Проблемы и перспективы инновационного развития туристских предприятий в России
Кормишова Аида Васильевна
кандидат экономических наук, профессор, доцент, Государственный университет управления, [email protected]
Современный туризм как важная сфера экономической деятельности мирового масштаба, развивающаяся в условиях глобальной мировой конкуренции, характеризуется достаточно сильной степенью подверженности различным инновационным веяниям и процессам. Причем, главные усилия по развитию внедрения различных инноваций в сфере туризма сконцентрированы в направлении конкурентоспособности туристских предприятий, а также на повышение уровня туристского сервиса того или иного региона (города, страны). Туристские организации в России, а также во всем мире в целом, в условиях глобальной мировой экономики все более осознают необходимость разработки инновационных туристских продуктов и услуг, а также возможность получения от этого высокой экономической выгоды. Причем, Россия с огромным природным, культурным и историческим потенциалом имеет все основания для инновационного развития данной сферы экономической деятельности. Инновационные изменения в туризме, как и в любой другой сфере экономической деятельности, создают внутренние стимулы и энергию эффективного и качественного роста. И несмотря на то,
что данные изменения определенным образом нарушают сбалансированность сферы, но они в стратегическом плане создают качественно новую основу для дальнейшего развития туризма, поднимая его на принципиально новый уровень. В свете вышеизложенного, основной целью данной статьи стало рассмотрение понятия «инновации в туризме», а также выявление особенностей и ключевых проблем в российском туристском бизнесе. Ключевые слова: Туризм. Гостеприимство. Управление. Стратегии Инновации, Инвестиции, Региональное развитие. Конкурентоспособность.
В настоящее время, достаточно слабым звеном организационно - экономического механизма управления, к сожалению, остается вопрос управления инновациями в различных отраслях национальной экономикой России.
В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать ее интенсивному развитию, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных продуктах и услугах. Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа.1
Поэтому вопросам внедрения инноваций в современной экономике в последние несколько десятилетий в научной литературе и практике стало уделяться повышенное внимание. Так, многими зарубежными и отечественными исследователями выделяются различные функции инноваций и факторы, «вызывающие необходимость развития инновационного предпринимательства, степень новизны и требования к инновациям, их место в системе функционирования предприятия».2
Значительным фактором, вызывающим необходимость внедрения инноваций в сферу туризма, является то, что туристская деятельность не только формирует на территории той или иной страны данную сферу услуг, но и является существенным источником доходов для регионального (национального) бюджета, а также влечет за собой бурное развитие многих сопряженных с нею секторов экономики.
Например, по данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.3
Анализ роли и места России в международной торговле услугами явно свидетельствует о том, что сфере услуг, в том числе и туристских, находится в стадии становления и ее роль в мировой экономике незначительна - около 1%.4
Более того, многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме, понимая, что именно инновационная активность является главным фактором экономического роста. Подобные организации имеются в Великобритании, Испании, Польше и других странах, но показательным является пример Финляндии, где государственная организация Совет по туризму одной из первых начала использовать инновационные информационные технологии в работе по развитию туризма. Начиная с 2001 г., Финляндия стала продвигать национальную базу данных как услугу. Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, номерах телефонов туристских бюро. Внедренные инновации привели к развитию партнерских отношений и открыли перспективы для широкого распространения своей информации по туристским регионам мира, и уже к середине первого десятилетия нового века Финляндия вошла в число самых популярных туристских стран в Европе.5 Фактически, любая инновация - это новый продукт или новое действие на рынке, которые имеют своей целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход тому, кто внедряет эту инновацию.
