Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЮМИНИЙ / ИМПОРТ / ПОТРЕБЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунов Ю.А.

Рассмотрено текущее состояние производства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов и потребления их основными отраслями отечественной промышленности. Показан крайне низкий уровень использования продукции из алюминия практически во всех сферах промышленной деятельности РФ при очень высоком объеме применения импортных изделий. Систематизированы предложения экспертов отрасли по изменению ситуации и стимулированию потребления алюминия в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ALUMINIUM ALLOY SEMIPRODUCT PRODUCTION

The current state of the production of aluminium alloy semi-finished products and their consumption in major national industries is discussed. An extremely low level of the use of the aluminium products in almost all spheres of industrial activity in the Russian Federation parallel with very high volume of application of imported products is shown. Industry experts’ proposals aimed at change of the situation and stimulation of the growth of aluminium consumption in the country are systematized.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ»

УДК 669.715

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ*

Ю.А. Горбунов, докт. техн. наук (ООО «СИАЛМет», г. Красноярск, e-mail: gja@sial-group.ru)

Рассмотрено текущее состояние производства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов и потребления их основными отраслями отечественной промышленности. Показан крайне низкий уровень использования продукции из алюминия практически во всех сферах промышленной деятельности РФ при очень высоком объеме применения импортных изделий. Систематизированы предложения экспертов отрасли по изменению ситуации и стимулированию потребления алюминия в стране.

Ключевые слова: алюминий; импорт; потребление в отечественной промышленности; стимулирование глубокой переработки.

Problems and Prospects of Aluminium Alloy Semiproduct Production.

Yu.A. Gorbunov.

The current state of the production of aluminium alloy semi-finished products and their consumption in major national industries is discussed. An extremely low level of the use of the aluminium products in almost all spheres of industrial activity in the Russian Federation parallel with very high volume of application of imported products is shown. Industry experts' proposals aimed at change of the situation and stimulation of the growth of aluminium consumption in the country are systematized.

Key words: aluminium; import; consumption in the domestic industry; stimulation of semi-finished product production.

Развитие процессов обработки давлением алюминиевых сплавов (АС) в значительной степени зависит от востребованности на рынке полуфабрикатов, получаемых с их применением. В советский период времени координирующая роль со стороны государственных структур во многом способствовала созданию и сохранению доминирующего положения в мире как отечественной матери-аловедческой науки, занимавшейся разработкой и совершенствованием АС, так и отраслей , специализировавшихся на развитии методов их обработки давлением и улучшении качества полуфабрикатов.

* Обзор подготовлен с использованием данных с сайтов металлообрабатывающих компаний и компаний, продающих металл, пресс-релизов ОК «Русал», выступлений специалистов, отечественных и зарубежных экспертов в СМИ и на конференциях в 2014-2015 гг.

Резкое падение спроса на изделия из АС со стороны военно-промышленного комплекса нашей страны, произошедшее в 90-х г. прошлого века, так и не было замещено в полной мере за прошедший период времени спросом на них со стороны других отраслей отечественной промышленности. Поэтому за 25 лет спрос на алюминий в стране сократился более чем на 30 %, несмотря на то, что на планете он увеличился практически в 2,6 раза. Соответственным образом в течение прошедших десятилетий это отразилось на отечественной металлургической науке и на отраслях, связанных с производством металлургического оборудования и продукции из АС.

Общее потребление первичного и вторичного алюминия в стране в 2014 г. по экспертным оценкам составило около 1,1-1,2 млн т (в том числе около 110 тыс. т первичного

алюминия было ввезено из Казахстана). При этом импорт алюминийсодержащей продукции в разных источниках оценивается цифрами от 450 до 700 тыс. т. Очевидно, что в любом случае доля импорта изделий из этого металла в России неприемлемо высока.

Такая неприглядная картина связана как с падением в последнее время и без того низкого промышленного производства в стране в целом, так и со снижением инвестиций в основные средства, которые являются одними из основных показателей металлоемкости экономики. Ситуация на отечественном рынке потребления алюминиевых сплавов осложнена тем, что в период с августа 2014 г. по январь 2015 г. в России резко выросли рублевые цены на первичный алюминий. Это естественно привело к значительному удорожанию продукции на его основе и повлекло за собой сокращение спроса со стороны основных отраслей промышленности.

