Региональная и международная экономика
Научная статья
УДК 339.9 JEL F02, F15
DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-4-146-158
Проблемы и перспективы экономической интеграции России и Южной Кореи в ТОР
Анна Сергеевна Шмакова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирск, Россия shmakovaa@yahoo.com
Аннотация
Статья посвящена анализу инициативы создания территорий опережающего развития (ТОР) в контексте экономической интеграции РФ и Южной Кореи. Автор статьи, опираясь на обширную источниковую базу, впервые предпринимает попытку ответить на вопрос, какие факторы затрудняют успешную реализацию двумя странами проектов в рамках инициативы ТОР. Цель исследования - выявить и охарактеризовать основные проблемы и перспективы сотрудничества РК и РФ в ТОР.
Исследование выполнено в рамках комплексного подхода с применением системы анализа ме-диасреды SCAN Interfax. При этом автор привлекает статистические данные, отражающие состояние экспорта-импорта, торгового оборота между двумя странами в течение последних пяти лет. Анализ источника позволил определить, что, несмотря на огромный интерес южнокорейского бизнеса к развивающимся рынкам РФ, ввиду усложненных административных процедур, принципиальной разницы в порядке инвестирования в высокотехнологичные и торговые производства, отсутствия доверия к российской системе экономического планирования, недостаточной проработки способов ведения бизнеса с южнокорейскими компаниями со стороны российских специалистов-дальневосточников проект не мог быть реализован, как планировалось. Ключевые слова
экономическая интеграция, ТОР, экономическая инициатива, торговое сотрудничество, Республика Южная Корея
Для цитирования
Шмакова А. С. Проблемы и перспективы экономической интеграции России и Южной Кореи в ТОР // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21, № 4. С. 146-158. DOI 10.25205/2542-04292021-21-4-146-158
© Шмакова А. С., 2021
Problems and Perspectives of Economic "Integration" of the Russian Federation and South Korea in the ADZ of Far East
Anna S. Shmakova
Novosibirsk State University Novosibirsk, Russian Federation shmakovaa@yahoo.com
Abstract
This article is devoted to the analysis of the Advanced development zone's (ADZ) initiative in the context of the economic integration of the Russian Federation and South Korea. The author of the article, relying on an extensive source base, for the first time attempts to answer the question of what factors impede the successful implementation of projects by the two countries within the framework of the ADZ initiative.
The purpose of the study is to identify and characterize the main problems and prospects for cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation in ASEZs.
The study was carried out within the framework of an integrated approach using the SCAN Interfax media environment analysis system as one of the main forecasting tools. At the same time, the author draws on statistical data reflecting the state of export-import, trade turnover between the two countries over the past five years.
The analysis of the source made it possible to determine that despite the huge interest of South Korean business in the emerging markets of the Russian Federation, due to the complicated administrative procedures, the fundamental difference in the procedure for investing in high-tech and commercial production, lack of trust in the Russian system of economic planning, insufficient study of ways of doing business with South Korean companies with On the part of Russian Far Eastern specialists, the project could not be implemented as planned. Keywords
economic integration, ADZ, economic initiative, trade cooperation, Republic of South Korea
For citation
Shmakova A. S. Problems and Perspectives of Economic "Integration" of the Russian Federation and South Korea in the ADZ of Far East. World of Economics and Management, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 146-158. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-4-146-158
Введение
История развития торгово-экономических связей РФ и Южной Кореи насчитывает около 30 лет. За этот период двум странам удалось выработать прочную правовую основу сотрудничества и значительно расширить географию капиталовложений.
В настоящее время Южная Корея является одним из ключевых гарантов безопасности и стабилизатором отношений между РФ и США.
На Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 г., президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выступил с новой экономической инициативой - «Девять мостов развития», в соответствии с которой в краткосрочной перспективе планировалось значительно увеличить объем инвестиций в корейско-российские
проекты, а именно нарастить его до 2 млрд долл. США. При этом товарооборот между двумя странами к 2020 г. должен был составить 30 млрд долл. США \
По данным Посольства РК в РФ, Южная Корея занимает третье место в товарообороте России в Азии и девятое место в общем списке основных торговых
2
партнеров нашей страны .