Успех инновационного менеджмента напрямую связан с развитием методологии решения соответствующих проблем. В инновационном менеджменте применяется достаточно большое количество научных подходов6. Например, в общем смысле формирование инновационного комплекса «трансформируется в задачу адаптации системы управления к быстрому и точному определению направлений повышения конкурентоспособности туристских организаций к изменениям конкурентной среды».7
Здесь отметим, что инновации в туристской сфере следует рассматривать как «мероприятия, имеющие некую качественную новизну и приводящие к положительным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе, в государстве в целом».8
О £
ю
5
г 2
сч сч £
Б
а
2 о
Таким образом, инновационный комплекс (или портфель инноваций) туризма - это совокупность инноваций, необходимая для внедрения в туристскую систему для достижения поставленных целей и повышения результативности ее деятельности.9
По мнению отдельных авторов, инновационные технологии в сфере туризма представляется возможным характеризовать по следующим основным направлениям:10
• совершенствование инфраструктуры путешествий;
• развитие новых видов туризма;
• разработка новых туристских маршрутов и расширение географии туризма за счет новых территорий и регионов;
• организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях.
Отметим, что современное развитие туризма привело к созданию различных нетрадиционных видов туризма, которые являются инновационными тенденциями в туристской сфере:
■ экологический туризм;
■ религиозный туризм;
■ экстремальный туризм;
■ ностальгический туризм;
■ стоматологический туризм;
■ экзотический туризм;
■ деловой туризм;
■ корпоративный туризм;
■ бизнес-туризм;
■ конгресс-туризм;
■ шопинг-туризм.
Причем, отдельные авторы к сравнительно «молодым» (инновационным видам туризма) относят также следующие виды туризма: 11
■ Сельский туризм - туризм, целью которого является отдых в сельской местности, проживание в деревенских (или приближенных к ним) условиях;
■ Религиозно-паломнический туризм - предполагает знакомство с историей различных святых мест, жизнью и бытом святых. Паломнический туризм представляет собой разновидность религиозного туризма, предполагает совершение паломничества к святым местам;
■ Гастрономический туризм - туризм для любителей вкусной, изысканной еды.
■ Фототуризм - предполагает совмещение отдыха с профессиональной фотосессией;
■ Инвалидный туризм - вид туризма, предназначенный для людей с ограниченными возможностями;
■ Космический туризм - предполагает полёты в космос или на околоземную
орбиту в развлекательно-познавательных или научно-исследовательских целях.
Здесь крайне важно подчеркнуть, что для инновационного развития туристской сферы, для внедрения инноваций необходимо наличие следующих факторов: рыночная конкуренция; наличие законодательной и нормативной базы в поддержку внедрения инноваций; подготовленные и желающие внедрять инновации кадры (специалисты, предприниматели, менеджеры, чиновники) и ресурсы (финансовые, производственные, инфраструктурные).
Отметим, что при отсутствии целенаправленной и постоянной работы единожды достигнутые успехи в инновационной деятельности на рынке через некоторое время будут аннулированы ответными действиями конкурентов.12
Поэтому необходимо так сформировать управление инновациями, чтобы обеспечить процесс адаптации и на постоянной основе создать условия для эффективного развития туристской системы.13
При активизации интеллекта всех участников экономической деятельности достигаются реальные положительные результаты инновационного управления, хотя научные подходы важны не менее. Поэтому в управлении инновациями туризма большое значение имеет «реализация системного и технологического подхода».14
Здесь отметим, что инновации в туризме изменяют такие основные его характеристики, как:
• объем производства и продаж;
• текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
• размер созданного и действующего имущества;
• численность специалистов, занятых в проектировании и внедрении нового туристского продукта на рынок;
• длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.15
На развитие инновационной деятельности в туризме влияют следующие факторы:
■ экономические и технологические (отсутствие нужных средств финансирования; слабость материальной базы; устаревшие технологии);
■ политические и правовые (политическая и криминогенная обстановка, законодательные организации);
■ управленческие (излишняя централизация, согласования интересов участников проектов);
■ социальные и культурные (косность, боязнь нового, неопределенности).
К инновациям в области туризма предъявляют такие требования, как:
■ научная обоснованность;
■ учет местных условий и возможностей (природные, экономические, экологические и т.д.);
■ удовлетворение потребностей клиентов в различных областях туризма;
■ безопасность не только для самих клиентов, но и для окружающей среды (в отношении экстремального отдыха).