Заготовительное литье

алюминиевых сплавов

Реализуя концепцию развития глубокой переработки алюминия, ОК «Русал» в течение последних лет планомерно модернизирует литейные переделы алюминиевых заводов и наращивает выпуск продукции с добавленной стоимостью, к которой она относит литейные сплавы в виде чушек, а также деформируемые сплавы в виде слябов, цилиндрических слитков и катанки. Так, исходя из пресс-релизов компании, по итогам 2014 г. объем производства алюминия снижен на 6,64 % до 3,601 млн т по сравнению с 3,857 млн т годом ранее. Доля продукции с добавленной стоимостью в общем объеме выпуска алюминия при этом продолжила расти и достигла в 2014 г. 45 % по сравнению с 42 % годом ранее. Для обеспечения конкурентоспособности продукции компания целенаправленно проводит оснащение заводов новым современным оборудованием и модернизацию действующих производств. Большинство участков заготовительного литья оснащено поворотными миксерами. Последующее оборудование, встроенное в технологический процесс, сегодня обеспечивает высокий уровень чис-

тоты расплава и однородность структуры слитков. Современное термическое оборудование, установленное на предприятиях, позволяет провести качественную подготовку структуры слитков «мягкой» группы сплавов к последующей деформации. Поэтому компания вполне обоснованно ставит задачу в ближайший период времени увеличить долю продукции глубоких переделов до 52 %.

В то же время следует отметить, что большинство этих достижений реализованы с использованием материалов и оборудования, поставленных зарубежными компаниями. Отечественная сфера обеспечения металлургических предприятий этими продуктами крайне слаба. За исключением деятельности отдельных инновационных компаний, не заметно, чтобы в стране предпринимались какие-то скоординированные целенаправленные действия для изменения положения дел. Поэтому стабильность и эффективность деятельности литейных цехов на заводах компании в РФ в определенной степени зависит от поведения зарубежных поставщиков расходуемых технологических материалов и запасных частей для установленного оборудования.

С учетом того, что значительную часть исходного сырья - глинозема-предприятия компании также получают из-за рубежа, риски в обеспечении стабильности производства алюминиевых заводов, несомненно, сохраняются. Однако, если признать как факт, что в мировом разделении труда России отведена роль поставщика исходных материалов для зарубежных производств, выпускающих продукцию глубокой переработки, они, вероятно, сравнительно невелики.

В номенклатуре заготовок, производство которых непрерывно расширяется на отечественных алюминиевых заводах, доминируют литейные сплавы. Однако потребление их российскими предприятиями следующего технологического передела выглядит весьма скромно, несмотря на то, что литейное производство является, как правило, основной базой машиностроительного комплекса.

По данным, озвученным на XI Съезде литейщиков России в Екатеринбурге в сентябре 2013 г., «...производство российского литья за годы реформирования сократилось в 4,5раза

... и сохраняет тенденцию к последующему понижению. Число литейных производств ... сократилось почти в три раза. Увеличения объемов производства отливок, которое составляет для АС 160 тыс. т/г., не предвидится, так как продолжается политика и практика закупки машиностроительной продукции и литья за рубежом. Отечественные литые заготовки не конкурентоспособны на мировом рынке по причине их высокой себестоимости, по показателю «цена-качество» мы уступаем развитым зарубежным странам».

По мнению Президента ассоциации литейщиков проф. И.А. Диброва, разработка новых литейных технологий в последние годы практически не производится, так как «... 10 научно-исследовательских институтов, занимающихся литейным производством, ликвидированы системой приватизации. Научными исследованиями занимаются только литейные кафедры вузов, основное количество которых не оснащено современными приборами и оборудованием. Координация научной деятельности в России отсутствует. Количество научных работников за последние 15 лет сократилось с 8 до 0,2 % от всех работающих в литейном производстве. Нарушена связь науки с производством, отраслевая наука отсутствует».