В 1-м полугодии 2019 г. товарооборот России с Республикой Корея (Южной Кореей) составил 12,736 млрд долл. США, увеличившись на 20,48 % к АППГ. В 1-м квартале 2020 г. товарооборот России с Республикой Корея (Южной Кореей) составил 4,955 млрд долл. США, уменьшившись на 20,43 % (1,273 млрд долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Товарооборот между РФ и Южной Кореей в период с января по август 2018 г. составил 14,8 млрд долл. США, что на 12,2 % больше, чем в АППГ (см. рисунок).
Динамика товарооборота РФ и Южной Кореи в период с 2012 по 2018 г. (млрд долл. США) Источник: Посольство Южной Кореи в РФ Dynamics of trade between the Russian Federation and South Korea in the period from 2012 to 2018 (US $ billion)
1 Почему Южная Корея активизировала экономические отношения с Россией. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/12/07/744486-yuzhnaya-koreya-ekonomicheskie-rossiei (дата обращения 02.11.2019).
2 Экономические отношения России и Республики Корея. URL: https://tass.ru/info/3331211 (дата обращения 01.11.2019); Товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Корея в 20122018 гг. URL: https://korea-seoul.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo-rossijskoj-federacii-i-res-publiki-korea (дата обращения 02.11.2019).
При этом наибольший прирост экспорта России в Южную Корею в 1-м полугодии 2019 г. по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. был зафиксирован по товарной группе минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки, битуминозных веществ, минеральных восков (рост на 1,583 млн долл. США) 3 (табл. 1).
Таблица 1
Объемы экспорта минерального сырья из РФ в РК в 2019 г. в стоимостном выражении
Table 1
Volumes of exports of mineral raw materials from the Russian Federation to the Republic of Kazakhstan in 2019 in value terms
Вид сырья Стоимость в 2019 г.,
млн долл. США
Черные металлы 343,971
Медь и изделия из нее 0,311
Никель и изделия из него 0,184
Олово и изделия из него 0,286
Прочие недрагоценные металлы 10,212
Минеральное топливо и продукты 13 277,939
Источник: Внешняя торговля РФ.
Сотрудничество между РФ и РК осуществляется главным образом в энергетическом секторе (нефть, уголь, природный газ), а также в таких отраслях, как машиностроение, судостроение, металлообработка, сфера услуг, высокоточная электроника, строительство инфраструктуры, организация и продвижение корейских товаров на рынки РФ (в рамках деятельности К0ТЯА 4), инвестиции.
Среди наиболее перспективных проектов в топливно-энергетическом секторе отметим сотрудничество между ОАО «Газпром» и «Kogas», проекты «Саха-лин-1» и «Сахалин-2», сотрудничество между ОАО «Газпром» и «^N00» по освоению Западно-Камчатского шельфа Охотского моря 5.
3 Внешняя торговля России с Республикой Корея (Южной Кореей) в 1 полугодии 2019 г. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-1 -polugodii-2019-g/ (дата обращения 01.11.2019).
4 KOTRA - некоммерческая организация, созданная корейским правительством 21 июня 1962 г. с целью содействия развитию торговли между Кореей и другими странами. Более 50 лет КОТРА помогает заинтересованным компаниям со всего мира развивать деловые отношения с Республикой Корея. Подробнее см. http://kotra.ru/kotra/deyatelnost/.
5 Проекты сотрудничества РФ и Южной Кореи. URL: https://korea-seoul.mid.ru/torgovo-ekono-miceskoe-sotrudnicestvo-rossijskoj-federacii-i-respubliki-korea (дата обращения 01.11.2019).
Методология исследования
Данное исследование выполнено в рамках комплексного подхода с применением системы анализа медиасреды SCAN Interfax как одного из основных инструментов прогнозирования.
Медиасреда в данной работе рассматривается как социальная реальность, в которой осуществляют свое назначение, действуют массмедиа. Такая социальная реальность есть социально-культурные, политические и экономические характеристики жизни общества на разных этапах его развития. Это внешняя среда существования средств массовой коммуникации, которая влияет на их содержание, состояние, задает тенденции их развития. Медиасреда есть отражение социальной реальности на всех ее уровнях - международном, региональном, национальном. Она формируется с учетом особенностей функционирования национальной системы СМИ и влияющих на нее факторов (в том числе: состояние экономики СМИ, типологическая структура, состояние правовой базы СМИ и др.) 6.
