Брялина Г.И.
Проблемы и перспективы государственного регулирования развития
малого бизнеса в России
Получение положительных социально-экономических эффектов
функционирования малого бизнеса возможно при наличии системного регулирования его развития. Особое место в этой системе отводится государству как институту регулирования, призванному создать все условия для наращивания числа субъектов малого предпринимательства и их функционирования с высокой экономической эффективностью и высокой степенью ресурсоотдачи.
Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
• создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
• устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
• расширение самозанятости населения;
• увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Основные направления поддержки малого бизнеса отражались в федеральных программах поддержки малого предпринимательства, которые в 90-е годы разрабатывались на два года. Анализ содержания и реализации этих государственных программ поддержки малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:
• федеральные программы не имели четкой концепции и принципов государственной поддержки;
• отсутствовало обоснование приоритетов и направлений развития малого предпринимательства;
• декларативность политики государства;
• отсутствие источников реального финансирования федеральных и региональных программ государственной поддержки малого бизнеса, объемы финансирования планируемых мероприятий в период реализации программ поддержки всегда сокращались;
• разногласия в вопросах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти;
• нереалистичность и необоснованность ожидаемых конечных результатов.
Фактически проводившаяся государственная поддержка предоставлялась
ограниченному числу субъектов малого предпринимательства. По данным опроса руководителей малых предприятий, около 70% респондентов считают, что в России никто не помогает малому бизнесу1.
1 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. ОПОРА РОССИИ-ВЦИОМ. М., 2006. С. 69.
инкубаторы, поддерживать экспортно-ориентированные предприятия, создавать венчурные и гарантийные фонды. Программа поддержки осуществляется на конкурсных основах. Так, предметом конкурса 2009 года являлся отбор тех регионов, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования следующих мероприятий:
• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
• поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
• реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого предпринимательства).
Эти направления, установленные еще в 2005 г., сохранились и в 2009-2010 гг. с небольшой коррекцией, хотя ситуация и в стране, и в мире изменилась кардинально. Появились и новые научные направления, которые на основе обобщения опыта развития разных стран предлагают меры реформирования соотносить со стадиями модернизации. При таком подходе подвергается сомнению эффективность использования малых форм при формировании национальной инновационной системы догоняющих экономик.
Но, тем не менее, одной из приоритетных задач при проведении макроэкономической политики Правительством Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды и самозанятость населения. Поэтому актуальны и вопросы государственного стимулирования предпринимательской активности в РФ. Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2010 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:
1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
2) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
3) развитие системы кредитования субъектов малого и среднего
предпринимательства;
4) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
5) реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
6) ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно Приказу Минэкономразвития средства предоставлялись на:
• поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;
• содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
• содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;
• создание промышленных парков;
сравнительно несущественно (на 1,1%), то объемы оборота и инвестиций в основной капитал уменьшились весьма заметно (на 17% и 32,6% соответственно). Об этом говорится и в информационно-аналитическом докладе «Малый бизнес и государственная поддержка сектора», подготовленном экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства6.
Эксперты НИСИПП отмечают, что в 2009 году Правительством был реализован ряд инициатив в сферах, к которым особо чувствительны малые предприятия. В целом можно говорить о положительных тенденциях в сфере регулирования деятельности сектора. В то же время размер издержек малого бизнеса на преодоление административных барьеров продолжает оставаться весьма существенным.
Предварительные итоги развития малого бизнеса в 2010 году свидетельствуют, что на 1 октября 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 октября предыдущего года на 3,5%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (далее МП) снизилась на 3,0%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,11 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП сократился на 2,8% (с учетом индекса потребительских цен сокращение показателя составило 9,1%). На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий за 3 квартала 2010 года оказался на 14,3% выше показателя за аналогичный период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 6,9%). Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2010 года в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 44 регионах, объемов оборота МП - в 62 регионах; инвестиций в основной капитал на МП - в 34 регионах7.
В целом на федеральном уровне государственная политика в 2009-2010 гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микропредпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий.
Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР в виде ежегодных субсидий. Результативность и региональных систем поддержки малого предпринимательства в последние годы оказалась довольно низкой.
На наш взгляд, ключевые факторы, определяющие развитие малого бизнеса, заключаются в характеристиках институциональной среды. Таким образом, для
6 Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2010 //
http://www.nisse.ru/business/article/article_1560.html
7 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2010 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2010 // http://nisse.ru/business/article/article_1638.html