Есть, конечно, и отдельные положительные моменты, которые порождены потребностями крупных компаний. Так, «АвтоВАЗ» планировал осенью 2015 г. ввести в эксплуатацию производство головок цилиндров для двигателей Nissan с последующим наращиванием объемов выпуска продукции в 2016 г. Немецкий концерн Volkswagen завершил строительство завода по производству двигателей для автомобилей, выпускаемых в Калуге. Под этот проект Volkswagen планировал привести в Россию глобальных поставщиков автокомпонентов, которые, в свою очередь, через свои заводы будут развивать поставщиков второго и третьего уровня. Компания Ford Sollers в августе 2015 г. также завершила строительство завода по производству двигателей в Татарстане. Общий объем инвестиций в проект составит $274 млн.

В ОК «Русал» обсуждался ряд проектов по развитию производства автокомпонентов на

площадях закрываемых алюминиевых заводов и в ряде других мест (например, на Волховском АЗ, Ульяновском автозаводе). В апреле 2015 г. «Русал» объявил, что в течение шести месяцев он планирует закупить и доставить на промышленную площадку Надво-ицкого завода печь для переплава, литьевые машины, устройства для механической обработки, окрасочное оборудование и систему газоснабжения для организации производства литых радиаторов. Пусконаладка и последующий ввод оборудования планировался в течение последующих трех месяцев.

Однако жизнь в очередной раз вносит свои коррективы в обсуждаемые проекты, поэтому продукты «глубокой переработки» ОК «Русал» в виде чушки литейных сплавов и слитков, в основном, по-прежнему продаются за рубеж и возвращаются в Россию в виде готовых изделий во все большем объеме. Вероятно, именно ОК «Русал» поэтому планирует подписание соглашения о кооперации с китайскими компаниями с целью запуска совместных предприятий на рынках за пределами России. По информации сайта «Металторг.ру» в начале мая 2015 г. директор по стратегии и развитию бизнеса ОК «Русал»заявил, что создание совместных предприятий планируется в ближайшие 2-3 года с фокусом на производстве продукции с добавленной стоимостью в алюминиевом секторе. Инертность в развитии основных машиностроительных отраслей определяет общие тенденции и в производстве других продуктов глубокого металлургического передела из АС.

Производство плоского проката транспортного назначения

Автомобильный транспорт является наиболее динамично растущим потребителем этого продукта в мире. Применительно к использованию алюминия при производстве автомобилей речь практически идет об удвоении его среднего потребления к следующему десятилетию. В отличие от прошлого за рубежом увеличение использования легких сплавов предполагается уже не за счет отливок, а в основном за счет деформированных

полуфабрикатов, в первую очередь, за счет проката.

По мнению вице-президента американской компании Novelis - крупнейшего в мире производителя алюминиевого проката, к 2020 г. потребление алюминиевого листа в автомобилях возрастет в 5 раз с нынешних 350 тыс. т до 1,8 млн т. Сложившаяся тенденция, определяемая, в первую очередь, экологическими требованиями,породила активное проведение работ по модернизации имеющихся и созданию новых листопрокатных производств в США, Европе, Азии.

При этом вследствие жестких требований политики ресурсосбережения в США и Европе, увеличения количества лома, связанного с утилизацией старых автомобилей и изношенных линий электропередач, автомобилестроители планируют существенно нарастить долю вторичного алюминия в изготовлении автолиста. Так, компания Novelis в 2014 г. ввела в эксплуатацию в центре Европы мощный центр по переработке ломов. Компания Hydro Aluminium модернизирует и расширяет участок ломоподготовки на заводе в г. Neuss. Фирма Jaguar инвестирует в исследования по разработке к 2020 г. нового алюминиевого сплава, который будет содержать до 70 % вторичного металла. По мнению экспертов, такие разработки могут уменьшить потребность в первичном алюминии у производителей автолиста более чем наполовину.

Темпы роста применения алюминиевых сплавов в автомобильных конструкциях заводов РФ значительно отстают от наиболее развитых стран. По итогам 2014 г. суммарное потребление отечественного алюминия ав-топромом по данным разных источников составило от 40 до 95 тыс. т, а импорт в виде автокомпонентов (с учетом дисков колес) -более 251 тыс. т. При этом, как и ранее, сохраняется тенденция применения алюминиевых сплавов преимущественно в виде литых деталей.