Объектом такого анализа стали общественно-политические, социальные и экономические процессы, касающиеся инициативы ТОР в РФ и Южной Корее. Проведение мониторинга ОРМ в период с 2014 по 2019 г. дало автору возможность подробно изучить объект анализа в его развитии, а также обеспечило получение объективных данных.
Обращению к данной теме предшествовал длительный опыт работы автора в области социальной антропологии. В ходе долгосрочных и краткосрочных стажировок в РК методом включенного наблюдения проводилось изучение тенденций, происходящих в южнокорейском обществе, в том числе и в сфере экономической интеграции РФ и РК.
Кроме того, в источниковую базу данного исследования вошли материалы СМИ, экспертно-аналитические статьи об инициативе ТОР, опубликованные в сети Интернет, на русском, английском, корейском и китайском языках, а также отчеты Посольства Южной Кореи в РФ, Генерального консульства Южной Кореи во Владивостоке за 2018 г., Министерства по развитию Дальнего Востока, представительств КОТРА 7 в РФ, сайта о внешней торговле РФ (Russian-trade.com), Международного валютного фонда.
Необходимо также отметить, что теоретическая база по теме интеграции РФ и Южной Кореи в ТОР в российском регионоведении пока не сформирована в силу новизны данной темы и молодости инициативы. Встречаются различные материалы и статьи специалистов по экономике, политике, этнологии, этнодемо-графии, в основе которых лежат главным образом интернет-источники.
6 Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов // Материалы второй Международной научно-практической конференции 7 декабря 2016 г. URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2016/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B 0%D1 %8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1 %8F%20%D1%81 %D0%B 1 %D0%BE%D1 %80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (дата обращения 02.11.2019).
7 На данный момент существует 126 представительства в 86 странах мира. В России КОТРА имеет дипломатический статус Торгового отдела Посольства Республики Корея в РФ. См.: http:// kotra.ru/ (дата обращения 20.09.2019).
Об отдельных аспектах ТОР в РФ в контексте политики привлечения резидентов писали Н. Ю. Улицкая, М. С. Акимова, Т. П. Кокорева, О. И. Беляева,
A. М. Ролдугин, о проблемах и перспективах развития ТОР - С. Ж. Чимитова,
B. В. Лихачева, В. К. Заусаев, Г. И. Бурдакова, Н. А. Кручак, о ТОР как факторе развития сотрудничества со странами Дальнего Востока - А. А. Киреев, Г. Б. Полаева, А. А. Тикарева, о ТОР как инструменте развития региональной экономики - А. В. Кузнецов, М. Н. Адушев, А. А. Власенко, М. В. Александрова, А. А. Туктаев, о сотрудничестве РФ и Южной Кореи - Р. И. Гриванов, С. В. Ду-бовицкая, А. К. Мосолова, В. Е. Петровский, О. В. Хлыстова, Е. В. Неяскина.
Такая ситуация, с одной стороны, создает множество проблем для исследователя, а с другой - актуализирует необходимость изучения вопросов, связанных с вхождением южнокорейского бизнеса в российские ТОР.
Основные результаты исследования
В 2013 г. с целью ускорения темпов развития трудноосваиваемых и отдаленных территорий и формирования дополнительного инвестиционного инструмента правительством РФ был принят и разработан закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который вступил в силу 30 марта 2015 г.
В настоящее время на территории РФ действует всего 99 ТОР. По данным консульства Южной Кореи за 2019 г., общее количество иностранных компаний в них составило 22, общая сумма иностранного капитала - 171,45 млрд руб., а количество созданных ими рабочих мест - 4 215 8.
Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (сокр. ТОР или ТОСЭР) - экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.
Согласно п. 1 ст. 12 закона № 473-ФЗ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или создать юридическое лицо на территории опережающего социально-экономического развития в целях приобретения статуса резидента такой территории и отвечающие установленным настоящим Федеральным законом требованиям к резидентам территории опережающего социально-экономического развития, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности 9.
8 2018 ^ ^Og URL: http:// overseas.mofa.go.kr/ru-vladivostok-ko/brd/m_7808/view.do?seq=1329720&srchfr=&s (дата обращения 02.12.2019).
9 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330102&fld=134&dst=100114,0&rnd=0.6661925380156639 #009092542643898316 (дата обращения 03.11.2019).