С учетом этого можно определить несколько основных направлений в инновационном развитии туризма и отдыха:
■ развитие гостиничной сети и комплекса обслуживания, которые имели бы международный уровень комфорта и свои индивидуальные особенности в зависимости от региона их расположения;
■ внедрение в сфере туристских услуг современных технических достижений и развитие уже существующих проектов;
■ внедрение в сферу туризма новых ресурсов, улучшение и совершенствование менеджмента и маркетинга;
■ разработка новых рекламных стратегий, которые привлекали бы к отдыху и туризму максимальное количество наших и зарубежных граждан.
Основными факторами, которые определяют степень инновационного развития туристской сферы, являются:
■ конкуренция, и конъюнктура на внешнем и внутренних рынках;
■ факторы внешней среды, т.е. уровень развития науки и техники, состояние законодательной базы, политические и экономические условия;
■ кадры (специалисты, предприниматели, менеджеры, ученые, государственные служащие);
■ различные виды ресурсов (природные, материальные, экономические, производственные, технологические).
В туристской сфере новшества в технологических, технических, экономических, управленческих и социальных областях сильно взаимосвязаны, и чтобы внедрить какое-либо новшество в одной области нужно произвести изменения и в других областях.
Здесь отметим, что поскольку рыночная экономика не в состоянии автоматически регулировать инновационную деятельность, то возможно использование отдельных рычагов влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций. Такими рычагами, которые сочетает и активизирует технологический подход, могут быть следующие: налоговые льготы туристским организациям, внедряющим инновации; создание
условий для привлечения инвестиций в сферу туризма; осуществление специальных научно-технической, кредитно-финансовой и налоговой политик; совершенствование амортизационной политики, развитие приоритетных областей науки.
Оживление инновационной деятельности в отечественном туризме можно считать конечной целью инновационной политики, имеющей несколько задач: продвижение инновационных программ, поддержка малого бизнеса в области туризма, конкурентоспособности внутреннего и внешнего туризма, а также поддержка конкретных туристских центров. Инвестиции должны быть частью инновационной политики.
Существуют перспективы развития туризма в России на основе применения инновационного подхода. Опыт организации туроператорской и турагентской деятельности в России и за рубежом показывает, что необходима разработка концептуальной модели эффективного развития туристской индустрии на основе инновационного подхода, которая будет основываться на стратегии анализа туристского ресурсного потенциала, инфраструктуры туризма, потребностей местного населения и туристов, анализе внешней среды функционирования туризма и статистических показателей развития.
Российская Федерация обладает большим туристским ресурсным потенциалом, грамотное и рациональное использование которого на основе применения инновационных технологий способно значительно повысить привлекательность страны среди иностранных граждан за счет формирования новых, интересных, разнообразных туристских видов отдыха.
Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма - «это сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности. Для построения эффективной методики инновационного развития туризма, необходимо: оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретного туристического направления, провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов, дать классификацию инноваций в туризме».16
Инновационное развитие индустрии туризма - это разработка и создание новых туристских маршрутов, продуктов, услуг и т.д. с применением достижений науки, техники, 1Т-технологий, а также передового опыта в области управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально - экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов. 17
Основой для подъема туризма являются уникальные природные достопримечательности, богатая история, а также в достаточной мере развитая инфраструктура, которыми обладают практически все регионы страны. Имея все перечисленные преимущества, туристские регионы должны найти методы и способы для максимального использования возможной выгоды от полноценного освоения имеющихся туристских ресурсов.
В то же время, в качестве проблем, препятствующих полноценному развитию регионального туризма, следует, в первую очередь, отметить следующие: недооценка региональными и муниципальными властями значения туризма для экономики территории; низкая вовлеченность муниципальных органов власти в развитие туризма; отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями и организациями турбизнеса, органами власти, научными и учебными учреждениями; устаревание региональных турпродуктов и другие.18
Для формирования инновационной стратегии предприятий туриндустрии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка.