Есть, конечно, и отдельные решения в части потребления полуфабрикатов из деформированных сплавов. Например, в 2012 г. ГАЗ начал закупать в среднем порядка 60-80 т алюминиевых профилей в месяц, в том числе для бортов нового грузового автомобиля «Га-

зель Next». Изучается возможность замены медных проводов на алюминиевые, что может сократить вес автомобиля примерно на 12 кг. Компания «Сеспель» организовала в Чебоксарах производство автоцистерн из листового проката АС. В 2013 г. предприятие выпускало порядка 150 автоцистерн в год, хотя, со слов руководителей завода, производственные мощности позволяли изготавливать до 1000 шт.

Но погоды в потреблении деформированных полуфабрикатов из АС эти отдельные случаи не делают. Разработки современных проектов автомобилей мирового уровня и динамичного развития локализации в автоп-роме страны нет. Россия практически остается страной отверточной сборки автомобилей из комплектующих изделий зарубежного производства.

Авиационные заводы СССР в 80-х г. ХХ века производили около 40% мирового выпуска самолетов. В 1991 г. гигантский рынок гражданской авиатехники был сдан «победителям» в виде контрибуции за «поражение» СССР в холодной войне с Западом. Только на этом «демократическая» Россия как правопреемница СССР потеряла за 20 лет не менее 1 трлн дол., что близко к суммарной стоимости экспорта нефти за аналогичный период. Естественно, что вместе с обрушением отечественной авиационной промышленности упали и объемы производства полуфабрикатов из АС.

В то же время в конструкциях ведущих авиастроительных фирм полуфабрикаты из деформированных АС по-прежнему играют доминирующую роль. С учетом того, что в 2014 г. «Айрбас» произвел 624 авиалайнера, а «Боинг» 718 единиц авиатехники гражданского и транспортного назначения, это выливается в весьма существенные объемы заказов фирмам, производящим алюминиевые полуфабрикаты.

В последние годы положительные тенденции в производстве гражданской авиатехники наметились и в РФ. Специалисты ОАО «Авиапром», оценив объемы продаж гражданских самолетов и вертолетов, производства гражданских авиадвигателей и кооперационных поставок зарубежным партнерам,

характеризуют итоги 2014 г. ростом этих показателей от 20 до 40 % по сравнению с 2013 г. В то же время, оценивая абсолютные показатели, можно отметить, что заводами РФ произведено всего 37 гражданских и транспортных самолетов. Путем несложных расчетов получается, что на это потребовалось менее 5 тыс. т полуфабрикатов из алюминиевых сплавов.

В настоящее время в РФ ставится задача восстановления производства гражданских самолетов и выход к 2025 г. на 10 % мирового объема производства самолетов. Если задача по наращиванию выпуска гражданской авиатехники в сроки, предусмотренные государственной программой «Развитие авиационной промышленности Российской Федерации на 2013-2025 годы», будет решена, то это, конечно, будет существенным подъемом вверх, но объем потребления алюминиевых сплавов вырастет всего-навсего примерно в 3 раза.

Более оптимистично выглядит ситуация в производстве боевой авиационной техники. В этой сфере наша страна сумела сохранить лидирующее положение в мире. В 2014 г. на предприятиях «Объединеной авиационной корпорации» было произведено более 100 самолетов, а холдингом «Вертолеты России» -более 300 вертолетов. Однако суммарная потребность в алюминиевых сплавах и здесь выглядит достаточно скромно. Так, прогнозируемая потребность в полуфабрикатах на 2016 г. оценивается самолетостроительными заводами компании «Сухой» ОАК примерно в 7,5 тыс. т. То есть совокупная потребность всей авиационной отрасли страны не превышает, вероятно, 20 тыс. т деформируемых алюминиевых сплавов.