При этом согласно части второй, введенной Федеральным законом от 26.07.2019 № 254-ФЗ, особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, предусмотренный частью первой настоящей статьи, не предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти, добычу природного газа и (или) газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными пенсионными фондами 10.
Южная Корея является крупным экспортером нефти, газа, каменного угля и железной руды. В силу отсутствия полезных ископаемых в стране и ее малой территории крупные компании Южной Кореи, такие как KORES, Kocoal, POSCO, Korea Zinc Co, SK Global Chemical и др., приобретают активы за рубежом. Необходимо отметить, что география и специализация таких активов достаточно обширна и простирается от Монголии до Австралии.
Среди наиболее крупных проектов по добыче сырья, в которых участвует Южная Корея совместно с иностранными партнерами за пределами страны, можно отметить такие, как Wallarah 2 (Австралия, уголь), Raigad (Индия, газ), Galaxy (литий, Аргентина) и др.
Тем не менее, как видно из списка (табл. 2), к 31 мая 2019 г. на территории РФ находилось всего три южнокорейских резидента.
Кроме того, согласно данным посольства РК во Владивостоке от 31 декабря 2017 г., было зарегистрировано заявление на получение статуса резидента от компании «Trade LLC», которая запланировала строительство завода по производству кабельных линий с полихлорвиниловой изоляцией 11.
Подробный анализ источниковой базы RISS, содержащей основные научные результаты южнокорейской науки за последние 30 лет, показал, что компании Южной Кореи изначально рассчитывали на создание СП в энергетическом секторе и участие в разработке недр РФ, что позволило бы им решить проблему сырьевой и региональной безопасности, освободившись от необходимости производить закупки сырья на Ближнем Востоке 12
В статьях южнокорейских исследователей в последние пять лет отчетливо прослеживается мысль о том, что ресурсы российского Дальнего Востока в сочетании с японским и южнокорейским капиталом и технологиями могли бы стать хорошим фундаментом для долгосрочного сотрудничества РК и РФ в рамках «Новой азиатской политики» и «Северного экономического сотрудничества»,
10 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
11 2018 Ш ^^¿^ URL: http://overseas.mofa.go.kr/ru-vladivostok-ko/brd/m_7808/view.do?seq=1329720&srchfr=&s (дата обращения 08.11.2019).
12 Около 70 % нефти Южная Корея закупает именно в странах Ближнего Востока, объем импорта энергетических ресурсов в процентном выражении составляет 94 %.
Список южнокорейских компаний-резидентов ТОР List of South Korean companies-residents of the PDA
Таблица 2 Table 2
Регион РФ, в котором расположена ТОР Название ТОР Название компании-резидента Сфера деятельности Общая стоимость проекта, млрд руб. Инвестор (общая сумма инвестиций, млн руб.)
Приморье Большой Камень Hotel Pride LLC Строительство гостиниц 5,9 -
Надсждинская Oyang Рыбная промышленность 1,1 R&Food Company
Хабаровск Камчатка Gorod 415 LLC Рыбная промышленность 6,4 KTI (4,5)
Козьмино Приморский край ЗАО «Национальная химическая группа» Производство минеральных удобрений 458 Hyundai
Источник-. TÜrfiMü^ 2018 S. 7fl «Н1 <Щ ^ t^äi^ Д-ЦН. URL: http://overseas.mofa.go.kr/ru-vladivostok-ko/brd/m_7808/
view.do?seq=1329720&srchfr=&s (дата обращения 08.11.2019).
в котором Дальний Восток России обозначен как ключевое звено и логистический центр между Европой и ЮВА. При этом КНР и РК могли бы обеспечить стабильно высокий объем потребления энергетических ресурсов РФ на всем протяжении действия указанных проектов.
Аналитики также отмечают, что для Южной Кореи в краткосрочной перспективе было бы выгодным участие в строительстве небольших нефтехимических предприятий, расположенных вблизи газовых месторождений. Кроме того, постепенное вхождение южнокорейского бизнеса на рынки Дальнего Востока подготовило бы почву для создания прочной базы торгового и промышленного сотрудничества обеих стран (РК и РФ), раскрыв его потенциал.
Южнокорейское правительство также рассчитывало на использование транспортных артерий российского Дальнего Востока для перевозки товаров из страны на внутренние рынки РФ 13.