Таким образом, инновации в туризме направлены на создание нового или на улучшение уже существующего туристского продукта, на внедрение современных технологий, освоение новых рынков, регулирование туристского рынка, формирование современной маркетинговой стратегии продвижения и являются необходимым компонентом современного туристского бизнеса.
Литература
1. Власова Т. И. Инновационное развитие туристской отрасли в современных
условиях // Материалы информационного интернет портала программы дополнительного образования на географическом факультете МГУ (http:// www.education-mgu.ru/news5.php)
2. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М., 2007.
3. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ, 2006.
4. Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновация в социокультурном бизнесе и туризме. М., 2006.
5. Исмагилова, Г. В. Инновационный менеджмент / Г. В. Исмагилова, О. Г. Ще-мерова, Н. Р. Кельчевская. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 175 с.
6. Карташева А. Ю. Туристский консалтинговый центр как инновационный элемент развития индустрии туризма // Вестник Национальной академии туризма, 2010. № 4 (16). С. 45-48.
7. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма. М.: КНОРУС, 2008.
8. Макаров А. Д., Серба С. В. Современные подходы к классификации инноваций // Вестник Национальной академии туризма, 2010. № 4 (16). С. 48-50.
9. Маклашина Л.Р. Инновационное развитие индустрии туризма // Материалы международной научной конференции «Проблемы современной экономики» (г. Челябинск, декабрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С.178-179.
10. Материалы Российской научно-практической конференции "Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций"// НГТУ им. Р.Е.Алексеева. - Нижний Новгород, 2010. - С.124.
11. Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. . канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. - 195 с.
12. Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 208 с.
13. Новости туротрасли // Вестник Национальной академии туризма, 2010. № 4 (16). С. 5.
14. Сайт Всемирной туристской организации // www.unwto.org.
15. Сачко К.В. Инновационные виды туризма: проблемы и перспективы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. C. 601-605
16. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. - 122 с
О
3
ю
S
г 2
сч cJ £
Б
а
2 ©
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2008.
Ссылки:
1 Маклашина Л.Р. Инновационное развитие индустрии туризма // Материалы международной научной конференции «Проблемы современной экономики» (г. Челябинск, декабрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С.178-179.
2 Макаров А. Д., Серба С. В. Современные подходы к классификации инноваций // Вестник Национальной академии туризма, 2010. № 4 (16). С. 48-50.
3 Сайт Всемирной туристской организации // www.unwto.org.
4 Материалы Российской научно-практической конференции "Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций"// НГТУ им. Р.Е.Алексеева. - Нижний Новгород, 2010. - С.124
5 Власова Т. И. Иинновационное развитие туристской отрасли в современных условиях // Материалы информационного интернет портала программы дополнительного образования на географическом факультете МГУ (http:// www.education-mgu.ru/news5.php)
6 Исмагилова, Г. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Г. В. Ис-магилова, О. Г. Щемерова, Н. Р. Кельчев-ская. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 175 с.
7 Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. . канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. - 195 с.
8 Сачко К.В. Инновационные виды туризма: проблемы и перспективы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. C. 601-605
9 Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. . канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. - 195 с. ТУТ не ЗНАЮ. МЕДВЕДЕВА ПОВТОРЯЕТСЯ ДВАЖДЫ,МОЖЕТ БЫТЬ ТАКЖЕ СНОСКА 7 ?
10 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М., 2007
11 Сачко К.В. Инновационные виды туризма: проблемы и перспективы развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. C. 601-605
12 Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятель-
ности турфирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. - 122 с
13 Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. . канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. - 195 с.
14 Медведева Е.А. Инновационная концепция туризма: дис. . канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2002. - 195 с.
15 Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновация в социокультурном бизнесе и туризме. М., 2006.
16 Маклашина Л.Р. Инновационное развитие индустрии туризма // Материалы международной научной конференции «Проблемы современной экономики» (г. Челябинск, декабрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С.178-179.