В грузовом рельсовом транспорте широкое применение в США и многих европейских странах АС получили для производства вагонов и железнодорожных цистерн. В нашей стране начиная с 90-х г. прошлого века эти работы активно вели КУМЗ и Уралвагонза-вод. ВАСО в 2006 г. построило четырехосный полувагон с грузоподъемностью 82 т, но изготовленные образцы вагонов так и не были сертифицированы.

В начале 2013 г. компании «Алкоа - СМЗ» и «Тракторные заводы» передали на испытания вагон-хоппер для перевозки зерна, кузов которого был изготовлен из специально разработанного сплава 1565. ОК «Русал», «Алкоа Россия», «ВКМ - Инжиниринг» и компания En + Group с 2011 г. также начали переговоры по организации производства алюминиевых вагонов на Саранском вагоноремонтном заводе, где планируется изготовить прототип вагона для сертификации. В 2015 г. первый образец хоппера-минераловоза изготовлен для проведения испытаний. С учетом осложнения экономической ситуации в стране трудно предполагать, что эти программы будут выполнены в срок и востребованы потребителями. К работам по созданию железнодорожных цистерн в нашей стране пока вообще не приступали.

Ограниченность рынка потребления плоского проката, безусловно, отразилась на положении производителей проката. Примерами тому являются и ЗАО «Алкоа Металлург Рус» (АМР), которое первоначально остановлено, а затем продано, и Каменск-Уральский металлургический завод, который многократно переносил сроки ввода в эксплуатацию нового прокатного комплекса, прежде чем отметить это событие в мае 2015 г. Другой печально известный долгострой нашей страны - прокатный комплекс Красноярского металлургического завода. В начале 2010 г. компания En + Downstream вернулась к идее достройки на КраМЗе производства по выпуску алюминиевого проката, замороженного по договоренности с американцами в начале 2000 г. Однако ситуация по проекту остается неопределенной и в настоящее время.

Производство экструзионной продукции

Одним из активных потребителей продукции экструзионных заводов за рубежом является пассажирский рельсовый транспорт. Практикой зарубежных стран давно доказано, что в противоположность традиционным стальным конструкциям из прессованных крупногабаритных профилей можно изготавливать цельные корпуса вагонов с интегри-

рованными в профиле функциями. Они включают крепление сидений, кабельные каналы, приспособления для внутренней обшивки и многое другое. Такая конструкция в конечном итоге оказалась на 30% дешевле стальной, что определило быстрое создание высокоскоростных поездов (до 350 км/ч и более), практика строительства и эксплуатации которых вошла в обыденную жизнь во многих странах.

Первый современный завод такого назначения на территории бывшего СССР был создан в Казахстане совместно с испанской компанией «Тальго». Украина, закупив несколько поездов к Евро-2012 у южнокорейской Hуundai, в середине 2014 г. также передала в эксплуатацию два скоростных электропоезда, разработанных и изготовленных на Крюковском вагоностроительном заводе.

Завод по производству скоростных электропоездов построен в Екатеринбурге в сотрудничестве компаний Siemens (Германия) и отечественного холдинга «Синара». В мае 2014 г. созданная ими компания «Уральские Локомотивы» отправила на ходовые испытания первый скоростной электропоезд «Дези-ро- Рус» - «Ласточка» и сертифицировала его к концу года. Этим предприятием планировалось до 2020 г. выпустить 240 электропоездов. При реализации проекта для изготовления компонентов поезда только в Свердловской области задействовано более 90 промышленных предприятий. В число поставщиков вошли и предприятия группы «СИАЛ» (г. Красноярск) - это ООО «ДАК» и «ЛПЗ «Сегал», которые производят элементы внутреннего интерьера и номенклатуру профильной продукции для них.

В то же время основные металлоемкие продукты - крупногабаритные профили для сварки кузовов вагонов, компания «Уральские Локомотивы» закупает в Китае, несмотря на то, что в Свердловской области и Самаре находятся три крупнейших предприятия отечественной промышленности, оснащенных мощными прессовыми комплексами. Однако, по мнению потребителя, сегодня эти предприятия не могут конкурировать с китайскими заводами по качеству и стоимости продукции.