Однако для создания единой энергетической сети и рынка прежде всего необходима синхронизация правовой и институциональной основ государств-участников.
Южнокорейские предприниматели не в полной мере осведомлены о содержании и принципах работы малого и среднего бизнеса, а также функционирования рынков на территории РФ, что подтверждается данными компании KOTRA, а также данными, приобретенными автором в ходе участия в переговорах между южнокорейскими и российскими делегациями. У южнокорейских бизнесменов также вызывают вопросы обеспечение строительства инфраструктуры в ТОР, отсутствие четко регламентированного плана поддержки крупных компаний - будущих резидентов ТОР, распределение бюджета при необходимости ежегодно выделять на развитие проекта около 100 млрд руб. 14
Прокладка трубопроводов в южнокорейском направлении давно интересует Россию. Проект магистрального газопровода через территорию Северной Кореи обсуждался «Газпромом» и южнокорейской компанией «Kogas» еще в 2008 г. Однако из-за обострения напряженности на Корейском полуострове согласовать его так и не удалось. Технически возможно строительство морского трубопровода в обход КНДР, однако это более дорогостоящий проект. В сентябре 2018 г. в рамках Восточного экономического форума стороны вернулись к обсуждению проекта строительства газопровода, но уже на форуме 2019 г. «Газпром» и «Kogas» обсуждали в основном перспективы сотрудничества в области СПГ, в частности поставки, осуществляемые по контракту между «Sakhalin Energy» и «Kogas».
Кроме того, потенциальные участники проектов отмечают сложности в проведении административных процедур, связанных с оформлением статуса рези-
13 ^ URL: https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwiD7oyXtcfoAhXDk4sKHa19D_8QFjAAe gQIARAB&url=https%3A%2F%2Frd.kdb.co.kr%2FfileView%3FgroupId%3D9A9D1AE5-3DAC-D38C-1B7C-CBAE286D15D9%26fileId%3D1DBDD855-D0B5-0951-D254-A1464BB6CEC9&usg=A0vVaw0 rqsE1AuuDhCueDxhaE_S5 (дата обращения 01.04.2020).
14 ^^ Щ ^ // HIRS 11 6 i. URL: http://scholar.dkyobobook.co.kr/searchDownload.laf?barcode=4010025788962&artId=10339602&gb=pdf& rePdf=pdf (дата обращения 29.03.2021).
дента и участием в проектах, планируемых к исполнению в рамках инициативы ТОР 15.
Однако более глубокая проблема состоит в представлениях южных корейцев об РФ и бывшем СССР, сформированных учебной литературой, а также деятельностью СМИ. Анализ исследований, представленных в базе RISS, показывает, что Россия в сознании корейцев тесно связана с реалиями СССР, среди которых на первом месте неразвитость рынков, товарный дефицит, технологическая отсталость и отсутствие инфраструктуры, развившиеся, согласно мнению исследователей, вследствие неэффективной работы администрации 16.
Тем не менее, анализ источников позволяет прогнозировать сопряжение южнокорейской Новой северной политики и Новой восточной политики России, что приведет к развитию сотрудничества между двумя странами в различных аспектах, таких как дипломатическая безопасность, экономика и культурный обмен.
Российско-южнокорейское сотрудничество также может быть интенсифицировано за счет заключения Соглашения о свободной торговле и формирования соответствующей зоны между двумя странами. Отметим, что данный проект обсуждается с осени 2017 г., в июне 2018 г. об этом было подписано совместное заявление, которое было дополнено меморандумами о взаимопонимании.
Среди проектов, которые будут способствовать углублению экономических и хозяйственных связей между РК и Россией, «Проект энергосистемы Юга-Севера-России», а также «Проект сельскохозяйственного сотрудничества Юг-Север-Россия». В последнем проекте активное участие принимают северокорей-
15 2014 4 12 € 44т), 44^а 444, т, т 44 7fl44 44, &Ио} ^ (угольные рудники) 7fl4
^i 444^ 4 44 44 »4 4 «М444 44^474 44^ 44
7R>4 44] ]]] 44 7Ч4 -^4 ®4. <...> 4]4 4£7fl44^!