17 Там же
18 Карташева А. Ю. Туристский консалтинговый центр как инновационный элемент развития индустрии туризма // Вестник Национальной академии туризма, 2010. № 4 (16). С. 45-48.
Problems and prospects of innovation development of tourist companies in Russia Kormishova A.V.
State university of management Modern tourism as an important economic sector on a world scale, developing in the conditions of global competition, characterized by a strong exposure to various innovative ideas and processes. Moreover, the main efforts for the development of implementation of various innovations in tourism is concentrated in the direction of competitiveness of tourist enterprises and improve the level of tourist services in a given region (city, country). Tourist organizations in Russia and in the whole world, in the conditions of global economy increasingly aware of the need to develop innovative tourism products and services, as well as the possibility of obtaining from this high economic benefits. Moreover, Russia is a huge natural, cultural and historical potential has all the reason for the innovative development of the industry. Innovation changes in tourism, as in any other sector of the economy, create internal incentives and energy efficient and quality growth. And despite the fact that the data changes in a certain way disturb the balance of the industry, but they are in the strategic plan to create a qualitatively new basis for further development of the industry, raising it to a new level. In light of the above, the main purpose of this article was to consider the concepts of «innovation in tourism», as well as to identify specific key problems in this sphere in the Russian tourism industry.
Key words: Tourism. Hospitality. Management. Strategy, Innovation, Investment, Regional development. Competitiveness. References
1. Vlasova T. I. Innovative development
of a tourist industry in modern conditions//Materials of
information Internet portal of the program of additional education at geographical faculty of MSU (http:/ /www.education-mgu.ru/ news5.php)
2. Voskresensky V. Yu. International
tourism. Innovative development strategies. M, 2007.
3. Voskresensky V. Yu. International
tourism. M.: UNITY 2006.
4. Izotova M. A, Matiukhina of Yu. A
Innovation in sociocultural business and tourism. M, 2006.
5. Ismagilova, G. V. Innovative management / G. V. Ismagilova O. G. Shchemerov, N. R. Kelchevskaya
- Yekaterinburg: URFA 2012. - 175 pages.
6. Kartasheva A. Yu. Tourist consulting
center as innovative element of development of the industry of tourism//Bulletin of National academy of tourism, 2010. No. 4 (16). Page 45-48.
7. Kosolapov A. B. Geography of the
Russian internal tourism. M.: KNORUS, 2008.
8. Makarov A D., Serbian S. V. Modern
approaches to classification of innovations//Bulletin of National academy of tourism, 2010. No. 4 (16). Page 48-50.
9. Maklashina L. R. Innovative development of the industry of tourism//Materials of the international scientific conference «Problems of Modern Economy» (Chelyabinsk, December, 2011) -Chelyabinsk: Two Komsomol member, 2011. - Page 178-179.
10. Materials of the Russian scientific and practical conference «Urgent Aspects of Economy, Management and Innovations»//NGTU of R. E. Alekseev. - Nizhny Novgorod, 2010.
- Page 124.
11. Medvedev E. A Innovative concept of tourism: yew. edging. экон. sciences. M.: Public Educational Institution of Higher Professional Training GUU, 2002. - 195 pages.
12. Novikov V. S. Innovations in tourism. M.: Publishing center «Akademiya», 2008. 208 pages.
13. Tourist's industry news//Bulletin of National academy of tourism, 2010. No. 4 (16). Page 5.
14. Website of the World Tourism Organization//www.unwto.org.
15. K.V's net. Innovative types of tourism: problems and prospects of development//Scientific community of students of the XXI century. Economic sciences: сб. the Art. on a mat. IV междунар. student. науч. - практ. конф. No. 4. C. 601605
16. Soboleva E. A, Sobolev I. I. Financial and economic analysis of activities of travel agency. M.: Finance and statistics, 2001. - 122 with
17. Schumpeter J. Theory of economic development. Capitalism, socialism and the democracy / lane with English M.: EKSMO, 2008.