В ноябре 2014 г. в Белоруссии на совместном предприятии компаний Stadler (Швейцария) и «Белкоммунмаш» началась сборка двухэтажных электропоездов, заказанных московской компанией «Аэроэкспресс». Конструкция этого электропоезда спроектирована с широким применением АС как в сварном кузове вагона, так и во многих других конструкциях. Первые четыре поезда собираются из деталей, произведенных в Европе. В дальнейшем производитель намерен локализовать производство с подавляющим использованием комплектующих изделий из стран Таможенного Союза. Однако основные металлоемкие конструкции вагона с высокой степенью вероятности останутся у зарубежных поставщиков. Плановая мощность этого производства - 120 поездов в год.

В начале 2014 г. крупнейшая отечественная машиностроительная компания «Трансмаш-холдинг» и французский «Альстом» намеривались ввести в эксплуатацию в Санкт- Петербурге завод по производству городских трамваев - ООО «Трам Рус». Кроме кузова вагона, конструкция трамвая модели Citadis предусматривает использование широкой номенклатуры алюминиевых панелей и профилей как в интерьере, так и в экстерьере. Обсуждался объем производства порядка 100 единиц 3-вагонных трамваев в год. Проект «заморожен» весной прошлого года, невзирая на большой объем фактически завершенных подготовительных работ у многих поставщиков комплектующих изделий.

Водный транспорт также может являться активным потребителем плоского проката и профильной продукции из алюминиевых сплавов. Однако российское судостроение все больше ориентируется на военные заказы. В 2014 г. более 80% доходов верфям принесли военные корабли, при изготовлении которых алюминиевые конструкции преимущественно не используются.

В 2015 г. тенденция роста доли военного заказа в общей стоимости судов, построенных в РФ, сохранилась. При этом выделяемые средства в первую очередь направляются на разработку и закупку новых образцов надводных и подводных кораблей, а также на ремонт и модернизацию кораблей. Понятно,

что доля алюминиевой продукции в решении этих задач минимальна. Одним из исключений является начало строительства в мае 2015 г. на собственном производстве ОАО «Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород) судна на подводных крыльях «Валдай 45Р», другим - включение в перспективные планы кораблестроения эк-ранопланов - многоцелевых кораблей весом до 400 т, способных выполнять задачи и на море , и в воздухе .

Таким образом, перспективы всех видов транспортных отраслей РФ в совокупности не дают основания предполагать возможность существенного увеличения в ближайшем будущем отечественного спроса на про-катно-профильную продукцию из алюминиевых сплавов.

Строительные конструкции. Из общемирового объема производимого алюминия более 20 % идет в строительство. В отечественной промышленности строительная отрасль так же является одной из наиболее емких сфер потребления изделий из алюминия. Алюминиевые профили используются при наружном оформлении помещений (фасадные конструкции, витражи, ограждения для балконов и лоджий) и внутреннем (окна и двери, жалюзи, входные группы, элементы интерьера). В эту подгруппу входит и световое оформление помещений, для которого используются специальные шинные системы. Алюминиевые конструкции в 2-3 раза легче стальных аналогов и в 7 раз меньше по размерам, нежели бетонные. Конструкции из алюминия сохраняют работоспособность при температурах от -80 до +300 °С, а их минимальный срок службы составляет до 80 лет.

Применение этого металла при сооружении олимпийских объектов в Сочи доказало его надежность и перспективность. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. и универсиады 2019 г. в Красноярске конструкции из алюминиевых профилей, безусловно, будут использоваться при строительстве большинства спортивных сооружений.

Тем не менее, несмотря на впечатляющую динамику потребления, рынок алюминиевого профиля в нашей стране, по мнению спе-

циалистов, еще находится в стадии становления. Основанием для этого служит низкое потребление профиля на душу населения -оно на порядок меньше, чем в развитых европейских странах.

В 2014 г. общее потребление профильной продукции из «мягкой» группы сплавов составило в нашей стране около 263 тыс. т, при этом на долю отечественных производителей пришлось около 249 тыс. т. В 2015 г. объем применения профильной продукции в строительстве, по данным ряда источников, снизился на 22 %. В то же время установленные производственные мощности составляют более 400 тыс. т/г., что существенно превышает запросы потребителей.