4^4 £414] 444д 44^4 «4J44® 7fl44fe
й^ 44. [Южная Корея планировала инвестирование средств в строительство
зерновых терминалов, торговой инфраструктуры для реализации злаковых культур и в разработку угольных месторождений, однако из-за запутанных административных процедур, сложной системы налогообложения и растаможивания, а также проблем со сроками возврата инвестиционных вложений и оценкой прибыльности было принято решение полностью пересмотреть инвестиционные планы. <...> Тем не менее, многократно отмечается, что содержание, касающееся работы по созданию ТОР за один год, приостановилось на задаче по упрощению сложных и запутанных административных процедур] // 4]4 4H7fl44^(TOP)] ]]4 H0>oj // hirs Issue paper 4 65 i P. 5.
16 1990 4 4] i^) 4Л14] &И4 ]4 44] 44®4. ...
a]4 ]4 20] 44 ]] о f^^^^i ÄH^
?]4] 4s ]4 ^444 44 ]]
^4 Щ] Ш 4^4] 4 ]] 4] &4Ш] 44]^. ^ й] 4&]4 [Со времени установления российско-корейских дипломатических отношений в 1990 г. (в то время с СССР) интерес Южной Кореи к российскому Дальнему Востоку огромный. Однако за последние 20 лет инвестиционная среда на Дальнем Востоке не оправдала надежд, что было связано с различными проблемами, такими как узкий рынок труда соответствующий небольшому количеству населения и его низкой плотности, бедная инфраструктура, неэффективное административное управление, бюрократия] // 4]4 ]]4 4^]] Ш 4] // hirs 4 6 URL: http://scholar.dkyobobook.co.kr/searchDownload.laf?barcode=4010025788962&artId=10339602&gb =pdf&rePdf=pdf (дата обращения 29.03.2021).
ские рабочие. Также, очень перспективным проектом с точки зрения корейского правительства является «Проект сельскохозяйственного сотрудничества Юг-Север-Россия», поскольку он также позволит в долгосрочной перспективе привлечь Северную Корею к практическому экономическому сотрудничеству.
Выводы
Несмотря на большие надежды, связанные с сотрудничеством РФ и РК в ТОР, данную серию проектов не удалось реализовать так, как планировалось. Основными причинами являются принципиальная разница в порядке инвестирования в высокотехнологичные и торговые производства, отсутствие доверия к российской системе экономического планирования со стороны южнокорейского бизнеса, несмотря на их большой интерес к новым рынках России, в частности к рынкам Сибири и Дальнего Востока, а также отсутствие специалистов, которые могли бы в равной степени обладать знаниями в области бизнеса, культурной антропологии и языка.
Список источников
1. Бом Вонсок. Росия кыктончиёк пальджон чончхэк хёнхван мит мундже пунсок ^^ ^^Щ Ш Российская политика в отношении развития Дальнего Востока и анализ проблем // Чончхэк погосо. Вып. 65. URL: http://scholar.dkyobobook.co.kr/searchDown load.laf?barcode=4010025788962&artId=10339602&gb=pdf&rePdf=pdf (дата обращения 29.03.2021).
2. Внешняя торговля России с Республикой Корея (Южной Кореей) в 1 полугодии 2019 г. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-08/ vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-1-polugodii-2019-g/ (дата обращения 01.11.2019).
3. Генеральное консульство во Владивостоке. Ведущая зона развития 2018 г. и система свободного порта Владивосток. URL: http://overseas.mofa.go.kr/ru-vladivostok-ko/brd/m_7808/view.do?seq=1329720&srchfr=&s (дата обращения 08.11.2019).
4. Кан Мёнгу. Синбукпанджончхэк-ква синдонпанджончхэк тхонхан ханро хёпнёк ёнгу ЩЩ Сотрудничество РФ и РК с точки зрения Северной политики. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2a hUKEwiD7oyXtcfoAhXDk4sKHa19D_8QFjAAegQIARAB&url=https%3A%2 F%2Frd.kdb.co.kr%2FfileView%3FgroupId%3D9A9D1AE5-3DAC-D38C-1B7C-CBAE286D15D9%26fileId%3D1DBDD855-D0B5-0951-D254-
A1464BB6CEC9&usg=A0vVaw0rqsE 1 AuuDhCueDxhaE_S5 _(дата обращения 21.04.2021).
5. Почему Южная Корея активизировала экономические отношения с Россией. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/12/07/744486-yuzhnaya-koreya-ekonomicheskie-rossiei (дата обращения 02.11.2019).
