследования нанотехнологий и нанома-териалов в различных областях научного знания), поэтому следует признать объективно невозможным четкое определение ее отраслевой структуры. В результате затруднительной становится государственная поддержка наноиндустрии, что особенно актуально в связи с наличием традиционных и инновационных нанотехнологий. К традиционным относятся технологии миниатюризации в наношкале, а к инновационным — способы управляемого манипулирования материей в нанодиапазоне (атомно-молекулярная сборка); при этом очевидно, что объемы и формы поддержки данных видов нанотехнологий должны иметь существенные отличия, но в российском законодательстве этот аспект упущен. Сохраняется также неопределенность трактовки нанотехнологий, связанная с тем, что границы наноразмерности предметов анализа в разных науках (медицине, биологии, физике, химии и др.) различны. В результате затрудняются статистический учет параметров развития наноиндустрии и идентификация ее субъектов. Так, Lux Research в докладе Nanotechnology Update (2014 г.) отказалась от учета традиционных сфер применения нанотехнологий и нано-материалов (например, производства полупроводников), тогда как Росстат продолжает их учитывать.

Выпуск продукции российской наноиндустрии в 2013 г. характеризовался структурными дисбалансами: удельный вес специального оборудования для нанотехно-

Существенную и потенциально опасную проблему представляет тот факт, что в Россию из-за рубежа поставляется все больше продукции, произведенной с использованием нанотехнологий. Уже сейчас наш рынок в значительной мере зависит от зарубежных компаний.

логий и первичной нанотехнологической продукции составил соответственно 0,4 и 5,2%, тогда как доля услуг с применением нанотехнологий и/или нанокомпонентов = достигла 69,1% совокупного объема выпуска. Территориальная структура наноинду-стрии РФ характеризуется «очаговым» характером развития, то есть сверхконцентрацией предприятий, инвестиций и объектов инфраструктуры в одних = регионах при их практически полном отсутствии в других. Расширение «географии» наноиндустриали-зации неявно рассматривается в качестве приоритета данного процесса. Вместе с тем асимметрия пространственного размещения субъектов, объектов и проектов отечественной наноиндустрии имеет явную эволюционную обусловленность, связанную с объективным неравенством регионов России по научно-образовательному, промышленному и инфраструктурному потенциалу.

Особой проблемой российской на-ноиндустрии является информационная асимметрия между основными группами стейкхолдеров и прежде всего между производителями и потребителями, в целом — между нанотехнологическим бизнесом и обществом. По данным ВЦИОМ (2013 г.), лишь у 7% опрошенных нанотехнологии вызывают некоторый интерес. Результаты регионального социологического исследования, проведенного автором, продемонстрировали явное отсутствие системных знаний о нанотехнологиях и продукции наноиндустрии, равно как и о связанных с ними рисках, что тем не менее позволило более чем трети респондентов дать им негативную оценку. Такая ситуация отражает низкий уровень и потенциал социальной легитимизации нанотехнологий, что в перспективе может стать значительным тормозящим фактором наноиндустриали-зации в РФ.

Уже давно назрел вопрос о необходимости кардинально изменить систему образования для подготовки кадров по нано-

технологиям. По мнению автора, следует учесть, что образование в сфере нанотех-нологий требует серьезной лабораторной базы, что ставит очередную проблему — отсутствие государственной технической политики по разработке и производству отечественного спецтехнологического оборудования. В ближайшей перспективе на-нотехнологии окажут огромное влияние на экономический рост, стандарты жизни, компетентность общества. Поэтому кроме поиска новых технологических решений необходимо, чтобы люди всех возрастных категорий и всех уровней образования были широко информированы о возможностях нанотехнологий и подготовлены к адекватному восприятию их воздействия на все аспекты жизни общества — экономику, этику, законодательство, культуру, здравоохранение и образование.

Автору статьи хотелось бы также поставить вопрос о необходимости самой широкой просветительской работы. Развитие на-нотехнологий должно привести к повышению образовательного уровня. Необходимо начинать с ликвидации «нанотехнологиче-ской» безграмотности. Предстоит не только повышать уровень знаний в этой области, но и бороться с «нанофобией», так же, как и с переоценкой возможностей нанотех-нологий. Нужно уделять большое внимание популяризации основных достижений в этой области.

Нам представляется, что подготовка научных, инженерных и рабочих кадров для наноиндустрии требует разработки нетрадиционных образовательных программ — курсов лекций и учебных пособий для специалистов и для переподготовки преподавательского состава; программ для студентов — начиная с третьего курса; организации факультативов для школьников и учащихся техникумов.

Кроме всего прочего, уже сегодня необходимо готовить широкие массы к возможным глобальным последствиям инновационной научно-технической революции. «Наноиндустриализация приведет к революции в обществе, преобразуя медицину, биотехнологию, сельское хозяйство, промышленное производство, материалы, аэрокосмическую промышленность, информационные технологии и телеком-

муникации. ... Наноэкономика реально, на практике, выводит на неограниченность производственных ресурсов, что означает своеобразную „гибель" современной экономики»5.

Литература

1. Глазьев С. России необходимо формирование нового технологического уклада // Российские вести. 2009. 14 января. [Электронный ресурс]. URL: http://rosvesty.ru/1943/society/?id=1000000502/ (дата обращения: 21.10.2010); Ковальчук М. «Рос-нано» — нетривиальное изобретение власти. // Коммерсантъ (приложение). 2008. № 221(4038). 4 декабря; Нарайкин О. Формирование научно-прогностической базы нанотехнологической системы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/ online/20081209/156910381.html/ (дата обращения: 05.09.2011); Семенова Н.Н. Глобализация и открытые инновации // Наука. Инновации. Образование. Вып. 6. 2008. С. 8-24.

2. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» // Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы»: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://portalnano. ru/read/documents/president/strategy (дата обращения 12.09.2011); Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2538-р. О Программе фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013-2020 гг.) // Информационно-правовой портал «Гарант»: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70191160/ (дата обращения 20.03.2013).

3. Иншаков О.В. Теоретические основания и практика государственной политики развития наноинду-стрии в России // Наноиндустриализация в России и в мире: экономические и социальные аспекты: материалы XII Междун. науч.-практ. конф., г. Волжский, 16-17 сентября 2010 г.. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. С. 10.

4. Алешина И.В. Глобализация рынков, наноин-дустрия и стратегия интернет-продвижения нано-продуктов РФ // Маркетинг в России и за рубежом. 2010.№ 3.. [Электронный ресурс]. URL: http://dis.ru/ library/543/27652/ (дата обращения 20.10.2014).

5. Мамедов О. Способна ли наноиндустриализация взорвать современную экономику? // Наноинду-стриализация в России и в мире: экономические и социальные аспекты: материалы XII Междун. науч.-практ. конф., г. Волжский, 16-17 сентября 2010 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. С. 84.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF NANOTECH INDUSTRY'S INSTITUTIONAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

V.V. Ryzhkin, assistant, the department of world and regional economics, Volgograd State University, Volgograd, Russia, ryzchkin-v-v@rambler.ru

This article analyzes modern state of nanotech industry's institutional development process in Russia. Today nanotechnology in Russia is taken as a transition to new technological way. It is considered that in Russia creation of high-tech industries and job places in the field of nanotechnology will promote modernization of economy, contribute growth of national innovative system efficiency, rise competitiveness and security of the country and put it on the world leaders' positions. But now nanotech industry faces some problems which slow down its development. Imperfection is discovered, and in some cases there is a lack of law acts, standards, GOSTs and TORs in the field. There are some contradictions between state nanotech policies and development means of this field. Today Russian infrastructure of nanotechnology is behind the worldwide one. As a result we've got a huge gap between levels of researches and practical realization. There is an information asymmetry, as a consequence of low level of nanotech education in universities and uninformedness of population about transition to new technological way of nanotechnologies. Development of nanotech industry in Russia is a state program and depends to state resources what limits opportunities of research and application of nanotechnologies. The way out is complex solution of the defined problems.

Key words: nanotechnology, nanotechnology, new technological structure, institutional development, government regulation, nanoscience.

References

1. Glaz'ev S. Rossii neobkhodimo formirovanie novogo tekhnologicheskogo uklada [Russia needs the formation of a new technological mode]. Rossiiskie vesti — Russian news, 2009. January 14. Available at: http:// rosvesty.ru/1943/society/?id=1000000502/ (accessed

21.10.2010); Koval'chuk M. «Rosnano» — netrivial'noe izobretenie vlasti [RUSNANO is not a trivial invention authorities]. Kommersant" — Kommersant, 2008, no. 221(4038). Decembe, 4; Naraikin O. Formirovanie nauchno-prognosticheskoi bazy nanotekhnologiches-koi sistemy [The formation of scientific-forecast base nanotechnological systems]. Available at: http://www. rian.ru/online/20081209/156910381.html/ (accessed

05.09.2011); Semenova N.N. Globalizatsiia i otkrytye innovatsii [Globalization and open innovation]. Nau-ka. Innovatsii. Obrazovanie — Science. The innovation. Education, 2008, Vol. 6, pp. 8-24.

2. Federal Internet portal "Nanotechnologies and nano-materials": offic. Website (in Russian) Available at: http://portalnano.ru/read/documents/president/strategy (accessed 12.09.2011); The decree of the RF Government dated December 27, 2012 No. 2538-R. About the Program of fundamental scientific research in Russia on a long-term period (2013-2020). Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191160/ (accessed 20.03.2013).

3. Inshakov O.V. Teoreticheskie osnovaniia i praktika gosudarstvennoi politiki razvitiia nanoindustrii v Rossii

[Theoretical foundations and practice of public policy development of nanoindustry in Russia]. Nanoindustri-alizatsiia v Rossii i v mire: ekonomicheskie i sotsial'nye aspekty: materialy XII Mezhdun. nauch.-prakt. konf., g. Volzhskii, 16—17sentiabria 2010 g. [Nonindustrial-ized in Russia and in the world: economic and social aspects: proceedings of the XII International. nauch.-practical use. Conf., Volzhsky, 16-17 September 2010]. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2010.

4. Aleshina I.V. Globalizatsiia rynkov, nanoindus-triia i strategiia internet-prodvizheniia nanoproduk-tov RF [The globalization of markets, nanotechnology and strategy Internet promotion of nano RF]. Marketing v Rossii i za rubezhom — Marketing in Russia and abroad, 2010, no. 3. Available at: http://dis.ru/li-brary/543/27652/ (accessed 20.10.2014).

5. Mamedov O. Sposobna li nanoindustrializatsiia vzorvat' sovremennuiu ekonomiku? [Can nonindustri-alized to blow up a modern economy?]. Nanoindustrializatsiia v Rossii i v mire: ekonomicheskie i sotsial'nye aspekty: materialy XII Mezhdun. nauch.-prakt. konf., g. Volzhskii, 16—17sentiabria 2010 g. [Nonindustrial-ized in Russia and in the world: economic and social aspects: proceedings of the XII International. nauch.-practical use. Conf., Volzhsky, 16-17 September 2010]. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.