Основываясь на уровне потребления профильных систем из алюминиевых сплавов на европейском рынке, специалисты оценивают потенциал российского рынка на ближайший период времени примерно в 500 тыс. т, т. е. при благоприятных условиях развития отрасли к 2020 г. объем спроса на экструзию мог бы увеличится в 2-3 раза. Однако замедление темпов экономического роста тормозит и процессы развития строительной индустрии. В этой связи в ближайшее время вряд ли следует ожидать существенного объема производства экструзии. Поэтому основные резервы для увеличения рынка экструзии предлагается искать в областях, где продукция экструзионных предприятий пока не используется (мостостроение, автопром, товары широкого потребления и др.), что требует разработки новых конструкций и материалов.

Фольга и упаковка

По данным ОК «Русал» мировое производство фольги в 2014 г. составило около 4,2 млн т, в том числе в Китае - 2,5 млн т. В Китае происходит стремительное наращивание мощностей по производству алюминиевой фольги. За последние годы там создано несколько заводов мощностью около 300 тыс т фольги в год (в том числе, например, Alcoa Aluminum Products).

Общий объем производства фольги на трех заводах ОК «Русал», входящих в упаковочный дивизион, в 2014 г. вырос до 94 тыс. т.

При этом компания занимает только около 40 % отечественного рынка объемом около 55 тыс. т фольги в год. Остальное импорт. Более половины совокупного объема импорта, составляющего около 30 тыс. т, ввозится в РФ из Китая (35 %) и Германии (24 %). Более трети импорта из КНР ввозится через дальневосточные порты по серым схемам с занижением таможенной стоимости.

Две трети фольги, производимой ОК «Ру-сал» (в основном бытовой), идет на экспорт в США и Европу в соотношении примерно 50:50. Небольшие поставки осуществляются в Латинскую Америку и на Ближний Восток. На внутреннем рынке компания ищет новые ниши. В 2015 г. планируется освоить рынок фольги для пищевых контейнеров (питание в самолетах и т.п.), что может удвоить объемы потребления и производства.

Заключение

Не затрагивая остальные, менее масштабные сферы отечественного потребления алюминия, можно сделать следующий вывод. После почти четвертьвекового перестроечного периода в вопросах организации глубокой переработки алюминия в нашей стране остается масса неразрешенных вопросов, не смотря на то, что алюминиевая отрасль может послужить тем катализатором, который способен выдвинуть Россию на первые позиции среди высокотехнологичных стран мира.

При этом очевидно, что дальнейшее движение России по пути развития обрабатывающих и наукоемких отраслей зависит не только от промышленников, но и от государства. Как отмечают эксперты отрасли, для преодоления трудностей необходимы законодательные инициативы, направленные на расширение сфер и объемов применения

алюминия, ограничения импорта, а так же серьезная государственная поддержка не только производителей алюминия, но и промышленных потребителей этого металла.

Специалисты отрасли, организовавшие в декабре 2015 г. Ассоциацию «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия», уверены, что в России необходима разработка специальных программ снижения стоимости финансирования для отдельных категорий заемщиков, в том числе компаний из регионов и компаний, участвующих в реализации региональных программ развития - в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Хорошим стимулом для развития промышленности и экономики в целом могли бы послужить низкие ставки по кредитам коммерческих банков. Жизненно важно изменить ГОСТы и внедрить еврокоды, а также защищать российских производителей на зарубежных рынках, в том числе в органах ВТО.

Одним из драйверов роста может послужить малый и средний бизнес. Его развитие в регионах присутствия алюминиевых компаний будет способствовать диверсификации местной экономики, созданию индустриальных парков и подготовленных промплоща-док, снизит нагрузку на местный и федеральный бюджеты, повысит инвестиционную привлекательность.

Мировой опыт свидетельствует: страны, оказавшие поддержку своей алюминиевой отрасли на правительственном уровне, многократно выиграли от этого в дальнейшем, получив высокоразвитую диверсифицированную промышленность, продукция которой высоко ценится по всему земному шару. Россия не должна упустить своего шанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.