6. Проекты сотрудничества РФ и Южной Кореи. URL: https://korea-seoul. mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo-rossijskoj-federacii-i-respubliki-korea (дата обращения 01.11.2019).
7. Товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Корея в 20122018 гг. URL: https://korea-seoul.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnice-stvo-rossijskoj-federacii-i-respubliki-korea (дата обращения 02.11.2019).
8. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения 02.11.2019).
9. Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов // Материалы второй Международной научно-практической конференции 7 декабря 2016 г. URL: http://www.joum. msu.ru/downloads/2016/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1 %8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%2 0%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf_ (дата обращения 02.11.2019).
10. Экономические отношения России и Республики Корея. URL: https://tass. ru/info/3331211 (дата обращения 01.11.2019).
List of Sources
1. Beom Wonseok. Reosia keukdong jiyeok hyeonhwang mit munje bunseok
^^ ^^Щ ^ Russian policy
towards the development of the Far East and analysis of problems. In: Che-ongchaek pogoseo. Vol. 65. URL: http://scholar.dkyobobook.co.kr/search Down-load.laf?barcode=4010025788962&artId=10339602&gb=pdf&rePdf=pdf (accessed 29.03.2021).
2. Ekologiya mediasredy: problemy bezopasnosti i racional'nogo ispol'zovaniya kommunikativnyh resursov. In: Materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 7 dekabrya 2016 g. URL: http://www.journ.msu.ru/ downloads/2016/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%8D% D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1%8F%20%D 1 %81%D0%B 1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (accessed 02.11.2019).
3. Ekonomicheskie otnosheniya Rossii i Respubliki Koreya. URL: https://tass.ru/ info/3331211 (accessed 01.11.2019).
4. Federal'nyj zakon "O territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomiche-skogo razvitiya v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2014 N 473-FZ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed 02.11.2019).
5. General'noe konsul'stvo vo Vladivostoke. Vedushhaja zona razvitija 2018 g. i sistema svobodnogo porta Vladivostok. URL: http://overseas.mofa.go.kr/ru-vladivostok-ko/brd/m_7808/view.do?seq=1329720&srchfr=&s (accessed 08.11. 2019).
6. Kan Mjongu. Sinbukbang cheongchaek-kwa sindongbangcheongchaegeul thong-han hanreo hyeopnyeok yeongu [7^4. ^^^ W ^ ^ H®! ^4]. A Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Korea from the point of view of Northern policy. URL: https://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwiD7o yXtcfoAhXDk4sKHa19D_8QFjAAegQIARAB&url=https%3A%2F%2Frd.kdb. co.kr%2FfileView%3FgroupM%3D9A9D1AE5-3DAC-D38C-1B7C-CBAE286 D15D9%26fileId%3D1DBDD855-D0B5-0951-D254-A1464BB6CEC9&usg= AOv Vaw0rqsE1AuuDhCueDxhaE_S5 (accessed 21.04.2021).
7. Pochemu Yuzhnaya Koreya aktivizirovala ekonomicheskie otnosheniya s Rossiej. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/12/07/744486-yuzhnaya-koreya-ekonomicheskie-rossiei (accessed 02.11.2019).
8. Proekty sotrudnichestva RF i YUzhnoj Korei. URL: https://korea-seoul.mid.ru/ torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo-rossijskoj-federacii-i-respubliki-korea (accessed 01.11.2019).
9. Tovarooborot mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Koreya v 20122018 gg. URL: https://korea-seoul.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicest-vo-rossijskoj-federacii-i-respubliki-korea (accessed 02.11.2019).
10. Vneshnyaya torgovlya Rossii s Respublikoj Koreya (Yuzhnoj Koreej) v 1 polu-godii 2019 g. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-08/ vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-1-polugodii-2019-g/ (accessed 01.11.2019).
Информация об авторе Анна Сергеевна Шмакова, кандидат исторических наук, доцент
Information about the Author Anna S. Shmakova, Candidate of Sciences (History), Associate Professor
Статья поступила в редакцию 11.10.2021; одобрена после рецензирования 26.11.2021; принята к публикации 26.11.2021 The article was submitted 11.10.2021; approved after reviewing 26.11.2021; accepted for publication 26.11.2021